Разработка занятия для старшеклассников Не привыкай к плохому

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка занятия для старшеклассников Не привыкай к плохомуРазработка занятия для старшеклассников Не привыкай к плохомуРазработка занятия для старшеклассников Не привыкай к плохомуРазработка занятия для старшеклассников Не привыкай к плохомуРазработка занятия для старшеклассников Не привыкай к плохомуРазработка занятия для старшеклассников Не привыкай к плохомуРазработка занятия для старшеклассников Не привыкай к плохомуРазработка занятия для старшеклассников Не привыкай к плохомуРазработка занятия для старшеклассников Не привыкай к плохомуРазработка занятия для старшеклассников Не привыкай к плохому«Не привыкай к плохому»

(занятие с элементами тренинга по профилактике употребления психоактивных веществ)

(МО педагогов-психологов)

Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией, предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи:

  1. Повышение уровня информированности детей о вреде употребления ПАВ;

  2. Познакомить с достоверной информацией о причинах и последствиях употребления ПАВ;

  3. Развивать возможные стратегии поведения для предупреждения ПАВ-зависимости

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация, бейджики, кактусы, свеча.

Оформление: Цитаты:

  1. «остановись и подумай

  2. «Сигареты - бикфордов шнур с одной стороны которой огонек, а с другой - дурак» (Бернард Шоу)

  3. «Не пейте вина, не огорчайте своего сердца табачищем, и вы проживете столько, сколько прожил Тициан» (И.П. Павлов)

  4. «Водка белая, но красит нос и чернит репутацию…» (А.П. Чехов)

  5. «Опьянение - добровольное сумасшествие» (Аристотель)

  6. «Пьянство есть упражнение в безумстве» (Пифагор)

  7. «Наркомания - это многолетнее наслаждение смертью» (Франсуа Мориак)

Место проведения: Просторное помещение или зал.



Ход занятия

(Учащиеся входят в зал, рассаживаются на стулья, расставленные по кругу)

Ведущий:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о важных вещах. Но прежде, давайте встанем и поприветствуем друг друга необычным способом.

Игра "Давай поздороваемся".

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев", "африканцев". Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим" способом: "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами.

(Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией).

Ведущий:

Несмотря на то, что тема нашего занятия весьма серьезная, мы постараемся не скучать.

А теперь, ребята, я хочу узнать ваш настрой на работу, вашу работоспособность.



Игровая диагностика "Ладошки"

- Поднимите, пожалуйста, руки. Ваш зажатый кулак - минимальная оценка. Это те, кто к участию в работе не готов.

Открытые ладошки - это максимальная оценка, т.е. вы готовы к участию.

(Проведение).

- Спасибо. Теперь я знаю, кто из вас готов к работе. Я приглашаю вас к участию и объясняю правила сегодняшнего занятия.

Правила в работе:



  1. Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для нас очень важно;

  2. Всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается.

  3. Вся личная информация, сообщённая тобой в ходе занятия является закрытой и не разглашается.

  4. Если ты хочешь высказаться - подними руку и тебя обязательно выслушают;

  5. Если тебе что-то не нравится, предложи - как сделать лучше.

  6. Не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, потому что потом кто-то может посмеяться над тобой;

Ведущий:

- Вернемся к теме нашего занятия.

- Давайте помечтаем… Как вы видите свое будущее? (Несколько высказываний).

- Каждый из вас, наверное, хочет быть богатым, успешным, счастливым человеком. И чем ближе становится тот порог, за которым начинается своя самостоятельная жизнь, тем ярче мы видим свой путь в ней.

Дороги, что открываются каждому из вас разные и каждая по-своему прекрасна. Может быть - это вершина успешной карьеры или удачный бизнес; может быть - достойное уважение, хорошая профессия или признание миллионов поклонников. Может, это победы, одержанные над соперниками и, прежде всего над собой, что несут гордость свершений.

Вы должны искать себя, находить новые отражения в этой открытой жизни.

Но в жизни, как на дороге со знаками мы всегда должны задумываться о том, а правильно ли мы живем?

Есть вещи, которые могут помешать вам претворить мечты в реальность. Это употребление наркотиков и других ПАВ. Вряд ли стоит говорить, как актуальна эта проблема.

Ведущий:

- Что выбрать?

Чистый свет, дыханье свежести и радость?

Иль сигареты черный дым,
Боль в голове, когда все в тягость?







Основная часть



1.

Ведущий:

Колумб Америку открыл - великий был моряк.

Но плохо тем, что приучил он всех курить табак.

От трубки мира у костра. раскуренной с вождем,

Привычка вредная пошла в масштабе мировом.

- Сегодня все больше фактов говорит о табаке, как о самом смертоносном наркотике в мире. Ежегодно табакокурение уносит жизни 400 000 россиян, являясь причиной 17% всех смертей. От курения умирает больше людей, чем от пожаров, катастроф, СПИДа, убийств, употребления наркотических средств, вместе взятых.

- Чем же опасен табачный дым? (Он опасен прежде всего тем, что содержит в себе наркотическое вещество - НИКОТИН, а также окись углерода, аммиак, эфирные масла, канцерогенные углеводороды и др. вещества).

Ведущий:

- И не только… табачный дым содержит 196 различных ядов, а также 16 наркотических веществ, вызывает устойчивую зависимость к курению.

- А что вы знаете о том, к каким заболеваниям приводит употребление табака?

(Это приводит к заболеваниям бронхолегочной системы, снижению сопротивляемости организма, раку, рождению нездорового потомства).

Ведущий:

- Основной причиной смерти курильщиков являются сердечно-сосудистые заболевания, в т.ч. инфаркты и инсульты. У курящих чаще бывает рак гортани, пищевода, поджелудочной железы. Курение также способствует вымыванию кальция из кости, что приводит к их хрупкости.

Что же касается пассивного курения, то у вынужденных дышать табачным дымом окружающих курильщика людей, риск развития рака, аллергии и многих других заболеваний намного выше.

Особенно от курения страдают дети. Часто родители не хотят задумываться, что их ребенок приобрел целый букет болезней потому, что вынужден находится рядом с дымящими сигаретой взрослыми.

- Говорят, что капля никотина

Убивает крупную скотину. До чего ж вынослив человек,

Если он со смертью ходит рядом,

Отравляясь никотинным ядом…

И живет довольно долгий век…

(Просмотр видеофрагмента о вреде табакокурения)

- Зная состав табачного дыма и какой вред он наносит здоровью, в цивилизованных странах принимаются законы, охраняющие право некурящих:

1) США: курильщики платят более высокие взносы по медицинскому страхованию, чем некурящие американцы.

2) Германия: запрещено курить на вокзалах, а Ассоциация домашних врачей Гамбурга предлагает продавать сигареты только в аптеках.

3) Великобритания: запрещено курить в пригородных поездах. Антитабачная служба Великобритании добилась постановления, согласно которому некурящий сотрудник вправе потребовать от своих курящих коллег компенсации в 25 тысяч долларов (примерно, 700 тыс. рублей).

4) Сингапур: курение запрещено в общественном транспорте, такси, лифтах, кинотеатрах, общественных заведениях, ресторанах и торговых центрах.

5) Бельгия: запрещено курить в помещениях, где есть дети, и в учреждениях здравоохранения, в домах престарелых.

6) Япония и Финляндия: медицинская деятельность считается несовместимой с курением.

7) Италия: курильщикам придётся раскошеливаться на сумму до 500 евро (около 17 тыс. рублей), если они закурят в неположенном месте, да ещё рядом с ребёнком до 12 лет или беременной женщиной.

8) Канада: сухие фразы о вреде курения на сигаретных пачках заменили более красноречивыми картинками - изображениями больных органов заядлых курильщиков.

9) Норвегия: запрещено курить везде, кроме собственного дома и автомашины.

10) Россия: 10 июля 2001 года Президентом Российской Федерации подписан закон «Об ограничении курения табака». Закон гласит, что нельзя курить в общественных местах (в авиатранспорте, спортивных учреждениях, театрах, кино и др.). Воспрещено продавать сигареты детям до 18 лет.

- Что же мешает курильщикам бросит курить?

- Можно ли избавиться или вообще обойтись без этой вредной привычки?

(Конечно, можно избавиться. Бросит курить под силу каждому. Этому способствует приобщение к спорту, занятия музыкой или просто нужно заняться любимым делом, чтобы не страдать от безделия).



2.

Ведущий:

- С тех пор, как люди научились изготавливать алкогольные напитки и употреблять их, они убедились в том, что всегда, за вызываемым ими весельем, следуют многочисленные беды, страдания, болезни.

К сожалению, многие люди обрели дурную привычку заглядывать в стакан еще в подростковом возрасте. А это время - период бурного развития. Алкогольный яд действует в это время в несколько раз сильнее. У подростка быстрее проходит обмен веществ, быстрее течет кровь… И алкоголь скорее проникает в мозг, печень, легкие.

Статистика утверждает, что путь подростка к алкоголизму в 3-4 раза короче. Ложная веселость быстро сменяется агрессивностью. Хулиганство, кражи. Драки - далеко не полный перечень преступлений, совершаемых подростками в состоянии алкогольного опьянения.

Тюрьмы и колонии полны теми, кто совершил самые страшные преступления под воздействием этой веселости. Причем, по словам преступников, они сами не понимали того, что делают.

- Давайте, рассмотрим - каковы же последствия злоупотребления спиртными напитками?

Болезни

Травматизм

Преступность

Алкогольное

ОПЬЯНЕНИЕ

ЧЕЛОВЕКА

Автокатастрофы (дорожно-транспортные происшествия)

Разводы в семьях

Смерть

Алкоголизм

Отравления

Врождённые уродства детей

Тунеядство













(Просмотр видеофрагмента о вреде алкоголя на организм человека.)

Ведущий:

- Алкоголь обладает опьяняющими свойствами. Пьяный человек теряет рассудок, часто даже не может контролировать свои поступки.

- Почему же люди начинают выпивать?

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье.

Печаль, награда, новый чин

И просто - пьянка без причин.

- Можно ли как-то бороться с этим злом или совсем от него избавиться?

- Так уж повелось… Повод для выпивки можно найти всегда. Сказанные с убийственным сарказмом слова английского поэта Роберта Бёрнса сохраняют актуальность и в наше время.

Видя множество примеров губительного действия алкоголя, люди, тем не менее по отношению к себе, о возможном вреде его употребления не думают, считая что это касается лишь других.

Часто алкоголики заболевают страшной болезнью - белой горячкой, поэтому их приходится изолировать от общества в психиатрические больницы.

3.

Ведущий:

- К сожалению, многовековая борьба с алкоголизмом пока так и не увенчалась успехом. Мы по-прежнему поднимаем бокал за здоровье, хотя с каждым новым бокалом здоровья становится все меньше и меньше. И есть те, которым знакомства с алкоголем оказалось недостаточно. Те, кто в погоне за более сильными ощущениями шагнул еще дальше - навстречу пропасти и начал принимать наркотики. Слово «наркотик» означает «опьянение», «оцепенение».

- Что же такое наркомания?

- Это серьезнейшая зависимость организма человека от средств и веществ синтетического, а иногда природного происхождения (мак, конопля). Сегодня наркомания - это «болезнь», «чума» нашего века.

Ведущий:

- По данным Российской Федерации за последние 10 лет число только детских смертей от наркотиков увеличилось в 42 раза. 2/3 детей и подростков пробовали наркотики. Каждый год в армии наркоманов прибавляется 66 000 человек. 75% наркоманов младше 25 лет. Средний возраст употребления наркотиков - 13 лет. Среди детей и подростков, принимающих наркотики, 99% больны гепатитом, 30% - носители ВИЧ. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 2.5 раза выше чем среди взрослых.

Причинами этого является:



  • низкий уровень информированности о вреде наркотиков;

  • низкий уровень ценностных ориентаций молодого поколения;

  • нарушение правовых норм и правил общественного поведения со стороны молодёжи;

  • плохая организация досуга;

  • финансовая свобода (на сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в значительной степени подростками из благополучных семей с высоким достатком);

  • лёгкая доступность наркотиков в кафе, на дискотеках, в парках;

  • малая доступность квалифицированной бесплатной консультации для подростков, употребляющих наркотики.

- Кто же обычно становится наркоманом?

- Человек, который попадает в зависимость (физическую и психологическую) от наркотиков. Это слабые люди, одинокие, замкнутые, забитые, бомжи, безработные… В результате жизнь летит под откос…

Ведущий:

- Не только слабые становятся наркоманами, но и сильные люди, популярные, перспективные, успешные, открытые. Ярких примеров этому много: на отечественной эстраде - это известный и талантливый актер, неординарный человек Владимир Высоцкий, на зарубежной эстраде - кумир молодежи 60-х годов прошлого века - Элвис Пресли, знаменитый артист Маколей Калкин и мн. другие. К сожалению, от этой беды не застрахован никто.



Упражнение «Черное и белое»



Группа (класс) делится на 2 команды. Даётся список утверждений. Первая команда доказывает, что они верны и приводит аргументы «за», а вторая команда- доказывает обратное и приводит аргументы «против».

  1. Наркотики употребляют сильные и талантливые люди.

  2. Наркотик делает человека свободным.

  3. Наркотики бывают «всерьёз» и «не всерьёз».

  4. Наркоману не добиться успеха в жизни, мысли о будущем только мешают ему.

  5. Наркоман не может создать собственной семьи, вряд ли кто-то согласится связать свою жизнь с больным человеком.

- Почему же подростки начинают употреблять наркотики?

- Что толкает их на этот страшный шаг? (Ответы и рассуждения детей).

- Есть привычка, и есть болезненное пристрастие к наркотикам. Вредную привычку победить легче.

Если сформирована привычка, то хотя подросток и ощущает сильное желание принять наркотик, он ещё может силой воли сдержать себя. У него ещё нет потребности в постоянном увеличении дозы принимаемого наркотического вещества, ещё не бывает «ломки». Приём наркотиков, хотя и отрицательно влияет на психику и общее состояние здоровья, не оказывает пока серьёзного влияния на поведение в быту и в общественной жизни.

Но этот период продолжается недолго. Наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма. Вследствие этого они становятся необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия организма в целом.

После образования физической зависимости отсутствие наркотиков вызывает так называемый абстинентный синдром (синдром отмены, «ломку»). Подросток вынужден систематически принимать наркотики и увеличивать их дозу, чтобы вызвать состояние дурмана. Отсутствие наркотика вызывает нарастающие раздражительность, нервозность, утомляемость. Подростку всё труднее удаётся сосредоточить внимание на уроках и во время приготовления домашних заданий. Появляется сильное беспокойство. Постепенно страх не найти денег на наркотик становится невыносимым. Нарастают отчаяние, чувство безнадёжности.

Подросток не в состоянии чем-либо заняться, выполнять какую-либо работу. Его единственное желание - любой ценой раздобыть наркотик. На этом концентрируются все его мысли и поступки, зачастую наркотик для него становится важнее пищи. Такому состоянию сопутствуют телесные недомогания: сильные головные боли, нервная дрожь, онемение конечностей, мышечные судороги и др.

Таковы симптомы начала психической и физической зависимости человека от наркотиков. Постепенно он становится их рабом.

Чтобы не допустить этого следует соблюдать определённые правила:


  • не бойтесь сказать «нет» людям, которые предлагают попробовать наркотические средства;

  • не ищите в употреблении психоактивных веществ выхода из затянувшегося плохого настроения или депрессии;

  • откажитесь от общения с людьми, пристрастными к употреблению психоактивных веществ;

  • не верьте утверждению, что единожды попробовав наркотик, вы не привыкните к нему.

Помните, что ваша жизнь - это бесценный дар. Берегите своё здоровье, не искушайте судьбу, не подвергайте себя опасности!

Игра «Марионетки»


Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра, на второй стул ставится кактус.

Цель "кукловодов" - перевести "куклу" от одного стула к другому и дотронуться да кактуса. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды".

Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:



  1. Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?

  2. Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

  3. Хотелось ли что-либо сделать самому?

Ведущий:

- Теперь, вы поняли, ребята, как наркотик может управлять людьми, когда они находятся в страшной зависимости от него. Но ведь не все так плохо. Ведь всегда при нас есть наш разум, наш здравый смысл, наши знания, которые не позволят нам впасть в эту пагубную зависимость. Для этого нам нужно научиться говорить свое решительное "Нет".

Упражнение «Кривое зеркало»


- Сейчас я попрошу вас написать на ватмане несколько слов столбиком. Каждому из этих слов подберите слова-антонимы:

Свобода -
Удовольствие -
Здоровье -
Счастье -
Радость -
Любовь -
Добро -
Жизнь -

(зависимость, рабство)
(страдание)
(болезнь)
(беда, несчастье)
(горе)
(ненависть)
(зло)
(смерть)

В наркомании, как в кривом зеркале, все явления приобретают обратный смысл. Обратитесь к словарю, который лежит перед вами. Если вам говорят: "Хочешь испытать ни с чем не сравнимое удовольствие и наслаждаться свободой?", следует понимать так: "Хочешь испытать боль, корчиться в ломке и попасть в рабскую зависимость?". Предложение, которое вам делают "по доброте душевной", превратит вашу жизнь в смерть.

Игра "Портрет наркомана"

На чистом листе ватмана или доске в порядке очереди дети рисуют общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок.

Ведущий:

- Ну что ж, дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим?

(Дети отвечают).

Заключение

Ведущий:

- Благодарю вас, дорогие ребята, за активное участие в нашем тренинге. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать "Нет!" наркотикам. Теперь я предлагаю вам закончить нашу встречу на светлой и веселой ноте.

Игра "Да здравствует жизнь!"

Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что…». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой, нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу. Игру начинают взрослые ассистенты. После установки ромашки на место, участнику вручается памятная открытка.

Ведущий:

- И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий гражданин скрылся под нашими ромашками, которые и символизируют жизнь! Я благодарю вас за плодотворную работу! Мне было очень приятно работать с такими ответственными и интересными людьми!

Правда о наркотиках развеивает весь липкий туман лжи, который окутывает это страшное оружие. Вы узнали сегодня эту правду. Есть ещё одно оружие от наркотиков - самое верное, надёжное и сильное. Может быть, вы уже сами догадались, как надёжнее всего уберечься от наркотиков? (Ответы детей).

- Самый надёжный способ избавиться от наркотической зависимости - это никогда их не употреблять. Желаю вам избрать именно этот способ.

Сейчас я предлагаю вам встать в круг. У меня в руках свеча. Она горит, горит ярко, от нее исходит тепло и свет. Она символизирует нашу жизнь. Что вы поняли сегодня на занятии? (Каждый берет в руки свечу, высказывает свое мнение.)

А сейчас я попрошу вас повторять вслед за мной.

Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики. Мы за здоровый образ жизни!!!

До свидания!

(В конце раздаются буклеты)

11


© 2010-2022