Я + Ты = Мы Программа практикума по эмоциональному сплочению членов группы (коллектива)

«Я + ТЫ = МЫ» Программа практикума по эмоциональному сплочению    членов группы (коллектива). Цель программы: создание дружеской атмосферы взаимопомощи,  взаимопонимания, доверия, доброжелательности и  открытого общения детей друг с другом в группе (коллективе). Задачи программы:  - формировать у детей способность устанавливать и                                           поддерживать контакты;                                      -  учить детей сочувствию;                                      -...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Я + ТЫ = МЫ»

Программа практикума по эмоциональному сплочению членов группы (коллектива).

Цель программы: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, взаимопонимания, доверия, доброжелательности и открытого общения детей друг с другом в группе (коллективе).

Задачи программы: - формировать у детей способность устанавливать и

поддерживать контакты;

- учить детей сочувствию;

- развивать в детях открытость в отношениях с

другими;

- выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

Адресат: данные упражнения позволяют проводить работу с разновозрастными группами.

Длительность программы: 5 занятий продолжительностью З0мин-40 мин., учитывая возраст детей.

Оценка эффективности программы: изменение во взаимоотношениях между участниками: потребность участвовать в группе и сотрудничать при решении общих задач; расширение возможностей искренних проявлений собственных чувств (в том числе и негативных) в конструктивной форме; формирование симпатии между участниками группы.

Психогимнастические игры (социально-психологический тренинг для формирования среды, в которой становятся возможными преднамеренные изменения) - игры для осознания и формирования принятия: своего имени, своих качеств, своих притязаний на социальное признание, своего психологического времени (прошлого, настоящего и будущего), своего социального пространства (прав и обязанностей).

ЗАНЯТИЕ 1 «Узнай меня поближе»

Цель: помочь детям познакомится друг с другом поближе, узнать что-то новое о своем одногруппнике, подчеркнуть уникальность каждого участника (ребенка).

  1. Игра «Знакомство»

Материал: клубок ниток.

Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Например, кто-то захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается делать, что он любит больше всего есть или чем заниматься и т .д. у вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать о себе…

Меня зовут….я очень люблю петь (например)…(зажмите свободный конец нити в ладони и киньте клубок ребенку, сидящему напротив).

Можно назвать свое имя и рассказать о себе, ели не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку оставить ее у себя и перебросить клубок следующему.

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины.

Затем поговорите с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности:

- Легко ли рассказывать о себе?

- Похожи ли мы чем-нибудь друг на друга?

- Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

После разговора нужно паутину распустить. Для этого каждый ребенок возвращает клубок в обратном порядке, называя предыдущего участника по имени и, может, упоминая что-то из его рассказа о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, иногда паутина будет запутываться - в таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы тесно связаны между собой.

  1. Игра «Пересядьте все те, у кого…»

Эта игра способствует группообразованию, а также помогает провести первичную психодиагностику с помощью наблюдения за динамикой поведения участников группы, создать общую атмосферу занятия.

Инструкция. Участники группы сидят в кругу, ведущий стоит по центру круга, так как для него нет свободного стула. Он - водящий. Водящий объявляет, кто будет меняться местами. Например: «Пересядьте все те, у кого голубые глаза», называются общие вещи, признаки, имеющиеся у большинства участников. Во время пересаживания водящий должен успеть занять чье-то место, в результате кому-то из участников не хватает места, и он становится водящим. Игра повторяется.

  1. Игра « Что изменилось?»

Эта игра тренирует внимание, наблюдательность и память, кроме этого, она побуждает членов группы внимательно посмотреть на себя и на других. Это способствует развитию чувства привязанности, возникновению ощущения групповой сплоченности и самоутверждению.

Инструкция. Встаньте, пожалуйста, в два ряда так, чтобы вы оказались напротив друг друга. Оглядите внимательно с ног до головы того кто стоит напротив вас, и постарайтесь запомнить все подробности - сделайте как мысленную фотографию своего партнера( 1 мин.) теперь повернитесь спиной к друг другу. Я прошу каждого изменить что-то в своей внешности. Меняйте все, что хотите, - снимите что-нибудь (бант, резиночку, серьгу и пр. (30 секунд))

А теперь снова повернитесь и оглядите друг друга. Догадайтесь, что изменилось во внешнем облике вашего партнера. В эту игру можно играть достаточно часто. В таком случае попробуйте изменять не все, что угодно, а заранее оговоренные вещи, например позу, выражение лица, частоту дыхания и т.д.

  1. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Это дружеский ритуал завершения занятий. С его помощью в детях развивается важное качество, столь редкое в наш век высоких скоростей, - умение благодарить и выражать дружеские чувства.

Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку любого из двух участников, пожимает и говорит: «Спасибо за приятный день!»

Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.

Ведущему желательно оказаться тоже в центре круга.

  1. Рефлексия занятия.

ЗАНЯТИЕ 2 «Доверие»

Цель: оптимизация внутригрупповых взаимоотношений; развитие чувства принадлежности к группе.

  1. Упражнение «Смешное приветствие». Упражнение способствует установлению физического контакта с помощью рукопожатия.

Инструкция. Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное рукопожатие? А кто знает другой способ подавать руку при встрече? (попросить детей показать различные варианты рукопожатий. Очень интересно бывает и развитие самого контакта при этом. Некоторые подают вялую, безжизненную руку, другие жмут руку изо всех сил.)

Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие (рукопожатие), которое мы будем использовать в ближайшее время. Это приветствие (рукопожатие) должно стать своего рода отличительным знаком нашей группы.

Сначала разбейтесь на команды. Вам дается три минуты, чтобы изобрести в своей команде необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы мы все легко смогли его запомнить, но при этом - достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом. Затем группа принимает наиболее понравившееся приветствие (можно оставить два).

  1. Игра «Пересядьте все те, у кого…» эту игру дети любят в любом возрасте и всегда просят повторять на последующих занятиях.

  2. Упражнение «Слепой и поводырь». Это очень хорошее упражнение для создания в группе атмосферы взаимного доверия. Правда проводить его нужно, когда участники уже достаточно знают друг друга (второй и последующие дни). В комнате должно быть достаточно препятствий (столы, стулья и т.д.)

Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот, кто слева, закрывает глаза - он будет «слепым». Второй партнер станет «поводырем». Поводырь берет слепого за руку и ведет через всю комнату. У поводыря необычная задача - он отвечает не только за себя самого. Но и за партнера, ему нужно настроиться на это новое состояние. Выберите себе темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя увереннее. Разговаривать во время прогулки запрещено, общайтесь друг с другом другими способами (пожатие рук и др.), 2-3 минуты. Поменяйтесь ролями. Для детей лучше завязывать глаза. По окончании обсуждение: было ли участникам страшно или нет, в какой роли они себя чувствовали более уверенным, насколько могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого.

  1. Упражнение «Волшебный круг» или «Восковая палочка».

Инструкция. Восемь человек становятся в тесный круг, достаточно близко друг к другу. Это не обычный круг - волшебный. Кто из вас хотел бы первым встать в центр этого круга (выбирается участник). Я попрошу первого выбранного участника встать в центр, ноги поставить вместе, держаться прямо. Все остальные, стоящие по кругу, поднимите руки на уровень груди. Когда участник начнет падать в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно он захочет упасть в другую сторону. И там его тоже надо поймать и аккуратно поставить на место. При этом очень важно, чтобы ребенок в центре стоял очень прямо, как будто бы он деревянный. Давайте попробуем…

Дать ребенку в центре свободно падать в разные стороны (1 мин.). Спросить его, хорошо ли круг справлялся со своей задачей, нет ли у него каких-то замечаний. В конце упражнения ребенок делиться своими впечатлениями. Затем другие дети по очереди и желанию становятся в круг. Спросить ребенка в центре, может ему хочется закрыть глаза? Пообещайте не участвовавшим в игре детям, что на следующем занятии они обязательно смогут побыть в кругу.

  1. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

(ритуал прощания, см. занятие1)

  1. Рефлексия занятия.

ЗАНЯТИЕ 3 «Вместе»

Цель: формирование открытых отношений между членами группы.

1.Упражнение «Смешное приветствие».

2. Игра «Кого не хватает?» материалы: большое покрывало (или несколько покрывал).

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Замечаете ли вы, когда в группе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда в группе нет кого-то другого? Каждый участник очень важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь (если действительно никто не отсутствует). Я хочу сыграть с вами в игру: один из нас будет прятаться (можно два или три человека спрятать), а остальные - отгадывать, кого не хватает. Сначала я попрошу всех закрыть глаза и, пока никто не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я коснулась рукой, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину , сесть на пол и укрыться покрывалом (помочь). После того как он спрячется, по моей команде, вы открываете глаза и говорите, кого не хватает.

А теперь закройте глаза…

Начните игру сами, спрятавшись под покрывало, чтобы подстегнуть активность детей. После того как дети поймут кого не хватает, вернитесь в круг и спрячьте следующего участника. Сначала выбирайте детей уверенных в себе, которые будут хорошо себя чувствовать под покрывалом. Если участники слишком долго не могут отгадать, попросите спрятавшегося что-нибудь сказать, что остальные смогли узнать его по голосу. Дайте возможность как можно большему количеству детей побыть под покрывалом. Повторите эту игру через некоторое время снова.

3. Упражнение «Антарктида». Создается общая атмосфера занятия и атмосфера поддержки и доверия членов группы. Психологически раскрепощает дальнейшую работу.

Материал: несколько больших листов бумаги.

Инструкция. Ведущий раскладывает на полу большие листы бумаги. Участники изображают пингвинов (попросите кого-нибудь показать как ходят пингвины). Пингвины гуляют по аудитории и по команде ведущего: «Касатка!» - должны запрыгнуть на льдины (т.е. листы бумаги) таким образом, чтобы все оказались в безопасности и касатка (т.е. ведущий) осталась голодной.

В Антарктиде весна, льдины тают, поэтому перед каждым следующим раундом я буду складывать листы пополам. Начали!

Игра заканчивается тогда, когда участники собираются на крошечных льдинках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга.

4. упражнение «Спасибо за прекрасный день!»

5. Рефлексия занятия.

ЗАНЯТИЕ 4 «Ты мне нравишься»

Цель: развитие коммуникативных навыков и доброжелательных взаимоотношений между детьми, формирование навыка взаимопонимания.

1. Упражнение «Смешное приветствие».

2. Игра «Паутина комплиментов». Материал: клубок ниток.

Инструкция. Давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, которая нас свяжет между собой! Когда мы будем ее плести. То каждый из нас может выразить свои добрые чувства и мысли, которые он испытывает к своим товарищам - сказать комплимент кому захочет.

Итак, обмотайте свободный конец нитки вокруг ладони два раза и покатите клубок в сторону того, кому хотите сказать приятные, добрые слова, например: « Лена, ты мне нравишься потому что стобой всесело играть». После того как Лена получила клубок, она тоже обматывает ладонь и передает его следующему (кому желает): « Дима! Ты мне нравишься, потому что помог мне найти ленточку, которую я вчера потеряла.» и т.д. пока клубок не обойдет всех. Последний ребенок, получивший клубок начинает его сматывать в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Дальнейшее обсуждение:

- легко ли говорить друг другу приятные вещи?

- кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

- почему каждый ребенок (человек) достоин любви?

- что тебя удивило в этой игре?

3.Упражнение «Сядем вместе, сядем рядом». Все участники обнимаются за плечи и одновременно медленно садятся, лицом к центру круга. Затем встают, также держась за плечи друг друга.

4. Упражнение «Тропинка».

Инструкция. Все встают в шеренгу, в затылок друг другу и кладут руки на плечи впереди стоящего человека. Ведущий ведет всех по узкой тропинке, обходя различные препятствия. По хлопку он становится в «хвост змейки». Упражнение повторяется, пока все не побывают в роли ведущего. Эффект упражнения можно усилить, выполняя его с закрытыми глазами (кроме ведущего).

5. Упражнение «Спасибо за прекрасный день!»

6. Рефлексия занятия.

ЗАНЯТИЕ 5 « Мы вместе»

Цель: развитие умения выражать свои эмоции и чувства физически, развитие чувства эмпатии.

  1. Упражнение «Смешное приветствие».

  2. Игра «Объятия».

Инструкция. Ведущий предлагает детям сесть в один большой круг. Кто из вас помнит, что он делает со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свою симпатию к ним? Правильно, вы берете их на руки, обнимаете. Я хочу, чтобы вы все относились друг к другу хорошо и дружили между собой. Конечно, можно иногда и поспорить, но когда люди дружны, им проще переносить обиды и разногласия. Сейчас каждый из вас попробует выразить свои чувства к другим детям, обнимая их. Быть может кто-то не захочет, чтобы его обнимали, тогда пусть он скажет нам об этом и просто посмотрит со стороны, как это делают другие, и может тогда ему в следующий раз тоже захочется обняться. Сейчас я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед позволяет, усиливая объятия.

После игры задать вопросы:

- понравилась ли тебе игра?

- Почему хорошо обнимать друг друга?

- Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

- А как ты себя чувствуешь, когда тебя обнимает мама или папа?

3. Упражнение «Мостик». Участники делятся на пары, затем каждая пара проходит по узкому мостику навстречу друг другу. При встрече нужно разойтись, не столкнув партнера.

4. Упражнение «Доброе животное».

Инструкция. Ведущий тихим таинственным голосом произносит: « Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох- назад. А теперь на вдох- два шага вперед, на выдох -два шага назад. Так не только дышит наше животное, так же ровно и четко бьется его большое и доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук-шаг назад и т.д. мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

5. Упражнение «Спасибо за прекрасный день!»

6. Рефлексия занятия.


Автор-составитель: Штепа М.М. педагог-психолог МБДОУ №1 «Березка», пгт. Тяжинский

При составлении программы использовался материал педагога-психолога ГОУ ОЦПМСС, Савиновой, г. Мурманск.

(журнал «Школьный психолог» 2006, №11, июнь)



© 2010-2022