Внеклассное мероприятие Стоп жестокому обращению с детьми!

Материал посвящен актуальной проблеме – жестокому обращению с детьми. В материале представлены статистические данные по жестокому обращению, терминология, выделены группы риска, перечислены возможные психологические последствия у детей перенесших жестокое обращение со стороны родителей и др.. Также даны рекомендации родителям по отношению к детям.
Раздел Школьному психологу
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«СТОП - ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ С ДЕТЬМИ!»

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения. Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок.

Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: по данным статистики около 77% обидчиков - родители ребенка, 11% - родственники жертвы, 2% - люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком. Наиболее частым проявлением плохого обращения с детьми являются лишение еды или питья (примерно 20-24%), запирают своих детей в темноте 10-15% родителей, около 13% и вовсе выгоняют из дома, а 10 % жертв насилия погибает. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Жестокое обращение с детьми (насилие) - это любое поведение по отношению к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития. Различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми: физическое, эмоциональное, сексуальное или пренебрежение ребенком.

Физически оскорбленный ребенок всегда имеет на теле следы побоев, порезы, синяки, а иногда переломы и внутренние повреждения.

Заставив думать ребенка, что он нежеланный или неполноценный, накричав на него, а может и вовсе, проигнорировав, родители наносят эмоциональное оскорбление, не видное глазом, но не менее опасное.

Сексуальное насилие это использование ребёнка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

В случае, когда у ребенка нет необходимых предметов обихода, отсутствие питания, одежды, жилья, он лишен медицинской помощи и защиты, не ходит в школу, на лицо пренебрежение ребенком.

Часто к жестокости родителей приводят критические стечения обстоятельств: потеря работы, незапланированная беременность, незнание о детском развитии (вроде бы беспричинный плач ребенка, сложное знакомство с горшком и т.д.). Более того, модель домашнего насилия, как правило, передается от поколения к поколению.

В группу риска родителей входят:

  • родители, которые сами подвергались насилию в детстве;

  • люди, которые страдают психическими расстройствами (депрессия, шизофрения, эпилепсия);

  • злоупотребляющие, алкоголем и наркотиками;

  • семьи, испытывающие экономические и социальные трудности;

  • молодые матери (до 18 лет);

  • семьи со сложным психологическим климатом (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

  • вместо родного отца - отчим или сожитель матери.

Дети, перенесшие жестокое обращение в семье страдают расстройством сна, необоснованными страхами, депрессивными расстройствами, становятся чрезмерно агрессивны, импульсивны, гиперактивны, проявляют склонность к насилию и могут вымещать свою враждебность и ярость на игрушках, животных и других детях. У детей нарушаются представления о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.

Что же нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком?

  • Уважение. Идеи вашего ребёнка о том, что является самым важным для него, могут отличаться от ваших. Постарайтесь помнить об этом, когда ваш ребёнок хочет сказать вам что-нибудь, даже тогда, когда вы очень заняты.

  • Физическая забота. Это тепло в доме, одежда и достаточное количество еды, вовремя сделанные прививки, лечение, обеспечение безопасности ребёнка и т. д.

  • Похвала и призы. Они помогут ребёнку чувствовать уважение к себе и доверие к взрослым.

  • Внимание. Слушайте детей, и не только тогда, когда они что-то говорят словами, но и тогда, когда они пытаются показать вам это всем своим поведением.

  • Доверие. Дайте знать ребёнку, что вы доверяете ему, и что бы ни случилось, вы ему поверите и поможете.

  • Любовь. Это самое необходимое, в чем нуждается любой человек.

Исходя из вышесказанного, я хочу дать вам несколько советов, которые обеспечат правильное взаимодействие родителей с детьми и сделают взаимоотношения в семье спокойными и теплыми.

Родители, не применяйте угроз.

Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю - сесть не сможешь!» Эти слова наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.

Не унижайте детей.

Нельзя говорить ребенку: «Как можно быть таким балбесом (ротозеем, хвастуном, болтуном, лгуном)?», «У тебя голова или кочан капусты?». Сколько раз вы оскорбили малыша, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «я» - тому, из чего развивается личность.

Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравится.

А мы так часто заставляем детей: «Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!» И ребенок обещает. Что ему остается? А потом вновь делает то, что вы ему запретили. И мы же его попрекаем: «Ты же не сдержал обещания!».

Не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания.

Ребенок - не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.

Не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу своего возраста.

Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.

Не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим».

Это происходит, когда родители внушают малышу: «Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой столько для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный» и пр.

Жестокость родителей порождает жестокость детей - порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям.

Педагог-психолог

социально-реабилитационного

центра для несовершеннолетних Шумкова Н.Н.


© 2010-2022