- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг «педагогического взаимодействия»
Тренинг «педагогического взаимодействия»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Патик Е.С. |
Дата | 16.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Кабинет практической психологии МБОУ СОШ №8
Тренинг «педагогического взаимодействия»
Цель: активизация творческого потенциала учителей, работающих в 5-х классах;
выработка единой педагогической стратегии поддержки пятиклассников на
этапе школьной адаптации.
Задачи: настрой на готовность к творческой работе;
осознание своей профессиональной роли и углубление процесса
самопознания;
закрепление навыков взаимодействия учителей для решения общих задач
по успешной адаптации пятиклассников.
Оборудование: маркеры, чистые листы бумаги
алфавитные буквы для упражнения «Пишущая машинка»
рисунки №1 «Саженец в горшке, рядом вырыта лунка для посадки»
№2 «Береза с обломанной веткой и ладонь с горстью земли»
оформлен стенд «Адаптация 5-классников»
памятка учителю по успешной адаптации пятиклассников
1.Приветствие
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Если учесть, что позади у каждого из вас шесть напряжённых уроков, усталость, заботы, но они не стали преградой и вы здесь в кабинете практической психологии - значит можно смело утверждать: вы самые любознательные, мобильные, креативные учителя-профессионалы. Тренинг «педагогического взаимодействия» нацелен на активизацию нашего творческого потенциала по успешной адаптации пятиклассников. Для работы нам необходимо принять правила.
Правила тренинга:
1.Общение по принципу «здесь и теперь»
Следует говорить о том, что волнует именно сейчас, обсуждать то, что
происходит с ними в группе.
2.Все активны.
3.Взаимная вежливость.
4.Безоценочность суждений.
5.Искренность.
6.Доверительный стиль общения.
Если вы будете соблюдать данные правила, лаконично и активно работать, то время тренинга рассчитано на 1 - 1,5 часа.
Если вы готовы к работе, я попрошу вас подняться и стать в круг.
2.Разминка (на фоне тихо играющей музыки)
Опираясь на свои детские воспоминания, поиграем в ладошки. Вначале хлопаем в ладоши перед собой, затем об колени, а потом, разводя руки в стороны, хлопаем в ладоши находящихся рядом участников. Так не менее пяти раз.
Вы улыбнулись, расслабились - следовательно, вы готовы к работе.
3.Неоконченные предложения
Я доверяю людям, которые…
Самая большая радость для меня - это…
Я люблю, когда…
Мне радостно, когда…
Я горжусь тем, что…
Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…
Думаю, что самое важное для меня…
Мне особенно приятно…
Человек, которому я могу доверять…
Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…
Мои друзья…
Самое большое достижение в моей жизни…
Я ценю в людях…
Я чувствую себя уверенно, когда…
Человек считается успешным, если…
? Уважаемые коллеги, как вы думаете, какова цель проведённого упражнения?
Обсуждение
Р.Ф.Эмерсон утверждал: «Человек - это то, о чём он думает целый день…». Творческий учитель, заботясь о близких и родных, не перестаёт думать о своих учениках. «Педсовет» для него продолжается целый день…
Поэтому, поразмышляем о наших пятиклассниках вместе.
4. Упражнение «Образ-метафора» (рис. №1 «Саженец в горшке, рядом вырыта лунка для посадки»)
? Как этот образ связан с пятиклассниками?
Задание: Как известно, пятиклассники чувствуют себя неуютно в сменившейся обстановке, некоторые испытывают стресс. Какова помощь им необходима? (обмен опытом работы)
Время- 5-7 мин.
Обсуждение
Для того, чтобы повысить успешность адаптации, предупредить или преодолеть чрезмерное эмоциональное напряжение и в результате оптимизировать функциональное состояние, повысить работоспособность и улучшить успеваемость, необходимо выработать единую педагогическую стратегию поддержки и разработать систему профилактики дезадаптации пятиклассников.
5. Работа в группах.
Сейчас я предлагаю выбрать маркер. По выбранному цвету маркера вы объединитесь в группы. Каждая группа имеет своё задание.
Время- 10-15 мин.
Группа №1: какие приёмы нужно использовать на уроке, чтобы снизить утомляемость?
Группа №2: какие техники оценочной безопасности вы используете в работе с пятиклассниками?
Группа №3: как помочь ученику преодолеть страх в отношениях с учителем?
Вывод:
Разработанные мероприятия помогут избежать дезадаптации пятиклассников - реакции на неумение ребёнком решать задачи, поставленные самой жизнью.
Что же делать, как помочь?
-
Никогда успеваемость не повысится ни по какому предмету, если ребёнок переживает тревожность, а значит, нужно её устранить. Для этого учителю понадобится много сил и терпения, а главное - внимательного отношения к каждому пятикласснику. Принять и понять - вот девиз каждого учителя, работающего в 5-х классах.
-
Индивидуально установить контакт взаимодействия с пятиклассником, испытывающим по каким-либо причинам негативное отношение к изучаемому предмету ( см. на таблицы диагностик)
-
Учебные перегрузки - мощный фактор тревожности: следует пересмотреть объём задаваемого домашнего задания. Установлено, что учащиеся, получающие д/з на выходные, характеризуются более высоким уровнем тревожности, чем их ровесники, имеющие возможность полностью посвятить воскресенье отдыху.
-
Помните, что основной задачей возрастного развития пятиклассников является начало процесса смены ведущего вида деятельности с учебной на интимно-личностное общение со сверстниками.
-
Снятие мышечного и эмоционального напряжения играми, физминутками, релаксационными упражнениями, как во время уроков, так и вне их.
-
Преимущества Я-высказывания над Ты-высказываниями: они менее угрожающие и не загоняют ребёнка в угол, ему не надо сразу оправдываться, обороняться. Я-высказывания способствуют большей честности и открытости в отношениях. Такой язык поясняет, что учитель принимает ученика таким, какой он есть.
ТЫ-высказывания Я-высказывания
Ты поступил плохо Я думаю, что ….
Ты не смеешь больше Я не доволен тем, как ты….
Ты не должен Мне не нравится, что ты….
Если ты не сделаешь, то…
Мне кажется, что ты …
6. Упражнение «Пишущая машинка»
Разберите алфавитные буквы, запомните их.
Сейчас мы составим текст из букв, которыми вы автоматически стали.
Будьте внимательны!
Мы- лучшие учителя
Наши дети будут успешными
Мы знаем как им помочь
7. Рефлексия
- С каким настроением вы покидаете кабинет практической психологии?
- Актуальным для меня на занятии было…
- Рекомендации и пожелания
Прощаясь, учителям предлагаются памятки по успешной адаптации пятиклассников.
Педагог-психолог Патик Е.С.
4