- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа сопровождения одаренных детей
Программа сопровождения одаренных детей
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андрейченко Н.С. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Психологическое сопровождение одаренных детей
в МКОУ СОШ № 5 г. Киренска.
Педагог-психолог: Андрейченко Наталья Сергеевна.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Киренска»
Одаренные дети - главное школьное богатство, основа будущих успехов образовательной организации, залог ее процветания. Разглядеть одаренного ребенка в сфере образования очень сложно. Посей день в нашей школе не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника.
Однако у одаренного ребенка много социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии.
Поэтому на данном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.
Цель: психологическое сопровождение и разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ученика, создание в школе условий гармоничного развития одаренных детей.
Задачи работы с одаренными детьми:
1. Разработка диагностических процедур;
2. Диагностика одаренности учащихся;
3. Выявление потенциально одаренных учащихся школы;
4. Создание банка данных одаренных учащихся МКОУ СОШ № 5 г. Киренска;
5. Психологическое сопровождение индивидуального развития личности учащихся, соответствующее их способностям;
6. Развитие одаренности учащихся на каждом возрастном этапе;
7. Психологическое сопровождение родителей и педагогов, оказание им психологической и методической помощи;
Принципы сопровождения.
Непрерывность и преемственность - обеспечение сопровождения ребенка на всем периоде его обучения в образовательном учреждении.
Комплексность - соорганизация различных специалистов в решении задач сопровождения (классных руководителей, учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников, логопедов.)
Активная позиция ребенка- главным становится не решение проблемы за ребенка, а научение его самостоятельному решению проблемы, создание условий для становления способности к саморазвитию.
Направления и формы сопровождения.
1) Психологическое просвещение и образование, развитие психолого-педагогической компетентности администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей, выступления на педагогических советах, семинарах, родительских собраниях по вопросам одаренности, особенностей развития и обучения одаренных детей.
2) Проведение психологических тренингов с учителями, направленных на развитие эмпатии, психологической гибкости и иных личностно-профессиональных качеств, особенно необходимых в работе с одаренными детьми, преодоление стереотипов по отношению к одаренным детям. Профилактика и коррекция детоцентризма и гиперопекающего стиля в отношениях родителей и одаренных детей.
3) Развивающая работа (индивидуальная и групповая) с учащимися: занятия и тренинги, направленные на преодоление эмоциональных, личностных барьеров, затрудняющих развитие одаренных детей (нестабильная самооценка, тревожность, эмоциональная чувствительность, трудности саморегуляции, акцентуации характера, повышенная реактивность, склонность к аффективным проявлениям), актуализация и развитие различных способностей.
4) Психолого-педагогическая поддержка: консультации и групповые занятия, обеспечивающие сохранение и повышение уровня познавательной мотивации, инициативности, креативности, стимуляции процессов самопознания и самореализации, профилактика и коррекция конфликтов, гармонизация взаимодействия между одаренными детьми и педагогами, сверстниками.
5) Охрана и укрепление здоровья: участие в организации контроля за соблюдением гигиенических требований к режиму обучения, питания, отдыха, профилактика перегрузок, обучение навыкам здорового образа жизни.
Результаты:
-
создание банка данных школы по различным критериям одаренности;
-
формирование у субъектов образовательного процесса ценностного отношения к различным способностям одаренной личности;
-
увеличение количества учащихся, проявивших свои потенциальные способности;
- психологическое сопровождение индивидуального развития личности учащихся;
- формирование методической копилки с различными технологиями и методиками развития детской одаренности.
Ресурсы для психологического сопровождения:
1. Наличие специалистов в школе (социальный педагог, логопед, педагог-психолог, организатор, медицинский работник).
2. Наличие специальных кабинетов (организаторская, кабинет психолога и социального педагога, логопедический кабинет, медицинский кабинет).
3. Администрация и педагоги школы, постоянно повышающие свою квалификацию через курсовую подготовку, распространение педагогического опыта и др.
4. Создана Школьная служба примирения.
План психологического сопровождения одаренных детей.
Основные мероприятия
Ответственные
Диагностика
-
Подготовка к проведению диагностических мероприятий.
-
Беседа с администрацией по данному вопросу.
-
Беседа с классными руководителями по вопросу одаренности.
-
Проведение диагностических мероприятий по проблеме интеллектуальной, творческой и социальной одаренности.
-
Составление банка данных об одаренных учащихся школы.
педагог-психолог, классные руководители , учителя предметники
Просвещение
1. Выступление на педсовете:
«Одаренный ребенок в образовательной системе».
2. Выступление на родительском собрании. Тема: «Одаренный ребенок в семье. Как ему помочь?»
3. Педагогический лекторий по разным темам: «Методики работы с одаренными детьми», «Роль педагога при организации работы с одаренными детьми».
4. Родительский лекторий.
«Психологические особенности одаренных детей».
5. Тематические беседы с учащимися «Я - одаренный ребенок!», «В чем уникальность одаренных детей».
Педагог-психолог, классные руководители
Профилактика
1. Профилактическая беседа с учащимися «Проблемы психологического развития одаренных детей».
2. Тренинг для детей «Я могу, я смогу, я умею!»
Педагог-психолог, социальный педагог, организатор
Консультация
-
«Как правильно организовать работу с одаренными детьми?». Индивидуальные консультации, рекомендации для педагогов, работающих с одаренными детьми.
-
«Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности. Индивидуальные консультации, рекомендации для родителей одаренных детей.
-
Индивидуальные консультации по запросу учащихся.
Педагог-психолог
Коррекция и развитие
-
«Учимся справляться со своими проблемами». Тренинг социальных навыков.
-
«Развитие вербальных способностей». Тренинг.
-
«Умей владеть собой». Тренинг социальных навыков.
-
Развивающие занятия по результатам диагностики, запросам педагогов, родителей.
Педагог-психолог
-
Анализ результатов. Подведение итогов психологического сопровождения одаренных детей.
-
Обсуждение результатов с администрацией.
Педагог-психолог
Критерии эффективности психологического сопровождения:
1. Сформирована база данных по одаренным детям школы (заполнены карты одаренности учащихся).
2. Учет индивидуальных особенностей одаренных детей в образовательном процессе.
3. Разработаны рекомендации, методики, приемы по работе с одаренными детьми.