- Преподавателю
- Школьному психологу
- Разработка семинара по профилактике суицидального поведения учащихся
Разработка семинара по профилактике суицидального поведения учащихся
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Часовских С.Ю. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Семинар для педагогов-психологов и социальных педагогов ОУ «Инновационные методы предупреждения
суицидального поведения подростков»
Часовских Светлана Юрьевна, педагог-психолог
Цель: повышение компетентности специалистов образовательных учреждений в области профилактики суицидального поведения обучающихся.
Ход:
В ходе семинара будут рассмотрены следующие вопросы:
-
проблемы превенции суицидального поведения несовершеннолетних в образовательной среде;
-
психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды, направленное на профилактику суицидального поведения обучающихся;
-
изучение практик общей профилактики, использования новых технологий для предупреждения проблем развития личности, профилактики рискового поведения, помощи в решении актуальных задач социализации в образовательной среде.
-
Проблема превенции суицидального поведения несовершеннолетних в образовательной среде. Национальные превентивные программы суицидального поведения в мире и в России.
В 1999 году ВОЗ приступила к реализации всемирной программы по превенции самоубийств, в которой, странам с высоким и средний уровнем суицидальной активности, было рекомендовано разработать национальные превентивные программы с учетом культурных традиций и системы ценностей в каждой стране.
На сегодняшний день самые крупные мировые центры превенции суицидов действуют в США. Один из них - Американская Ассоциация суицидологи, которая внедрила национальную программу по изучению причин и предупреждению суицидов. Основной стратегией данной программы является повышение осведомленности населения о суицидальном поведении и возможности превенции самоубийств.
Шведская национальная программа предполагает трехкомпонентную схему:
-
общая суицидальная превенция, подразумевающая меры психологического, образовательного и социального характера, направленные на улучшение состояния здоровья населения и профилактику травматизма в целом;
-
непрямая суицидальная превенция, ориентированная на уменьшение числа самоубийств за счет снижение средств самоубийства;
-
прямая суицидальная превенция, направленная на преодоление суицидальных мыслей у лиц, проявляющих суицидальные тенденции
Опыт Венгрии, Польши, Болгарии основан на подходе, ориентированном на систему здравоохранения и повышение уровня здоровья населения в целом, а также на распространении знаний в обществе о вопросах профилактики и контроле доступности средств суицида. Одной из форм снижения суицидального риска является взаимодействие со СМИ, в т.ч. и электронными (запрещение сайтов, содержащих прямое и косвенное подталкивание к суициду, широкая реклама ресурсов, которые помогут подростку найти выход в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия психологических служб).
Проблема самоубийств в России весьма актуально. Так в период с 1990 по 2010 гг. зарегистрировано почти 800 000 суицидов.
Приведем некоторые статистические данные: Россия на 6 месте в мире по суицидам среди людей всех возрастов (после Литвы, Ю.Кореи, Казахстана, Белоруссии, Японии) и на 1 месте по количеству детских и подростковых суицидов. (для справки: общее количество суицидов в 10.8 человека на 100 000 человек, в России 19-20 случаев на 100 000).
Существует ли в России превентивная программа. Конечно, да, но почему же она не приносит должного эффекта? По мнению Московского Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи одной из причин является недостаток финансовых средств. Именно эта причина не позволяет сделать помощь доступной и всеобъемлющей, хотя в психологической поддержке задействованы в основном профессионалы. А волонтерское движение в социальной сфере, являющееся предметом гордости Западной общественности, в нашей стране находится в начальной стадии.
Одним из звеньев профилактики остается школа. Современная школа активно использует опыт социальной работы в решении значимых проблем, в т. ч. в снижении риска суицидального поведения обучающихся. Приоритетной целью образования является формирование, сохранение и развитие психологически здорового ребёнка. Острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от педагогов, психологов, социальных педагогов и всех должностных лиц школы понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы. Сегодня школа должна стать для ребенка местом социальной и психологической стабильности.
В классификации психотравмирующих ситуаций негативные феномены, порожденные школьной жизнью (школьная дезадаптация, неуспех в учебе, отвержение подростка в классе, конфликт с учителями, дидактогения: негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя), - одни из ведущих. Вместе с тем образовательная среда наиболее перспективна в плане превенции суицидальной активности подростков. Данный вопрос изучала творческая группа (представление участников группы).
Выступление участников группы.
В связи с этим остро стоит вопрос не только об изучении факторов суицидального поведения в подростковой и молодежной среде, но и о выработке системы инновационных превентивных средств, обобщенных в форме социально-педагогических технологий. Для начала давайте рассмотрим направления работы школьных социальных педагогов и педагогов-психологов.
-
Направления работы ОУ по профилактике суицидального поведения обучающихся.
-
Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленная на профилактику суицидального поведения. Этапы и уровни психолого-педагогического сопровождения.
В настоящее время активнее всего проявляют себя две ведущие тенденции модернизации педагогического процесса: одна связана с технологическим подходом к его проектированию и осуществлению, другая с гуманизацией и гуманитаризацией образования. В соответствии с этим Левитес Дмитрий Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, Мурманский государственный гуманитарный университет предложил различать:
-
предметно-ориентированные технологии (знаниевые, человек умеет работать по готовым нормам, в стандартных ситуациях);
-
личностно-ориентированные технологии (способностные, развивающие, человек, способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в условиях быстрых перемен и множества вариантов собственного выбора).
Давайте вспомним, что такое педагогическая технология: система последовательных взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Предлагаем рассмотреть типовую модель ППС ОП.
-
Мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения (творческие группы).
Представление опыта работы педагогов-психологов и социальных педагогов учреждения образования по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних с одной из целевых групп: обучающиеся, родители, педагоги.
-
Подведение итогов.
В конце 2011 - начале 2012 года с целью анализа ситуации по профилактике детских суицидов в образовательных учреждениях страны в рамках государственного задания Минобрнауки России была поставлена задача мониторинга состояния работы по профилактике детского суицида в образовательных учреждениях России. Результаты работы были представлены Н.В. Зайцевой, к.п.н., на конференции, посвященной проблеме профилактики детского суицида г.Москва.
Анализ мер по профилактике суицидального поведения обучающихся, изложенных в письмах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе осуществляющих управление в сфере образования, показал:
-
Наличие комплексного плана работы по профилактике детского суицида отметил 41 регион.
-
Межведомственное взаимодействие организовано в 54-х регионах России.
Среди наиболее часто упоминаемых мер профилактической работы выделены:
-
Работа психологической службы в ОУ - 71,6%;
-
Службы экстренной психологической помощи детского телефона доверия - 68,7%;
-
Плановые проверки деятельности ОУ, проведение мониторинга - 62,7%.
-
Профилактическая работа в сети Интернет (сайты муниципальных органов управления, образовательных учреждений) - 31,3%;
-
Наличие региональной программы - 20,9%;
-
Наличие региональных опытно-экспериментальных площадок - 16,4%;
-
Полипрофессиональные бригады помощи детям - 14,9%.
-
Организацию отдыха и занятости детей в каникулярное время отметили 4,5%.
Профилактическая работа с детьми, как правило, заключается в проведении лекториев, бесед, классных часов, интерактивных уроков, психологических тренингов. 10,4% в образовательных учреждениях региона системы анонимного выявления вопросов и жалоб. Информационные стенды, информационные сборники, в том числе с адресами и телефонами, по которым можно обратиться за помощью, используются как форма профилактической работы в 43,3% регионов.
Образовательные учреждения 13,4% регионов используют компьютерные программы для диагностики и профилактики суицидов. В 11,9% регионов проводится тестирование и анкетирование детей для выявления детей, склонных к суицидальному поведению (выделены: диагностика адаптационных возможностей, эмоциональной и личностной сферы несовершеннолетних, оценка уровня тревожности и др.).
Также среди форм профилактики упоминаются конкурсы рисунков, сочинений, стенгазет, школьных сайтов; детская общественная приемная; уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса; служба примирения, региональные акции, направленные на укрепление семьи, формирование культуры здорового образа жизни; волонтерское движение и др.
Основные формы работы с родителями заключаются в проведении родительского всеобуча, родительских собраний, рейдов в неблагополучные семьи, лекториев, обучения, рекомендаций. Отмечены также «Горячие линии» для родителей, консультации. В некоторых регионах для родителей выпускаются брошюры, листовки с рекомендациями по распознаванию суицидальных наклонностей, с телефонами доверия, кризисных центров.
Работа с педагогами в регионах строится в системе повышения квалификации: обучение по разработанным модульным программам, спецкурсы. Конференции, семинары по проблеме проводятся в 73,1% регионов. В 64,2% подготовлены методические пособия, методические рекомендации для педагогов. Проблема обсуждается на педагогических советах, проводятся инструктажи по исключению доступа к сайтам вредоносного содержания.
Результаты анализа позволили сделать вывод, что большинство регионов представили весь спектр мер и форм профилактики, в той или иной степени работающих на решение проблемы. Однако в ряде отмеченных выше регионов идет поиск мер по профилактике детского суицида, наиболее отвечающих вызовам современной ситуации в обществе.
-
Рефлексия