Методическая разработка урока Стили поведения в конфликте

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стили поведения в конфликте слайд 1

Цели:

Обучающие:

  • сформировать представление о стилях поведения в конфликте;

  • научить определять индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации;

  • отработать эффективные модели поведения в конфликте;

  • закрепить навыки выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия;

  • развить навыки и умения эффективного общения.


Развивающие:

  • развить коммуникативную компетентность и рефлексивную позицию в общении.

Воспитательные:

  • воспитать у студентов умение управлять своим поведением в сложных ситуациях социального взаимодействия.

  1. Оргмомент

Мы продолжаем двигаться по сложному, но чрезвычайно интересному пути Самопознания. Кто-то из вас, возможно, уже задумывался над особенностями своей личности, характером, особенностями отношений с окружающими. А для кого-то он сам пока ещё загадка. Сегодня я предлагаю вам поразмышлять над вашими взаимоотношениями с окружающими в сложных ситуациях.

Для начала я хочу вам рассказать одну притчу: два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить проблему. Вы можете сказать, ну а если им бы обоим был нужен апельсин для одной цели? Что тогда? Ну а тогда им пришлось бы пойти на компромисс, т. е. на взаимные уступки, ведь что-то всегда лучше, чем ничего.

Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение слушать другого, пытаться понять другого, идти на уступки нарушает взаимоотношения человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е приводит к внутренним и внешним конфликтам. Этим обусловлена актуальность сегодняшней темы.

- Как называется тот возраст, в котором вы находитесь?

Вы находитесь на перепутье: юность. Известный немецкий философ И. Кант так охарактеризовал этот возраст:

«Годы юности - трудные годы, ибо это годы выбора».

- Как вы думаете, что имел в виду Кант? О каком выборе он говорил?

(Человек в юности выбирает не только друзей, профессию, спутника жизни, но и те принципы, по которым он будет общаться с другими людьми, в том числе и стиль поведения в конфликте).

2. Контроль усвоение ранее изученного

С понятием конфликта вы уже познакомились на предыдущих занятиях, поэтому для того, чтобы перейти к дальнейшему изучению особенностей конфликта, вспомним ранее изученное.

Выполним тест (карточки).

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 5 вопросов.

1 вариант

1. Конфликт - это:

а) борьба мнений;

б) спор, дискуссия по острой проблеме;

в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений;

г) соперничество, направленное на достижение победы в споре;

д) столкновение противоположных позиций.

2. Противоборство - это:

а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу;

б) столкновение интересов;

в) нанесение взаимного ущерба;

г) борьба мнений;

д) соперничество по поводу какого-либо предмета.

3. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:

а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя бы одного из них одержать победу над другим;

б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;

в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;

г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;

д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.

4. Конфликтная ситуация - это:

а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;

б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;

в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;

г) причина конфликта;

д) этап развития конфликта.

5. Причина конфликта - это:

а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;

г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

д) то, из-за чего возникает конфликт.

2 вариант

1. То, из-за чего возникает конфликт - это:

а) мотивы конфликта;

б) позиции конфликтующих сторон;

в) предмет конфликта;

г) стороны конфликта;

д) образ конфликтной ситуации.

2. Образ конфликтной ситуации - это:

а) то, из-за чего возникает конфликт;

б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта;

в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту;

г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны;

д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия целей конфликта.

3. Инцидент - это:

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;

б) истинная причина конфликта;

в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

г) то, из-за чего возникает конфликт;

д) необходимое условие конфликта.

4. Стороны конфликта - это:

а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих;

б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта;

в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта;

г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, и посредник;

д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта.

5. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы?

а) межличностному бурному и быстротекущему;

б) межличностному, конструктивному;

в) межличностному, экономическому;

г) острому и длительному;

д) деструктивному.

3. Объяснение нового. Лекция с элементами беседы

Как бы далеко не заглядывала современная наука в историческое прошлое человечества, она везде обнаруживает конфликт как постоянный спутник общественного развития. Там, где есть люди, существуют и конфликты. Широкая распространенность конфликтов, роль, которую они играют в общественной жизни, привлекали к ним внимание еще со времени глубокой древности. В мифах и преданиях, идеях и высказываниях философов, историков, писателей прошлых веков содержатся многочисленные замечания о причинах конфликтов и путях их преодоления. Тогда основным способом разрешения конфликтов считалось применение «священной» власти старейшин, вождей. Однако это не всегда приводило к порядку, а зачастую еще больше обостряло социальную несправедливость, усиливало борьбу за существование. Поэтому на протяжении веков продолжали жить надежды на более совершенное будущее, когда прекратятся все войны во всех концах земли, исчезнут вражда и споры.

Давайте обратимся к некоторым высказываниям философов о конфликте, о войне.

Слайд 2

Эпикур (341-270 лет до н.э.): «Негативные последствия столкновений вынудят людей жить в состоянии постоянного мира».

Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.): «Состояние мира между людьми не естественное состояние … наоборот, есть состояние войны. Состояние мира должно быть установлено».

Уильям Самнер (1840-1910 гг.): «Борьба за существование - фактор прогресса».

З.Фрейд (1856-1938 гг.): «Агрессия… - естественное состояние, диктуемое природой. Поэтому, стремясь к вечному миру, человечество неизбежно возвращается к войне».

Что общего во всех изречениях?

(Конфликт - естественное состояние общества, чтобы установить и поддержать мир, необходимы усилия).

4. Задание

Проблема конфликтности общества отразилась и в устном народном творчестве. Вспомните известные вам пословицы или поговорки о конфликтах, о войне.

(Худой мир лучше доброй брани.
Война кровь любит.
Войной да огнем не шутят.
Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
Вражда не делает добра.
Мир - дело великое.
Живя в мире, не забывай о войне.)

Объясните смысл каждой.

Что общего во всех поговорках?

(Война - это негативное явление).
Слайд 3

Но всегда ли конфликт - это зло? Уже в силу своей природы конфликт может быть добром и злом одновременно. Не наличие, а отсутствие конфликтов является чем-то удивительным и ненормальным. Наша жизнь изменчива. Перемены, возникающие на нашем жизненном пути, непременное условие нашего существования, а, следовательно, возникающие конфликты могут быть источником нашего духовного и профессионального роста.

Слайд 4

Очень часто причиной возникновения конфликта является отсутствие навыков правильного поведения в сложной ситуации. Люди начинают вести себя стихийно, они «идут» за конфликтом, а не управляют им. Пути выхода из конфликтной ситуации могут быть как продуктивными, так и деструктивными. Выделяют 5 стилей поведения в конфликте. Выбор стиля зависит от того, чьи интересы Вы хотите удовлетворить: а) свои собственные; б) интересы другой стороны.

Слайд 5

Исходя из этого Томас и Килменн разработали двухмерную модель конфликта.

В начале оси точка, в которой не происходит удовлетворение ничьих интересов, соответствует стилю избегания (ухода), означает, что человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что его не интересует, что происходит и что конфликта не существует. Он не предпринимает никаких шагов по разрешению этой конфликтной ситуации и полагает, что не стоит тратить на это силы. Это стиль, ориентированный на сохранение статуса своего «Я», поэтому он наиболее пассивный, т.е. сводящийся к непризнанию конфликта. Человек с таким стилем поведения уменьшает значимость конфликтных событий.

2-я, вертикальная ось, выражает стремление удовлетворить только свой интерес, не принимая в расчёт интересов партнёра. Чем выше по этой оси расположена точка, тем большему упорству в стремлении добиться максимальному удовлетворению своих интересов она соответствует. Соперничество вызывает максимальное сопротивление у партнёров по общению. Баланс сил может изменяться, и тогда проигравший будет стараться «утопить» прежнего победителя. Соперничество создает искушение выиграть победу любой ценой, вплоть до применения нечестных и жестоких методов. Это наиболее опасный стиль, который может привести межличностный конфликт в столкновение с применением силы.

Приспособление отличается стремлением достигнуть удовлетворения интересов партнёра, это стиль, ориентированный на сохранение отношений.

Компромисс - постепенное сближение интересов и сведение их к общему балансу.

Как только человек вступает в конфликт, он может сознательно и целенаправленно выбрать свой подход к нему, вместо того, чтобы стихийно следовать наработанным штампам поведения.

Слайд 6

Соперничество (конкуренция) - («Акула»)

Девиз: я активно поддерживаю собственную позицию.

Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне. Предпочтение такого поведения в конфликте часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. Эта стратегия отражает такую форму борьбы, при которой одна сторона выходит победителем.

Слайд 7

Стратегию «Конкуренция» рекомендуется использовать:

  • в том случае, если Вы, обладая неопределенной властью, уверены в правильности своего решения данной ситуации;

  • исход очень важен для Вас и Вы делаете большую ставку на свое решение проблемы;

  • решение необходимо принять быстро и Вы имеете для этого достаточно авторитета и возможностей;

  • если Вы чувствуете, что Вам нечего терять, и у Вас нет иного выбора.

  • Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

Слайд 8

Приспособление (уступки) («Медвежонок»)

Девиз: я стараюсь во всем уступить, идти навстречу партнеру.

Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого.

Слайд 9,10

Эту стратегию рекомендуется применять когда:

  • Вас не особенно волнует происходящее;

  • Ваш вклад в данную ситуацию не слишком велик;

  • лучше сохранить в данной ситуации хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы;

  • правда не на вашей стороне;

  • у Вас мало шансов победить.

Слайд 11

Компромисс («Лиса»)

Девиз: я ищу решение, основанное на взаимных уступках.

Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то же самое. Это предложение средней позиции, стремление найти сочетание выгод для обеих сторон.

Слайд 12

Стратегию рекомендуется использовать когда:

  • необходимо найти наиболее быстрое и наиболее экономичное решение;

  • обе стороны хотят одного и того же, но понимают, что одновременно это невыполнимо;

  • Вас может устроить временное решение;

  • другие подходы к решению проблемы кажутся неэффективными;

  • компромисс позволяет сохранить значимые для Вас взаимоотношения.

5. Тест

Давайте проверим с помощью теста,

Готовы ли вы пойти на компромисс?

Поставьте +, если вы согласны с утверждением. В обратном случае поставьте -.

1. Меня раздражают ошибки других людей.

2. Я могу напомнить другу о долге.

3. Время от времени я говорю неправду.

4. Я в состоянии позаботиться о себе сам.

5. Мне случалось ездить "зайцем".

6. Соперничество лучше сотрудничества.

7. Я часто мучаю себя по пустякам.

8. Я никогда не смеюсь над неприличными шутками.

9. Друзья имеют на меня большое влияние.

10. Я практичный человек.

11. Я согласен с тем, что важна не победа, а участие в состязаниях.

12. Я всегда прав, даже если другие думают иначе.

Теперь расчертите лист бумаги на три графы. Посчитайте число положительных ответов на следующие вопросы: 1, 6, 7, 12 - и внесите результат в графу 1. Число положительных ответов на вопросы 2, 4, 10, 11 впишите в графу 2. А число положительных ответов на вопросы 3, 5, 8, 12 занесите в графу 3.

Слайд 13, 14, 15

Самый высокий показатель в графе 1.

Вы понимаете, как нужно было бы поступить в сложной ситуации, но редко решаетесь на такие действия. Пойти на поводу у обстоятельств для вас наиболее приемлемый вариант решения проблемы. Как ни странно, вам это довольно часто помогает в жизни. Должно быть, вас сопровождает по жизни ангел-хранитель. Или ваша интуиция не подводит вас. Ваш девиз: "Расслабься".

Самый высокий показатель в графе 2.

Вы пытаетесь найти выход из сложной ситуации. Чего вам недостает - это терпения. Вам требуется больше выдержки, ведь вспышки агрессивности часто сводят на нет все ваши дипломатические ходы. Постарайтесь спокойно дождаться спланированного вами результата. А идя на компромисс, постарайтесь извлечь из этого максимум удовольствия.

Самый высокий показатель в графе 3.

Ваша проблема в том, что вы излишне самоуверенный человек. Довольно часто вам хочется научить жить не только своих близких, подчиненных и начальство, но и все человечество. Возможно, ваши устремления весьма благие, но, честное слово, с ними так трудно идти по жизни. И вам, и окружающим вас людям. Успокойтесь. Дайте людям самостоятельно сделать свои ошибки. В этом порой тоже есть некоторый смысл.

4. Сообщение студента (презентация) «Из истории компромиссов»

Живое от неживого тем и отличается, что реагирует на условия окружающей среды. То есть вступает с ней в некое соглашение. Рассказывают, в Ульяновской области поймали непонятную рыбу. Ученые определили: пиранья. Как жительница теплых американских вод оказалась в среднерусском озере? Почему выжила холодной весной? А это пусть ученые определяют. Пиранья эта просто живет, то есть приспосабливается.

Что же говорить о человеке?

К Сыну Божьему приступили фарисеи, спрашивая: "Ты не заботишься об угождении кому-либо, так скажи, платить ли подать кесарю?" "Отдай Богу Богово, кесарю - кесарево",- отвечал Иисус. И разъяснил ученикам своим: "Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте. По делам же их не поступайте". Идеальный компромисс: Сын Божий, не поступаясь истиной, под репрессии тем не менее не подставляется.

История компромиссов - это история развития товарно-денежных отношений и современной демократии. Вся политика и бизнес держатся на компромиссе.

Будущий король Франции Генрих IV, проиграв в войне гугенотов с католиками, идет на коленях в Каноссу за благословением Папы. "Париж стоит обедни",- скажет он потом. Бездну лет спустя Ленин введет-таки НЭП, то есть пойдет на компромисс с рынком. Сталин, ставший при жизни божеством, в годы войны легализует церковь. А еще раньше ведущие европейские политики как бы ради общего блага и мира в Европе сдали Чехословакию Гитлеру.

Обличитель Абрамовича и Березовского г-н Дерипаска заключает с ними деловой альянс. А Чубайс и Кириенко во время президентской кампании вдруг принимают решение поддержать Путина, так что даже Немцов с Хакамадой не выдержали и заявили о своем несогласии с генеральной линией СПС.

Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок - правит бал ежесекундно.

Идущие на компромисс договариваются о взаимных уступках.

Не вылезая из компромиссных ситуаций, люди компромиссов не любят. Они обожают тех, кто на соглашение не идет! Кто наши святые? Кто наши герои? Те, кто не шел на уступки. Первые христиане на арене римского Колизея осеняли себя крестным знамением. Вся советская мифология построена на рассказах о несдавшихся и непокоренных. Да и не только советская!

Самые блистательные карьеры строятся именно на бескомпромиссности и нежелании играть по общим правилам.

Но Сахарову, чтобы стать мировой знаменитостью и Нобелевским лауреатом, пришлось сначала стать все-таки лауреатом Сталинской премии. Так же, как и Солженицын был обласкан Госпремией прежде, чем опубликовал "ГУЛАГ" на Западе.

Быть нонконформистом легче. Говори по любому поводу: "А баба Яга против!" - и все. Но г-н Зюганов как ни пытался сделать свою карьеру на бескомпромиссной борьбе с режимом - не получилось.

Если вас призывают к компромиссу - с вами пытаются договориться.

Если вас призывают к бескомпромиссности - вами пытаются манипулировать.

Наполеон сказал однажды: "Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление". Невозможно опираться на масло, тесто, воду. Но только на что-то твердое, сопротивляющееся прогибу.

Владимир Рыжков, депутат Государственной думы РФ:

«Как и все мы, я каждый день иду на компромиссы. Если лифт перегружен, и я спешу на работу, я ведь не скандалю, чтобы мне уступили место».

Александр Гафин, вице-президент Альфа-банка:

«Карьеры делают жесткие, целеустремленные люди, готовые на обдуманные поступки.

Нельзя быть упрямым, это не подход к решению проблемы.

Эгоистичный человек, не способный на жертвы и компромиссы, который не слушает никого, кроме себя, может сделать карьеру. Но в конце пути у него кроме веревки да толстого сука ничего не останется. Вокруг него будет пустота - кому он нужен со своим эгоизмом?».



Слайд 16

Продолжаем знакомиться со стилями поведения в конфликте.

Избегание («Черепаха»)

Девиз: я стараюсь уклониться от участия в конфликтах.

Один из вариантов разрешения конфликта, при котором предоставляется возможность другим взять на себя ответственность, избежать бесполезной напряженности; в критической ситуации спрятаться в свой панцирь. Этот стиль может служить эффективным способом разрешения ситуации, а уход или отсрочка могут быть конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

Слайд 17

Эта стратегия рекомендуется когда:

  • напряженность ситуации слишком велика и ощущается необходимость ослабления накала;

  • исход не очень важен для Вас;

  • ситуация слишком сложна для Вас;

  • Вам необходимо выиграть время;

  • у Вас недостаточно власти для решения этой проблемы.

Слайд 18

Сотрудничество («Сова»)

Девиз: я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон.

Открытое признание конфликта, предъявление своих интересов, выражение своей позиции и предложение пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, люди с таким типом реагирования пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества. Участники конфликта приходят к разрешению его с полным удовлетворением интересов обеих сторон.

Слайд 19

Этот стиль рекомендуется использовать, когда:

  • обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;

  • есть время поработать над возникшей проблемой;

  • решение проблемы важно для обеих сторон;

  • обе вовлеченные в конфликт стороны обладают одинаковыми возможностями для решения проблемы.

Давайте рассмотрим с вами разные стратегии поведения в конфликте с помощью сценки «Праздничный пирог». В сценке участвуют: черепаха, медвежонок, акула, лиса и сова.

5. Сценка «Праздничный пирог»

Решила однажды черепаха отпраздновать День Рождения. Позвала гостей. Испекла праздничный пирог.

Гости. Поздравляем! С Днём Рождения! Счастья тебе!

Черепаха. Удивительный пирог у меня получился!

Гости (хором). Да-а-а!

Акула (хватает нож и становится в начальственную позу). Единственный, кто может взять на себя ответственность разрезать пирог, - это я!

Лиса (останавливает акулу). Подожди, я бы не отказалась от кусочка побольше, вот этого, с шоколадом!

Акула. Ещё чего! Этот мне!

Лиса (хитро). Я думаю, мы с тобой договоримся!

Медвежонок. Я тоже люблю сладкое, мне бы тоже кусочек побольше…

Акула. Побольше? Вообще ничего не получишь!

Медвежонок (грустно). А с другой стороны - о здоровье надо заботиться, говорят, сладкое вредно!

Лиса (обращает внимание всех на черепаху). Посмотрите на именинницу - она сейчас этот пирог глазами проглотит!

(Гости смеются).

Черепаха (обиженно). По-моему, я здесь вообще не нужна… (направляется к выходу).

Сова (останавливает черепаху, обращается к оставшимся гостям). Постойте, давайте по-честному, по справедливости. Если бы не черепаха, мы бы не собрались, пирог никому бы из нас не достался! Согласны?

Гости. Согласны!

Сова. Так давайте его поделим поровну!

Обсуждение

Давайте обсудим, какой стиль поведения в конфликте занимал каждый герой, и какие чувства, мысли, действия характерны для каждого?

1)избегание («черепаха») - неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта.

2)уступки («медвежонок») - чувство приниженности, нежелание отстаивать свои интересы, соглашательство с другими в ущерб себе.

3)подавление («акула») - чувство превосходства, агрессия, нападение, унижение других.

4)компромисс («лиса») - дипломатичность, умение поступиться частью своих интересов, гибкость.

5)сотрудничество («сова») - уважение своих и чужих интересов, справедливость, открытость.

Давайте обсудим плюсы и минусы каждого стиля.

Избегание: + (неучастие в конфликтах, отсутствие врагов),

- (неумение отстаивать свои интересы, неуверенность в себе).

Уступки: +(репутация неконфликтного человека, отсутствие врагов),

- (чувство приниженности, соглашательство с другими в ущерб себе).

Подавление: + (чувство превосходства, достижение собственных целей),

- (наличие врагов и недоброжелателей).

Компромисс: + (отсутствие явного противопоставления, достижение части своих целей),

- (достижение части своих целей).

Сотрудничество: + (формирование открытых отношений с окружающими, основанных на взаимоуважении),

- (нет).

6. А теперь давайте определим ваш любимый стиль поведения в конфликте с помощью опросника К. Томаса

Инструкция: Вам предлагается выбрать из каждой пары суждений то, которое является наиболее типичным для Вашего поведения и поставить «+» в соответствующей графе бланка ответов.

1.

А: Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б: Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

А: Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б: Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3.

А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б: Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4.

А: Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б: Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А: Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б: Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А: Я пытаюсь избежать возникновения неприятности для себя.

Б: Я стараюсь добиться своего.

7.

А: Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б: Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы в другом добиться своего.

8.

А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б: Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.

А: Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б; Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А: Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б: Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А: Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

А: Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

Б: Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

А: Я предлагаю среднюю позицию.

Б: Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А: Я сообщаю другому мою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б: Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15.

А: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б: Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

А: Я стараюсь не задевать чувств другого.

Б; Я стараюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А: Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б: Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А: Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б: Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А: Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б: Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А: Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б: Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

А: Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б: Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

А: Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого.

Б: Я отстаиваю свои желания.

23.

А: Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б: Иногда я предоставляю возможность другим взять ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А: Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б: Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А: Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

Б: Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А: Я предлагаю среднюю позицию.

Б: Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А: Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б: Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А: Обычно я стремлюсь добиться своего.

Б: Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А: Я предлагаю среднюю позицию.

Б: Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А: Я стараюсь не задевать чувств другого.

Б: Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к опроснику К. Томаса

N вопроса

Наименование тактики поведения в конфликте

1

2

3

4

5

1

А

Б

2

Б

А

3

А

Б

4

А

Б

5

А

Б

6

Б

А

7

Б

А

8

А

Б

9

Б

А

10

А

Б

11

А

Б

12

Б

А

13

Б

А

14

Б

А

15

Б

А

16

Б

А

17

А

Б

18

Б

А

19

А

Б

20

А

Б

21

Б

А

22

Б

А

23

А

Б

24

Б

А

25

А

Б

26

Б

А

27

А

Б

28

А

Б

29

А

Б

30

Б

А

Сумма

баллов

Согласны ли вы с полученными результатами?
• Хотели бы вы изменить свое поведение в конфликтной ситуации?

Слайд 20,21

Оптимальная стратегия поведения: график попадает в «коридор», отмеченный линиями

Если ваш результат отличен от оптимального, одни тактики имеют значение ниже 5, другие - выше 7 баллов.

Рекомендуется: реже прибегать к тактике, имеющей завышенные значения и чаще использовать тактики, имеющие заниженные значения

Методическая разработка урока Стили поведения в конфликте

Слайд 22

Необходимо отметить, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один не может быть выделен как самый лучший.

Суть заключается в том, чтобы сознательно сделать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства и склад своего характера.

7. А теперь давайте потренируемся в определении стилей поведения в конфликте. Ролевая игра «Контакты и конфликт»

Участники в парах разыгрывают следующие ситуации и пытаются оценить поведение их участников.
1)«Грамотные стали»
Покупатель: «Почему вы продаете стограммовые упаковки майонеза по цене двухсотграммовых?».
Продавец: «С чего вы взяли?»
Покупатель: «Ну вот же, на ценнике написано: вес - 200 г, цена - 15 рублей. А упаковки стограммовые. Я вчера купила, думала, вы ошиблись. А сейчас вижу, что вы просто ценники перепутали».
Продавец: «Ничего мы не перепутали. По сколько надо, по столько и продаем. А не нравится - идите в другой магазин, поищите подешевле. Грамотные стали».

Обсуждение

Какой стиль использует каждый из участников конфликта?

(Продавец - подавление, покупатель - сотрудничество).

Почему покупатель использует именно этот стиль поведения?

ризнает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Хочет уладить спорную ситуацию, от продавца ожидает ответного сотрудничества).

Почему продавец использует этот стиль?

верен в правильности своего решения данной ситуации, ему безразлично мнение покупателя, важна только собственная позиция).

Что бы вы предложили покупателю?

(Сменить стиль поведения на соперничество).

2)«Только не надо нас пугать»
Учитель: «Я пригласил вас, чтобы выяснить, почему ваш сын пропускает уроки литературы».
Мама ученика: «А что ему делать на ваших уроках? Толстого и Достоевского читать? Вы знаете, что он у меня профессионально занимается танцами, его ждет артистическая карьера. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет».
Учитель: «Но вы понимаете, что оценка по литературе в аттестате будет стоять не за танцевальные успехи. Он получит то, что заслуживает».
Мама ученика: «Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдется?»

Обсуждение

Какой стиль использует каждый из участников конфликта?

(Мама - подавление, учитель - подавление).

Почему мама использует именно этот стиль?

(Для нее важнее успехи сына в танцах, она не понимает значимости общего образования для гармоничного развития личности).

А учитель?

(Он выполняет свою работу).

Что бы вы посоветовали обоим?

(Найти компромисс, т. е. пойти на взаимные уступки).

3)«Вас никто здесь не держит»
Представитель рабочих: «Я пришел к вам от имени трудового коллектива, чтобы выяснить, почему нам третий месяц не платят зарплату?»
Начальник: «Мне очень жаль, но денег нет - предприятие, которому мы поставляем нашу продукцию, обанкротилось».
Представитель рабочих: «Но администрация предприятия исправно получает зарплату, вы недавно поменяли мебель в офисе и приобрели новую иномарку».
Начальник: «Эти средства взяты не из фонда заработной платы».
Представитель рабочих: «Нам все равно, из каких фондов вы нам заплатите - верните наши деньги. Если бы не школьные завтраки, наши дети падали бы в голодные обмороки».
Начальник: «Я же сказал вам, что денег пока нет. И неизвестно, будут ли вообще. Не хотите ждать - вас никто здесь не держит. Тогда точно ничего не получите».

Обсуждение

Какой стиль использует каждый из участников конфликта?

(Начальник - подавление, рабочий - тоже).

Почему начальник использует данный стиль поведения?

(Чувство превосходства, обладает властью).

А рабочий?

сход очень важен для него; ему нечего терять, и у него нет иного выбора, он находится в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования).

Что посоветуем рабочему?

(Сменить место работы или обратиться в правоохранительные органы).

10. Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях»

А теперь давайте закрепим навыки выявления конфликтных ситуаций в и потренируемся находить правильный выход из создавшегося сложного положения для того, чтобы напряженность не переросла в конфликт.

Порядок проведения игры.

Обучаемым выдаются рисунки, на которых изображены два человека.

То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Обучаемые, выбрав стиль поведения, должны записать свои варианты ответа за другого человека.

Затем организуется обсуждение вариантов ответа.

Какой стиль поведения вы выбрали и почему?

Какие варианты возможны?

Конструктивное ли это решение сложной ситуации?

Слайд 23

11. Контроль усвоения изученного.

Определение стиля поведения в конфликте (анализ ситуаций - работа с карточками)

12. Итоги

Итак, сегодня мы познакомились со стилями поведения в конфликте, их плюсами и минусами.

Какой лучший, решать вам самим. И всё-таки, стоит заметить, что побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь конфликт.

13.Домашнее задание

Анализ конфликта

Вспомните конфликтные ситуации на улице, в общественном транспорте, в учреждениях сферы обслуживания и т. п., свидетелями которых вы были, и проанализируйте их по следующему плану.

План

  1. Участники конфликта

  2. Предыстория конфликта

  3. Предмет конфликта

  4. Действия оппонентов

  5. Вовлеченные стороны

  6. Первичные меры по урегулированию конфликта

  7. Неудачи в урегулирования конфликта

  8. Личностные проблемы, тормозящие урегулирование

  9. Стадии развития конфликта

  10. Исход конфликта

  11. Анализ ошибок в урегулировании конфликта

  12. Негативные последствия конфликта

  13. Позитивные последствия конфликта

  14. Что надо было бы сделать для урегулирования?

  15. Сделано ли что-либо после проведенного анализа? Если да, то каков результат?

  16. Какие советы, книги по психологии и конфликтологии оказались полезны при урегулировании конфликта и почему?

Слайд 24

Завершить урок хочется цитатой из Евангелия: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним».

Методическая разработка урока Стили поведения в конфликтеМетодическая разработка урока Стили поведения в конфликтеМетодическая разработка урока Стили поведения в конфликте

20

© 2010-2022