Программа Твой выбор

Современный социальный заказ требует адаптировать систему образования к рынку труда, создать условия для более осознанного профессионального самоопределения школьников. Для успешного обучения и воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и способности.Однако до настоящего времени остаются нерешенными вопросы, касающиеся проблемы ранней профилизации: критерии отбора и распределения учеников по классам определенного профиля, методическое обеспечение и психологич...
Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Березовская общеобразовательная школа











Программа


психологического сопровождения профильного и профессионального самоопределения учащихся


«Твой выбор»













п.Березово

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный социальный заказ требует адаптировать систему образования к рынку труда, создать условия для более осознанного профессионального самоопределения школьников. Для успешного обучения и воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и способности.

Однако до настоящего времени остаются нерешенными вопросы, касающиеся проблемы ранней профилизации: критерии отбора и распределения учеников по классам определенного профиля, методическое обеспечение и психологическое сопровождение развития личности в процессе профильного обучения.

В условиях профильного обучения старшекласснику необходимо сделать жизненно важный выбор, который во многом определит его дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру. В связи с этим особенно актуальным становится подготовить учащихся к самостоятельному и продуманному выбору.

« Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые и дети любят задавать. И чем взрослее становится ребенок, это сакраментальное -

« Кем быть?» все сильнее тревожит душу и разум и подросшего ребенка и его родителей. Вот тогда-то и возникает вопрос, какую профессию выбрать для себя и так, чтобы еще не ошибиться с выбором.

Многочисленные исследования показали, что одной из серьезных проблем перехода на профильное обучение является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры и проектированию собственного жизненного пути. В реальной образовательной практике выбор профиля обучения осуществляется на основе показателей успешности обучения, а также на основе пожеланий родителей. В тех случаях, когда выбор профиля осуществляется самим учащимся, оказывается, что его выбор определяется такими факторами как: выборы референтных лиц, престижность профессии, внешняя привлекательность профессии, мнение и материальные возможности родителей, легкость усвоения знаний определенного типа, отношение к педагогам по профильным предметам, степень удаленности высших учебных заведений.

Целью психологического сопровождения профильного обучения является помощь подростку в профессиональном самоопределении. Сущность профессионального самоопределения заключается в нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности. Следует отметить, что в настоящее время смысл выбираемой профессии зачастую находится не в самой трудовой деятельности, а в благах получаемых за эту деятельность (уровень зарплаты, престижность и т.д.), что, к сожалению, может в будущем привести к отсутствию интереса в профессиональной деятельности и психологическому кризису.

Программа психологического сопровождения профильного обучения включает в себя два подраздела:

  • Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (8 -9 классы)

  • Психологическое сопровождение профильного обучения (10 - 11 классы)


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Целью психологического сопровождения профильного обучения является подготовка и обеспечение эффективного профессионального и личностного самоопределения учащихся на основе применения закономерностей, принципов психологии с учетом индивидуальных особенностей школьников

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • психолого-педагогическое сопровождение проектирования индивидуальной траектории профиля;

  • подбор методов, проведение и анализ результатов диагностики личностных особенностей, знаний, навыков, мотивации учащихся, необходимых для успешного самоопределения в выборе профиля обучения.

  • оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в соответствии с их индивидуальными особенностями, способностями, склонностями и интересами.

  • обеспечение формирования способности учащихся к сознательному, ответственному выбору - планированию учебной и профессиональной карьеры, проектированию жизненного пути;

  • создание социально-психологического благоприятного климата для самоопределения и саморазвития личности;

  • оказание психологической поддержки учащимся в выборе профиля обучения и дальнейшем профессиональном и личностном самоопределении.

  • определение формы контроля успешности работы по профессиональному и личностному самоопределению учащихся

  • обеспечение формирования профориентационной компетентности.

  • Определение критериев эффективности психологического сопровождения профильного обучения.

  • Разработка и проведение для педагогов психолого-педагогических семинаров по проблеме психологического сопровождения профильного обучения;

  • Информационно-просветительская и психологическая работа с родителями по поддержке детей в самореализации и выборе профиля обучения.

В систему психологического сопровождения профильного образования включаются различные виды работ с учащимися, педагогами и родителями.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:


I этап. Теоретический уровень.

Отбор диагностик в соответствии с программой.

II этап. Ориентационно - деятельностный сбор информации:

Диагностика интересов, склонностей, профильного и профессионального выбора учащихся

III этап. Обработка результатов, координация информации:

  • Выработка рекомендаций учащимся по выбору профиля обучения и профессиональной ориентации

  • Составление графиков, таблиц, схем, папок в помощь классному руководителю, учителям

IV этап. Тренингово - консультативный этап, коррекция и уточнение данных диагностики

  • Проведение курса занятий психологического сопровождения предпрофильной ориентации учащихся 9 классов «Профконсультирование»

V этап. Анализ и систематизация материала, индивидуальное консультирование.

  • Исследовательская деятельность, разработка лекций для учителей и родителей

VI этап. Методическая помощь учителю, классному руководителю

  • Выработка стиля эффективного общения с учащимися по вопросам его профильной и профессиональной ориентации, адекватной оценки его поступков, понимание его поведенческих проявлений, защита интересов ребенка, ориентация на его личностное развитие.

  • Консультации по педагогической поддержке профильного выбора учащихся.

Программа имеет циклическую структуру, отдельные этапы ежегодно повторяются с различными группами учащихся 8, 9, 10, 11 классов в процессе обучения (диагностика, коррекция, консультирование), педагогами (педагогическая учеба) и родителями (родительское просвещение). Эффективность программы определяется на основе мониторинга результатов диагностики и анализа успешности обучения (по итогам промежуточной и итоговой аттестации, поступаемости в ВУЗы, соответствия поступления профилю обучения).






НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ


Принципы работы:

1. Каждый ребенок уникален и нуждается в педагогической поддержке и помощи в личностном и профессиональном самоопределении.

2. Успешность работы по личностному и профессиональному самоопределению учащихся зависит от уровня координации деятельности учителя, классного руководителя, психолога, родителей, интеграции усилий для самореализации ребенка.

3. Профессиональная и профильная ориентация учащихся основывается на широком кругозоре учащихся, знании профессий, рынка труда, что требует расширения сферы деятельности и сотрудничества с различными учебными заведениями среднего и высшего образования.

4. Для реализации программы необходимо обучение педагогов инновационным методам работы с детьми, создание программ элективных курсов.


Направления работы с педагогами:


  • Методическая поддержка педагогов. Обучение психологическим технологиям, обеспечивающим успешное личностное и профессиональное самоопределение учащихся при оптимальной психической нагрузке.

  • Психологическое консультирование педагогов. Информирование о проблемах самоопределения конкретных детей, рекомендации по педагогической коррекции проблем профильного и профессионального выбора учащихся

  • Психологическая поддержка педагогов. Создание условий для творческого роста, самопринятия, профессионального и личностного саморазвития.

Направления работы с родителями:

  • Психологическое консультирование родителей по вопросам профильного и профессионального самоопределения учащихся

  • Выработка согласованных (между родителями, педагогами, психологами) подходов к профильному и профессиональному самоопределению обучающихся, исходя их интересов ребенка.

Направления работы с учащимися:


Профильное и профессиональное самоопределение учащихся решает проблемы личностного самоопределения. Работа по профессиональному самоопределению предполагает развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, мотиваций и направлена на решение следующих задач:

  • Формирование у учащихся способности к анализу рынка труда и профессий.

  • Освоение понятий, относящихся к планированию профессиональной деятельности (рынок труда, профессия, вид деятельности, конкуренция).

  • Анализ рынка образовательных услуг; систематизация источников и способов получения информации о рынке труда; изучение требований к работнику.

  • Формирование способности к самопознанию.

  • Повышение самооценки, формирование реалистичного уровня притязаний. Заполнение рабочей тетради или индивидуальной карты школьника на основе диагностики и самодиагностики.

  • Активизация социальной позиции. Формирование жизненных ценностей высшего порядка.

  • Выработка навыков принятия решений: выбора профессий и путей ее получения, сдачи экзаменов, трудоустройства.

  • Психологическая поддержка; создание ситуации успеха; активизация ресурсов для достижения цели; выработка запасных вариантов.

Учебно-тематический план курса «Основы социализации личности»

(70 часов)

№№

Темы и разделы

Количество часов

Лекции

Практич.занятия

11

Ведение в предмет (диагностика педагогическая и психологическая уровня социально-психологической адаптации учащихся)



4

2

Тренинг знакомства


4

3

Вводное занятие по теме «Эффективное общение - залог успеха»

1

1

4

Барьеры в общении и их преодоление

1

1

5

Общение и конфликт

1

1

6

Ролевое общение

1

2

7

Язык жестов

1

1

8

Основные каналы получения и переработки информации

1

1

9

Межличностное пространство или дистанция в общении


2

10

Эмпатия как одна из технологий эффективного общения

1

1

11

Заключительное занятие по теме: «Эффективное общение - залог успеха».


2

12

Вводное занятие по теме «Эмоциональная и волевая саморегуляция»

1

1

13

Эмоциональные состояния человека

1

1

14

Эмоциональное общение

1

1

15.

Тренинг уверенного поведения / Тренинг выражения чувств


2

16

Воля. Волевая регуляция.

1

1

17

Вводное занятие по теме: «Мои сильные и слабые стороны»

1

1

18

Палитра способностей

1

1

19

Самооценка - фактор, определяющий возможности

1

1

20

Темперамент. Индивидуальные врожденные свойства психики

1

1

21

Проективные методики как средство самопознания


2

22

Познавательные процессы - наш инструмент взаимодействия с миром


2

23

Мои слабые и сильные стороны


2

24

Вводное занятие по теме «Профессиональный успех»

1

1

25

Я выбираю профессию

1

1

26

В мир профессий «по компасу»

1

1

27

Знакомство с миром профессий

1

1

28

Цели и ценности как основание личной и профессиональной стратегии

1

1

29

Дополнительные занятия.

Игра «В мире профессий»

Игра «Продавцы - покупатели»

Конкретные ситуации: «Завуч против»

«Тяжело в ученье…»

«Не хочу учиться, а хочу…»





2

2

2

2

30

Итоговая диагностика эффективности курса


2

Всего:

20

50

Программа занятий.

1. Введение в предмет. - 4ч.

- Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам эффективного общения, самопознания, эмоциональной и волевой саморегуляции и выбора профессии.

Мотивация учащихся на самопознание, на процесс осмысления выбора профессии. Дневник личностного роста как форма фиксации данных по курсу «Основы социализации личности».

Проведение начальной диагностики

Задачи диагностики:

определить исходный уровень социально-психологической адаптации учащихся;

оценить возможности влияния курса «Вместе к успеху» на процесс личностного и профессионального самоопределения учащихся;

выявить группы риска (слабая степень социально-психологической адаптации, низкий уровень притязания, низкая самооценка) для последующей разработки и введения психокоррекционных программ.

Предмет диагностики:

уровень самооценки (самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности);

уровень притязания (определяет во многом содержание целей, которые человек ставит перед собой и влияет на их адекватность);

наличие смысла жизни (умение строить стратегии своего будущего способствует формированию мотивации достижения успеха, а также активной жизненной позиции).

Диагностический комплекс:

Тест на определение самооценки (самооценка по Будасси).

Тест на определение уровня притязания (опросник Мехрабиана).

Тест смысложизненные отношения (СЖО) Леонтьева В.Д.

2. Тренинг знакомства. - 3ч.

Цели:

Учащиеся знакомы между собой.

Сформирована мотивация к совместной деятельности.

Создан положительный настрой на последующие занятия.

Сформирован интерес к процессам самопознания и саморазвития.

3. Вводное занятие по теме: «Эффективное общение - залог успеха». - 2ч.

Введение понятия «общение». Стороны общения. Виды общения. Средства общения.

Практические упражнения: «Оценка коммуникабельности», «Эстафетная палочка», «Карусель», «Объявление», «Формальное общение».

4. Барьеры общения и их преодоление. - 2 ч.

Введение понятия «коммуникативный барьер». Виды барьеров общения. Основные принципы взаимопонимания в общении. Приемы понимающего слушания. Правила эффективного слушания.

Практические упражнения: «Как рождаются слухи», «Зеркало», «Слепое слушание», «Умение слушать».

5. Общение и конфликт. - 2ч.

Введение понятия «конфликт». Элементы конфликта. Этапы и фазы развития конфликта. Причины конфликтов. Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия. Разрешение конфликта - стратегия сотрудничества.

Практические упражнения: тест «Самооценка конфликтности», «Оценка стратегии поведения в конфликте», «Скульптура конфликта», «Конфликтные ситуации».

6. Ролевое общение. - 2ч.

Понятие «роль», «ролевое поведение», «социальный статус». Формальные и неформальные роли. Маска - защита в общение. Социометрическая методика

Игра «Необитаемый остров» или «Королевство». «Определи в какой я роли», «Интервью», «Контакт масок». Анализ собственных ролей в игре.

7. Язык жестов. - 2ч.

Работа с «психологическим атласом проявлений человеческого тела». Науки изучающие невербальные средства общения. Что «говорят» позы и жесты собеседника. Открытые и закрытые позы.

Практические упражнения на «чтение» языка жестов: «Поговорим с помощью пантомимики», «Разговор жестами», «Какой я».

8. Каналы получения и переработки информации. - 2ч.

Каналы получения и переработки информации. Различия каналов получения и переработки информации. Аудиалы, визуалы, кинестетики. Необходимость учета ведущих каналов при общении, обучении.

Практические упражнения на определение собственного ведущего канала получения и переработки информации. Тест «ведущая репрезентативная система».

9. Межличностное пространство или дистанция в общении. - 2ч.

Дистанции при общении: интимная, личная, социальная (общественная), формальная, публичная (открытая). Значение правильного выбора дистанции для эффективного общения. Влияние культуры разных народов на выбор дистанции при общении.

Практические упражнения на определение своей наиболее «удобной» дистанции при общении. «Пузырь», «Солнце и планеты».

10. Эмпатия как одна из технологий эффективного общения - 2ч.

Понятие «эмпатия», технологии эффективного общения. Обратная связь. Правила обратной связи.

Практические упражнения: «групповой рисунок», «Общение без слов», «Обратная связь», «Эмпатия», «Отзеркаливание позы».

11. Заключительное занятие по теме: «Эффективное общение - залог успеха». -2ч.

Определение личных качеств, важных для общения. Мини - сочинение «Я и общение».

Практические упражнения: «Список качеств», «Чемодан», «Контракт».

12. Вводное занятие по теме: «Эмоциональная и волевая саморегуляция». - 2ч.

Введение понятий «эмоции», «чувства», «воля». Значение эмоций, чувств и воли в жизни человека.

Практические упражнения: «Где живут чувства», «Крокодил», «Эмоции и музыка».

13. Эмоциональные состояния. - 2ч.

Формирование навыка регуляции стрессовых, аффективных и фрустрирующих состояний. Техники саморегуляции эмоционального состояния.

Практические упражнения: «Какими чувствами вы живете?», «Самая сильная эмоция», анализ факторов, сопутствующих негативным эмоциональным состояниям.

14. Эмоциональное общение. - 2ч.

«Поглаживание», «укол» - различные способы эмоционального общения. Виды эмоционального «поглаживания»: поддакивание, комплимент, похвала, содружество и т.д.

Практические упражнения, направленные на отработку положительного эмоционального общения и эффективного реагирования на уколы.

15. Тренинг уверенного поведения. - 2ч. / Тренинг выражения чувств. - 2ч.

Тренинговая форма позволяет применить полученные знания об эмоциональной сфере для формирования навыка уверенного поведения / выражения чувств.

16. Воля. Волевая регуляция. - 2ч.

Понятие «воля». Базовые волевые свойства: целеустремленность - не целеустремленность, решительность - нерешительность, смелость - трусость, выдержанность - невыдержанность, самообладание - отсутствие самообладания, упорство - отсутствие упорства и т.д.. волевая саморегуляция.

Тест на определение силы воли.

Практические упражнения: «Пианино», «Рисунок волевого и безвольного человека».

17. Вводное занятие по теме: «Мои сильные и слабые стороны». - 2ч.

Внутренний мир человека и возможности его познания. Образ «Я» или что я думаю о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, самооценка, умение управлять собой). Психодиагностика, цели и задачи.

Практические упражнения: «Я - для других, Я - какой есть», «Знаешь ли ты себя?», «Предмет рассказывает о хозяине», «Самоанализ», «Кто ты?», «Скажи мне, кто твой друг?».

18. Палитра способностей. - 2ч.

Понятие способности. Общие и специальные способности. Потенциальные (скрытые) возможности для развития способностей.

Диагностика способностей, склонностей (КОС - 1)

Практические упражнения: «Что я умею»

19. Самооценка - фактор, определяющий возможности - 2ч.

Понятие «самооценка». Функции самооценки. Условия формирования разных видов самооценки (адекватная, завышенная, заниженная).

Практические упражнения: «Самооценка - поведение - самооценка», «Мой портрет в лучах солнца».

20. Темперамент. Индивидуальные врожденные свойства психики. - 2ч.

Понятие «темперамент». Связь темперамента с типом ВНД (теория Павлова). Характеристика типов темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик). Темперамент и профессия.

Практическая работа: определение своего типа темперамента.

21. Проективные методики как средство самопознания. - 2ч.

Принцип «психологической проекции», лежащий в основе проективных методик. Основание для появления проективных методик, их назначение.

Проективные методики: «Несуществующее животное», «Каракули», психологический анализ почерка.

22. Познавательные процессы - наш инструмент взаимодействия с миром. - 2ч.

Понятие «познавательные процессы». Определение и виды познавательных процессов (внимание, ощущение, восприятие, мышление, память, воображение)

Практические упражнения, направленные на диагностику и развитие познавательных способностей.

23. Мои сильные и слабые стороны. - 2ч.

Тренинг. Методы самопознания и программа саморазвития.

Практические упражнения: «Автопортрет», «Брачное объявление», «мои сильные стороны», «Мои слабые стороны», «В разведку».

24. Вводное занятие по теме «Профессиональный успех». - 2ч.

Понятие «Профессиональное самоопределение», «специальность», «должность», «квалификация». Отличие профессии от других видов деятельности. Профессиограмма профессий. Практические упражнения: «Ассоциации», «Кто он?», «Опиши профессию», «Моя профессия глазами других»

25. Я выбираю профессию. - 2ч.

Интересы, склонности, способности человека и их роль при выборе профессии. Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность и ее степени. Призвание.

Практическая работа: определение интересов и склонностей личности. «Молекула желаемой профессии».

26. В мир профессий по «компасу». - 2ч.

Профессиональная направленность. Профессиональные типы личности по Дж. Голланду (исследовательский, конвенциальный, социальный, реалистичный, артистичный, предприимчивый).

Диагностика профессионального типа личности по Дж. Голланду. «Визитка».

27. Знакомство с миром профессий. - 2ч.

Классификация профессий по Е.А. Климову. Характеристика типов профессий (Ч - Ч, Ч - Т, Ч - Х, Ч - П, Ч - З). Формула профессии.

Проведение диагностики: ДДО Е.А. Климова. Составление формулы подходящей профессии. «Молекула профессионального будущего».

28. Цели и ценности как основание личной и профессиональной стратегии». - 2ч.

Понятие «ценность», «ценностные ориентации», «цели». Виды ценностей и целей. Принципы постановки целей. Техника целеполагания.

Практические упражнения: «Донорское сердце», «Колесо жизни», «Линия жизни», «Миллион долларов», «Радуга».

29. Дополнительные занятия: - 8 часов

Игра «Продавцы - покупатели».

Знакомство учащихся с профессиями типа «Человек - человек».

- Конкретные ситуации: «Завуч против», «Тяжело в ученье…», «Не хочу учиться, а хочу…»

30. Диагностика (2-ой этап). - 3ч.

В результате изучения курса "Основы социализации личности и планирование карьеры" учащиеся должны быть компетентны в вопросах, касающихся:

Профессионального и личностного самоопределения;

Процесса эффективного взаимодействия с другими людьми;

Выявления и использования знаний о индивидуальных психологических особенностях.

В итоге изучения курса "Основы социализации личности и планирование карьеры" обучающиеся должны уметь:

получать знания о себе и о мире;

строить стратегию своего будущего;

применять навыки эффективной коммуникации;

аргументировать свои мысли и действия;

применять навыки волевой и эмоциональной саморегуляции



ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


  • построение системы условий для профильного и профессионального самоопределения учащихся;

  • мониторинг личностного развития учащихся по вопросам профильного и профессионального самоопределения;

  • формирование ценностного отношения к образованию, профессиональному самоопределению;

  • увеличение количества учащихся, сознательно выбирающих профиль обучения в соответствии со своими способностями и уровнем достижения.

  • увеличение количества учащихся, показавших высокие результаты в деятельности, высокий уровень реализации способности (в соответствии с профилем обучения);

  • формирование банка технологий и методик способствующих профильному и профессиональному самоопределению учащихся


К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии - это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 8-11 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностический комплекс


Методика для изучения социализированности личности учащегося

(разработана профессором М.И.Рожковым)


Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда

3 - почти всегда

2 - иногда

1 - очень редко

0 - никогда


  1. Стараюсь слушаться во всем своих родителей и учителей.

  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

  3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

  4. Я умею прощать людей.

  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

  8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили.

  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

  12. Мне нравится помогать другим.

  13. Мне хочется, что бы со мной все дружили.

  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

  16. Переживаю неприятности других, как свои.

  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.


Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.


Номера вопросов

сумма

1 -

5 -

9 -

13 -

17 -


2 -

6 -

10 -

14 -

18-


3 -

7 -

11 -

15 -

19 -


4 -

8 -

12 -

16 -

20 -




Диагностика "эмоционального интеллекта"(Н.Холл)

Назначение. Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1) эмоциональная осведомленность;

2) управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);

3) самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14};

4) эмпатия;

5} распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Инструкция. Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов;

Полностью не согласен (-3 балла).

В основном не согласен (-2 балла).

Отчасти не согласен (-1 балл).

Отчасти согласен (+1 балл).

В основном согласен (+2 балла).

Полностью согласен (+3 балла)

Опросник


1.Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

2.Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

3.Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4.Я способен наблюдать изменение своих чувств.

5.Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6.Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

7.Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8.После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9.Я способен выслушивать проблемы других людей.

10.Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11.Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.

13.Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

14.Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.

15.Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17.Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18.Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19.Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20.Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21.Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.

22.Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23.Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

24.Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25.Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

26.Я способен улучшить настроение других людей.

27.Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28.Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29.Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30.Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.


Обработка и интерпретация результатов

Ключ

Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Управление своими эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

Шкала «Самомотивация» - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

Шкала «Эмпатия» - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

Шкала «Распознавание эмоций других людей» - пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

14 и более - высокий;

8-13 - средний;

7 и менее - низкий.

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

70 и более - высокий;

40-69 - средний;

39 и менее - низкий.


Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности


Назначение. Методика, представленная в форме биполярной шкалы, направлена на определение наличного уровня базовых критериев конкурентоспособности.

Инструкция. Дайте, пожалуйста, оценку проявления психологических качеств, свойственных вам. Для этого в предложенной биполярной таблице прочтите сначала качества, указанные слева, а затем справа. Определите, какое из двух качеств вас характеризует в большей степени. Левой части свойственны баллы с отрицательным знаком, а правой - с положительным знаком. Количественные значения, независимо от знака, отражают следующую частотность их проявления:

3 - это свойство проявляется всегда;

2 - в большинстве случаев;

1 -проявляется нередко;

0-в одинаковой степени проявляются оба свойства.

Биполярная шкала оценок личностных свойств

Имею размытые цели

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Имею четкие цели

Недостаточно расчетлив

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Рационалистичен

Ленивый, малопроизводительный

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Трудолюбивый, работоспособный

Исполнитель

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Творческий деятель

Консервативный

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Люблю рисковать

Внушаемый

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Независимый

Ведомый

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Лидер

Несерьезный

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Ответственный

Не владею собой, нестрессоустойчивый

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Владею собой, стрессоустойчивый

Не стремлюсь к росту компетентности

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Стремлюсь к непрерывному росту своей компетентности

Замкнутый

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Коммуникабельный

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, данное свойство не типично или присуще мне в незначительной степени.

Прочитав утверждение, укажите один из вариантов ответа в буквенной форме рядом с номером вопроса.

Обработка и интерпретация результатов

Для того чтобы сориентироваться в характеристике психологического климата, необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую.

Полученный результат будет отражать уровень личностной конкурентоспособности (ЛК}.

В данном случае ЛК понимается как форма межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением целей в условиях противоборства с добивающимися этих же целей другими индивидами или группами.

Об уровне ЛК можно судить по следующим показателям:

+ 35 баллов и более - высокий уровень ЛК;

+21 - 34 балла - средний уровень ЛК;

+20 и менее - незначительный уровень ЛК;

0 … - 20 - незначительное преобладание свойств, препятствующих проявлению ЛК;

-21...-34 - выраженный уровень преобладания свойств, препятствующих проявлению ЛК;

-35 и более - высокий уровень доминирования свойств, препятствующих проявлению ЛК.

Анкета «Удовлетворенность элективными курсами»

для учащихся 9 классов


  1. Какие элективные курсы ты посещаешь?

1

2

  1. Нравятся ли тебе выбранные элективные курсы (оцени каждый)?

1

2

  1. Нравится ли тебе преподавание элективных курсов (оцени каждый)?

1

2

  1. Достаточно ли количество часов по изучению данных курсов?

1

2

  1. Хотел бы ты продолжить занятия курсов (укажи какой)?

1

2

  1. Какие курсы ты хотел бы продолжить посещать?

1

2

  1. Какие курсы ты хотел бы посещать дополнительно?


  1. Помогло ли тебе посещение элективных курсов определиться с выбором будущего профиля обучения?


  1. Причина по которой ты выбрал данные элективный курс

1. Подготовка к выпускным экзаменам

2. выбор будущего профиля

3. по совету родителей

4. по совету учителей

5. заинтересовала тематика курса

6. случайно

  1. Нравится ли тебе форма занятий элективного курса?


  1. Нравится ли тебе форма зачетной работы?




Склонности

Данная методика с трудом воспринимается на слух, поэтому у ребят должны быть опросники. Выполнение теста занимает 10-15 минут. Подсчет баллов учащиеся проводят самостоятельно. Краткая интерпретация результатов дана в опроснике, однако психолог может дополнить ее своими примерами.

Инструкция. Для того чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов - «а», «б» или «в» - и отметьте его в бланке.

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности

а) общаться с самыми разными людьми;

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене;

в) заниматься расчетами, вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает

а) возможность следить за ходом мыслей автора;

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия

а) за общественную деятельность;

б) в области науки;

в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать

а) главным механиком;

б) начальником экспедиции;

в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют

а) взаимопонимание между людьми;

б) научные открытия;

в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;

б) разработкой новых технологий обучения;

в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет

а) внутреннее устройство экспонатов;

б) их практическое применение.

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

8. В людях я ценю прежде всего

а) дружелюбие и отзывчивость;

б) смелость и выносливость;

в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы

а) ставить различные опыты, эксперименты;

б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;

в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

в) деловое общение;

11. Мне интереснее беседовать

а) о человеческих взаимоотношениях;

б) новой научной гипотезе;

в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

а) технический;

б) музыкальный;

в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание

а) на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю

а) научно-популярные фильмы;

б) программы о культуре и искусстве;

в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать

а) с детьми или сверстниками;

б) с машинами, механизмами;

в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна

а) учить общению с другими людьми;

б) давать знания;

в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни

а) иметь возможность заниматься творчеством;

б) вести здоровый образ жизни;

в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться

а) о защите интересов и прав граждан;

б) достижениях в области науки и техники;

в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки

а) труда;

б) физкультуры;

в) математики.

20. Мне интереснее было бы

а) заниматься сбытом товаров;

б) изготавливать изделия;

в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи

а) о выдающихся ученых и их открытиях;

б) интересных изобретениях;

в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. В свободное время я люблю

а) читать, думать, рассуждать;

б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение

а) о научном открытии;

б) о художественной выставке;

в) об экономической ситуации.

24. Я предпочту работать

а) в помещении, где много людей;

б) в необычных условиях;

в) в обычном кабинете.

ОПрограмма Твой выборбработка. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность.

7-9 баллов - склонность к определенному виду деятельности.

4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность.

0-3 балла - профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов - это шесть видов деятельности.

I - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением, воспитанием и обучением. Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с людьми, понимать их настроение, намерения, помнить их особенности.

II - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной, исследовательской деятельностью. Ученые отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума.

III - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; монтаж, ремонт и обслуживание механизмов, зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

IV - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий часто отличают оригинальность и независимость.

V - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии, предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, характеру.

VI - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Интерпретация результатов. После обработки результатов перед психологом стоит задача их анализа и обобщения. «Профиль» выявляет группу учащихся с выраженными интересами к одному или нескольким профилям обучения. Анализ результатов диагностики упрощает то, что шкалы методики «Профиль» почти полностью соответствуют существующим профилям обучения:

Методика «Профиль»

(«Карта интересов» А.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной)

Шкалы методики приведены в соответствие с профилями обучения, а вопросы отражают специфику современной школьной программы.

Инструкция. Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится - минус.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50



1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

3. Выяснять устройство электроприборов.

4. Читать научно-популярные технические журналы.

5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

9.Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.

11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

14.Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

16.Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

17.Участвовать в общественной жизни школы, города.

18.Объяснять одноклассникам учебный материал.

19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.

21.Проводить опыты по физике.

22. Ухаживать за животными растениями.

23.Читать статьи об электронике и радиотехнике.

24.Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

25. Коллекционировать камни, минералы.

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

27.Читать биографии известных политиков, книги по истории.

28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

30.Участвовать в военных играх, походах.

31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

32. Замечать и объяснять природные явления.

33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

35.Участвовать в географических, геологических экспедициях.

36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом

38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

40.Заниматься физической культурой и спортом.

41.Участвовать в физико-математических олимпиадах.

42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

45. "Читать" географические и геологические карты.

46.Участвовать в спектаклях, концертах.

47.Изучать политику и экономику других стран.

48.Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка результатов. Десять колонок в бланке - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

1 - физика и математика;

2 - химия и биология;

3 - радиотехника и электроника;

4 - механика и конструирование;

5 - геогра­фия и геология;

6 - литература и искусство;

7 - история и политика;

8 - педагогика и медицина;

9 - предпринимательство и домоводство;

10 - спорт и военное дело.

Подсчитайте число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это - необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие - способности, или профессионально важные качества.

Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.

Методика «Профиль» позволяет наглядно представить соотношение различных интересов школьников. При этом методика позволяет дать не только качественную, но и количественную оценку степени разброса или, наоборот, выраженности предпочтений. Эту оценку позволяет дать подсчет дисперсии баллов по 10 колонкам. Минимальное значение дисперсии будет соответствовать ситуации, когда все 10 колонок имеют одинаковый вес, т. е. интересы учащегося равномерно распределены по разным сферам. Это, естественно, невозможно, и подобная картина заставляет заподозрить, что опрошенный давал ответы как попало, не сообразуясь с содержанием вопросов - именно в этом случае результаты примут такой вид. Приближающуюся к этому картину может дать полное безразличие к проблеме выбора или, наоборот, беспорядочность и непостоянство интересов.

Анкета «Удовлетворенность профильным обучением»

для учащихся 10 классов

Инструкция: Оцени утверждение «да» или «нет»

Да

Нет

1. Легко ли тебе дается учение?

2. устаешь ли ты после занятий в школе?

3. испытываешь ли усталость в конце учебной недели?

4. Устаешь ли ты после выполнения домашних заданий?

5. Имеешь ли ты достаточное время для занятий по интересам (чтение, секции, кружки и др.)?

6. Сколько времени ты тратишь на выполнение домашних заданий? (указать в часах и минутах)

7. Выбрал ли ты профессию, которую будешь получать после окончания школы?

8. Соответствует ли профиль класса, в котором ты учишься, выбранной тобой профессии (или ВУЗу в который собираешься поступать)

9. Укажи причину выбора тобой профиля класса:

a. потому что тебе легче даются предметы данного профиля

b. потому что в этот класс пошли твои друзья

c. потому что тебе рекомендовали учителя

d. потому что тебе рекомендовали родители

e. случайно

10. Если бы ты снова делал выбор, ты выбрал бы тот же профиль обучения?

11. Знания, полученные в основной школе, оказались достаточными для продолжения учебы в профильном классе:

русский язык

литература

алгебра

геометрия

история

обществоведение

география

физика

химия

биология

иностранный язык

физическая культура

12. Какие элективные, специальные курсы и факультативы ты хотел бы посещать?

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

АНКЕТА

Дата___________________Ф.И.____________________________________Класс __

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) дальнейшей жизни;

б) поступления в вуз, дальнейшего образования;

в) моего общего развития, совершенствования;

г) будущей профессии;

д) ориентировки в обществе {вообще в жизни);

е) создания карьеры;

ж) получения стартовой квалификации и уст­ройства на работу.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было необходимости в этом;

в) не поступление в вуз и будущая жизнь;

г) не чувствовал, что это надо;

д) не думал о том, что будет дальше.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) знания;

б) успехи в учёбе;

в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;

г) способности и ум;

д) трудолюбие и работоспособность;

е) хорошие отметки.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить образование;

б) создать семью;

в) сделать карьеру;

г) в развитии и совершенствовании;

д) быть счастливым;

е) быть полезным;

ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;

з) пока не определена.

5. Моя цель на уроке...

а) получение информации;

б) получение знаний;

в) попытаться понять и усвоить как можно больше;

г) выбрать для себя необходимое;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить хорошую отметку;

ж) пообщаться с друзьями.

6. При планировании своей работы, я...

а) обдумываю её, вникаю в условия;

б) сначала отдыхаю;

в) стараюсь сделать всё прилежно;

г) выполняю самое сложное сначала;

д) стараюсь сделать её побыстрей.

III

7. Самое интересное на уроке...

а) обсуждение интересного мне вопроса;

б) малоизвестные факты;

в) практика, выполнение заданий;

г) интересное сообщение учителя;

д) диалог, обсуждение, дискуссия;

е) получить отметку «5»;

ж) общение с друзьями.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне очень интересен;

б) он мне нужен;

в) мне нужна хорошая отметка;

г) стараюсь всегда;

д) меня заставляют;

е) у меня хорошее настроение.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) их мало и они не трудные;

б) когда я знаю, как их делать и у меня всё получается;

в) они мне потребуются;

г) они требуют усердия;

д) отдохну после уроков в школе и дополни­тельных занятий;

е) у меня есть настроение;

ж) материал или задание интересны;

з) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает...

а) мысль о будущем;

б) конкуренция и мысли об аттестате;

в) совесть, чувство долга;

г) стремление получить высшее образование в престижном вузе;

д) ответственность;

е) родители (друзья) или учителя.

11. Я более активно работаю на уроках, если...

а) ожидаю одобрения окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтоб меня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. Хорошие отметки - это результат…

а) моего напряжённого труда;

б) труда учителя;

в) подготовленности и понимания темы;

г) везения;

д) добросовестного отношения к учёбе;

е) таланта или способностей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке за­висит от...

а) настроения и самочувствия;

б) понимания материала;

в) везения;

г) подготовки, прилагаемых усилий;

д) заинтересованности в хороших отметках;

е) внимания к объяснению учителя.

14. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю материал;

б) смогу справиться;

в) почти всегда;

г) не будут ругать за ошибку;

д) твёрдо уверен в своих успехах;

е) довольно часто.

15. Если какой-либо учебный материал мне не по­нятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просмат­риваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я...

а) делаю его снова, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи;

г) приношу извинения;

д) продолжаю думать над заданием;

е) бросаю это задание.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо дей­ствие, то я...

а) обращаюсь за помощью;

б) бросаю его;

в) думаю и рассуждаю;

г) не выполняю его, потом списываю;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь и откладываю его.

18. Мне не нравится выполнять задания, если они требуют...

а) большого умственного напряжения;

б) слишком лёгкие, не требуют усилий;

в) зубрёжки и выполнения по «шаблону»;

г) не требуют сообразительности (смекалки);

д) сложные и большие;

е) неинтересные, не требуют логического мы­шления.

Спасибо за ответы!

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Вопросы 1,2,3, входящие в 1-й содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4, 5, 6 входят во 2-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.

3-й содержательный блок анкеты (7-й ,8-й, 9-й вопросы) указывает на различные виды мотивов.

Каждый вариант ответа в вопросах наделён определённым балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в ответе.

А именно:

внешний мотив - 0 баллов;

игровой мотив - 1 балл;

получение отметки - 2 балла;

позиционный мотив - 3 балла;

социальный мотив - 4 балла;

учебный мотив - 5 баллов.

Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 10 -го класса


Варианты ответов

Номера предложений и баллы, им соответствующие

1

2

3

4

5

б

7

8

9

а)

4

0

5

5

3

5

3

3

0

б)

5

4

2

4

5

1

3

3

3

в)

5

4

3

3

5

0

5

9

3

г)

4

5

3

5

3

3

0

5

5

д)

3

4

5

3

0

3

5

0

3

е)

3

-

2

4

2

-

2

1

1

ж)

3

-

-

4

1

-

1

-

3

з)

_

-

-

0

-

-

-

-

5

I

II

III

Показатели мотивации



Чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагалось выбирать два варианта ответов. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются.

I, II, III - показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый её уровень. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации учащихся.

Оценочная таблица к анкете для учащихся 10 класса

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов

I

II

III

Итогового уровня

мотивации

I

26-29

24-28

24-28

72-85

II

21-25

18-23

18-23

55-71

III

18-20

12-17

14-17

42-54

IV

15-17

8-11

9-13

30-41

V

до 14

до 7

до 8

до 29

Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников;

I - очень высокий уровень мотивации учения;

II - высокий уровень мотивации учения;

III- нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV - сниженный уровень мотивации учения;

V - низкий уровень мотивации учения.

Уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личност­ный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о способности к целеполаганию. Ана­лиз данных по каждому из этих показателей позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической деятельности в аспек­те формирования личностного смысла учения, способности к целеполаганию, поможет предпринять коррекционные действия.

Поскольку III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социаль­ную сферу, то в поэлементном анализе, оценив характер выбранных мотивов, мы получим возможность увидеть, какие мотивы характерны для ребят. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех видов мотивов по всей выборке школьников. После этого определите процентное соотношение между видами мотивов и сделайте вывод о преобладающих у учащихся 10 классов.

Варианты ответов

Номера предложений

7

8

9

а)

п

п

в

б)

п

п

п

в)

У

0

п

г)

в

У

У

д)

У

в

п

е)

0

и

и

ж)

и

-

п

з)

-

-

У

условные обозначения видов мотивов


Условные обозначения видов мотивов:

у - учебный мотив; с - социальный мотив; п - позиционный мотив; о - оценочный мотив; и - игровой мотив; в - внешний мотив.

IV содержательный блок анкеты (вопросы 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьни­ка внутренней или внешней мотивации учения.

Вопросы 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют такой показатель мотивации, как стремление подростка к достижению успеха в учёбе или избегание неудачи. Реализуются ли все эти мотивы в поведении школьников, позволят определить вопросы VI содержательного блока анкеты (№16, 17, 18).

Варианты ответов, выбранные учащимися по трём названным показателям (IV, V, VI), оценивают­ся с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5; -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учёбе, реализация в поведении, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к избеганию неудачи и о пассивнос­ти поведения, то они оцениваются в -5 баллов.

Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в IV, V, VI показателях мотивации.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение ( вопрос) будут такими: +10; 0; - 10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом содержательном блоке - IV, V,VI) возможные суммы баллов будут такими: +30; +20; +10; 0; -10; -20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:

Ключ для IV,V, VI показателей мотивации к анкете для учащихся 10 класса.

Варианты ответов

Номера предложений

10

11

12

13

14

15

16

17

18

А)

+5

-5

+5

-5

+5

-5

+5

+5

-5

Б)

-5

+5

-5

+5

-5

+5

-5

-5

+5

В)

+5

-5

+5

-5

+5

-5

+5

+5

-5

Г)

-5

+5

-5

+5

-5

+5

-5

-5

+5

Д)

+5

-5

+5

-5

-5

-5

+5

+5

-5

Е)

-5

+5

-5

+5

+5

+5

-5

-5

+5


IV

V

VI

Показатели мотивации

+30; +20 баллов, то можно говорить о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними ( IV показатель), о стремлении к успеху в учебной деятельности (V показатель), и реализации учебных мотивов в поведении ( VI показатель);

+10; 0; -10 баллов - внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствуют как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности, учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;

-20; -30 баллов - преобладают внешние мотивы над внутренними, избегание неудач в учебных действиях над стремлением к достижению успехов, отсутствие активности в поведении.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы

Данная методика основана на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модифицирована А.Д. Андреевой (1987) и дополнена А. Прихожан шкалой переживания успеха (мотивацией достижения), новым вариантом обработки.

Инструкция: Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя чувствуете.

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитывается в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:

- на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

- вес для подсчета: 1 2 3 4

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоций, веса считаются в обратном порядке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

вес для подсчета: 4 3 2 1

Такими «обратными» пунктами являются выделенные крупным шрифтом (см. ключ). Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале - 10 баллов, максимальная - 40 баллов.

Ключ

Шкала

Пункты, номер

Познавательная активность

2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

Мотивация достижения

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Тревожность

1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

Гнев

3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Оценка и интерпретация результатов

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА + МД + (-Т) + (-Г), где

ПА - балл по шкале познавательной активности;

МД - балл по шкале мотивации достижения;

Т - балл по шкале тревожности;

Г - балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от -60 до +60.

Утверждение

Почти

никогда

Иногда

Часто

Почти

всегда

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути

1

2

3

4

3

Я разъярен

1

2

3

4

4

Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе

1

2

3

4

5

Я напряжен

1

2

3

4

6

Я испытываю любопытство

1

2

3

4

7

Мне хочется стукнуть кулаком по столу

1

2

3

4

8

Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки

1

2

3

4

9

Я раскован

1

2

3

4

10

Мне интересно

1

2

3

4

11

Я рассержен

1

2

3

4

12

Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе

1

2

3

4

13

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

14

Мне кажется, что урок никогда не кончится

1

2

3

4

15

Мне хочется на кого-нибудь накричать

1

2

3

4

16

Я стараюсь все делать правильно

1

2

3

4

17

Я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

18

Я чувствую себя исследователем

1

2

3

4

19

Мне хочется что-нибудь сломать

1

2

3

4

20

Я чувствую, что не справлюсь с заданиями

1

2

3

4

21

Я взвинчен

1

2

3

4

22

Я энергичен

1

2

3

4

23

Я взбешен

1

2

3

4

24

Я горжусь своими школьными успехами

1

2

3

4

25

Я чувствую себя совершенно свободно

1

2

3

4

26

Я чувствую, что у меня хорошо работает голова

1

2

3

4

27

Я раздражен

1

2

3

4

28

Я решаю самые трудные задания

1

2

3

4

29

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

30

Мне скучно

1

2

3

4

31

Мне хочется что-нибудь сломать

1

2

3

4

32

Я стараюсь не получить двойку

1

2

3

4

33

Я уравновешен

1

2

3

4

34

Мне нравиться думать, решать

1

2

3

4

35

Я чувствую себя обманутым

1

2

3

4

36

Я стремлюсь показать свои способности и ум

1

2

3

4

37

Я боюсь

1

2

3

4

38

Я чувствую уныние и тоску

1

2

3

4

39

Меня многое приводит в ярость

1

2

3

4

40

Я хочу быть среди лучших

1

2

3

4

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

1 уровень - продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

2 уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

3 уровень - средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

4 уровень - сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

5 уровень - резко отрицательное отношение к учению.

Распределение баллов по уровням представлено в таблице:

Уровень

Суммарный балл

1

2

3

4

5

45 - 60

29 - 44

13 - 28

(-2) - (+12)

(-3) - (-60)

В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель. В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями.

Шкала

Уровень

10 - 11 лет

дев. мал.

12 - 14 лет

дев. мал

15 - 16 лет

дев. мал.

Познавательная

активность

Высокий

Средний

Низкий

31-40 28-40

22-27

10-25 10-21

28-40 27-40

21-27 19-26

10-20 10-18

29-40 31-40

18-28 21-29

10-17 10-20

Тревожность

Высокий

Средний

Низкий

27-40 24-40

20 26 17-23

10-19 10-16

25-40 26-40

19-24 19-25

10-18 10-18

25-40 23-40

17-24 16-22

10-16 10-15

Гнев

Высокий

Средний

Низкий

21-40 20-40

14-20 13-19

10-13 10-12

19-40 23-40

14-19 15-22

10-13 10-14

21-40 18-40

14-20 12-18

10-13 10-11

Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены в таблице:

Познавательная

активность

Тревожность

Гнев

Интерпретация

Высокий

Низкий, средний

Низкий

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению

Средний

Низкий, средний

Низкий

Позитивное отношение к учению

Низкий

Низкий, средний

Низкий,

средний

Переживание «школьной скуки»

Средний

Низкий,

средний

Низкий,

средний

Диффузное эмоциональное отношение

Средний

Низкий,

средний

Высокий

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей

Низкий

Низкий,

средний

Высокий

Негативное эмоциональное отношение

Низкий

Низкий

Высокий

Резко отрицательное отношение к школе и учению

Высокий

Высокий

Высокий

Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей

Высокий

Высокий

Средний

Повышенная эмоциональность на уроке

Средний,

низкий

Высокий

Средний,

низкий

Школьная тревожность

Высокий

Средний,

низкий

Высокий

Позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Высокий, средний

Высокий

Низкий,

средний

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения (либо нежелание отвечать, симуляция ответа)


ЛИТЕРАТУРА:


1. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в профильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие / Науч. Ред. С. Н. Чистякова. М.: АПК и ПРО, 2003.

2. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред. Е.Ананьева; отв. Ред. В.Белоусова. - М.: Аванта + , 2003.

3. Энциклопедия психологических тестов. - М.,1997.

4. Бартер Д., Вильямс Д. Проверь свои возможности. /Тесты. - М.: АСТ Астель, 2003.

5. Донецкий А.М., Колесникова О.А., Полосина Т.И. Выбери профессию. - Жуковский: ПК «Сервис», 2002.

6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Лантерна Вита, 1995.

7. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: творческие основы: В 2ч.- Саратов: Изд-во СГУ, 1990.

8. Гелб Майкл Дж. Как мыслить подобно Леонардо да Винчи: упражнения, рабочая тетрадь. - Мн.:Попурри, 2000.

9. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993.

10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.

11. Разисом В. Ищу себя / Сборник тестов. - СПб.: Питер,2003.

12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

13. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь, 2001.

14. Шадриков В.Д. Способности человека. - М.: Воронеж, 1997.

15. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. - М.: ЦГЛ, 2004.

16. Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем. - М.: «Университетская книга», ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998.

17. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 1997.

© 2010-2022