Программа сопровождения одаренных детей

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое сопровождение одаренных детей

в МКОУ СОШ № 5 г. Киренска.


Педагог-психолог: Андрейченко Наталья Сергеевна.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Киренска»



Одаренные дети - главное школьное богатство, основа будущих успехов образовательной организации, залог ее процветания. Разглядеть одаренного ребенка в сфере образования очень сложно. Посей день в нашей школе не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника.

Однако у одаренного ребенка много социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии.

Поэтому на данном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.

Цель: психологическое сопровождение и разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ученика, создание в школе условий гармоничного развития одаренных детей.

Задачи работы с одаренными детьми:

1. Разработка диагностических процедур;

2. Диагностика одаренности учащихся;

3. Выявление потенциально одаренных учащихся школы;

4. Создание банка данных одаренных учащихся МКОУ СОШ № 5 г. Киренска;

5. Психологическое сопровождение индивидуального развития личности учащихся, соответствующее их способностям;

6. Развитие одаренности учащихся на каждом возрастном этапе;

7. Психологическое сопровождение родителей и педагогов, оказание им психологической и методической помощи;

Принципы сопровождения.

Непрерывность и преемственность - обеспечение сопровождения ребенка на всем периоде его обучения в образовательном учреждении.

Комплексность - соорганизация различных специалистов в решении задач сопровождения (классных руководителей, учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников, логопедов.)

Активная позиция ребенка- главным становится не решение проблемы за ребенка, а научение его самостоятельному решению проблемы, создание условий для становления способности к саморазвитию.

Направления и формы сопровождения.

1) Психологическое просвещение и образование, развитие психолого-педагогической компетентности администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей, выступления на педагогических советах, семинарах, родительских собраниях по вопросам одаренности, особенностей развития и обучения одаренных детей.

2) Проведение психологических тренингов с учителями, направленных на развитие эмпатии, психологической гибкости и иных личностно-профессиональных качеств, особенно необходимых в работе с одаренными детьми, преодоление стереотипов по отношению к одаренным детям. Профилактика и коррекция детоцентризма и гиперопекающего стиля в отношениях родителей и одаренных детей.

3) Развивающая работа (индивидуальная и групповая) с учащимися: занятия и тренинги, направленные на преодоление эмоциональных, личностных барьеров, затрудняющих развитие одаренных детей (нестабильная самооценка, тревожность, эмоциональная чувствительность, трудности саморегуляции, акцентуации характера, повышенная реактивность, склонность к аффективным проявлениям), актуализация и развитие различных способностей.

4) Психолого-педагогическая поддержка: консультации и групповые занятия, обеспечивающие сохранение и повышение уровня познавательной мотивации, инициативности, креативности, стимуляции процессов самопознания и самореализации, профилактика и коррекция конфликтов, гармонизация взаимодействия между одаренными детьми и педагогами, сверстниками.

5) Охрана и укрепление здоровья: участие в организации контроля за соблюдением гигиенических требований к режиму обучения, питания, отдыха, профилактика перегрузок, обучение навыкам здорового образа жизни.

Результаты:

  • создание банка данных школы по различным критериям одаренности;

  • формирование у субъектов образовательного процесса ценностного отношения к различным способностям одаренной личности;

  • увеличение количества учащихся, проявивших свои потенциальные способности;

- психологическое сопровождение индивидуального развития личности учащихся;
- формирование методической копилки с различными технологиями и методиками развития детской одаренности.

Ресурсы для психологического сопровождения:

1. Наличие специалистов в школе (социальный педагог, логопед, педагог-психолог, организатор, медицинский работник).

2. Наличие специальных кабинетов (организаторская, кабинет психолога и социального педагога, логопедический кабинет, медицинский кабинет).

3. Администрация и педагоги школы, постоянно повышающие свою квалификацию через курсовую подготовку, распространение педагогического опыта и др.

4. Создана Школьная служба примирения.

План психологического сопровождения одаренных детей.

Основные мероприятия

Ответственные

Диагностика

  1. Подготовка к проведению диагностических мероприятий.

  2. Беседа с администрацией по данному вопросу.

  3. Беседа с классными руководителями по вопросу одаренности.

  4. Проведение диагностических мероприятий по проблеме интеллектуальной, творческой и социальной одаренности.

  5. Составление банка данных об одаренных учащихся школы.

педагог-психолог, классные руководители , учителя предметники

Просвещение

1. Выступление на педсовете:

«Одаренный ребенок в образовательной системе».

2. Выступление на родительском собрании. Тема: «Одаренный ребенок в семье. Как ему помочь?»

3. Педагогический лекторий по разным темам: «Методики работы с одаренными детьми», «Роль педагога при организации работы с одаренными детьми».

4. Родительский лекторий.

«Психологические особенности одаренных детей».

5. Тематические беседы с учащимися «Я - одаренный ребенок!», «В чем уникальность одаренных детей».

Педагог-психолог, классные руководители

Профилактика

1. Профилактическая беседа с учащимися «Проблемы психологического развития одаренных детей».

2. Тренинг для детей «Я могу, я смогу, я умею!»

Педагог-психолог, социальный педагог, организатор

Консультация

  1. «Как правильно организовать работу с одаренными детьми?». Индивидуальные консультации, рекомендации для педагогов, работающих с одаренными детьми.

  2. «Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности. Индивидуальные консультации, рекомендации для родителей одаренных детей.

  3. Индивидуальные консультации по запросу учащихся.

Педагог-психолог

Коррекция и развитие

  1. «Учимся справляться со своими проблемами». Тренинг социальных навыков.

  2. «Развитие вербальных способностей». Тренинг.

  3. «Умей владеть собой». Тренинг социальных навыков.

  4. Развивающие занятия по результатам диагностики, запросам педагогов, родителей.

Педагог-психолог

  1. Анализ результатов. Подведение итогов психологического сопровождения одаренных детей.

  2. Обсуждение результатов с администрацией.

Педагог-психолог

Критерии эффективности психологического сопровождения:

1. Сформирована база данных по одаренным детям школы (заполнены карты одаренности учащихся).

2. Учет индивидуальных особенностей одаренных детей в образовательном процессе.

3. Разработаны рекомендации, методики, приемы по работе с одаренными детьми.



© 2010-2022