Занятие Путешествие в страну чувств

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие «Путешествие в страну чувств»

Цель: развитие и гармонизация эмоциональной сферы ребенка.

Задачи:

  1. Ознакомления ребенка с основными эмоциональными состояниями (или закрепление имеющихся знаний);

  2. Разъяснение того, что чувства являются именно слугами Королевы, которая символизирует наше «Я», все слуги - чувства обладают Мерой.

  3. Обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции.

  4. Развитие способности слушать другого, следить за ходом мыслей и умения выстраивать собственные мысли и фантазии в контексте повествования.

  5. Развитие творческих способностей, познавательного интереса.

Используемые методы и техники:

  • Сказкотерапия;

  • Музыкотерапия;

  • Релаксация.

Оборудование: магнитофон; запись умеренно спокойной музыки и музыки со звуками шума моря, текст сказки «Путешествие в страну чувств». Гуашевые краски (красный, зеленый, желтый, синий, коричневый и черный цвета), разведенные до густоты сметаны.

Приветствие: Занятие начинается с определения настроения посредством "Лесенка настроения". Ребенок говорит, какое у него сейчас настроение: прекрасное, отличное, хорошее, удовлетворительное, грустное, плохое.

Ритуал «входа» в сказку. Релаксационное упражнение «Полет над морем».

Цель: создание мотивации на совместную работу. Вхождение в сказку.

Психолог: «Представь себе, что мы находимся в аэропорту Тридевятого царства, мы собрались здесь, чтобы лететь в сказочную страну чувств. И вдруг мы слышим, как диспетчер Бармалей объявляет, что рейс №13 в страну чувств не состоится. Но черепаха Тортилла, добавляет свое объявление: «Уважаемые пассажиры, выберите для себя удобный вариант объявления:

  1. Дорогие пассажиры! Вылет рейса №13 задерживается. Только, что получили сообщение, что Иван Царевич уже вылетел на скоростном ковре-самолете и через час будет здесь. Ждите наших объявлений.

  2. По техническим причинам рейс №13 задерживается. Авиакомпания Тридевятого царства приносит свои извинения. У нас работает сказкотека, видеоизбушка на курьих ножках и ресторан «Скатерть-самобранка». Ждите дополнительных сообщений через час.

  3. Для пассажиров, которые очень торопятся попасть в страну чувств, может быть предоставлена ступа от «Бабы-Яги» класса люкс»».

Когда ребенок выбрал один из предложенных вариантов, мы совершаем перелет в сказочную страну чувств: психолог предлагает ребенку закрыть глаза, расслабиться и послушать шум моря, над которым он пролетает. Через 1-2 минуты психолог предлагает открыть глаза.

Основная часть: рассказывание сказки «Путешествие в страну чувств»

Цель: Ознакомление детей с содержанием сказки, последовательностью событий.

Содержание этапа: психолог рассказывает сказку «Путешествие в страну чувств».

Далеко-далеко за морями-океанами есть сказочная страна чувств. Ее хозяйка-Королева. У Королевы есть слуги-чувства: Мера, Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Удивление, Вина и Обида. Все слуги-чувства живут в своих дворцовых покоях и посещают Королеву.

Однажды Королева отправилась в далекую страну, чтобы навестить свою подругу. А слуги-чувства расселились по разным дворцам, и каждый хотел быть главным. Поэтому в каждом дворце проходила своя жизнь.

Из дворца Радости все время был слышен веселый смех. Все слуги-чувства бегали по дворцовым покоям, хлопали в ладоши, играли в салочки, танцевали.

В другом дворце шли настоящие сражения. Все слуги-чувства ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить друг другу подножку, укусить, ущипнуть или закидать помидорами. А перед заходом солнца все слуги-чувства этого дворца собирались в одном большом покое и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как устроить большое сражение со всеми слугами-чувствами. Это был дворец Злости.

Один дворец выглядел пустынным, казалось, все жители покинули его навсегда. Но вдруг показался один житель. Он быстро бежал и все время оглядывался вокруг.

Казалось, что он от кого-то убегал. Едва этот житель заметил другого, как оба широко открыли глаза и рот, и казалось, они вот-вот закричат. Жители резко повернулись и убежали друг от друга. Да, это был дворец Страха.

А во дворце Грусти придворные слуги то и дело грустили: по белым снежинкам, по ароматной землянике, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. Тоска зеленая, да и только!

Во дворце Удовольствия изо дня в день слуги-чувства лежали на мягких пушистых ковриках и нежились в лучах солнца. Их глаза были закрыты, подбородок расслаблен, руки и ноги казались ватными.

Во дворце Удивления слуги-чувства не переставали удивляться всему подряд: какая яркая луна на небе, почему в соседнем королевстве все жители маленького роста?! Они разводили руками, широко открывали глаза, поднимали брови и округляли рот.

Еще в одном дворце слуги-чувства хмурились и плакали от обиды. От этого у них стали опухать глаза, нос, губы. Они ни с кем не играли, не разговаривали, только и делали, что сменяли мокрые от слез платочки на сухие. Это был дворец Вины и Обиды.

И так день за днем проходила жизнь сказочной страны. Казалось, здесь никогда не будет порядка. Все слуги-чувства забыли про Меру. Жители сказочных дворцов так устали только радоваться, злиться, грустить, удивляться, бояться и обижаться, что стали терять силы. Тогда Мера послала письмо Королеве, чтобы она срочно возвращалась в свое королевство.

Когда Королева вернулась, в стране воцарился прежний порядок. Потому что Королева знала секрет, как вернуть всем слугам-чувствам их важное качество - Меру. С тех пор Королева не оставляет своих слуг-чувств без контроля.

Анализ сказки

Цель: осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Психолог задает вопросы: «Кто герои этой сказки? Что произошло со слугами-чувствами? Почему это произошло? Зачем нужно было, чтобы Королева обязательно вернулась? Чем закончилась история? Кто помог в этом?».

Ритуал «выхода» из сказки. Релаксационное упражнение «Полет над морем»

Цель: подготовка ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Интеграция

Цель: Связь нового опыта с реальной жизнью.

Психолог предлагает ребенку представить, что у него в душе есть Королевство, а он является их Королевой. В Королевстве живет множество слуг-чувств. Если глава страны слаб или отсутствует, страной правят слуги. Однако они не обладают той мудростью, которая дана Королеве, поэтому совершают ошибки. Таким образом, необходимо «расставить» придворных по местам, соответствующим их назначению, а править страной должна Королева. Ведущий вместе с ребенком проговаривают, как нам служат слуги-чувства, в каких ситуациях они приносят пользу, в каких - вред, а также как распознать слугу-чувство у себя и у другого.

Рефлексия

Цель: Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.

Психолог подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, поощряет ребенка за его заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых Ребенок может использовать новый опыт.

Игра «Воздушное настроение»

Цель: Тренировка умения распознавать эмоциональные состояния; снятие эмоционального напряжения.

Психолог показывает детям карточки с пятью графическими изображениями эмоций (радость, грусть, страх, гнев, удивление). Предлагает детям надуть шарики и нарисовать на них эти эмоции. Рисовать можно кисточкой или пальцем (по выбору детей). Домашнее задание:

Цель: Интегрирование нового опыта в реальную жизнь, стимулирование проявления новых качеств личности ребенка.

Ребенок наблюдают за собой - как получается быть Королевой и управлять своими слугам и чувствами.

Ритуал Прощания: "Лесенка настроения".



© 2010-2022