Особенности взаимоотношений учитель - ученик (по результатам исследования)

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК»

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

В педагогическом процессе отношения «учитель - ученик» играют важнейшую роль, так как именно при общении с пе­дагогом ребенок усваивает целостную систему нравственных ценностей и идеалов. В старшем школьном возрасте общение со взрослым приобретает судьбоносное значение в связи с возникающими у старшеклассников проблемами перспектив­ного жизненного самоопределения. Успешность самоопреде­ления учащихся, их психологическое благополучие во многом зависят от стиля общения учителя.

В нашем образовательном учреждении было проведено анкетирование учащихся старших классов «Отношение учителя к учащимся». Им предлагалось выбрать преоб­ладающие типы отношений учителя к ученикам:

- диктат (строгая дисциплина, сугубо деловые отноше­ния);

- нейтралитет (общение на интеллектуально-познава­тельном уровне);

- опека (навязчивая забота, постоянный контакт с ро­дителями);

- конфронтация (неприязнь, пренебрежительно-деловой тон);

- сотрудничество (соучастие во всех делах, доверие).

Среди названных старшеклассниками типов отношений чаще других упоминается нейтралитет и диктат:

- нейтралитет - 45,2%;

- диктат - 23,1%;

- сотрудничество - 17,4%;

- опека - 7,5%;

- конфронтация - 6,8%.

И теоретику, и практику понятно, что лишь в атмосфере сотрудничества предмет обучения становится личностно зна­чимым, а поведение взаимодействующих сторон - положи­тельно мотивированным. В связи с введением и реализацией ФГОС это становится особенно актуальным. Именно сотрудничество способствует успешному развитию психических функций ребенка, благо­приятствует обучению, и именно данный стиль отношений предполагает отсутствие психологического насилия в любой его форме.

По мнению учащихся, сотрудничество занимает лишь третье место (только 17,4% учителей предпочитают именно этот тип отношений с учениками). Нейтралитет и диктат, за­нимающие первые места, и конфронтация (к счастью не столь популярная у педагогов) не могут обойтись без применения различных форм психологического и педагогического наси­лия, как прямого, т.е. запрет, приказ, нотации, принуждение, физическое воздействие, подавление инициативы, желаний, стремлений, так и косвенного: через родителей, одноклассни­ков, администрацию, других взрослых и детей.

Таким образом, результаты анкетирования позво­ляют высказать предположение, что потребность учащихся старшего школьного возраста в благопри­ятном доверительном общении со взрослыми в школе часто не получает удовлетворения. Это обстоятельст­во ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со слож­ностями в личностном развитии, установлении меж­личностных контактов, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуаци­ях и пр. Все это во много раз усугубляется, если у ре­бенка отсутствует благоприятное общение в семье.

Также нами было проведено анкетирование педагогов, направ­ленное на самооценку таких важных профессиональных ка­честв, как терпимость, педагогический такт и кон­фликтная компетентность учителя.

Это важные состав­ляющие, от которых зависит эффективность педагогического воздействия, сохранение психологического благополучия учащихся.

1. Терпимость учителя

Склонны к взвешенным, стратегически оправданным решениям - 65,5%.

Склонны к репрессивным реакциям - 34,5%.

2. Такт учителя

Направлены на соблюдение педагогического такта - 69%.

Склонны к принятию стереотипных решений, не всегда сочетающихся с соблюдением педагогического такта - 31%.

3. Конфликтная компетентность учителя

Склонны к компетентным, конструктивным решениям - 93,1%.

Склонны к проявлению конфликтогенности, часто в случае конфликта стремятся подавить его развитие любыми, даже неконструктивными способами - 6,9%.

Таким образом, результаты анкетирования под­тверждают, что проблема педагогического общения является актуальной для практики обучения и воспи­тания. И хотя прослеживается положительная тенденция, все же можно предположить, что системы межличностных взаимоотношений не считаются пе­дагогически значимыми в должной мере. Видимо, коммуникативному взаимодействию в педагогике все еще не уделяется должного внимания.

Эта существенная сторона профессионального общения учителя и учащихся нуждается в основательном осмыслении. Необходимо совершенствовать умение управлять теми аспек­тами собственного поведения, которые важны для установле­ния оптимальных взаимоотношений с учащимися.

Сравнительный анализ результатов указывает на наличие противоречий в восприятии отношений «учитель - ученик».

По-видимому, педагоги считают, что они на уровне школьного образования дают дос­таточное количество внимания, заботы, понимания, принятия ребенка, при этом предполагая, что боль­шую часть эмоционального тепла должны дать роди­тели.

Сего­дня педагогика сосредоточена на образовательной подготовке школьников, на совершенствовании содержательной и мето­дической сторон учебно-воспитательного процесса. Живое общение, межсубъектные отношения, складывающиеся в пе­дагогическом процессе, явно недооцениваются.

В процессе реализации ФГОС (а введение новых образовательных стандартов это не далекое завтра, а близкое сегодня) школа призвана создать условия для воспитания человека, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих его людей и собственную судьбу.

Не борьба, а поиск сотрудничества, содружества, - основа продуктивного общения в школе, которая воспитывает гражданина, хозяина страны и собственной судьбы, всесторонне развитую личность.

Для внедрения и закрепления в педагогической практике эффективного взаимодействия необходимо решение следую­щих проблем:

1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собствен­ных чувств, переживаний, проблем и психологических защит.

2. Изменение отношения учителя к ученикам, когда он не пытается формировать характер ребенка по единому, из­вестному заранее образцу, а помогает ученику развить в себе то положительное, что в нем уже имеется. Учитель должен полностью принимать ученика таким, каков он есть.

3. Изменение отношения учителя к задачам педагогического процесса, которое предполагает не только достижение ди­дактических целей, но и развитие сотрудничества во взаимодействии с учащимися.

Если учитель хочет воспитать из каждого ребенка личность, нужно научиться ее видеть вне зависимости от возраста и учебных успехов.

К счастью, современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Ее основными параметрами становятся взаимоотношения, поддержка, доверие и т.д.

Литература

  1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -

М.: Просвещение,19997.

  1. Рыбако­ва М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя). - М.: Просвещение, 1997.

  2. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998.

  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. Смирнова С.А. - М., 1998.

© 2010-2022