Тренинг профессионального самоопределения

Данный тренинг может быть использован не только для студентов колледжей, но и для учеников в школе в рамках профориентационной работы классного руководителя.Тренинг профессионального самоопределения«Моя профессия – мой успех»Цель тренинга:повышение у студентов устойчивой мотивации к выбранной профессии, осознание специфических мо­ментов данной профессиональной деятельности, а также повышение уровня осознания воз­можных препятствий на пути к профессиональ­ным целям и представления о путях преодо...
Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг профессионального самоопределения









Тренинг профессионального самоопределения

«Моя профессия - мой успех »











Разработал

Педагог-психолог

Казакова Алла Ивановна










Москва 2015г


Пояснительная записка


«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» - эти слова знаменитого педагога начала ХХ века

К.Д. Ушинского актуальны в настоящее время.
В колледж ребята приходят уже сделав свой первый профориентационный выбор в огромном мире профессий. Что движет ими, делая этот выбор? Анкетирование, проводимое ежегодно у обучающихся первых курсов показывает, что только 30%-40% обучающихся делают осознанный самостоятельный выбор, во всех остальных случаях на их выбор влияют внешний условия (рядом с домом, родители, друзья…). Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения. Перед колледжем стоит задача не только обучение профессии, но и необходимость дать ребятам достаточно полную информацию, о профессии которой он обучается, требованиях, предъявляемых к ней, возможностях дальнейшего профессионального роста, перспективах трудоустройства, значимости профессии для общества. Следовательно, задача всего педагогического коллектива способствовать развитию устойчивой мотивации к выбранной профессии, формированию внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов. Ведь всё это во многом является составляющим профессионального успеха. А человек добившийся успеха - всегда счастлив.

Тренинг профессионального самоопределения «Моя профессия - мой успех» во многом призван решать данные задачи. Упражнения, входящие в содержание тренинга построены в определённой логической последовательности. От более простых упражнений, носящих скорее ознакомительный характер, к упражнениям, позволяющим моделировать перспективы профессионального и личностного развития в их целостности. В ходе тренинга используются методы: ролевой игры, дискуссии, групповой беседы.

Время проведения тренинга -50-60 мин (в зависимости от численности группы)

Численность группы 13- 18 человек.

Тренинг «Моя профессия - мой успех» предложен для студентов, чья будущая профессия связана с автомобильным транспортом, но его, возможно, использовать в работе для любой другой профессии, лишь немного изменив задания.




Тренинг профессионального самоопределения

«Моя профессия - мой успех»

Цель тренинга: повышение у студентов устойчивой мотивации к выбранной профессии, осознание специфических моментов данной профессиональной деятельности, а также повышение уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Задачи тренинга:

  • создание доверительной атмосферы,

  • создание ситуации ознакомления участников с особенностями профессиональной деятельности конкретного специалиста.

  • создание условий для анализа возможных препятствиях на пути профессионального успеха

  • создание условий для самостоятельного принятия решений по преодоления препятствий на пути профессионального успеха

  • ознакомление участников с необходимыми составляющими профессионального успеха

  • создание ситуации осознания участниками , что успех в профессии во многом зависит от них самих, и каждый может его достичь

Оборудование: тренинговое пространство, стулья по количеству участников, листы бумаги, ручки, плакат «Рецепт успеха», раздаточный материал.

План:


  1. Вступление. Разминка «Я готов к работе» (5 мин)

  2. Основная часть

- Упр. «Составь рассказ»

- Упр. «Один день из жизни оператора ЭВМ» (7-10 мин)

- Упр.- игра «Подарок с намёком» (15 мин)

-Упр. « Ловушки копканчики» (15 мин)

3. Заключение мини дискуссия «Рецепт успеха» (7 мин)

Рефлексия (5мин)



Содержание тренинга

Вступление

Ведущий: Здравствуйте ребята Я очень рада вас всех видеть.

В нашем колледже Вы уже учитесь не первый день, успели хорошо узнать друг друга, даже знаете особенности характера своих одногруппников и конечно успели познакомиться с будущей профессией не только теоретически , но и на практике. Многие, я уверенна, хорошо представляет себе будущую профессиональную деятельность. Тем не менее, не помешает еще раз перепроверить свой выбор, задуматься о том, действительно ли выбранная Вами профессия даст возможность реализовать себя.

Так как работать будем в группе, давайте определим основные правила, которые необходимо соблюдать для работы в группе (правила принимаются всеми и записываются на доске).

  • Мы ценим и уважаем мнение любого из нас

  • Мы уважаем чувства любого из нас

  • Мы соблюдаем конфедициальность

  • Мы не прерываем, друг друга, когда говорим

  • Мы не критикуем друг друга

  • Мы принимаем активное участие в происходящем

Упр. разминка «Я готов к работе»

В знак выражения готовности активно работать на протяжении занятия, т.е. в знак принятия озвученных мной условий, Вы должны с каждым обменяться рукопожатием при этом, произнося фразу «Я готов к работе», если вы с кем-то обменялись рукопожатием несколько раз, ничего страшного.

Основная часть

Ведущий: Мир профессий огромен, их насчитывается около 40 тысяч, и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. Профессия, которой вы обучаетесь, связана с автомобильным транспортом с его обслуживанием и ремонтом. Давайте попробуем определить, а как давно возникла эта профессия?

Упражнение «Составь рассказ»

Ведущий предлагает совместными усилиями составить рассказ об истории профессии. Ребята выбирают для себя небольшой информационный блок и в определённом порядке его зачитывают. Порядок определяется специальным кодовым знаком. Получается общий рассказ.

1: Что бы ответить на вопрос об истории профессии автомеханика, необходимо определить когда возник первый автомобиль , и что вообще обозначает слово «автомобиль»?

?Слово "автомобиль" происходит от латинского αυτο - сам и mobilis - движущийся. По словарному определению автомобиль - это самоходное безрельсовое транспортное средство, предназначенное для передвижения по поверхности земли. «»

«» Первый автомобиль по сути такое же таинственное и неуловимое событие как, например, изобретение письменности. Никто точно не знает, когда закорючки на песке превратились в буквы и никто никогда не сможет провести точную черту, отличающую первый настоящий автомобиль от подобным ему механизмов (двухколёсные, трехколесные самоходные транспортные средства). !!!

!!! Первые исторически известные чертежи автомобиля принадлежат Леонардо да Винчи. Это одно из самых известных изобретений Леонардо.**

**Первые самодвижущиеся машины были сконструированы в Китае задолго до технической революции в Европе.+

+Самым первым русским автомехаником по праву можно считать Кулибина. Он создал первый в мире прообраз автомобиля - самобегательную коляску.=

=Традиционно считается, что первые автомеханики появились в середине XVIII века в странах, где ранее всего появился транспорт, способный передвигаться самостоятельно.%

%С тех пор самодвижущиеся механизмы постоянно изменялись и совершенствовались. Но любому механизму нужен своевременный уход и ремонт, поэтому требовались специально обученные и хорошо разбирающиеся в конструкции автомобиля люди. Так и возникла профессия автомеханика.№

№ До настоящего времени прошло уже более 2- веков, произошел значительный скачок в автомобилестроении, на улицах увеличилось число авто, а значит, профессии связанные с обслуживанием автомобилей были, есть и будут дальше востребованы на рынке труда.

Ведущий

(10 минут)

В этом упражнении мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе будущую работу.

Чтобы работать по профессии автомеханик, недостаточно простого знания устройства автомобиля, знать виды неисправностей и пути их устранения, обладать навыками работы с диагностическим оборудованием.

Достаточно ли этого, что бы быть профессионалом?

?Какие качества необходимы профессиональному автомеханику?

Каждому участнику группы предлагается выбрать карточку, на которой записано, то или иное психологическое качество человека .

Задача каждого доказать, что именно это необходимо.

Физическая выносливость

Болтливость

Кропотливость

Умение сглаживать конфликты

терпение

сочувствие

Ловкость

Умение анализировать

Внимательность

вежливость

вспыльчивость

эгоизм

ВЫ молодцы! Прекрасно справились с заданием .

Упражнение - игра «Подарок с намёком» (15 минут) (Упражнение проводится в круге)

В этом упражнении мы попробуем в игровой форме обсудить особенности рассматриваемой профессии, что позволит участникам лучше осознать специфические моменты данной профессиональной деятельности.

Инструкция: "Представьте, что у нас есть общий друг будущий автомеханик , который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу.

При этом важно выполнить три условия:

1 - подарок должен содержать намек на его профессию

2-подарок должен быть "с изюминкой", т.е. быть веселым, необычным (друг - это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное, т.е. как бы "откупятся" от него);

3 - подарок должен быть доступным Вам по цене.

После этого каждый" по очереди кратко называет свой подарок. При этом ведущий (или любой участник) могут задавать иногда уточняющие вопросы. К примеру, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т.п.

В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.

При обсуждении результатов упражнения можно узнать, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга, как он будет использоваться?

Спросить участников игры, а какой бы подарок они выбрали, Почему?

В ходе этого упражнения - игры обосновывая свои варианты подарков, ребята вынуждены соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные элементы данного профессионального труда.

Упр. «Ловушки копканчики» (15 мин)

(Для этого упражнения надо ребят разделить на две команды (можно использовать способ деления по цветам, или на 1-й - 2-ой))

Ведущий: Мы с вами выбрали самые лучшие и нужные подарки для своего друга. Дарить подарки и бывать на праздниках это очень весело и интересно, но жизнь не всегда праздник и часто мы, делая что-либо сталкиваемся с различными трудностями, или как мы сейчас определим «ловушками копканчиками», которые нам мешают добиваться нашей цели.

Сейчас вы учитесь в колледже, постигаете азы профессии техника по ремонту автомобильного транспорта мы можем сказать, что овладение мастерством данной профессии- и есть ваша профессиональная цель.

Общая инструкция: каждая команда в течение 3-х минут на листочке записывает некоторые трудности на пути к нашей профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человеке и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают... Выделяя такие трудности, обязательно должны подумать и о том, как преодолеть их.

После этого из каждой команды выбирается лидер, который и будет идти к своей профессиональной цели. Команды по очереди будут называть по одной трудности-ловушке, а лидер противоположной команды сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Команда, назвавшая данную трудность также должна будет сказать, как можно было бы её преодолеть.

Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Тому и защитывают очко. К концу упражнения, у какого лидера окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели.

Подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). Какие трудности оказались самыми тяжёлыми, лёгкими? Все ли трудности, действительно, встречаются в жизни? Во многом ли преодоление трудностей зависит только от нас?

Упражнение «Рецепт успеха настоящего профи по ремонту автомобилей» (10 мин)

Ведущий: Подводя итог нашего занятия, мне очень хотелось, чтобы Вы все непременно добились успеха в достижении своей профессиональной цели, т.е. овладели мастерством профессии ,а когда человек добивается чего-то, мы говорим «Молодец! Добился успеха в своём деле!», а человек при этом чувствует себя очень счастливым.

И если в этот момент его спросить: « А что помогло вам добиться успеха? Какой рецепт вашего успеха?»

Давайте попробуем составить такой рецепт, указав основные компоненты успеха (в виде качеств, поступков, навыков и др. что помогает нам добиться своей цели). Предложенные ребятами слова записываются на плакате с названием «Рецепт успеха».

Ведущий: А сейчас я сделаю вам всем подарок и подарю каждому психологический рецепт такого блюда как «Профессиональный успех»

Итак « рецепт профессионального успеха» прост:

образ результата,

положительный эмоциональный настрой,

чёткие, рассчитанные действия,

решительность и активность в действиях (без экономии на силах),

учёт потребностей окружающих людей,

внесение индивидуальности и оригинальности.

Конечно, не забудем терпение

Блюдо под названием «УСПЕХ» готово!

Рефлексия тренинга

Что запомнилось больше всего, что понравилось, пригодятся ли это в дальнейшей жизни?

Ведущий: В завершении работы давайте поблагодарим друг друга аплодисментами.

Всем спасибо!

Список литературы:

ЗахаровВ.П. Хрящува Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие.- Л.:Изд-во ЛГУ , 1989г

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 20005.

Кипнис М. Тренируем общение, способность влиять и убеждать.- СПб.:Прайм -Еврознак

Интернет ресурсы




© 2010-2022