Рабочая программа элективного курса Психология и выбор профессии (9 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психология и выбор профессии

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной, 2014г.

Общие цели образования с учетом специфики элективного курса:


Цель: сформировать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка

Задачи курса:

  • Осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

  • Ознакомление с основными принципами выбора профессии

  • Знакомство с содержанием массовых профессий, знакомство с особенностями современного рынка труда, пропагандирование профессий, необходимых региону

  • Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом

  • Установление контакта с родителями в помощи ученику в дальнейшем выборе места учебы, работы, выбора жизненного пути.

Общая характеристика элективного курса «Психология и выбор профессии»


Актуальность элективного курса «Психология и выбор профессии» состоит в том, что реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в экономических условиях. Для того чтобы выдержать профессиональную конкурентную борьбу и достичь поставленных целей, российским учащимся необходимо ознакомиться с большим спектром профессий и соотнести свои возможности и способности с необходимыми требованиями профессий. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший,

  • что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

  • что он есть (интеллект, личностные, психологические и физические свойства),

  • что он может (возможности и способности),

  • что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Описание места элективного курса в учебном плане.

На предмет «Психология и выбор профессии» в учебном плане МОАУ «СОШ №85» выделено 34ч из расчета 1ч. в неделю для преподавания в 9 классе.



Планируемые результаты освоения программы

Перечень формируемых знаний и умений:

Учащиеся должны знать:

  • понятия: самооценка, темперамент, стресс, профессия, специальность, компетентность, профессиональная/непрофессиональная мотивация;

  • словарь чувств и эмоций;

  • отличия профессии от других видов деятельности;

  • классификации профессий Е.А. Климова и Д. Голланда

  • требования к различным видам профессиональной деятельности;

  • особенности современного рынка;

  • причины возможных ошибок при выборе профессий;

  • пути получения профессий;

  • формулу выбора профессии.

Учащиеся должны уметь:

  • определять свои личностные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)

  • обозначать профессию формулой;

  • приводить примеры профессий каждой группы;

  • соотносить профессии и способности;

  • анализировать достоинства и недостатки профессии;

  • критически подходить к сомнительным объявлениям о работе.

Ожидаемые результаты:

  • владение навыками самопрезентации;

  • учет личностных особенностей (темперамента, стрессоустойчивости) при выборе профессии;

  • умение выстраивать программу саморазвития;

  • умение избегать ошибки при выборе профессии;

  • умение планировать профессиональное образование.


Тематическое планирование


Четверть

I

II

III

IV

Год

Количество часов по предмету

9

7

10

8

34





Содержание тем учебного курса


№п/п

Наименование темы

Количество часов

Виды деятельности обучающихся

I


Что я знаю о своих возможностях

Самооценка и уровень притязаний

Темперамент и профессия. Определение темперамента

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций

Стресс и тревожность

Определение типа мышления

Внимание и память

Уровень внутренней свободы. Мой психологический портрет

9


Упражнение «Кто Я? Какой Я»

Определение темперамента. Построение графика личности

Отгадывание эмоций по лицам одноклассников. Анализ эмоционального опыта. Тест эмоций.

Определение качеств характера, провоцирующих и препятствующих конфликты. Тест на личностную тревожность. Тест на школьную тревожность.

Работа с модифицированной методикой «Определение типа мышления»

Микротренинг познавательных процессов

Работа с модифицированной методикой УСК. Заполнение таблицы «Мой психологический портрет»

II


Что я знаю о мире профессий

Классификация профессий. Признаки профессии

Определение типа будущей профессии

Профессия, специальность, должность. Формула профессии

Интересы и склонности в выборе профессии

Определение профессионального типа личности

Профессионально важные качества

Профессия и здоровье. Моя будущая профессия

7


Игра «Аукцион профессий» Заполнение пирамиды Климова

Игра «Аукцион профессий». Работа с методикой Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»

Формулирование отличий профессии от других видов трудовой деятельности. Моделирование профессии по заданным характеристикам. Выстраивание формулы будущей профессии по методике Н.С. Пряжникова

Работа с методикой «Профиль»

Работа с модифицированной методикой «Определение профессионального типа личности»

Работа в микрогруппах. Заполнение таблицы «Профессионально важные качества»

Работа с методикой «Мое здоровье». Заполнение таблицы «Моя будущая профессия»

III


Способности и профессиональная пригодность

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности

Способности к интеллектуальным видам деятельности

Способности к профессиям социального типа

Способности к офисным видам деятельности

Способности к предпринимательской деятельности

Артистические способности

Уровни профессиональной пригодности. Мои способности

10


Решение ряда задач, в которых поставлены технические задачи. Анализ отрывка из книги В.И. Речицкого

Работа с методикой ШТУР

Работа с тестом Томаса «Поведение в конфликтных ситуациях». Ролевая игра «Конфликт»

Работа с тестом «Интеллектуальная лабильность»

Самооценка степени развития качеств руководителя. Самоанализ стратегий по заданию «Акулы» и «дельфины»

Работа с упражнением «Мыслитель и художник». Анализ научно-популярного текста. Мини-сочинение о творческой удаче

Работа с классификацией Э. Фромма. Заполнение таблицы «Мои способности»

IV


Планирование профессиональной карьеры

Мотивы и потребности

Ошибки в выборе профессии

Современный рынок труда

Пути получения профессии

Навыки самопрезентации

Стратегия выбора профессии. Планирование профессиональной карьеры

8


Работа с методикой Е. головахи «Определение мотивации». Работа с книгой М. Веллера «Все о жизни»

Игра «Оптимисты и скептики»

Анализ сомнительных газетных объявлений о приеме на работу

Работа с матрицей выбора профессии

Упражнение «Личное пространство». Тренинг деловой речи. Написание резюме

Заполнение таблицы «За» и «против»

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Технические средства обучения:.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

DVD диски с презентационным материалом.


Литература:

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год издания

1

Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки

Г.В. Резапкина

М.: Генезис

2014

2

Психология человека в современном мире

А.Л. Журавлев, Е.А. Сергеенко, В.В. Знаков, И.О. Александров

М.: Изд-во «Институт психологии РАН»

2009

3

Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.

Э.Ф. Зеер

М.:

Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга

2003

4

Найди свой путь

Г.К. Селевко

М.: Народное образование, НИИ школьных технологий


2006

5

Найди себя

Г.К. Селевко

М.: Народное образование, НИИ школьных технологий

2009






Календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел.

Тема урока

Содержание ФКГОС

Содержание примерной/ авторской программы


Количество часов

Дата

Планируемые результаты

(ЗУН)


знать

уметь

использовать в практической деятельности

1

Что я знаю о своих возможностях

Самооценка и уровень притязаний

Самопрезентация. Формула счастья

1


понятие: самооценка как измерительный прибор; формулу самооценки

разнопланово отвечать на вопрос «Кто Я?»

навыки самопрезента-

ции

2

Темперамент и профессия. Определение темперамента

Модификация Личностного опросника Г. Айзенка

1


понятие: темперамент

определять свой темперамент

учитывать особенности темперамента при выборе профессии

3

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций

Что делает несчастным. Что делает счастливым

1


словарь чувств и эмоций

пользоваться словарем, изображать эмоции

контролировать свои эмоции

4

Стресс и тревожность

Качества характера, провоцирующие конфликты/препятствующие конфликту

2


механизм возникновения стресса

учитывать свойства нервной системы

управлять своим психическим состоянием

5

Определение типа мышления

Мышление, интеллект. Черты, присущие мышлению талантливых людей. Как развивать мышление

1


основные черты мышления талантливых людей

давать характеристику каждому типу мышления

соотнести свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности

6

Внимание и память

Требованию к вниманию. Виды памяти. Как тренировать память

2


виды памяти и внимания

выполнять упражнения на внимание

тренировать способности

7

Уровень внутренней свободы. Мой психологический портрет

Зависимость от внешних обстоятельств. Потребность соответствовать социальным нормам

1


роль внутренней свободы в жизни человека

объективно оценивать себя

выстраивать программу саморазвития

8

Что я знаю о мире профессий

Классификация профессий. Признаки профессии

Предметы, цели, средства, условия труда.

1


классификацию профессий Е.А. Климова

обозначать профессию формулой

оценить выбранный вид деятельности по параметрам: предмет, цель, средства, условия труда

9

Определение типа будущей профессии

Методика Е.А. Климова

1


предмет соей будущей профессии

приводить примеры профессий каждой группы

соотнести результаты диагностики и планируемой профессии

10

Профессия, специальность, должность. Формула профессии

Моделирование профессий. Модификация Н.С. Пряжникова

1


отличия профессии от других видов трудовой деятельности

обозначать профессию формулой

соотнести результаты диагностики и планируемой профессии

11

Интересы и склонности в выборе профессии

Модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока

1


примеры из жизни великих людей

определить свой круг интересов

управлять своими интересами

12

Определение профессионального типа личности

Модификация методики Дж. Голланда

1


американскую классификацию профессий

дать описание каждому профессиональному типу

соотнести результаты диагностики и планируемой профессии

13

Профессионально важные качества

Требования профессий к человеку

1


понятие: компетентность

определять для каждого типа важные качества

выстраивать программу саморазвития

14

Профессия и здоровье. Моя будущая профессия

Медицинские ограничения профессиональной пригодности

1


медицинские ограничения професиональной пригодности

смоделировать свою будущую профессию

строить планы на будущее исходя из полученных знаний

15

Способности и профессиональная пригодность

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности

Задатки. Способности. Определение технических способнстей

1


понятия: общие и специальные способности

соотнести профессии и способности

определить пригодность к техническим профессиям

16

Способности к интеллектуальным видам деятельности

Методика ШТУР

2


требования к интеллектуальным видам деятельности

соотнести профессии и способности

оценить способности к интеллектуальным видам деятельности

17

Способности к профессиям социального типа

Тест Томаса. Конфликтные ситуации

2


требования к профессиям социального типа

соотнести профессии и способности

оценить способности к профессиям социального типа

18

Способности к офисным видам деятельности

Тест «Интеллектуальная лабильность»

1


требования к офисным видам деятельности

соотнести профессии и способности

оценить способности к офисным видам деятельности

19

Способности к предпринимательской деятельности

Профессионально важные качества руководителя. Стратегии «акул» и «дельфинов»

2


требования к предпринимательской деятельности

соотнести профессии и способности

оценить способности к предпринимательской деятельности

20

Артистические способности

Логический/художественный тип. Ведущее полушарие.

2


понятие: специальные способности

соотнести профессии и способности

определить склонность к художественной деятельности

21

Уровни профессиональной пригодности.

Типы людей согласно классификации Э. Фромма

1


степени профессиональной пригодности

определить степень сфоримрованности своих способностей

22

Планирование профессиональной карьеры

Мотивы и потребности

Методика Е. Головахи. Профессиональная/внепрофессиональная мотивация. Пирамида Маслоу.

2


понятия: профессиональная и непрофессиональная мотивация

ранжировать потребности по степени важности

учитывать при выборе профессии ведущие потребности

23

Ошибки в выборе профессии

Достоинства и недостатки профессий

1


причины возможных ошибок при выборе профессии

анализировать достоинства и недостатки профессий

избежать ошибок при выборе профессии

24

Современный рынок труда

Конфликт интересов. Конкурентоспособность.

1


особенности современного рынка труда

критически подходить к сомнительным объявлениям о работе

адаптироваться к меняющимся условиям рынка труда

25

Пути получения профессии

Матрица профессионального выбора

1


пути получения профессии

спроектировать получение выбранной профессии

планировать профессиональное образование

26

Навыки самопрезентации

Важные моменты самопрезентации. Резюме

2


секреты самопрезентации

строить правильную речь

успешно устроиться на работу

27

Стратегия выбора профессии. Планирование профессиональной карьеры

Формула выбора профессии «Хочу-Могу-Надо»

1


формулу выбора профессии: «ХОЧУ-МОГУ-НАДО»

дать себе объективную оценку

планировать профессиональное образование




















Приложение к Рабочей программе. Оценочные и методические материалы

  1. Описание технологии

В современном понимании смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании готовности человека к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.

Преподавание элективного курса ориентированное на применение авторской технологии «Скорая помощь в выборе профессии». «Скорая помощь в выборе профессии» - современная технология профориентационной работы со школьниками, разработанная и апробированная в Московском областном центре профориентации молодежи в 2010 году. «Скорая помощь в выборе профессии» содержит основные компоненты профориентационной работы: профинформирование, профконсультирование и психологическая поддержка. Данная технология построена на основе диагностических процедур. Диагностические процедуры позволяют учащимся определить склонность и готовность к тому или иному виду деятельности. При этом, акцент делается не столько на профессиональные умения, сколько на личностные качества подростка. С первых уроков учащимся дается установка на то, что их самооценка - это их основной инструмент личностного самопознания. Таким образом, суть технологии заключается в том, что путь профессионального самоопределения подростка идет через личностное самопознание.



  1. Памятка по построению урока



  1. Организационное начало урока

  2. Опрос домашнего задания

  3. Вводная беседа

  4. Введение новых понятий. Презентация нового учебного материала

  5. Практическая работа. Работа с диагностическим материалом

  6. Подведение итогов урока

  7. Домашнее задание



  1. Виды заданий

  1. Контрольные вопросы (карточки для парной и групповой работы)

  2. Практические работы

  3. Письменные творческие задания

  4. Круг чтения. Обсуждение прочитанного



  1. Критерии оценивания

3.1 Контрольные вопросы

Отметка «5» ставится, если даны правильно ответы на 5 вопросов.

Отметка «4» ставится, если даны правильно ответы на 4 вопроса.

Отметка «3» - выполнено половина задания.

3.2 Практические работы

Отметка «5» ставится, если работа полностью эстетически выполнена. Оценены личностные возможности и умения, сделан вывод относительно профессионального самоопределения.

Отметка «4» ставится, если полностью выполнена первая часть работы, а выводы прописаны недостаточно.

Отметка «3» ставится, если выполнена только первая часть работы.

3.3 Письменные творческие задания

Отметка «5» ставится за полноценное раскрытие вопроса, приведены аргументы из жизни, личного опыта. Использованы примеры из художественной литературы.

Отметка «4» ставится за полноценное раскрытие вопроса, приведены аргументы.

Отметка «3» ставится за недостаточное раскрытие вопроса.

3.4 Круг чтения

Отметка «5» ставится за активное участие в групповом обсуждении, при условии, что суждения носят аргументированный характер.

Отметка «4» ставится за активное участие, но суждения недостаточно аргументированы.

Отметка «3» - пассивное участие в дискуссии.



  1. Примерные задания

4.1 Контрольные вопросы

  1. Способность оценивать себя называется:

а) самодеятельность; б) самооценка; в) самопрезентация; г) самовосприятие

2. На самооценку в первую очередь влияет:

а) уровень притязаний; б) привлекательность; в) трудолюбие; г) здоровье.

3. Важнейший принцип психодиагностики называется:

а) конгруэнтность; б) конфиденциальность; в) толерантность; г) лояльность

4. «Формулу счастья» вывел:

а) Павлов; б) Селье; в) Джеймс; г) Гиппократ.

5. На достоверность результатов тестирования влияет ваша:

а) искренность; б) критичность; в) общительность; г) независимость.

4.2 Письменные творческие задания

  1. Охарактеризуйте человека, которому принадлежат эти слова:

Я очень силен в спорах. Спросите у любого из моих оставшихся друзей. Я могу одержать верх в споре на любую тему, против любого оппонента. Люди это знают и сторонятся меня на вечеринках. Часто в знак большего уважения, он меня даже не приглашают.

  1. Согласны ли вы со следующим высказыванием? Письменно обоснуйте свою точку зрения, используя известные вам примеры из мировой истории и личного опыта.

Эмоции не только играют роль важнейших факторов в жизни отдельной личности, но они вообще самые могущественные из известных нам природных сил. Каждая страница истории - как целых народов, так и отдельных лиц - доказывает их непреодолимую власть. Бури страстей погубили больше человеческих жизней, опустошили больше стран, чем ураганы. Их поток разрушил больше городов, чем наводнения.

К.Г. Ланге

4.3 Круг чтения

1. Почитайте отрывок из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и определите, каким образом Тому удалось убедить ребят, что белить заборы - большая честь и редкое удовольствие.

2. Почитайте историю изобретения телеграфа и подумайте, что помогло Морзе сделать его открытие.

… Преуспевающий художник Семюэль Морзе, возвращаясь в 1832 году из очередной поездки в Европу, где было написано большое количество полотен, предвкушал свой триумф на родине, в Америке. В то время морской путь из Европы в Америку занимал более месяца. Этого месяца срока хватило, чтобы превратить известного художника в великого изобретателя. Попутчиками Морзе оказались люди, знакомые с опытами Фарадея по «извлечению искр из магнита». Морзе высказал ключевое предположение, что сочетание искр может быть использовано как код для передачи сообщений по проводам. Эта идея захватила его, несмотря на то что даже азы физики были ему неизвестны: он не знал, как соединяются провода. Но он был убежден, что в основу системы передачи телеграфных символов должны быть положены различные комбинации последовательно передаваемых сигналов. Первая демонстрация телеграфа Морзе состоялась в сентябре 1837 года в Нью-Йоркском университете. Забросив живопись и перебиваясь случайными заработками, Морзе упорно продолжает заниматься своим изобретением. И только в 1843 году он получает правительственную субсидию и приступает к строительству 40-мильной телеграфной линии Балтимор - Вашингтон. Сначала решено было прокладывать провод в глубокую траншею, но это было сложно и дорого. Поэтому Морзе принял решение о замене подземного кабеля воздушной линией, которая оказалась экономичной и надежной. Вместо изоляторов на столбах сверкали бутылки. Но еще за семь лет до этого события русский изобретатель Павел Шиллинг добился высочайшей милости на постройку воздушной телеграфной линии между Петербургом и Петергофом. К несчастью, через два месяца после начала работ Шиллинг умер. Его правоту подтвердило время. Сейчас поверхность Земли покрывают миллионы километров воздушных телеграфных линий.

Речицкий В.И. Профессия-изобретатель


6


© 2010-2022