- Преподавателю
- Школьному психологу
- Опыт проведения недели психологии в школе
Опыт проведения недели психологии в школе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Будаева Е.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Неделя психологии в школе.
Опыт проведения педагога-психолога Будаевой Е. В.
МОУ СОШ № 7 п. Новый Гиагинского района.
Делать нужно только то, что умеешь.
Делать нужно только то, во что веришь.
Делать нужно только тогда, когда понял, зачем.
Нужно делать, а не добиваться результата.
Введение. Наш мир и современное общество постоянно находятся в движении, совершенствуются системы, создаются новые методы и формы работы. В соответствии с требованиями жизни совершенствуется и психологическая служба. Сегодня образование ждёт от педагогов-психологов активного включения в воспитательный процесс, где он выступает как организатор психологической работы образовательного учреждения. Такая форма психологической работы, как неделя психологии, является новой для психологической службы в школе, но для нашей МОУ СОШ № 7 она уже стала традиционной.
Идею проведения недели психологии в школе я вынашивала давно. Но как? Как организовать, а самое главное - подготовить проведение. Ведь нужно много изготовить, смастерить, воплотить, а в школе ты один педагог-психолог. Ознакомившись с опытом коллег и прочитав необходимую литературу, воодушевившись поддержкой коллег, учителей я смогла подготовиться и провести сначала день психологии в начальной школе.
Утвердив и согласовав план с администрацией школы, в 2008 году я впервые провела День психологии в начальной школе.
Необычной была форма проведения: в каждой параллели проводилось по 4 урока: освобождается последний день перед каникулами. Кабинеты начальной школы оформляются как «станции», по которым путешествуют школьники (метод «вертушки»). Названия: «комната здоровья», «комната счастья», «комната хорошего настроения», «комната творчества», «комната отдыха», «комната дружбы».
Для проведения Дня психологии я привлекла педагогов начальной школы. Каждый специалист работал в одной из «комнат», осуществляя запланированное занятие с классом, который посещает данную «станцию.
В начале дня все классы начальной школы собираются в рекреации, где торжественно объявляется открытие Дня психологии. Объясняется возможность использования психологического забора. Командирам отрядов выдаются маршрутные листы, где указаны станции, по которым учащиеся будут путешествовать. Каждый ученик получает саквояж и счастливый билет, на котором отмечает своё настроение после каждого урока и складывает накопительный материал, полученный на станциях.
Такое мероприятие, как День психологии, позволяет создать хорошее настроение у детей и педагогов. И я очень благодарна учителям начальной школы, которые помогли мне осуществить эту идею.
Основная часть. На следующий год в конце января 2009 года я, окрылённая успехом, запланировала и провела Неделю психологии в школе. Опыт показывает, что важно выбрать время проведения этого мероприятия в школе. Считаю оптимальным временем конец января месяца или первая неделя февраля, когда дети отдохнули на каникулах и в школе не перегружены общешкольными мероприятиями.
Используя материал коллег, я брала различные символы на недели психологии и разные названия: Психология это серьёзно, Цвет моей души, Радужная неделя психологии.
Планирование и принципы. При планировании недели надо исходить из нескольких рабочих принципов, которые являются главными:
-
неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически очерченные начало и конец, основную идею и девиз;
-
каждый день должен плавно перетекать в следующий;
-
необходимо каждый день иметь как виды работы, которые делали бы его неповторимым, так и сквозные мероприятия которые задавали бы общий дух неделе;
-
события недели должны охватывать всю школу - всех детей и всех взрослых;
-
мероприятия недели не должны (по возможности) мешать учебному процессу, или, по крайней мере, это вмешательство необходимо сделать минимальным и строго оговоренным с педагогами и администрацией школы.
При организации работы с учащимися я планировала, чтобы каждое мероприятие вызывало у детей положительные эмоции, заинтересовывало и настраивало на дальнейшую работу. Я стремилась к тому, чтобы родители, педагоги и дети, входя в здание школы, сразу чувствовали необычную атмосферу "Недели психологии".
План мероприятий был согласован и утверждён директором школы. На информационной доске заранее были вывешено объявление и план мероприятий на каждый день недели психологии.
В проведении мероприятий были задействовано внеурочное время: перемены, классные часы, кружковые занятия по психологии. Использованы разнообразные формы работы: семейный вечер, тренинги, психологические акции, и игры, релаксация, развивающие занятия, лекции с использованием возможностей медиапроектора, ноутбука
Одним из главных видов работы стали психологические акции. Собственно, это была не игра, это - игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат.
Основная цель таких акций - расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. Наглядное подтверждение афоризма «жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете».
Важные особенности акции - ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто не хочет ее замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками.
На территории школы можно провести самые различные психологические акции. Радуга настроений (На основе методики А.Н. Лутошкина.)
Цель: сравнительная оценка эмоциональной атмосферы в школе (в начале и в конце рабочего дня).
С понедельника по пятницу каждое утро учащиеся 9 классов встречали школьников и учителей в рекреации. И предлагали пройти по цветным следам. Перед каждым из них стояли корзины с цветными полосками и два контейнера для приема бумаги. Всем желающим предлагалось заглянуть в себя и оценить, с каким настроением они пришли в школу, а потом соотнести его с определенным цветом. Значения цветов не указывались. Для взрослых был свой контейнер, для детей - свой. Мероприятие продолжалось до звонка на первый урок, после подсчитывались результаты. Подобным образом «цветонастроение» выяснялось всю неделю. К пятнице на доске информации, появилась стенгазета со значениями цветов. Таким образом, коллектив школы мог не только проследить изменения в своем настроении, но и узнать о трактовке цветов.
В опыте первой недели психологии я проводила акцию «Ларец радости, или Предсказания черно-белого ослика» Ее задачей являлась поддержка каждого учащегося, она была направлена на создание благоприятного эмоционального климата в школе, на получение положительных эмоций. В специальный ящик были собраны самые лучшие выражения и фразы. Каждый, кто подходил к ларцу, мог вытащить фразу, предназначенную именно ему. «Ларец радости» работал только на переменах и имел большой успех среди учащихся и взрослых.
В этом году подобно прошла акция «В гости к нам пришли цыгане». Целью этой акции стало желание улучшить и поднять настроение детей и педагогов в сложный учебный период. На 1 перемене мои помощники девятиклассники в ярких цыганских костюмах прошли по начальной школе. Они предлагали желающим узнать свою судьбу, предлагая разноцветные карточки. На каждой из них с тыльной стороны было написано, что ожидает человека в ближайшее время. Все карточки психологическая служба приготовила заранее. Предсказания делились на три группы, положительные, мотивирующие, загадочные.
Акция проходила в течение одного дня на переменах и собрала большое количество детей, педагогов и родителей. Мероприятие задавало приподнятое настроение и дарило заряд положительной энергии.
Акция «Социологический опрос-Мнение граждан школы», проводилась для учащихся 5-11 классов. Это одна из форм работы, построенной на идее выбора. Предоставление ребенку возможности совершить свой личный выбор - один из важных принципов сопровождающей психологической работы. Здесь и элементы шоу, создающие эмоциональный настрой; есть элементы психологической драмы - выбор, предпочтение, самораскрытие через предъявление индивидуального выбора; есть также познавательные, просветительские, развивающие и многие другие
Опрос был посвящен выявлению ценностных ориентаций, жизненных устремлений в различных сферах жизни. Его вопросы не были связаны с сегодняшним днем детей, они предлагали им посмотреть на свою жизнь шире.
Результаты «Социологического опроса» интересны, информативны и познавательны. Они позволяют школе «побурлить» и выяснить, что она является целостным организмом с такими разными и одновременно схожими взглядами на жизнь.
Проведение этого опроса принесло свои плоды. Это стало еще одним способом объединить детей и взрослых, явилось возможностью пообщаться не на бытовые или дисциплинарные, а «высокие» темы, обсудив значимые вопросы. Это оказалось еще одной демонстрацией неисчерпаемых возможностей психологической работы. Материал был оформлен и помещён на информационной доске
Акция «Лавка добрых качеств», в которой каждый ученик с 1 по 11 класс и любой взрослый мог приобрести именной чек на приобретение товара: ума, красоты, трудолюбия, аккуратности, а то и обменять свои плохие качества на хорошие. Помогали мне продавцы одиннадцатиклассницы и мальчики из 9 класса, которые потом и оформили анализ проданного и обмененного товара. Результаты таковы, что наиболее востребованными оказались красота, ум, смелость, трудолюбие, мужественность, талант. Сданы были в обмен вспыльчивость, жадность и неаккуратность на трудолюбие, спокойствие и аккуратность. Результаты акции были оформлены и предоставлены обозрению.
Акция «Следопыт». В ней приняли участие все желающие учащиеся со 5-го по 8 класс, а можно со 2 по 4 класс, педагоги и технический персонал школы. Вопросы, на которые ребята должны были найти ответы, касались жизнедеятельности всей школы. Например, узнать, сколько столов в школьной столовой, во сколько приходят повара на работу, как зовут кота завуча по воспитательной работе, какие любимые духи у учителя английского языка и т.д.
«Следопыт» показал школьников как поистине самых быстрых, внимательных, точных и оригинальных учащихся. Развивала их умение спрашивать и обращаться за помощью. Игра была высоко оценена самими школьниками и вызвала у них соревновательный интерес.
Акция "Школа - наш общий дом" создала ощущение причастности нахождения в большой школьной семье. Был вывешен "остов" дома, нарисованный на листе ватмана. Перед учащимися была поставлена задача: оформить свой фрагмент (крыша, окно, один из этажей и т.д.). В четверг все фрагменты были собраны вместе. Дом получился оригинальный. На крыше расхаживали мартовские коты 10 классников. А 11 класс изобразил себя в виде символа открытых рук, выпускающих в самостоятельную жизнь птиц. У девятиклассников подпись «не повторяется такое никогда» говорила сама за себя. А вокруг "Нашего дома" было множество цветов, бабочек, светило солнышко, "проплывали" облака, и все это оформили учащиеся 1 - 4 классов.
Большое значение имеет использование наглядности в оформлении недели психологии. Огромный интерес вызвала работа «Портрет моего класса». Создавалась в технике коллажа. На переменах ребята рассматривали галерею портретов всех классов школы. Читали минисочинения «Счастье это…», «Детство это…». Думаю, что этот вид работы способствовал раскрытию внутреннего мира учащихся, осознанию особенностей внутреннего мира коллектива, сплочению, развитию творческого воображения.
В этом году я была ограничена в возможности использования наглядности. Не стала давать детям домашнее задание. Использовала только большую стену в рекреации на 1 этаже. Где располагалось основное оформление Недели психологии. Там вывешивались проектные работы учащихся, выполненные на часах психологии. Необычной была проектная работа 5 «А» класса- «Страна психология» показывающая жизнь города Мышление, Речи и Памяти, Воображения и Ощущения с рекой Любви и озером Доброты и Дружбы, окружавшие полянку Эмоций, находящийся рядом с зоопарком Характеров.
Проект девятиклассников «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье» обозначил проблемные зоны в организме выпускника в период подготовки к экзаменам, и их спасательный круг содержал рекомендации по преодолению этих проблем.
Очень важно чтобы мероприятия не повторялись, были интересными. И в этом году я использовала развлекалочки. «Пожиратель неприятностей» и «Даритель радости», дети побывали на лестнице Дружбы.
Считаю, что содержательной формой работы является акция «Психологический забор» - способствует умению учащихся выражать своё мнение. Оригинальными были высказывания и предложения детей тематического забора «Школа наш дом»
«Мандала для педколлектива»- игра метафора, проводилась с целью психологической разгрузки и психологического единения коллектива, открытия уникальной красоты другой души.
Ярким событием недели психологии в школе стало проведение внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «Ярмарка эмоций» В работе педагога-психолога особое место занимает эмоционально-волевое развитие детей. Важнейшими задачами в нашей деятельности являются профилактика психосоматических заболеваний, знакомство детей с базовыми эмоциями, помощь в формировании эмоциональной децентрации. В рамках недели психологии в школе ярким завершением занятий по эмоциональному блоку программы для учащихся 2-4 классов «Тропинка к своему Я» и стало проведение этого праздника «Ярмарка эмоций»
Психологический КВН- одна из форм массовых командных игр, проводился со старшеклассниками. Мотив веселого соперничества высвобождает энергетику, а содержание игровых заданий способствует развитию внимания, фантазии, сплоченности. Используемые формы работы делают общение с окружающими приятным, и способствуют развитию эмпатии и самосознания, формированию навыков взаимодействия друг с другом, навыков совместной деятельности, социальной адаптации. С целью оптимизация внутригрупповых взаимоотношений, развития навыков группового взаимодействия, умения считаться со взглядами других, чувствовать группу и отдельных ее участников был проведано это мероприятие.
Всю неделю работала «Почта доверия»- это особая форма работы, заключающаяся в том, что дети сами дают запрос на беседу (консультацию) с психологом. Почтовый ящик висел около кабинета психолога. Дети на маленьких листочках писали свои пожелания встретиться, подписывали их и бросали в почтовый ящик. В конце каждого учебного дня я проверяла «свою почту» и на следующий день проводила встречу с ребенком. Во избежание недопонимания перед началом функционирования «почты доверия» я по всем классам провела «презентацию» новой формы работы, объясняя детям, как пользоваться почтовым ящиком, для чего он нужен и пр. В этот момент особенно подчеркнула правила пользования почтой: конфиденциальность, добровольность, честность. Это был новый вид работы. Дети, которым это нужно приходили на консультацию после уроков. Возможности почты» достаточно широки: ее можно применять и как диагностический инструмент, позволяющий выявлять уровень развития рефлексии, и как развивающее детскую рефлексию средство. Безусловно, подобная форма работы сама по себе стимулирует самосознание ребенка, но через нее можно формировать также чувство ответственности за себя и свои действия, эмпатию, эмоциональную децентрацию и др.
Проводились консультации и родительские встречи. Необычной формой был семейный вечер «Неразлучные друзья - взрослые и дети»
Традиционно Неделя закончилась показом презентации «По следам недели Психологии», которую посмотрели все ребята на переменах в актовом зале, вспомнили основные мероприятия, оживили впечатления…
Заключение
Итоги недели психологии.
Что же происходит в эти дни в нашей школе? Ничего особенного и все-таки очень многое. На некоторое время школа стала одним целым, вжилась в одни мысли, одни вопросы, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками. Мне кажется, что дети и взрослые смогли возбудить живой, естественный интерес к себе и своему психологическому знанию. Очень многие за этот промежуток времени немножко подумали о себе и других, о том, как проявляется их настроение и как влияет на окружающих. Неделя психологии позволила объединить под одной идеей всю школу. Повысился уровень доверия школьников к психологу. Учащиеся стали осознавать, что работа психолога заключается не только в развивающих и коррекционных занятиях, но и в мероприятиях познавательной и творческой направленности.
Основной задачей следующей недели психологии я считаю, должно стать привлечение педагогов к ещё более активному участию в общешкольных психологических мероприятиях.
6