Программа внеурочной деятельности по курсу Психологическая азбука для 1-4 классов

Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Целинная средняя общеобразовательная школа»
Ключевского района Алтайского края.

Рассмотрено:

Руководитель ШМО учителей

начальных классов

МБОУ «Целинная СОШ»

_________ __ И.В. Соколова

протокол № ___ от «___» ________20 __ г

Согласовано:

___________ Е.А. Пургина,

зам. директора по ВР

МБОУ «Целинная СОШ»

Утверждено:

_____________Т.А. Пятак,

директор школы

приказ № ___ от «___» _______20 __ г


Рабочая программа по внеурочной деятельности

начального общего образования

Срок реализации 2015-2020 учебный год

Учитель: Виноградова Валентина Владимировна, педагог-психолог


п. Целинный 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.

Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современного парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурно-образовательном пространстве, способствующему психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.

Новизна. В связи с вышесказанным, считается целесообразным психолого-педагогическое сопровождение ФГОС, основанное на практике психологического просвещения и возможно даже обучения с 1 класса школы.

Нормативные документы для разработки программы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

  2. ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года

  3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)

  4. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)

  5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)

Основой рабочей программы стала, разработанная программа «Психологическая азбука» для обучающихся 1-4-х классов составлена на основе программы развивающих занятий в 1-4 классе «Психологическая азбука» Т.А. Аржакаевой, И.В. Вачковой, А.Х. Поповой , нацеленная в первую очередь на развитие самосознания и рефлексивных способностей детей. Основной принцип, легший в основу курса, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство материала психологии с психологическим материалом конкретной личности.

Цель - научить ребенка использовать психологические знания для быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.

Задачи:

  1. Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки

  2. Снижение уровня школьной тревожности

  3. Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований

  4. Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД

  5. Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностых отношений со сверстниками и взрослыми

  6. Формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.

Особенности возрастной группы детей которым адресована следующая программа:

Параллельно с овладением учебной деятельностью школьник включается и в другой, не менее значимый процесс - систему межличностных отношений, осваивая так называемую «скрытую программу социализации». С первых дней пребывания в школе ребенок участвует в процессе межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем, который оказывает существенное влияние на развитие его личности. Дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с заданными целями и собственными намерениям. Важнейшим условием развития произвольного поведения является участие взрослого, который направляет усилия ребенка, раскрывая их смысл, и обеспечивает средствами овладения. Происходит включение в новую систему межличностных отношений и здесь очень важно и своевременно оказать психологическую помощь детям, данный курс охватывает следующие возрастные рамки: 6-10 лет.

Уровень результатов работы по программе:

В этой связи выпускник начальной школы научится:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

Критерии оценивания:

Результативность работы оценивается с помощью проективных методик (рисунки «Моя школа», «Мой класс», «Мой портрет» и т.д., «Лесенка», ), наблюдения за детьми в игровых и учебных ситуациях.

Ожидаемые результаты:

  1. Смягчение процесса адаптации к обучению в школе.

  2. Осознание детьми своих особенностей и возможностей на данном этапе обучения.

  3. Сформированность основных понятий, связанных с содержанием курса.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

Личностные универсальные учебные действия (УУД)

- Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник.

- Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.

- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

- Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему.

- Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам.

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД)

- Принимает и сохраняет учебную задачу.

- Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную.

- Овладевает способами самооценки выполнения действий.

Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)

- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

- Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.

- Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Направленность программы: социально-педагогическая. Программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука для младших школьников» рассчитана на 4 учебных года 135 учебных часов.

Режим занятий:

1 год обучения: 33 учебных часа (1 час в неделю), так как учебный год первоклассника короче.

2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

Длительность занятий: 30 минут в 1 классе, во 2-4 классах - 40 минут.

Формы работы.

  • Тренинги

  • Беседы и дискуссии

  • Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)

  • Релаксационные упражнения

  • Психигимностические этюды и элементы.

  • Работа с книгой

  • Работа с притчами

Структура занятий.

Занятие включает в себя следующие компоненты:

- введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;

- основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах:

1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой, как подготовка к восприятию нового материала - введение нового содержания - его закрепление;

2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала - повторение - углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;

- подведение итогов: рефлексия результатов занятия. Происходящая в два этапа:

1) эмоциональное от реагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало);

2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала).

С помощью предлагаемой программы педагогу-психологу под силу решать следующие задачи психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО:

  • психологический мониторинг/оценка достижения планируемых школой в Основной образовательной программе начального общего образования образовательных результатов, прежде всего - личностных;

  • совместное с учителем проектирование типовых задач формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся;

  • участие в формировании УУД (в первую очередь - коммуникативных и личностных) у учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с Программой формирования универсальных учебных действий;

  • психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга/оценки достижения планируемых образовательных результатов (личностных).

Содержание Программы.

В программу «Психологическая азбука» для первого класса входят пять основных разделов:

1 раздел. Я теперь школьник (вхождение в новую роль).

Цель раздела - помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию школьника.

2 раздел. Введение в мир психологии.

Цель - раскрыть перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего мира - психического мира каждого человека.

3 раздел. Психика и познание мира.

Цель раздела - знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.

4 раздел. Темперамент и характер.

Этот раздел способствует изучению учащимися своих индивидуальных психологических особенностей.

5 раздел. Я и мои эмоции.

Основная цель раздела - научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.

В программу «Психологическая азбука» для второго класса входят пять основных разделов:

1 раздел. Введение в мир психологии.

Знакомство с вербальными и невербальными изобразительными средствами, развитие умения выражать свои чувства и впечатления. Помощь детям в осознании качеств своего характера, а так же ценности психологических знаний для школьной и повседневнойжизни.

2 раздел. Я и мои желания.

Знакомство с понятиями «желание», «потребность», «мотив». Разнообразие мотивов человеческой деятельности. Знакомство с феноменом борьбы мотивов. Осознание детьми своих мотивов и мотивов поведения других людей. Развитие позитивных мотивов.

3 раздел. Кладовая памяти.

Значимость для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций. Упорядочивание знаний о памяти, видах памяти. Знакомство с особенностями собственной памяти. Понятие мнемические способности и способы их развития. Рассмотрение способов эффективного запоминания, преимуществ смыслового запоминания. Мотивирование учащихся на тренировку своей памяти.

4 раздел. Лабиринты мышления.

Знакомство с содержанием понятия «мышление», развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. Развитие логического мышления и диалектического взгляда на действительность, актуализация самооценочной деятельности. Развитие у учащихся способности гибко и оригинально мыслить, стимулировать проявления креативности.

5 раздел. Как стать талантливым.

Развитие навыков совместной творческой деятельности. Упорядочивание представлений о фантазии и воображении, знакомство с понятием «способности». Стимулирование интереса к самопознанию, развитие интереса к собственному внутреннему миру.

В программу «Психологическая азбука» для третьего класса входят пять основных разделов:

1 раздел. Введение в психологию общения.

Пробудить интерес к психологии общения, самопознанию и рефлексии, способствовать навыку эффективного взаимодействия.

2 раздел. Психология отношений: Ты-Я-Он/Она=Мы

Развивать экспрессивные способности, умение действовать согласованно, дать понятие «конфликт», «контакт», содействовать развитию реалистичных самооценки и самовосприятию.

3 раздел. Сокровища и тайны дружбы.

Познакомить с содержанием понятия «дружба», развивать навыки взаимодействия и сотрудничества в команде, содействовать осознанию своих отличий от других, развивать умение учитывать разное мнение, развитие толерантности.

4 раздел. Поддержка в общении.

Познакомить учащихся с понятием «комплимент», познакомить с формулами комплимента, развивать стремление к овладению навыками оказания психологической поддержки.

5 раздел. Сочувствие и сопереживание.

Ориентировать учащихся на осознание роли эмоций в общении, расширить эмоциональный словарь общения учащихся, развивать способность к сопереживанию, умение выражать эмоции и чувства.

В программу «Психологическая азбука» для четвертого класса входят четыре основных раздела.

1 раздел. Приглашение в страну общения.

Пробудить интерес к изучению своего внутреннего мира, помочь учащимся осознать свои отношения с другими людьми, содействовать развитию рефлексивной позиции в сфере общения, развитие экспрессивных способностей.

2 раздел. Инструменты общения.

Помочь осознать различие понятия «слушать» и «слышать», определить понятие активного и пассивного слушания, познакомить с невербальными средствами общения.

3 раздел. Осторожно, общение!

Мотивировать на сотрудничество в ситуации совместного поиска новой информации, научить детей работать с различными словарями, способствовать сплочению классного коллектива.

4 раздел. Здравствуй, страна общения!

Мотивировать на дальнейшее развитие качеств, важных для общения, развивать способность к пониманию внутреннего мира другого человека, развивать навыки сотрудничества и творческие способности.

Тематический план внеурочной деятельности.

1 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

теоретически

Практически

1

Я теперь школьник (вхождение в новую роль).

5

5

2

Введение в мир психологии.

6

6

3

Психика и познание мира.

6

6

4

Темперамент и характер

7

7

5

Я и мои эмоции.

9

9


2 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

теоретически

Практически

1

Введение в мир психологии.

2

Я и мои желания.

3

Кладовая памяти.

4

Лабиринты мышления.

5

Как стать талантливым.


3 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

теоретически

Практически

1

Введение в психологию общения.

2

Психология отношений: Ты-Я-Он/Она=Мы

3

Сокровища и тайны дружбы.

4

Поддержка в общении.

5

Сочувствие и сопереживание.



4 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

теоретически

Практически

1

Приглашение в страну общения.

2

Инструменты общения.

3

Осторожно, общение!

4

Здравствуй, страна общения!



Учебно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Раздел 1. Я теперь школьник

1

Знакомство

1

2

Знакомство продолжается

1

3

Я теперь школьник

1

4

Что значит быть школьником

1

5

Знакомство с Пси-магом

1

Раздел 2. Введение в мир психологию

6

Королевство внутреннего мира

1

7

Сказка о волшебных зеркалах-1

1

8

Сказка о волшебных зеркалах-2

1

9

Что я знаю о себе?

1

10

Что я знаю о себе и о других?

1

11

Я-это кто?

1

Раздел 3 Психика и познание мира

12

Мои ощущения

1

13

Мое восприятие

1

14

Моё внимание

1

15

Как быть внимательным ?

1

16

Развиваем внимание

1

17

Я умею быть внимательным

1

Раздел 4 Темперамент и характер

18

Что такое темперамент?

1

19

Типы темперамента

1

20

Разные люди - разные типы темперамента

1

21

Разные люди - разные характеры

1

22

Какой у меня характер?

1

23

Какой характер у других?

1

24

Мой характер: оценим недостатки

1

Раздел 5 Я и мои эмоции

25-26

Что такое эмоции?

2

27-28

Какие бывают эмоции?

2

29

Конкурс чувствоведов

2

30-31

Что я знаю о своих эмоциях?

2

32-33

Королевство внутреннего мира

2

итого

33

2 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Раздел 1 Введение в мир психологи

1

Мои летние впечатления

1

2

Какой Я?

1

3

Психология-знакомая незнакомка

1

Раздел 2 Я и мои желания

4-5

Мои желания

2

6

Сказка о борьбе мотивов

1

7-8

Мои мотивы

2

9

Какие мотивы у других?

1

Раздел 3 Кладовая памяти

10

Загадка психоочистителя-1

1

11

Загадка психоочистителя-2

1

12

Что такое память?

1

13

Виды памяти

1

14

Какая у меня память?

1

15

Эмоциональная память

1

16

Как лучше запоминать?

1

17

Я умею запоминать

1

18

Что я знаю о памяти

1

Раздел 4 Лабиринты мышления

19

Сказка о профессоре Мышлении

1

20

Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых

1

21

Учимся думать вместе

1

22

Учимся обобщать и находить закономерности

1

23

Учимся находить противоположности

1

24-25

Учимся думать логично-1

2

26-27

Учимся думать логично-2

2

28

Учимся думать творчески

1

29

Что я знаю о мышлении

1

Раздел 5 как стать талантливым

30

Фантазируем с Фантузей

1

31

Что такое способности

1

32

Я знаю, что я…

1

33-34

Королевство Внутреннего мира: поиск сокровищ

2

3 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Раздел 1 Введение в психологию общения

1

Новая встреча с психологией

1

2

Начало путешествия в страну общения

1

3

Что взять с собой в путешествие?

1

4

Что я знаю о себе?

1

Раздел 2 психология отношений: Ты- Я-Он=Мы

5

Как и почему начинаются ссоры?

1

6

Сказка о конфликте и контакте

1

7-8

Качества важные для общения

2

9

Какие мы в общении?

1

10

Я общительный или замкнутый?

1

11

Королевство разорванных связей

1

12

Свои и чужие

1

13

Девчонки+ мальчишки=…

1

14

Друзья и недруги.

1

Раздел 3 Сокровища и тайны дружбы

15

Дружба-это..

1

16-17

Мы-дружная команда!

2

18-19

Правила доброжелательного общения

2

20

Дружная страна

1

21

Как мы все похожи

1

22

Какие мы все разные

1

23

Сказка о другой точки зрения

1

24-25

Скажи мне, кто твой друг…

2

Раздел 4 Поддержка в общении

26

Комплимент -это…

1

27

Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе?

1

28-29

Давайте говорить друг другу комплименты!

2

Раздел 5 Сочувствие и сопереживание

30

Как мы переживаем эмоции

1

31

Мы умеем выражать свои эмоции

1

32

Как мы понимаем эмоции других

1

33

Мы умеем сопереживать

1

34

Заключительное занятие

1

4 класс

№ п /п

Тема

Кол-во часов

Раздел 1 Приглашение в страну Общения

1

Знакомьтесь-психология!

1

2

Я -это интересно!

1

3

Что мы знаем об общении?

1

4

Общение-дело общее

1

Раздел 2 Инструменты общения

5

Как хорошо уметь…слушать

1

6-7

Активное и пассивное слушание

2

8

Как важно уметь задавать вопросы

1

9

Практикум активного слушания

1

10

Поговорим без слов

1

11-12

Практикум неречевого общения

2

13

Речь

1

14

Берегите, пожалуйста, речь!

1

15

А умеете ли вы спорить?

1

16

Чемоданчик мастера Общения

1

17

В море знаний

1

18

Коротко да ясно, оттого и прекрасно

1

19

Имя моё..

1

20-21

Моя семья

2

22

В пещере эмоциональных взрывов

1

23-24

Научно- практическое исследование конфликта

2

25

Выиграть -проиграть?

1

26

Сказка о понимании

1

27

День рождения-день творения

1

Раздел 4 Здравствуй, страна Общения!

28

Могу и хочу

1

29

Когда приходит понимание ?

1

30-31

По дороге сказок

2

32

В королевстве…

1

33

Встреча с мастером Общения

1

34

До свидания, психологическая азбука!

1





Ресурсное обеспечение реализации Программы :

  • функциональные зоны для организации внеурочной деятельности: МБОУ «Целинная СОШ» п. Целинный ул. Пушкина 2 -а, кабинет 14

  • кадровое: внеурочную деятельность по данной программе ведет педагог-психолог В.В. Виноградова.

  • материально-техническое: ноутбук, интерактивная доска.

  • информационно-методическое: методическое пособие, содержащее конспекты занятий в 1-4 класса; книга для чтения- « Сказки о самой душевной науке» (автор- Вачков И. В.), рабочие тетради на каждый год обучения.






Список литературы:


  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (первый год обучения). Под ред. И.В. Вачкова. М.;2003г.

  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (второй год обучения). Под ред. И.В. Вачкова. М.;2004г.



© 2010-2022