Тренинг для педагогов на тему Творческая личность

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг для педагогов

« Я - творческая личность»

«Первая ступень всякого творчества

есть самозабвение».

М. Пришвин

Тренер.

Каждый человек от природы наделен способностями к творчеству,

Творческим потенциалом, потому что творчество лежит в основе

самого развития природы, эволюции, как и в развитии каждой от-

дельно взятой личности. Каждый человек наделен не только задатками

к определенным видам деятельности, а общими способностями во всех

видах человеческой деятельности и творческой в частности. Природные возможности человека можно сравнить с глубоким

колодцем, в котором на разной глубине лежат разные способности:

одни- выше, другие- глубже. Те, что выше сразу проявляются, те что

глубже надо выявлять. И вот это выявление (вычерпывание) способ-

ностей и талантов стало главной задачей современной педагогики.

Творчество окрыляет, помогает стать успешным. Творчество- это

красивое дерево, у которого постоянно появляются новые ростки,чтобы

дать жизнь ещё красивейшим и сочным веткам. Поэтому уважаемые

коллеги, прошу вас принять участие в тренинге «Я- творческая лич-

ность», который поможет активизировать ваше стремление к творчес-

кому подходу в профессиональной деятельности.

Знакомство

Представьте себя кто вы, какой предмет преподаёте, из какой школы?

И продолжите предложение «Мои природные задатки…, использую

их.

Принятие правил (плакат с правилами вывешивается)

-говори от своего имени;

-один говорит- все слушают;

-лаконичность;

-искренность;

-доброжелательность;

-применение новых знаний на практике.

Участников необходимо разделить на 6 группы и раздать листики с

одним из правил. Каждой группе необходимо подобрать песню соот-

ветствующую правилу и напеть её.

Тренер.

Развивать собственное творчество невозможно без общей осведом-

лености. А развивать творчество в рамках своей профессиональной

деятельности- невозможно без досконального знания своего предмета.

Упр. «Литературный экспромт»

Участников необходимо разделить на три группы. Каждой группе

раздаются стихотворения, где в каждой строчке пропущено по одному

слову. Участники должны вписать пропущенные слова, а затем зачи-

тать стихи.

Тренер.

Учителя в своей деятельности часто обращаются к пословицам, пого-

воркам, фразеологическим оборотам.и сейчас в следующем упраж-

нении первой группе необходимо завершить пословицы. Второй группе

подобрать синонимичные фразеологические единицы, а третьей группе

заменить сочетание фразеологическими оборотами.

Упр. «Устное творчество»

1 группа

Под лежачий камень ( вода не течет).

Никогда не говори: не умею , а всегда говори :( научусь).

Кто много говорит, тот ( мало делает).

Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).

Маленькая капля большой (камень точит).

Не испытав броду, ( не лезь в воду).

Кто не знает - пусть (людей спросит).

Сабля ранит тело, ( а слово душу).

2 группа

Близко-рукой подать.

Очень умный - семи пядей во лбу.

Обещать - дать слово.

Обидеться - надуть губы.

Голодать - положить зубы на полку.

Природный дар - искра божья

Наугад - наобум Лазаря.

Выдумать - из пальца высосать.

Надоедать - мозолить глаза.

Убежать- навострить лыжи.

Оплошать - попасть впросак.

Разоблачить - вывести на чистую воду.

Безразлично - море по колено.

Запомнить - зарубить на носу.


3 группа

Решительный отказ - от ворот поворот.

Во избежание неприятности - от греха подальше.

Не быть самим собой - играть роль.

Действовать неосмотрительно - шутить с огнем.

Глухая провинция - медвежий угол.

Перестать обращать внимание - махнуть рукой.

Временно, на незаконных основаниях - на птичьих правах.

Наделать непоправимых ошибок - наломать дров.

Обманывать - водить за нос.

Очень дружно - водой не разольешь.

Разминка: «Фермер, дом, землетрясение».

Участников необходимо поделить на тройки. При слове «Дом» участники объединяются, при слове «Фермер» фермеры меняют свои дома. При слове «Землетрясение» все рушится и все меняют свои пары.

Информационное сообщение:

Творчество- одно из важнейших прогрессивных элементов человеческой

культуры, а фантазия человека - фактор, который повышает ее возможности и выраженность творческого потенциала.

Э. Фромм говорил: « Творчество - это способность удивляться и позна-

вать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность

на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.»

Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуациях неопределенности,направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной.В этом плане оно не обязательно связано с рисованием, сочинением музыки или стихов, игра на сцене и т.д.Оно проявляется, когда приходиться действовать в ситуациях новизны,отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения, непредсказуемо меняющихся условий.

Креативность как система творческих способностей рассматривается в психологии в нескольких ракурсах:

- характеристика интеллектуальной сферы

- самостоятельное качество мышления

- система личностных качеств.

И сейчас мы попробуем продиагностировать тип вашего интеллекта.

(Раздаются бланки) Утверждения с которыми вы согласны это «+»,

Где не согласны «-«.

Лингвинистический интеллект.

1.Книги очень важны для меня.

2.Я могу представить слово до того, как я его прочитаю,. произнесу или запишу.

3.Я воспринимаю больше информации, когда слушаю радио или кассету, чем из телевидения или фильма.

4.Мне нравятся игры со словами.

5. Мне нравится развлекаться и развлекать других скороговорками, веселыми рифмами и каламбурами.

6.Иногда меня просят приостановиться и объяснить значение слов, которые я употребляю в речи и на письме.

7.В школе мне легче изучать родной язык, социальные науки и историю,

Чем математику и точные науки.

8.Идя по авто магистрали, я больше обращаю внимание на надписи на рекламных щитах, чем на пейзажи.

9.В разговоре я часто ссылаюсь на то, что когда-то читал или слышал.

10.Недавно я написал что-то такое, чем особенно горжусь, благодаря чему получил признание других.

Логико-математический интеллект.

1.Я легко могу считать в уме.

2.В школе мне очень нравилась математика и другие точные науки.

3.Мне нравятся игры и головоломки на логическое мышление.

4.Мне нравится ставить небольшие эксперименты.

5.Я всегда стараюсь найти во всем закономерности и логическую последовательность.

6.Меня интересуют новые достижения науки.

7.Я считаю, что можно для всего найти логическое пояснение.

8.Иногда я мыслю чисто абстрактными образами.

9.Мне нравиться находить логические ошибки в тех вещах, которые

люди делают дома, на работе или в их размышлениях.

10.Я уверенно чувствую себя, когда все проанализировано и оценено.

Пространственный интеллект.

1.Когда я закрываю глаза, я часто могу представить четкие визуальные образы.

2.Я чувствую цвета.

3.Я часто использую фото аппарат или видео камеру для того, чтобы

Запечатлеть то, что вижу вокруг.

4.Мне нравится складывать мозаики, находить выход из лабиринтов и

разгадывать визуальные загадки.

5.Мне часто снятся яркие сны.

6.Мне нравится рисовать или чертить.

7.В школе геометрия мне нравилась больше, чем алгебра.

8.Я легко могу представить, как будет выглядеть какая-то вещь, если посмотреть на нее сверху.

9.Мне больше нравятся книжки, где много рисунков.

10.Я четко помню лица людей.

Двигательно-математический интеллект.

1.Я регулярно занимаюсь хотя бы одним из видов спорта.

2.Мне тяжело усидеть на месте определенное время.

3.Мне нравится работать руками (шить, вязать, конструировать).

4.Лучшие идеи приходят ко мне во время длительных прогулок, путешествий или когда я занимаюсь какой-то физической работой.

5.Я часто провожу свое свободное время под открытым небом.

6.Во время разговора я часто активно жестикулирую.

7.Чтобы больше узнать о какой то вещи мне необходимо притронуться к ней.

8.Мне нравятся активные физические упражнения.

9.Я сказал бы о себе, что у меня отличная координация движения.

10.Для того, чтоб научиться чему-нибудь новому мне нужно сделать это.

Музыкальный интеллект.

1.У меня приятный мелодичный голос.

2.Я могу сказать, когда нота звучит неправильно.

3.Я часто слушаю музыку по радио, с кассеты или дисков.

4.Я умею играть на каком-либо муз.инструменте.

5.Моя жизнь была бы беднее без музыки.

6.Иногда я ловлю себя на мысли, что во время прогулки у меня в голове постоянно крутится какая-то музыка.

7.Я легко могу отбивать ритм какой-либо мелодии с помощью ударных инструментов.

8.Я знаю мелодии многих песен и музыкальных произведений.

9.Если я услышу какую-нибудь мелодию, я могу повторить ее.

10.Когда я работаю, учусь или познаю что-то новое, я часто постукиваю пальцами по поверхности какого- либо предмета или напеваю мелодию.

Межличностный интеллект.

1.Я принадлежу к тем людям, которым приходят за советом коллеги и соседи.

2.Мне больше нравятся групповые виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол), чем одинокие.

3.Когда у меня возникает проблема. Я быстрее обращаюсь за помощью к кому-либо, чем попробую ее решить сам.

4.У меня м!н как три близких друга.

5.Мне больше нравится проводить свое свободное время в компании, чем

в одиночестве за видео играми и пасьянсами.

6.Мне нравится учить другого человека или группу людей тому, что я знаю.

7.Я считаю себя лидером (или так считают другие).

8.Я чувствую себя в толпе комфортно.

9.Мне нравится принимать участие в общественных мероприятиях, которые связаны с моей работой, с деятельностью церкви или общества.

10.Я лучше пойду на вечеринку, чем останусь дома.

Внутриличностный интеллект.

1.Я часто провожу время в одиночестве, медитируя или обдумывая какие-либо неотложные вопросы.

2.Я посещал психологов, семинары по развитию своего потенциала для того, чтобы больше узнать о себе.

3.Я могу быстро восстанавливать силы после депрессии.

4. У меня есть хобби, о котором я никому не рассказываю.

5. У меня в жизни есть важные задания, о которых я часто думаю.

6. Я реалистично оцениваю свои сильные и слабые стороны.

7. Мне больше нравится проводить выходные в одиночестве в маленьком домике в лесу, чем на модном курорте среди людей.

8. Я считаю, что у меня сильный характер, и что я мыслю независимо.

9. Я веду дневник, куда записываю все события своей личной жизни.

10. Я работаю сам на себя (или хотя бы раз задумывался об открытии своего дела).

Тренер.

А теперь подсчитайте кол-во «+» в каждом столбце.

Тип интеллекта, где набрано 9-10 баллов и есть ваш ведущий интеллект.

Если по 2-3 типам набрано высокое кол-во баллов, то можно допустить,

что человек успешен во всех этих сферах деятельности.

Если несколько типов интеллекта определенны на среднем или выше среднего уровнях, можно сказать, что человек гармонично развит и не

имеет ярко выраженных уклонов к какой-либо определенной деятельности. Хотя, наверно, достижения этого человека не будут выдающимися.

Тестовые нормы

1-2балла низкий уровень

3-4 балла ниже среднего

5-6 балла средний уровень

7-8балла выше среднего

9-!0балла высокий уровень

Тренер.

Вот каждый из вас определил ведущий тип интеллекта и определил уровень его выраженности.

А теперь давайте отдохнем и мобилизируем своё творческое воображение.

Детский коллектив- это цветущий сад. К сожалению в этом саду попадаются заброшенные уголки…

Этюд «Заброшенный сад»

(звучит музыка)

Сядьте удобно, закройте глаза и дышите спокойно. Представьте большой

белый экран. Поставьте мысленно перед экраном фильтр вашего любимого цвета. Постепенно он отдаляется от вас, стает меньше и меньше, и вот совсем растворяется… А вы, расслаблены и спокойны,

готовы отправиться в долгое путешествие к древнему, тайному, брошенному дворцу. Вы видите высокую каменную стену, обвитую плюющем, в которой есть небольшая деревянная дверца. Откройте её и

загляните… Вы видите чудесную природу: шелковые травы, чудесные цветы, странные деревья, которые своими мягкими голосами приглашают вас зайти, тихо нашептывая: «Заходи, заходи, заходи…».

И вы оказываетесь в прекрасном, но в заброшенном саду. Растения так заросли, что не видно земли и трудно найти тропинку. Вам хочется при-

вести всё тут в порядок, и вы начинаете полоть бурьян, подрезать ветки,

выносить сухую траву, всё, всё лишние обкапываете, поливаете, словом,

наводите полный порядок. Через некоторое время осматриваете то, что

сделали и сравниваете с той частью сада, которой ещё не касались.

Вы довольны результатом своего труда, и тайные голоса шепчут:

«Как красиво, как чисто, как удивительно хорошо!». Вы слышите

слова благодарности, и радостно отмечаете, что всё и всегда требует ухода, заботы и внимания. И даже сама по себе чудесная природа, чтобы тешить глаз, требует заботливых рук, терпения и любви. Вы удов-

летворенно осматриваете ещё и ещё эту удивительную красоту и воз-

вращаетесь в наш класс, уверенно:

- вы в этом мире нужны, вы- источник ума и гармонии!

Завершение работы.

На этом наш тренинг « Я- творческая личность» завершен.

Вы услышали о творчестве теоретическую информацию, смогли потренировать свои способности, продиагностировали тип вашего

интеллекта. Я думаю, что эти упражнения или подобные им вы можете

использовать на уроках.

И в завершении хочу предложить вам несколько рекомендаций они есть

у вас в раздаточном материале.

И чтобы наш тренинг завершился на позитиве предлагаю всем встать и повторять за мной «Кредо творческих учителей»

- Я имею творческий потенциал

- Я хочу реализовать его

- Я уверен, что у меня всё получится

- Я склонен рисковать

- Я умею видеть проблему и возможности её преодоления

- Я имею критическое и гибкое мышление

- Я в поиске

- Я воспитываю творческую личность!



Рекомендации педагогам по развитию творческих

способностей учеников

-помогайте им действовать независимо;

-не делайте быстрых предположений, на основе детального наблюдения и оценки, определяйте сильные и слабые стороны;

-не сдерживайте инициативу учеников, и не выполняйте работу за них;

-развивайте в них навыки самостоятельного решения проблем;

-используйте сложные ситуации, которые возникают у детей в школе или дома, для применения приобретенных навыков в решении проблем;

-стимулируйте творческий интерес у детей;

-используйте интересные аналогии;

-создавайте на уроке эмоциональное переживание (эффект удивления, восхищения, недоверия, необычности);

-используйте развивающие игры, что моделирует сам творческий процесс, содействует развитию разных интеллектуальных черт, а именно: внимания, памяти, особенно зрительной, способности к комбинированию, умению находить ошибки; простра-нственное воображение, способность предвидеть последствия собственных шагов;

-подходите ко всему творчески.


Кредо творческих учителей

Я имею творческий потенциал.

Я хочу реализовать его.

Я уверен, что у меня все получится

Я склонен рисковать.

Я умею видеть проблему и возможности ее

преодоления.

Я имею критическое и гибкое мышление.

Я в поиске!

Я воспитываю творческую личность!


Лингвин.

интеллект

Логико-

Математ

Простр.

интелл

Двигат.

Математ

музыкал

интеллект

межлич

интелл.

Внутрилич

интелл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
























© 2010-2022