ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР для педагогов «КОМФОРТНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

для педагогов

«КОМФОРТНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ»

Цель: развитие психологической культуры педагогов; осознание своей индивидуальности; формирование значимости установок в жизни; развитие у педагогов коммуникативных навыков, средств позитивного проектирования индивид. развития ученика, актуализацию личного опыта в общении с учащимися.

План работы:

  1. Вступление. Правила группы.

  2. Упражнение "Поляна"

Ведущий. Представьте поляну и себя на ней. Во что или в кого вы превратились бы на этой поляне? Что делаете на ней?

Представление по кругу. Ведущий задает уточняющие вопросы: сколько вам лет, как себя чувствуете, не мешает ли вам... (называет того, кто уже есть на поляне), как вы относитесь к ...?

Обсуждение: Что вы чувствуете сейчас, как изменились ваши чувства? И т.п.

  1. Упражнение «Три цвета»

Цель: для разогрева участников.

Для проведения упражнения необходимы карточки с написанными на них цветами: «красный», «желтый», «зеленый» (количество карточек должно соответствовать числу участников группы). Участники получают одну из карточек. Ведущий объявляет, что сейчас каждый как бы некоторое время становится такого же цвета, который обозначен на карточке. По команде ведущего будут вставать те, кто имеет отношение к данному цвету.

Например, по команде «Пусть встанет тот, кто имеет цвет яблока» встают все участники, потому что яблоко может быть и желтым, и зеленым, и красным. Как только кто-либо сможет точно определить, кто какого цвета, он сразу скажет об этом. Ведущий просит вставать тех, кто имеет отношение к названным предметам: смородина, перец, лист на дереве, гвоздика, мякоть арбуза, лимон, трава, светофор, помидор, воздушный шар и т.д. При этом каждому участнику следует быть внимательным, чтобы определить, у кого карточка такого же цвета, как и у него. По сигналу ведущего играющие объединяются в группы по «цвету» и поясняют, как они нашли друг друга.

  1. Упражнение «Фото».

Предлагаю начать работу с одного интересного упражнения.

- Перед вами лежат фото, ваша задача назвать личностные качества человека изображенного на фотографии. (добрый, злой, умный, дружелюбный, лживый, щедрый, скупой и т.п.)

У каждого участника фото одного и того же человека, они об этом не знают, но под фотографией дана установка об этом человеке, у одних положительная, у других отрицательная. (Например: фото №1 - Успехи в обучении у этого человека не достаточно хорошие, друзей не имеет, единственный ребенок в семье; фото №2 - Живет в неполной семье, ухаживает за больной матерью, имеет много друзей и т.п.)

- Почему вы выбрали именно эти качества?

- Что повлияло на ваше мнение?

Следовательно - эта надпись явилась для вас установкой.

На самом деле этот юноша, серебряный призер международной олимпиады школьников.

Сегодня мы поговорим с вами об установках.

Установки окружают нас везде. Это и характеристики, написанные учителями из других школ на вновь пришедших и отзывы о ребенке других людей.

  1. Упражнение «Трудный ученик»

В населениях наших школ две самые важные иногда воюющие нации - это ученики и учителя.

Перед вами лежат листочки. Подумайте, кто из ваших учеников, по вашему мнению, для вас является самым проблемным учеником. Напишите его имя.

Теперь впишите только положительные качества этого ученика. В своей дальнейшей работе с ним используйте только этот положительный потенциал.

Действительно ли ваш ученик такой проблемный?

Пусть анализ ситуации поможет решить свою профессиональную проблему.

Далее, напишите свое имя и свои качества как положительные, так и отрицательные. Каких оказалось больше? Подчеркните положительные, пусть они вам помогут.

Только тогда вы будете успешным учеником, а ученик успешным учеником, когда будет идти ориентировка на позитивные качества личности.

Этим упражнением я хотела вам дать установку на удачное сотрудничество и взаимопонимание.

  1. Игра «Позиционное общение».

Цель игры: расширение диапазона коммуникативных средств учителя, поиск эффективного индивидуального стиля педагогического общения с учащимися.

Игра проводится в три этапа. На первом этапе психолог предлагает 2-м участникам группы проиграть одну из типичных ситуаций взаимодействия учителя и ученика. Остальные участники наблюдают. Возможны следующие ситуации: «Ученик сорвал урок, и учитель вызвал его для беседы»; «Ученик курит в школе»; «У старшеклассницы резко снизилась успеваемость» и т. п. Выбранная ситуация проигрывается в соответствии с заданными коммуникативными позициями: «учитель» строг, придерживается формально-оценивающего стиля, а «ученик» оправдывается, молча выслушивает нотации «учителя». Затем происходит общее обсуждение: какие ощущения и впечатления получил «ученик» от такой беседы, как чувствовал себя «учитель», какие мысли и эмоции вызвала данная сцена у группы. В ходе обсуждения участники группы приходят к выводу, что применение авторитарных средств общения с подростками и старшеклассниками в целом малоэффективно.

На втором этапе проигрывается та же ситуация общения учителя и ученика, но участнику, играющему роль учителя, предлагается перейти на упрашивающий тон, в то время как старшеклассник ведет себя высокомерно и вызывающе. Групповое обсуждение результатов второго этапа игры посвящено анализу того, по каким причинам возникают ситуации зависимости учителя от ученика и как их преодолеть или избежать.

На третьем этапе организуется групповой поиск средств и способов, помогающих учителю наладить психологически полноценное общение с учеником на примере той же ситуации, но при этом реализовать педагогическую управляющую позицию. Рассматриваются вопросы: как учителю следует начать разговор со школьником, как сесть, какие фразы и когда говорить, какие атмосфера и настрой должны отличать такую беседу и др.

  1. Тест «Стили общения»

  2. Факторы комфортности обучения: +, -.

  3. Девизы, кредо учителя: формулировка, запись и озвучить.

  4. РЕЛАКСАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Радужное настроение

Представь себе, что сейчас чудесный день. И над тобой проплывает серое облачко, на которое ты можешь уложить сейчас все свои горести и заботы. Дай всем твоим заботам просто улететь с ним…

Представь себе, что небо над тобой ярко-голубое, что легкие лучи солнца согревают тебя. Ты чувствуешь себя надежно защищенным - так мирно и спокойно вокруг. Мягкое дуновение ветерка коснулось твоей головы, и ты чувствуешь себя легко и счастливо, как маленькое легкое перышко. Ты думаешь, что ты сегодня такой же замечательный, как небо, такой же теплый, как солнце, и такой же нежный, как дуновение ветерка.

Представь себе, что при вдохе твое тело наполняется золотым светом - от головы до кончиков пальцев ног... А когда ты выдыхаешь, представь себе, что все чувства, которые не нужны тебе сейчас покидают тебя. Ты вдыхаешь золотой свет. А выдыхаешь неприятные чувства.

Ты - как маленькое перышко, которое несет легкий ветер; ты - как луч солнца, падающий на Землю. Дай еще больше расслабиться своему телу, своим плечам и рукам, своим ногам, расслабь свои стопы и ладошки.

Представь себе, что ты - как радуга, которая состоит из множества различных цветов. Нет никого на свете, кто думал и чувствовал бы так же, как ты... Это просто замечательно, что ты можешь быть здесь, среди нас...

  1. Рефлексия.

© 2010-2022