Выступление на педсовете на тему Трудные дети

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Трудные дети. Как им помочь.

В последнее время проблема общения с "трудными" детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных" детей неуклонно растет. Если в былые годы "трудными" детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок".

Стоит ребенку однажды попасть в список "трудных" детей, часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.

В связи с этим, встают вопросы: "Что мы знаем о "трудных" детях? Почему они становятся "трудными" для нас?"

Количество «трудных» детей или детей с особенностями поведения и развития - гиперактивных, агрессивных, тревожных, замкнутых - растет день ото дня, а с ними растут и проблемы, семейные и учебно-воспитательные.

Почему таких детей становится все больше? Здесь присутствуют много факторов - неблагоприятная экология, низкий социальный уровень жизни, хронические болезни, вредные привычки, нервно-психические потрясения, но в большей степени - это следствие неправильного воспитания дома, в саду и школе. Отсутствие взаимопонимания между членами семьи ведет к росту межличностных конфликтов, к увеличению числа разводов, что, в свою очередь, пагубно отражается на детях. Их поведение становится еще более неадекватным.

Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.

Отсюда следует вывод, что «трудный» ребенок нуждается только в помощи, понимании - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Причины детской неуправляемости:

1) Борьба за внимание.

Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более - ребёнку.

2) Борьба за самоутверждение.

Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе - нельзя прожить жизнь на опыте старших.

3) Жажда мщения окружающему миру, взрослым.

Ребёнок мстит за:

- неверие в его способности и возможности.«Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»;

- сравнение не в его пользу с другими детьми, со старшими или младшими братьями и сёстрами;

- за унижение друг друга в кругу семьи;

- за потерю одного из родителей в результате развода;

- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок;

- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;

- за родительскую ложь и хамелеонство;

- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.

4) Неверие в собственный успех.

Причинами неверия в собственный успех могут стать:

- низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий;

- низкая самооценка, потеря уверенности в себя;

- плохие взаимоотношения со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка;

- отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

Только совместными усилиями с родителями можно добиться положительных результатов.

В целом, все приемы и формы работы с трудными детьми, можно разделить на две группы: приёмы, направленные на подавление отрицательных качеств ребёнка и приёмы, направленные на развитие положительных.

Приемы, способствующие развитию положительных качеств личности и подавление отрицательных.

Приемы, способствующие упражнению в нравственных поступках и накоплению социально- ценного, положительного жизненного опыта:

1. организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не достиг сверстников и не начнет хорошо учиться);

2. организация успеха в общественно полезной трудовой деятельности (заключается в помощи ученику при овладении им трудовыми умениями и навыками);

3. вовлечение в интересную деятельность (приводит к перевесу положительных тенденций развития личности над отрицательными благодаря увлеченности и успехам, достигаемым в процессе этой деятельности);

4. моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также веры в себя, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям);

5. убеждение (заключается в разъяснении и доказательствам правильности и необходимости определенной линии поведения);

6. доверие (заключается в поручении ученику ответственного задания);

7. нравственное упражнение (заключается в организации условий, требующих проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить);

8. ожидание лучших результатов (заключается в том, что учитель объявляет о том, что ждет лучших успехов от ученика, что способствует формированию у него положительных мотивов учения);

9. пробуждение гуманных чувств (заключается в организации таких условий, которые вызывают у ученика сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие).

Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником:

1. проявление доброты, внимания, заботы (ведет к пробуждению у школьника радости, благодарности, желания порадовать учителя);

2. просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство гордости и собственного достоинства);

3. поощрение - одобрение, похвала, награда; авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или представление ему определенного блага, несмотря на то, что он этого еще не заслуживает, что вызывает у школьника моральную обязанность вести себя соответствующим образом);

4. обходное движение (подразумевает отведение от ученика заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу; проявление огорчения (пробуждает у школьника чувство огорчения и стыда);

5. прощение (в определенной ситуации педагог не прибегает к наказанию, несмотря на совершенный поступок);

6. поручительство (взятие виновного ученика на поруки, обещание за него достойно вести себя в дальнейшем);

7. проявление умений и превосходства учителя в какой-то области (вызывает восхищение учеников своим учителем, признание ими его авторитета и способствует положительным изменениям в поведении).

Секрет успеха работы с такими детьми прост: как ты к ним - так и они к тебе. Но самое главное: ни в коем случае нельзя настраивать детей класса против таких учащихся! Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать никакой критики в его адрес. Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от грубых провалов. Путь предстоит долгий и трудный. Главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать свои отрицательные эмоции и переключать их на конструктивные действия. В каком-то смысле придётся менять себя. Но это единственный путь воспитания.

Вначале, при первых попытках улучшить взаимоотношения, ребёнок может усилить своё плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет их проверять. Придётся выдержать и это серьёзное испытание. И самое главное терпения и еще раз терпения нам всем.





ПРИТЧА О ТЕРПЕНИИ

Однажды старец заболел,

И в немощи телесной

Он много дней не пил, не ел

В своей каморке тесной.

Какой-то инок молодой

Пришел помочь в болезни,

Заняться тотчас же едой

Он счел всего полезней.

Решил с бобами суп сварить,

Спросил благословенье,

В сенях огонь стал разводить,

Готовя угощенье.

Но, перепутав, взял кувшин

Он с маслом для лампады,

Прогоркшим, словно керосин,

И в суп налил, что надо.

Сварив еду и сотворив

Молитву Всеблагому,

Несет он, двери отворив,

Питание больному.

«Попробуй, отче, подкрепись»-

Он слезно старца просит,

Тот, через силу поднявшись,

Еду ко рту подносит.

Но, Боже, горький вкус каков,

Что перец иль горчица!

«Знать Божий Промысел таков,

Что брат мог ошибиться».

С большим трудом, чтоб не подать

И вида отвращенья,

Стал потихонечку вкушать

Смиренно угощенье.

«Не правда ль, пища хороша?! -

Воскликнул инок вольно,

Кивнул болящий, чуть дыша,

«Однако ж мне довольно».

«Еще поешь, отец родной,

Я подолью немного».-

«Не надо, сын мой дорогой,

Я сыт уж, слава Богу».

Но тот настойчиво просил

И, претерпев мученье,

Две ложки старец вновь вкусил,

Сдержавши отвращенье.

Затем рукою отстранил

Суп от себя подальше.

«Ешь, отче, и прибудет сил,

И будешь здрав, как раньше.

Но хочешь я с тобою сам

Поем немного, право?

Не зря же столько хлопотал,

Суп должен быть на славу…»

Но что за ужас…Горечь…Жуть…

Что хина иль горчица!

Чувств не лишившись инок чуть,

Готов был провалиться

Сквозь землю: «Что я натворил,

Какое прегрешенье!

Тебя ж я чуть не отравил,

Увы, мне нет прощенья…»

«Нет, ты, сын мой, меня прости

За малое смиренье,

Что за любовь я заплатил

Отсутствием терпенья».

Порой мы ропщем на еду

И в мелочах брезгливы,

Учись, вникая в притчу ту,

Во всем быть терпеливым.


© 2010-2022