- Преподавателю
- Школьному психологу
- Положение о ПМПк в школе - интернате
Положение о ПМПк в школе - интернате
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Симонова И.Л. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МАС(к)ОУ «Ялуторовская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат № 6 для слепых и слабовидящих детей»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы - интерната ________________________
Иванов И.И.
от «____» ______ 2014 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)
1. Общие положения
1.1. Психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов школы - интернат №6, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1.2. ПМПк создается приказом директора школы при наличии соответствующих специалистов.
1.3. ПМПк в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым Положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Уставом школы - интернат №6, договорами между школой и родителями (законными представителями) обучающихся.
1.4 Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исходя из реальных возможностей школы - интернат №6 и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
2. Основные задачи ПМПк
Задачами ПМПк являются:
2.1. Своевременное выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации.
2.2.Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов ребенка.
2.3. Выявление резервных возможностей развития ребенка.
2.4. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в школы - интернат №6 возможностей.
2.5. Подготовка и ведение документации, отражающей уровень интеллектуального развития ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
2.6. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка ее эффективности.
3. Основные функции ПМПк
3.1. Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе.
3.2. Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
3.3. Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
3.4.Создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.
4. Структура и организация деятельности ПМПк
4.1. В состав ПМПк входят: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель-логопед, педагог-психолог, учителя с большим стажем работы в классах КРО, социальный педагог, медицинская сестра. При отсутствии какого-либо специалиста в школе, он может быть приглашен из другого учреждения.
Председателем ПМПк является заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
4.2. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
4.3. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников школы - интернат №6 с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между школой и родителями (законными представителями) обучающихся.
Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу должно быть получено в письменном виде.
4.4. Для обследования ребенка на консилиуме должны быть представлены следующие документы:
- выписка из истории развития ребенка.
При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра консилиума направляет запрос соответствующим медицинским специалистам с согласия родителей (законных представителей).
-педагогическое представление на ребенка, в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагога при работе с ребенком;
- свидетельство о рождении;
- письменные работы по русскому языку, математике, творческие поделки.
4.5. На основании полученных данных (представление специалистов) коллегиально составляются заключение консилиума и рекомендации по обучению, развитию и воспитанию ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.
4.6. Изменение условий получения образования осуществляется по заключению ПМПК и заявлению родителей (законных представителей).
4.7. ПМПк анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. Изменение типа образовательного учреждения осуществляется только при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей). В случае выведения учащегося в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу того образовательного учреждения, в котором будет обучаться ребенок.
4.8.При необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПк).
4.9. В ПМПк ведется следующая документация:
- годовой план и график плановых заседаний ПМПк;
- журнал записи детей на ПМПк;
- журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
- карты (папки) развития обучающегося / воспитанника;
- список специалистов консилиума, расписание их работы;
- архив ПМПк.
5. Порядок подготовки и проведения ПМПк
5.1. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.
5.2. ПМПк работает по плану, составленному на один учебный год.
Плановые ПМПк проводятся не реже 1 раза в квартал. Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:
- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;
-выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
-динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
Внеплановые ПМПк собираются по запросам специалистов, ведущих с данным ребенком коррекционно-развивающее обучение и развитие, а также родителей (законных представителей) ребенка. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная или положительная динамика обучения и развития ребенка.
Задачами внепланового консилиума являются:
- решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
- изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности.
5.3. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы ребенку, проходящему консилиум и взятому на коррекционно-развивающее обучение и внеурочную коррекционную работу, назначается ведущий специалист.
5.4. Решением консилиума, ведущим специалистом назначается в первую очередь педагог класса, но может быть назначен любой другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
5.5. Подготовка к проведению консилиума.
5.5.1. Обсуждение проблемы ребенка на ПМПк планируется не позднее двух недель до даты его проведения.
5.5.2. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
5.5.3. В период с момента поступления запроса и до ПМПк каждый специалист ПМПк проводит индивидуальное обследование ребенка, планирует время его обследования с учетом реальной возрастной и психофизической нагрузки.
5.5.4. Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации
5.5.5. Ведущий специалист обсуждаемого ребенка, по согласованию с председателем консилиума, составляет список специалистов, участвующих в консилиуме. В список специалистов - участников консилиума входят специалисты, непосредственно работающие с ребенком и знающие его проблематику.
5.5.6 .Специалисты, ведущие непосредственную работу с ребенком, обязаны не позднее, чем за 3 дня до проведения консилиума, представить в ПМПк характеристику динамики развития ребенка и заключение, в котором должна быть оценена эффективность проводимой развивающей или коррекционной работы и даны рекомендации по дальнейшему проведению коррекционно-развивающей работы. Ведущий специалист готовит свое заключение по ребенку с учетом предоставленной ему дополнительной информации к моменту проведения консилиума.
5.6. Порядок проведения консилиума.
5.6.1. Консилиум проводится под руководством председателя консилиума, а в его отсутствие - заместителя председателя консилиума.
5.6.2. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры нарушения психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов.
5.6.3. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
5.6.4. При направлении ребенка на ПМПк копия коллегиального заключения школьного ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте.
5.6.5. Протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума не позднее чем через 3 дня после его проведения и подписывается председателем, всеми членами ПМПк.
6. Специалисты ПМПк имеют право:
- самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;
- обращаться к педагогическим работникам, администрации школы - интернат №6, родителям (законным представителям) для координации коррекционной работы с обучающимися, воспитанниками;
- проводить в школе индивидуальные и групповые обследования (медицинские, логопедические, психологические);
- требовать от администрации школы создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, обеспечения инструктивной и научно-методической документацией;
- получать от директора школы - интернат №6 информацию информативно-правового и организационного характера, знакомиться с соответствующими документами;
- обращаться за консультацией в образовательные, медицинские, дефектологические учреждения, областную психолого-медико-педагогическую комиссии;
- вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медико-педагогических знаний;
- обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические разработки, рекомендации и т.д.
7. Специалисты ПМПК обязаны:
- рассматривать вопрос и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции;
- в решении вопросов исходить из интересов ребенка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность получаемой информации;
- принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся, воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических кадров;
- оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, родителям (законным представителям) в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития, эмоционально-волевой сферы детей и индивидуального подхода к ребенку;
- разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с обучающимися;
- осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических нагрузок, эмоциональных срывов, организовывать лечебно-оздоровительные мероприятия обучающихся;
- готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления на ПМПк, в областную психолого-медико-педагогическую комиссию.
8. Ответственность специалистов ПМПк
Специалисты ПМПк несут ответственность за:
- адекватность используемых диагностических и коррекционных методов;
- обоснованность рекомендаций;
- конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
- соблюдение прав и свобод личности ребенка;
- ведение документации и ее сохранность.