- Преподавателю
- Школьному психологу
- Особенности взаимоотношений учитель - ученик (по результатам исследования)
Особенности взаимоотношений учитель - ученик (по результатам исследования)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Гураль Е.В. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК»
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
В педагогическом процессе отношения «учитель - ученик» играют важнейшую роль, так как именно при общении с педагогом ребенок усваивает целостную систему нравственных ценностей и идеалов. В старшем школьном возрасте общение со взрослым приобретает судьбоносное значение в связи с возникающими у старшеклассников проблемами перспективного жизненного самоопределения. Успешность самоопределения учащихся, их психологическое благополучие во многом зависят от стиля общения учителя.
В нашем образовательном учреждении было проведено анкетирование учащихся старших классов «Отношение учителя к учащимся». Им предлагалось выбрать преобладающие типы отношений учителя к ученикам:
- диктат (строгая дисциплина, сугубо деловые отношения);
- нейтралитет (общение на интеллектуально-познавательном уровне);
- опека (навязчивая забота, постоянный контакт с родителями);
- конфронтация (неприязнь, пренебрежительно-деловой тон);
- сотрудничество (соучастие во всех делах, доверие).
Среди названных старшеклассниками типов отношений чаще других упоминается нейтралитет и диктат:
- нейтралитет - 45,2%;
- диктат - 23,1%;
- сотрудничество - 17,4%;
- опека - 7,5%;
- конфронтация - 6,8%.
И теоретику, и практику понятно, что лишь в атмосфере сотрудничества предмет обучения становится личностно значимым, а поведение взаимодействующих сторон - положительно мотивированным. В связи с введением и реализацией ФГОС это становится особенно актуальным. Именно сотрудничество способствует успешному развитию психических функций ребенка, благоприятствует обучению, и именно данный стиль отношений предполагает отсутствие психологического насилия в любой его форме.
По мнению учащихся, сотрудничество занимает лишь третье место (только 17,4% учителей предпочитают именно этот тип отношений с учениками). Нейтралитет и диктат, занимающие первые места, и конфронтация (к счастью не столь популярная у педагогов) не могут обойтись без применения различных форм психологического и педагогического насилия, как прямого, т.е. запрет, приказ, нотации, принуждение, физическое воздействие, подавление инициативы, желаний, стремлений, так и косвенного: через родителей, одноклассников, администрацию, других взрослых и детей.
Таким образом, результаты анкетирования позволяют высказать предположение, что потребность учащихся старшего школьного возраста в благоприятном доверительном общении со взрослыми в школе часто не получает удовлетворения. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, установлении межличностных контактов, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях и пр. Все это во много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.
Также нами было проведено анкетирование педагогов, направленное на самооценку таких важных профессиональных качеств, как терпимость, педагогический такт и конфликтная компетентность учителя.
Это важные составляющие, от которых зависит эффективность педагогического воздействия, сохранение психологического благополучия учащихся.
1. Терпимость учителя
Склонны к взвешенным, стратегически оправданным решениям - 65,5%.
Склонны к репрессивным реакциям - 34,5%.
2. Такт учителя
Направлены на соблюдение педагогического такта - 69%.
Склонны к принятию стереотипных решений, не всегда сочетающихся с соблюдением педагогического такта - 31%.
3. Конфликтная компетентность учителя
Склонны к компетентным, конструктивным решениям - 93,1%.
Склонны к проявлению конфликтогенности, часто в случае конфликта стремятся подавить его развитие любыми, даже неконструктивными способами - 6,9%.
Таким образом, результаты анкетирования подтверждают, что проблема педагогического общения является актуальной для практики обучения и воспитания. И хотя прослеживается положительная тенденция, все же можно предположить, что системы межличностных взаимоотношений не считаются педагогически значимыми в должной мере. Видимо, коммуникативному взаимодействию в педагогике все еще не уделяется должного внимания.
Эта существенная сторона профессионального общения учителя и учащихся нуждается в основательном осмыслении. Необходимо совершенствовать умение управлять теми аспектами собственного поведения, которые важны для установления оптимальных взаимоотношений с учащимися.
Сравнительный анализ результатов указывает на наличие противоречий в восприятии отношений «учитель - ученик».
По-видимому, педагоги считают, что они на уровне школьного образования дают достаточное количество внимания, заботы, понимания, принятия ребенка, при этом предполагая, что большую часть эмоционального тепла должны дать родители.
Сегодня педагогика сосредоточена на образовательной подготовке школьников, на совершенствовании содержательной и методической сторон учебно-воспитательного процесса. Живое общение, межсубъектные отношения, складывающиеся в педагогическом процессе, явно недооцениваются.
В процессе реализации ФГОС (а введение новых образовательных стандартов это не далекое завтра, а близкое сегодня) школа призвана создать условия для воспитания человека, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих его людей и собственную судьбу.
Не борьба, а поиск сотрудничества, содружества, - основа продуктивного общения в школе, которая воспитывает гражданина, хозяина страны и собственной судьбы, всесторонне развитую личность.
Для внедрения и закрепления в педагогической практике эффективного взаимодействия необходимо решение следующих проблем:
1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний, проблем и психологических защит.
2. Изменение отношения учителя к ученикам, когда он не пытается формировать характер ребенка по единому, известному заранее образцу, а помогает ученику развить в себе то положительное, что в нем уже имеется. Учитель должен полностью принимать ученика таким, каков он есть.
3. Изменение отношения учителя к задачам педагогического процесса, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие сотрудничества во взаимодействии с учащимися.
Если учитель хочет воспитать из каждого ребенка личность, нужно научиться ее видеть вне зависимости от возраста и учебных успехов.
К счастью, современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Ее основными параметрами становятся взаимоотношения, поддержка, доверие и т.д.
Литература
-
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -
М.: Просвещение,19997.
-
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя). - М.: Просвещение, 1997.
-
Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998.
-
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. Смирнова С.А. - М., 1998.