Конспект занятия для молодых педагогов на тему: «Типичные ошибки молодого педагога. Принципы оценки знаний учащихся»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия для молодых педагогов на тему:

«Типичные ошибки молодого педагога. Принципы оценки знаний учащихся»

Молодой педагог, стаж работы которого до 3-х лет, в начале своего творческого пути должен овладеть основами педагогической техники. В это понятие принято включать 2 группы компонентов:
1-я группа связана с умением педагога управлять своим поведением: это владение своим организмом, эмоциями, настроением (снятие излишнего напряжения и создание творческого самочувствия), социально-перцептивные способности (внимание, память, наблюдательность), техника речи (темп, дыхание, постановка голоса); 2-я группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив, раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения (т.е. развивать способности организаторские, конструктивные, дидактические…)


Типичные ошибки молодого педагога:

  1. Неумение задушевно общаться с детьми, родителями, коллегами, неумение подавить в себе неуверенность, нерешительность, либо чрезмерная доброта и потворство детям;

  2. Молодой педагог боится за свою речь, иногда боится быть слишком доброжелательным;

  3. Молодые педагоги не владеют техникой, на уроке часто выполняют несвойственные им действия (что-то теребят, ходят туда-сюда);

  4. Имеют недостатки дикции (тихая речь, либо переходит в крик…);

  5. Первое общение с детской аудиторией вызывает «мышечные зажимы», они вызывают чувство неуверенности, страха, полной скованности. Психологическое состояние при этом - страшно казаться смешным, неумелым, незнающим;

  6. Неумение правильно оценивать знания ученика.


Сегодня хотелось бы подробнее остановиться на 6 пункте и осветить вам основные критерии оценок знаний учащихся (по 5-бальной системе):

  1. «Отлично» (5) ставят, если учащийся владеет глубокими твёрдыми знаниями, основной учебной и дополнительной литературой по предмету, делает логичные и правильные выводы по существу темы, вопроса, без подсказки может ответить на дополнительный вопрос по теме, помнит материал по предыдущим темам;

  2. «Хорошо» (4) ставят, когда знания достаточно твёрдые и правильные, но имеются несущественные упущения и неточности, однако учащийся способен сам их устранить;

  3. «Удовлетворительно» (3) - ставится тогда, когда ответ в целом правильный, без грубых ошибок, имеется знание основного учебного материала. Но без частных особенностей, внутрипредметных логических связей, не развиты навыки учебной деятельности по предмету (сравнение, анализ, вывод);

  4. «Неудовлетворительно» (2) -ставится за неправильный ответ хотя бы на 1 из вопросов преподавателя. При ответе отмечаются существенные или грубые ошибки, непонимание сущности излагаемых вопросов;

  5. «Плохо» (1) - Выставляется за неготовность к ответу. Хотя данную оценку практически не принято ставить в школах.

Проверка знаний несет в себе важные функции:

  1. Способствует более прочному и длительному усвоению знаний;

  2. Препятствует непроизвольному забыванию;

  3. Стимулирует на дальнейшую качественную работу.

Иными словами, функции проверки можно назвать так: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая. Сущность контролирующей функции проверки состоит в выявлении реального состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих определенному возрастному этапу обучения. Сущность обучающей функции проверки и анализа усвоенного материала заключается в дальнейшем улучшении проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии активной и письменной речи, мышления, произвольного и непроизвольного внимания, аудиальной и визуальной памяти школьников. Название ориентирующей функции проверки говорит само за себя: ее суть - ориентация учащихся по результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели обучения отдельными учащимися и классом в целом. Ребята также могут проанализировать, на каком этапе они находятся по пути к достижению поставленной цели. Воспитывающая функция проверки заключается в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд, развитие трудолюбия, волевой регуляции, дисциплины труда; в формировании нравственных черт - честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.

Если проверка знаний и их оценивание не будет опираться на четкое знание критериев оценки, если при этом педагог не будет следовать психолого-педагогическим правилам общения и поведения, то функции проверки, ее цели, останутся не реализованными. Ни в коем случае нельзя навешивать «ярлык двоечника», нацеливать себя и ученика пессимистично, заведомо программируя неуспех. Если вы пойдете по этому ошибочному пути, вы снизите учебную мотивацию школьника, вызовите его озлобленность, снизите его самооценку. Противоположная ошибка - неоправданное завышение оценки, которое порождает леность учащихся, губит стремление к самосовершенствованию, исправлению недостатков в работе. Не забывайте аргументировать оценку, детализируя за что она снижена, анализируя ошибки.

© 2010-2022