Из опыта психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентировано на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья ( далее дети с ОВЗ) в массовую школу. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного его уровню развития образования.

Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специального психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов.

Целью сопровождения является обеспечение оптимального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получения качественного образования детьми в условиях общеобразовательного учреждения.

Реализация цели включает в себя выполнение следующих задач:

- координация деятельности педагогов и специалистов образовательного учреждения при организации образовательного процесса детей с ОВЗ;

- психолого-педагогическая поддержка всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов);

- создание оптимального уровня психологического комфорта в образовательном учреждении через развитие толерантности детей, педагогов, родителей.

Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что в Клявлинской СОШ № 2 не только созданы технические условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательное учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Имеется комната с тренажерами для развития моторики рук и ног.

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ предполагает целостный, и непрерывный комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса включающий в себя следующие направления.

Направление деятельности школьной психологической службы, в условиях реализацииФГОС включают:

- сопровождение внедрения ФГОС в 1-х классах начальной школы.

Просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов. Диагностика учащихся на этапе поступления в школу и мониторинг формирования «умения учиться» у первоклассников.

Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе.

В 2011-2012 учебном году в школу поступили трое детей с ОВЗ, один из них инвалид.

В 20120-2013 учебном году детей с ОВЗ пришло пятеро.

- на них составляется индивидуальный маршрут развития ребенка;

-с ними организуются коррекционно-развивающие занятия по дополнительным программам: «Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ».

- проводятся тренинговые занятия с учащимися, направленные на личностное развитие, на развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.

- выявление учащихся с проблемами формирования УУД, разработка и

реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предоставление рекомендаций педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности обучения.

- психологическая поддержка педагогов в сложной ситуации, связанной с

коренными изменениями в организации воспитательно-образовательного процесса. Проведение групповых и индивидуальных консультаций. Организация тренингов развития профессиональных и личностных компетенций учителя.

Деятельность психологической службы школы в 2011-2012 уч. году была выстроена в соответствии со следующими направлениями:

I этап психолого-педагогического сопровождения - оценка исходного уровня сформированности универсальных учебных действий у детей при поступлении в школу. Он начинается в мае месяце одновременно с записью детей в школу и заканчивается в cентябре-октябре. В рамках этого этапа проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на определение готовности ребенка к обучению в школе и оценку сформированности универсальных учебных действий учащихся. Используется пакет из 10 методик.

На каждого учащегося с ОВЗ заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Во все времена семья занимает центральное место в формировании личности, способностей, умений ребенка. Именно здесь он получает первые навыки восприятия действительности. Ребенок не может быть адаптирован и социализирован "сам по себе", отдельно от родительской семьи. Часто семьи отличаются гиперопекой, снижением социальной активности ребенка, поэтому целью психологической работы с родителями в нашей школе, становится создание условий для социальной адаптации семей с "особым" ребенком.

Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями в нашей школе являются родительские собрания, которые проводятся в активных формах с участием учителей. На таких собраниях-тренингах родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка. Здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы.

На таких собраниях-тренингах используются элементы следующих методов: дискуссии, игры, совместная деятельность, обсуждение и разыгрывание ситуаций, обучающие эксперименты, анализ поступков детей и родителей, анализ типов коммуникативных взаимоотношений, анализ ситуаций.

Инклюзивное образование в условиях введение ФГОС требует координальной перестройки организации деятельности учителя на уроке. В основе стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход. С целью психологической подготовки учителя к инклюзивному образованию в рамках стандартов второго поколения, были организованны курсы повышения квалификации педагогов.

Задачи курсов:

- сформирование психологической компетентности учителя по вопросу создания организационных и психолого-педагогических условий инклюзивного обучения;

Ознакомление со способами организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ в рамках общеобразовательного класса.

Программа курсов включает в себя психологическое просвещение по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, по формированию комфортной и безопасной среды в классах инклюзивного обучения.

На II этапе содержанием психолог-педагогической работы является первичная адаптация детей к школе, обеспечение условий успешной преемственности формирования УУД. (с сентября по декабрь). Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в дошкольном учреждении является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).

Психолого-педагогическая поддержка школьников проводится психологом во внеурочное время за счет часов внеурочной деятельности, один раз в неделю. В период адаптации работа ведется по программе, разработанной психологами, « А мне в школе хорошо!».

Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике, они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формируют у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказывают помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируются внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка, познавательные действия, необходимые для успешного обучения в начальной школе.

Психическое и физическое здоровье ребенка-инвалида и с ОВЗ сильнейшим образом зависит от его настроения и душевного состояния. С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в олимпиадах, спортивных мероприятиях и др. Ребята привлекаются в работу кружков учреждения дополнительного образования «Прометей».

На III этапе - психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

  • проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

  • -ввыявление детей с ОВЗ в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.

  • индивидуальные и групповые консультации и просвещение родителей по результатам диагностики. Продолжается работа родительского клуба .

- организуется групповая психо-коррекционная работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса по программе: «Социально-психологическая адаптация первоклассников». Эта программа способствует формированию жизненно необходимых навыков, что позволит избежать дезадаптацию и снизить ее риск.

На IV этапе (2011-2014гг) - обеспечивается контроль динамики результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий;

- коррекционная и развивающая работа с детьми с ОВЗ, имеющими трудности в освоении универсальных учебных действий.

Он рассчитан на коррекцию и формирование интеллектуально-психических свойств ребенка, несформированность которых может затруднять обучение уже в начальной школе.

Таким образом, основные принципы психолого-педагогического сопровождения:

- рекомендательный характер советов сопровождающего;

- приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения;

- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

Результатом психолого-педагогического сопровождения учащихся с отклонениями в здоровье в процессе обучения становится новое жизненное качество - адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

© 2010-2022