- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья Составляющие части воспитательного процесса
Статья Составляющие части воспитательного процесса
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Койбаева Л.В. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Составляющие
части воспитательного процесса ВСОШ-2
(особенности воспитательно-образовательного
процесса в вечерней школе)
Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек.
(Латинская мудрость)
Современное понимание адаптации предполагает адаптацию учащихся не только к воспитательно-образовательному процессу школы (ВОП), но и быстро меняющимся условиям в мире. Этому способствует активное, сознательное участие каждого обучающегося в составлении своей индивидуальной образовательной программы, в конструировании ее, в выстраивании своей горизонтальной или вертикальной социальной мобильности. Очень важно убедить юного человека: знания, которые он приобретает в школе, - основа для решения многих жизненных проблем, а образование - самый быстрый и доступный канал вертикальной социальной мобильности, обеспечивающей переход от низшей ступени к высшей.
Особенность ВОП вечерней школы состоит в интеграции психолого-педагогической и социально-педагогической служб, отслеживающих и корректирующих процессы психического, интеллектуального развития учащегося на всех этапах обучения.
Давно ясно: социальная адаптация включает в себя расширение связей личности с окружающим миром.
В воспитательно-образовательном процессе педагоги стараются формировать деловой настрой, ответственность, требовательность не только к окружающим, но и к самому себе, самоконтроль.
Стратегическая задача школы - конструировать воспитательный процесс так, чтобы молодые люди получали необходимый запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться, "вписаться" в сегодняшние условия, но и достаточных для того, чтобы быть готовыми активно действовать в них.
Сформулировать приоритетные направления воспитательного процесса можно так:
- воспитание на основе взаимодействия обучающихся и педагогов;
- гуманизация межличностных отношений: ученик-учитель, ученик- ученик, учитель-родители. Воспитание взаимного уважения;
- создание условий для самоактуализации личности;
- формирование устойчивого правосознания, усвоение правовой культуры;
-
личностный подход к обучению и воспитанию;
-
создание благоприятных условий для жизнедеятельности учащегося как основы воспитания.
Я убеждена: вечерняя школа становится серьезным педагогическим фактором и являет собой пример уважительного отношения к обучающимся. Именно она учит молодежь преодолевать отрицательный учебный опыт, воспитывает неразвитые ранее способности к учению, содействует формированию у них ощущения собственного Я, обретению ими самоуважения. К тому же она дает дополнительный шанс каждому найти свое место в обществе, применить свои способности и знания на рынке труда, а значит, улучшить свои экономические, социальные и культурные условия жизни.
Рассматривая образование и воспитание как единый процесс, школа сотрудничает со структурами, которые являются активными участниками педагогической системы (см. схему).
Гуманизация образования - элемент нового педагогического мышления. Она должна быть направлена на создание таких форм, содержаний и методов обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективное раскрытие лучших качеств человека - интеллектуальных, нравственных, гражданских. Но применять их следует педагогически и психологически умело, чтобы учащиеся сами становились лично заинтересованными в восприятии, а не отталкивали нашего воспитывающего воздействия.
В античной мифологии был герой - двуликий Янус. Ему легко было ориентироваться в пространстве, глядя сразу вперед и назад. Наш учитель должен одновременно смотреть на все четыре стороны, чтобы охватить всю обстановку разом. Он должен уметь правильно решать возникающие вопросы и быстро действовать, чтобы добиться успеха.