Тренинг «педагогического взаимодействия»

Тренинг «педагогического взаимодействия» нацелен на сплочение учителей, работающих в пятых классах, формирование чувства «мы» и обретение единомышленников, но может использоваться и для других категорий.Главное - побудить педагогов осознать свои личностные  проблемы в работе по адаптации пятиклассников и наметить пути  легализации своих трудностей.          Подобраны интересные упражнения,  методики, рефлексия  Важным аспектом тренинга является профилактика эмоционального выгорания учителей и мо...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кабинет практической психологии МБОУ СОШ №8

Тренинг «педагогического взаимодействия»

Тренинг «педагогического взаимодействия»

Цель: активизация творческого потенциала учителей, работающих в 5-х классах;

выработка единой педагогической стратегии поддержки пятиклассников на

этапе школьной адаптации.

Задачи: настрой на готовность к творческой работе;

осознание своей профессиональной роли и углубление процесса

самопознания;

закрепление навыков взаимодействия учителей для решения общих задач

по успешной адаптации пятиклассников.

Оборудование: маркеры, чистые листы бумаги

алфавитные буквы для упражнения «Пишущая машинка»

рисунки №1 «Саженец в горшке, рядом вырыта лунка для посадки»

№2 «Береза с обломанной веткой и ладонь с горстью земли»

оформлен стенд «Адаптация 5-классников»

памятка учителю по успешной адаптации пятиклассников

1.Приветствие

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Если учесть, что позади у каждого из вас шесть напряжённых уроков, усталость, заботы, но они не стали преградой и вы здесь в кабинете практической психологии - значит можно смело утверждать: вы самые любознательные, мобильные, креативные учителя-профессионалы. Тренинг «педагогического взаимодействия» нацелен на активизацию нашего творческого потенциала по успешной адаптации пятиклассников. Для работы нам необходимо принять правила.

Правила тренинга:

1.Общение по принципу «здесь и теперь»

Следует говорить о том, что волнует именно сейчас, обсуждать то, что

происходит с ними в группе.

2.Все активны.

3.Взаимная вежливость.

4.Безоценочность суждений.

5.Искренность.

6.Доверительный стиль общения.

Если вы будете соблюдать данные правила, лаконично и активно работать, то время тренинга рассчитано на 1 - 1,5 часа.

Если вы готовы к работе, я попрошу вас подняться и стать в круг.

2.Разминка (на фоне тихо играющей музыки)

Опираясь на свои детские воспоминания, поиграем в ладошки. Вначале хлопаем в ладоши перед собой, затем об колени, а потом, разводя руки в стороны, хлопаем в ладоши находящихся рядом участников. Так не менее пяти раз.

Вы улыбнулись, расслабились - следовательно, вы готовы к работе.

3.Неоконченные предложения

Я доверяю людям, которые…

Самая большая радость для меня - это…

Я люблю, когда…

Мне радостно, когда…

Я горжусь тем, что…

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…

Думаю, что самое важное для меня…

Мне особенно приятно…

Человек, которому я могу доверять…

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…

Мои друзья…

Самое большое достижение в моей жизни…

Я ценю в людях…

Я чувствую себя уверенно, когда…

Человек считается успешным, если…

? Уважаемые коллеги, как вы думаете, какова цель проведённого упражнения?

Обсуждение

Р.Ф.Эмерсон утверждал: «Человек - это то, о чём он думает целый день…». Творческий учитель, заботясь о близких и родных, не перестаёт думать о своих учениках. «Педсовет» для него продолжается целый день…

Поэтому, поразмышляем о наших пятиклассниках вместе.

4. Упражнение «Образ-метафора» (рис. №1 «Саженец в горшке, рядом вырыта лунка для посадки»)

? Как этот образ связан с пятиклассниками?

Задание: Как известно, пятиклассники чувствуют себя неуютно в сменившейся обстановке, некоторые испытывают стресс. Какова помощь им необходима? (обмен опытом работы)

Время- 5-7 мин.

Обсуждение

Для того, чтобы повысить успешность адаптации, предупредить или преодолеть чрезмерное эмоциональное напряжение и в результате оптимизировать функциональное состояние, повысить работоспособность и улучшить успеваемость, необходимо выработать единую педагогическую стратегию поддержки и разработать систему профилактики дезадаптации пятиклассников.

5. Работа в группах.

Сейчас я предлагаю выбрать маркер. По выбранному цвету маркера вы объединитесь в группы. Каждая группа имеет своё задание.

Время- 10-15 мин.

Группа №1: какие приёмы нужно использовать на уроке, чтобы снизить утомляемость?

Группа №2: какие техники оценочной безопасности вы используете в работе с пятиклассниками?

Группа №3: как помочь ученику преодолеть страх в отношениях с учителем?

Вывод:

Разработанные мероприятия помогут избежать дезадаптации пятиклассников - реакции на неумение ребёнком решать задачи, поставленные самой жизнью.

Что же делать, как помочь?

  • Никогда успеваемость не повысится ни по какому предмету, если ребёнок переживает тревожность, а значит, нужно её устранить. Для этого учителю понадобится много сил и терпения, а главное - внимательного отношения к каждому пятикласснику. Принять и понять - вот девиз каждого учителя, работающего в 5-х классах.

  • Индивидуально установить контакт взаимодействия с пятиклассником, испытывающим по каким-либо причинам негативное отношение к изучаемому предмету ( см. на таблицы диагностик)

  • Учебные перегрузки - мощный фактор тревожности: следует пересмотреть объём задаваемого домашнего задания. Установлено, что учащиеся, получающие д/з на выходные, характеризуются более высоким уровнем тревожности, чем их ровесники, имеющие возможность полностью посвятить воскресенье отдыху.

  • Помните, что основной задачей возрастного развития пятиклассников является начало процесса смены ведущего вида деятельности с учебной на интимно-личностное общение со сверстниками.

  • Снятие мышечного и эмоционального напряжения играми, физминутками, релаксационными упражнениями, как во время уроков, так и вне их.

  • Преимущества Я-высказывания над Ты-высказываниями: они менее угрожающие и не загоняют ребёнка в угол, ему не надо сразу оправдываться, обороняться. Я-высказывания способствуют большей честности и открытости в отношениях. Такой язык поясняет, что учитель принимает ученика таким, какой он есть.

ТЫ-высказывания Я-высказывания

Ты поступил плохо Я думаю, что ….

Ты не смеешь больше Я не доволен тем, как ты….

Ты не должен Мне не нравится, что ты….

Если ты не сделаешь, то…

Мне кажется, что ты …

6. Упражнение «Пишущая машинка»

Разберите алфавитные буквы, запомните их.

Сейчас мы составим текст из букв, которыми вы автоматически стали.

Будьте внимательны!

Мы- лучшие учителя

Наши дети будут успешными

Мы знаем как им помочь

7. Рефлексия

- С каким настроением вы покидаете кабинет практической психологии?

- Актуальным для меня на занятии было…

- Рекомендации и пожелания

Прощаясь, учителям предлагаются памятки по успешной адаптации пятиклассников.

Педагог-психолог Патик Е.С.



4


© 2010-2022