Особенности артсинтезтерапии при работе в школе

В артсинтезтерапии (АСТ) впервые изучена роль комплекса искусств как психотерапевтического метода воздействия. Выявлены новые закономерности при работе с психоаналитическим принципом «выздоровление через осознание». В АСТ используется 7 техник  искусств:  упражнения   ассоциациях,   живопись,  стихосложение,  театр импровизации,  драматургия,  риторика,  сценическая пластика. Для использования искусства в лечебных целях введены особые приемы практического обучения разным видам искусств. Обучение...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности артсинтезтерапии при работе в школе


Артсинтезтерапия - комплексный метод групповой психотерапии, использующий синтез искусств. Рассматривается в качестве самостоятельного направления в лечебно-коррекционной работе, где владение техническими приемами разных видов искусств сочетаются со знаниями психопатологии и подчинены психотерапевтическим целям.

Особенности Артсинтезтерапии

В артсинтезтерапии (АСТ) впервые изучена роль комплекса искусств как психотерапевтического метода воздействия. Выявлены новые закономерности при работе с психоаналитическим принципом «выздоровление через осознание».

В АСТ используется 7 техник - искусств: упражнения ассоциациях, живопись, стихосложение, театр импровизации, драматургия, риторика, сценическая пластика.

Для использования искусства в лечебных целях введены особые приемы практического обучения разным видам искусств. Обучение в АСТ принципиально отличается от традиционных методов, используемых в школах искусств и никогда ранее не применялось в арт-терапии.

Информация о бессознательных переживаниях черпается из анализа продукции пациентов - картин, стихов, пьес, театральных этюдов, пластики и т. д. При этом синтез искусств, с его комплексом подходов и средств, позволяет задействовать весь накопленный потенциал человека в единстве его переживаний, поведения, когниций, мотиваций благодаря использованию разнообразных форм воздействия на личность пациента. Таким образом, методика выполняет как диагностическую, так и лечебную роль. Интенсивное стрессорное воздействие на эмоциональную и интеллектуальную сферу по методу АСТ позволяет оптимизировать адаптационные возможности личности, причем изменения носят генерализованный характер.

Преобразование искусств для психотерапевтического воздействия

Упражнения в ассоциациях

Сегодня уже доказано, что способности к творческим решениям определяются уровнем ассоциативно-образного мышления (Л. Выготский, 1968; А. Леонтьев, 1977; Г. Селье, 1987 и др.). Чем оно богаче, тем смелее воображение человека, острее интуиция, и тем шире его возможности в самореализации.

Упражнения в Ассоциациях - это выстроенный комплекс упражнений, использующий образы, символы, метафоры как косвенную форму психотерапевтического воздействия. С их помощью происходит закладка фундамента для выявления и развития способностей к творчеству: умения комбинировать факты новыми способами, представлять разнообразные варианты решений, искать новые пути.

Живопись

Занятия живописью в артсинтезтерапии опираются на идеи З. Фрейда и К. Юнга, утверждающих, что художественное творчество помогает облечь бессознательные переживания в зримые образы - выразить то, что неподвластно словам. Занятия живописью в АСТ строятся на отображении своих впечатлений и переживаний при помощи цветовых сочетаний. Поэтому одной из задач данного раздела методики становится развитие чувства цвета. Под чувством цвета здесь понимается сложное, обогащенное восприятие цвета, способствующее возникновению целой сети ассоциативных представлений, образов, эмоций. Для решения этих задач автором методики были разработаны особые технические приемы и навыки, например, способ смешения и наложения красок, названный «мерцающим мазком», и др. Благодаря этому обучающиеся довольно скоро научаются не подражать, не копировать, а искать свой колорит и свою индивидуальность, по выражению Врубеля: «искать заросшую тропинку к самому себе».

В АСТ создается целая серия живописных работ, от пейзажей и натюрмортов до эскизов театральных костюмов. К концу курса большинство занимающихся способны к интереснейшим творческим разработкам, в которых изысканная игра цветом сочетается с причудливыми формами.

Стихосложение

Потребность ввести стихосложение в курс АСТ была обусловлена тем, что подавляющее большинство пациентов, приходящих на курс АСТ при описании своих эмоций и переживаний склонны употреблять стандартные, шаблонные фразы и банальные образы. В связи с этим нюансы внутреннего мира человека остаются скрытыми ото всех, даже от самых близких. Человек чувствует себя непонятым, в связи с чем возникает ощущение «хронического» одиночества. Основной терапевтический смысл занятий стихосложением в АСТ заключатся в развитии способностей вербально выражать самые разнообразные эмоции.

С первого занятия обучающиеся знакомятся с «техникой» стихосложения, направленной на обогащение языка. Одна из особенностей стихосложения в АСТ состоит в том, что использование рифмы на первых порах исключается. Все задания выполняются так называемым «белым стихом», но в заданных поэтических размерах: хорей, ямб, дактиль, анапест, и т.д. Упражнения по стихосложению не учат профессионально писать стихи. Они научат тонко и изысканно говорить о том, что человек чувствует. Ведь чем ярче и выразительнее он умеет описывать свои чувства, тем он понятнее и привлекательнее для окружающих.

Сценическая пластика

В психотерапии связь тела и эмоций изучается давно. По исследованиям В. Райха, (1949) если какие-либо чувства сдерживаются и подавляются, это приводит к постоянному мышечному зажиму. В психотерапии это называется «телесная броня», Со временем эта «броня» ведет к изменению личности - «броне характера». Это как карцер в тюрьме, куда не проникает луч света. Только здесь в человека не проникают новые эмоции. Поэтому пластичность и красота движений - не только эстетическая категория. Изящество, грация, чувство собственного достоинства… Это меньше всего внешнее, это суть человека, телом выраженная. Цель занятий пластикой в АСТ - убрать «телесную броню» и через гармонию тела найти гармонию души.

Пластика в той или иной форме присутствует на каждом занятии в течение всего 2-х летнего курса обучения. На первом этапе это простые танцы - полька, полонез, сиртаки, а также элементы пантомимы. Второй этап включает в себя сценическое фехтование. С его помощью можно вызвать состояние «боя»: это внутренняя собранность, умение концентрироваться, точно бить в цель, достойно парировать удары. Эти ощущения, вызванные движением, «умная» психика запомнит и присвоит. И тогда собранность, достоинство, целеустремленность станут чертами характера. На втором году вводятся пластические балеты. Учащиеся групп АСТ учатся владеть своим телом как инструментом, способным выразить тончайшие движения души. По мере того как движения становятся гармоничными и выразительными, открывается возможность пережить весь спектр эмоций, отпущенный человеку Природой.

Театр импровизации

Театр импровизации в артсинтезтерапии опирается на законы традиционной сцены, где именно театральные средства и приемы используются для освоения новых способов взаимодействия с окружающим миром. Театральная импровизация требует раскрепощенности, другими словами называемой артистичностью, которой далеко не все одарены от природы. В АСТ для развития способностей к театральной импровизации взяты за основу принципы актерского тренинга Михаила Чехова, который считал, что «Актер играет жестами, но и они играют актером, вызывая в нем разнообразные душевные нюансы. Если сделать сильный, выразительный жест, в человеке может вспыхнуть соответствующее желание»

Театральные упражнения в АСТ учат человека быть разным; открывают секрет, как, играя другой характер, присвоить его понравившиеся черты и добавить в свой личный «репертуар». Потому что иногда надо быть жестким и сильным, а иногда теплым и нежным. Там - отстраненным. Здесь - ярким и открытым. Таким образом, главной целью занятий театром в АСТ является постижение новых эмоциональных «амплуа», расширяющих «репертуар» собственных потенциальных возможностей.

Драматургия

Использование драматургии для психотерапевтических целей уникально в мировой практике. Сведений о психотерапевтическом воздействии процесса создания пьес в литературе обнаружить не удалось.

Участники группы АСТ за двухлетний курс пишут пять пьес: мелодраму, детектив, трагедию, комедию и драму. На занятиях учащиеся знакомятся с принципами построения пьесы, законами и особенностями драматургических жанров. Любая пьеса показывает, как человек ведет себя, оказавшись в сложном положении. Как он меняется под ударами судьбы, как преодолевает (или не преодолевает) выпавшие на его долю испытания. По ходу сочинения пьес, в поведении своих героев автор как в волшебном зеркале начинает видеть собственный способ решения сложных жизненных задач. А еще узнает о своих скрытых целях, амбициях, претензиях, ресурсах…

Занятия драматургией в АСТ открывают неисчерпаемые возможности для творческого осмысления собственной судьбы как сценария, где автор пьесы одновременно является ее главным героем. В процессе работы вырабатывается установка, что судьба героя может быть изменена по воле автора. Благодаря этому появляется осознание многочисленных возможностей и в построении собственной судьбы.

Риторика

Использование занятий риторикой для психотерапевтического лечения в литературе не освещено.

Известно, что речь является важнейшим фактором формирования личности. Как писали в своем исследовании Нерознак В.П., Горбаневский М.В. - в нашей стране искусство красноречия на протяжении многих лет попадало в разряд учений, которые со времен Аристотеля называли «скрытыми» и не предавали широкой огласке. Обусловлено это было тем, что ни одному тоталитарному государству не выгодно иметь развитых, широко и масштабно мыслящих подданных. Результатом охранения советских людей от родного языка явилось так называемое «речевое одичание». Литературные нормы разрушались, язык опрощался. На этом языке выросло не одно поколение. И так как язык запечатлевает стиль мышления, в обычном «неумении говорить» можно найти корни многих психологических проблем.

Риторика в АСТ начинается со второго года обучения. Это позволяет участникам психотерапевтических групп использовать навыки, полученные при занятиях другими искусствами: стихосложением, драматургией, театром, пластикой. На занятиях участники группы изучают основные принципы построения логических рассуждений (аналогия, контраст, дедукция, индукция, и т.д.,) знакомятся с эмоциональными формами воздействия красноречия - мимикой, жестами, интонациями.

Все предлагаемые для разработки темы речей на этом этапе глубоко личностны. Они позволяют оратору войти в область собственных ценностей и убеждений и отстраненно, как бы со стороны, рассмотреть свои воззрения, взгляды на жизнь, установки и принципы. Использование законов логики дает возможность увидеть истоки прошлых ошибок и неудач, предвидеть последствия тех или иных поступков и событий, провести параллель между характером человека (причиной) и его судьбой (следствием).

На занятиях риторикой в АСТ формируется умение анализировать свои проблемы, учитывая максимальное количество факторов («букет причин»), разрабатывать план действий, предвидеть возможный результат. Риторика в АСТ также развивает способность полноценно вступать в диалог: ясно и доходчиво объяснять свои идеи, мысли, переживания, говорить на «языке» собеседника, оперируя его понятиями и ценностями, - то есть выбирать и варьировать самые разнообразные средства для эффективного и плодотворного общения.

Классификация

В настоящее время разработаны и апробированы различные варианты методики АСТ - для детей от 6 лет, подростков и взрослых.


© 2010-2022