• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Статья с анализом работы по проектной деятельности «Развитие творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ССУЗа на занятиях секции «Школа Лидера» с использованием проектного метода обучения»

Статья с анализом работы по проектной деятельности «Развитие творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ССУЗа на занятиях секции «Школа Лидера» с использованием проектного метода обучения»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческого и научно-исследовательского студентов ССУЗа на занятиях секции «Школа Лидера» с использованием проектного метода обучения


М.В.Галкина

Саратовский техникум железнодорожного транспорта - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения»

Расскажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому и я пойму.
Древняя китайская мудрость

В нашу эпоху, основной источник прогресса человечества смещается в область новых технологий и разработок, ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с творческой молодежью выходит на первостепенные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009.

Современное общество ставит задачу подготовки выпускников, способных:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, применять на практике для решения возникающих проблем, чтобы иметь возможность найти в жизни свое место;

- самостоятельно критически мыслить и осознавать, как знания могут быть применены в практической и профессиональной деятельности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с различными источниками информации;

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать в группе;

- уметь самостоятельно работать над развитием своего интеллекта и культурного уровня.

Все это критерии творческого, креативного отношения и подхода к жизни. Человек -саморазвивающееся существо. Человек развивает, обучает и воспитывает себя сам. Но этот процесс не может происходить сам по себе, нужен учитель, педагог, но не как «указующий перст», «тиран», «надзиратель», «скульптор», а как помощник, защитник, советник, образец для подражания.

В настоящее время изучаются различные подходы приобщения учащихся к творчеству через формирование «самосозидающего типа личности, создание особого пространства, в котором человек интегрирован как творческая индивидуальность» (В.А. Петровский). Одним из таких подходов и является, на мой взгляд, проектный метод. Он позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода студенты не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Я хочу рассказать о применении метода проектов во внеурочной деятельности, так как активно применяю его в работе студенческого научного кружка «Школа лидера». Студенты работают над научно-исследовательскими проектами социальной направленности и конечной целью всех наших работ, является их практическая значимость. Таким образом, у учащихся развиваются еще и навыки волонтерской деятельности.

Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения. Познакомившись с методом проектов на моих уроках или уроках других педагогов, студенты смелее берутся за научно-исследовательскую работу по различным темам, со знанием дела выполняют её и успешно защищают свои проекты на любом уровне. На начальном этапе работы в секции «Школы лидера», помимо различного психологического тестирования (которое очень нравится студентам), я провожу анкетирование для выявления проектных умений, текст анкеты представлен в Приложении 1.

Практическая направленность проводимого анкетирования, заключается в следующем.

Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:

- спланировать мотивированную целенаправленную и индивидуальную работу с учащимися при выполнении тематического проекта;;44444444;

- подобрать вопросы рефлексии;

- организовать на занятиях секции формирование общеучебных умений и компетенций, являющихся основой проектных.

Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволят:

- сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;

- целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;

- при запуске следующего проекта выстроить занятие, сделав акцент на формирование определённых проектных умений.

Однако не всегда просто подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать учащихся (помочь выбрать интересную тему), вместе с ними подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгой, просмотреть в Интернете все материалы по теме. И самое главное - заставить подростков поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным, донести значимость и пользу практического применения их проекта. В противном случае проект может получиться легковесным и поверхностным.

Я не перечисляла в своей статье классических моментов в работе с проектами, так как они хорошо известны и давно используются моими коллегами, а подчеркнула только то, что считаю необходимым дополнением в специфике своего подхода: исследование, с помощью анкетирования, в начале и в завершении работы над проектом, а так же, практическое применение выполненного студентами исследования.

Проекты социальной направленности, выполненные учащимися и ими же реализуемые, вместе с творческим развитием помогают росту личностных и нравственных качеств, способствуют передаче традиций из поколения в поколение. А самое главное приносят пользу. Когда проект воплощается в жизнь самими студентами, получается, что всю информацию по теме проекта: профилактические мероприятия, входящие в его рамки, исследования, занятия, обучающие моменты, участники мероприятий получают от своих ровесников. Следовательно, степень доверия и результаты претворения проектов, приносят значимые достижения, то есть, работа студентов приносит видимые и для них и для окружающих результаты. Необходима, конечно, во всем этом, постоянная помощь и советы педагога, руководителя проекта.

В подтверждение вышесказанного, привожу график изменения личностных характеристик студентов, участников секции «Школа Лидера». Анализ диагностики уровня воспитанности студентов проведен в динамике, по методике профессора Рожкова М.И, адаптированной для учащихся ССУЗов с целью выявления показателей уровня развития, нравственной воспитанности учащихся, социальной адаптированности, активности, автономности их отношения к Отечеству и природе.


Рис.1 График изменения личностных качеств.

Статья с анализом работы по проектной деятельности «Развитие творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ССУЗа на занятиях секции «Школа Лидера» с использованием проектного метода обучения»

На графике виден, рост показателей всех личностных характеристик, что доказывает важность применения проектного метода в работе со студентами.

Огромное значение практического применения результатов проектного метода я поняла на второй год работы со студентами. Когда участники разработанных на основе исследований мероприятий, благодарили авторов работ за пользу занятий, за полученную интересную информацию и т.д.

А сами авторы были заинтересованы в дальнейшей работе, привлекая своим примером новых учащихся. Показатели применения видны на диаграмме результативности работы с проектным методом в секции «Школа Лидера» по годам.

РСтатья с анализом работы по проектной деятельности «Развитие творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ССУЗа на занятиях секции «Школа Лидера» с использованием проектного метода обучения»ис.2 Диаграмма результативности работы с проектным методом.




Таким образом, общая идея организации проектной деятельности во внеурочное время следующая - это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической научной информации, так и навыки владения прикладными методами.

В своем общении с учениками, я часто повторяю положение из Трактата индийских учителей «Наука радости»:

*Помни, что радость творчества - непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят всё, за что ты не взялся.

И очень надеюсь на то, что эти слова не проходят мимо ребят не услышанными.

Список литературы

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
2. Классному руководителю. Под ред. Рожкова М.И. М.: 2008. - 280 с.

3. Успенский В.Б. «Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие». Владос-Пресс.: 2008.

4. Интернет-издание для учителя «Особенности применения метода проектов в учебной деятельности». Выпуск № 6, зима 2012/2013

5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. «Управление по результатам». ТЦ Сфера.: 2007

Приложение 1

Анкета для выявления проектных умений


Самостоятельно оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 - умею хорошо; 2 - иногда получается; 1 - чаще не получается; 0 - не умею;

Ф.И. студента, группа _____________________________________________________________

Учебный проект __________________________________________________________________

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Умение формулировать проблему

2. Умение ставить цель

3. Умение ставить задачи

4. Умение выбирать методы и способы решения задач

5. Умение планировать работу

6. Умение организовать работу группы

7. Умение участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.

8. Умение выбирать вид конечного продукта проекта

9. Умение выбирать форму презентации конечного продукта

10. Умение выделить моменты в проделанной работе, которые помогли успешно выполнить проект

11. Умение находить в выполненной по проекту работе «слабые» стороны

12. Умение провести анализ того, что мне лично дало выполнение проекта


© 2010-2022