Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-2 класса Полезные привычки

Раздел Школьному психологу
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Е.П. Новикова

«____»________ 2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

Н.В.Сидякова

«____»________ 2012 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы №15

С.Н.Столярова

Приказ № ___

от «____»________ 2012 г.










«Полезные привычки»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

для учащихся 1-2 классов






Составитель:

Педагог-психолог высшей категории

Тураханова Тамара Степановна








г. Нижний Новгород

2012



Содержание



стр.

Пояснительная записка к программе курса «Полезные привычки»

3

Учебно - тематический план дополнительной образовательной программы «Полезные привычки» 1 класс

5

Содержание программы 1 класс

7

Учебно - тематический план дополнительной образовательной программы «Полезные привычки» 2 класс

9

Содержание программы 2 класс

11

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

13

Учебно-методическая литература

14




Пояснительная записка

к программе курса «Полезные привычки»

Данная программа «Полезные привычки» направлена на формирование навыков здорового образа жизни и первичную профилактику курения а так же употребления алкоголя среди младших школьников.

В её основу положена концепция профилактики зависимости Бандуры и теории отклоняющегося поведения Джессора. Это теории, описывающие взаимодействие познавательных и эмоциональных, социальных и личностных факторов употребления психоактивных веществ. Программа основывается на принципах превентивного (профилактического) обучения, которое включает в себя:

  • Сочетание знаний и навыков ответственного поведения в отношении здоровья с формированием здоровых установок и привычек;

  • Формирование положительного «образа Я» ребенка;

  • Навыков принятия ответственных решений и эффективного общения;

  • Навыков сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников

Принципы неспецифической профилактики, направлены на формирование у младших школьников таких духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы риск приобщения к курению и алкоголю , а следовательно, возникновению наркотических и алкогольных зависимостей к минимуму.

Актуальность данной программы состоит в том, что проблема распространения наркотической и алкогольной зависимостей среди подростков и молодежи в современной России не только остается чрезвычайно актуальной - с каждым годом она все более обостряется. Возрастной порог первой пробы наркотиков и алкоголя резко снижается. Уже нередки случаи, когда свою первую сигарету и алкоголь дети начинают употреблять в начальной школе. Сегодня общество переходит от декларативного признания необходимости профилактики зависимости от ПАВ к активным действиям.

Вид программы.

Модифицированная

Цель программы. Овладение учащимися начальной школы объективными, соответствующими возрасту знаниями, а так же формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров и навыков здорового образа жизни.

Задачи программы.

  1. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к своему поведению;

  2. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;

  3. Развивать навыки социального общения и здорового образа жизни.

  4. Формировать духовно-нравственные ценности

  5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю

Отличительные особенности данной программы в том, что она способствует актуализации в детях доброго начала, формированию способности сопротивляться злу, развитию духовно-нравственного потенциала. Программа рассчитана на учащихся начальной школы , что является новым аспектом профилактической работы, т.к. традиционно работа велась среди подростков, которые уже курили , а так же на их родителей ( цикл лекций по профилактике зависимости ПАВ).

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Учащиеся 1 - 2 классов (7-10 лет). Состав группы постоянный, набор свободный, 15-25 человек.

Сроки реализации.

Программа рассчитана на два года.

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин, 34 часа в год.

Каждое занятие включает в себя несколько обязательных этапов:

  1. Начало работы - разминка;

  2. Работа по теме;

  3. Обобщение результатов;

  4. Домашнее задание.

Основным методом работы является работа в малых группах, в ходе которой создаются условия для личностного преобразования участников в контексте происходящих с ними нравственных изменений. В программе используются игры-энергизаторы, беседы, дискуссии, мини- рассказы, работа по алгоритму формирования навыка, психогимнастические упражнения.

Формы работы:

  • Информирование (расширение кругозора по вопросам, связанным с табакокурением и опасными для здоровья привычками) ;

  • Игры - энергизаторы

  • Ролевое проигрывание ( моделирование);

  • Групповое обсуждение;

  • Работа по алгоритму формирования навыка.

Ожидаемые результаты.

  • Формирование системы нравственных ценностей, которые способствуют уменьшению риска приобщения к табаку и алкоголю.

  • Развитие навыков ответственного поведения в отношении здоровья

  • Снижение вероятности приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ среди учащихся;

  • Формирование первичных навыков здорового образа жизни.

  • деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Форма оценки эффективности программы: Используется два вида оценки эффективности:

  1. Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения;

  2. Оценка процесса внедрения профилактической программы;

Инструменты оценки эффективности программы:

  • Беседа;

  • Наблюдение;

  • Анкетирование.

Проводится как на индивидуальном уровне (обучающийся), так и на групповом (класс)

  • Написание коротких писем.( на заключительных занятиях)

  • Тестирование.( в начале и в конце курса).

  • Ответы на вопросы в конце занятия.









Учебно - тематический план

дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»

1класс

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические

Практические

I. Я - неповторимый человек

4

1

3

II. Культура моей страны

7

-

7

III. Чувства

5

-

5

IV. Множество решений

11

-

11

V. Здоровье

7

-

7

Итого

34

1

33

Календарно-тематическое планирование

дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»

1 класс


№ П/П

Тема занятия

Кол-во

часов

Вводное занятие. Пре-тест

1

    Я- неповторимый человек

    1

      Способы общения

      1

        Знакомство с пушистиками

        1

          Чувства.

          1

            Какие эмоции мы переживаем

            1

              О чем говорят чувства

              1

                Как правильно выражать свои эмоции

                1

                  Правила хорошей дружбы

                  1

                    Правила безопасного поведения

                    1

                      Традиции здорового образа жизни

                      1

                        Культура моей страны. Праздники (осень- зима)

                        1

                          Праздник Новый год и Рождество

                          1

                            Поступки человека и его отношения с людьми

                            1

                              Мир вокруг нас

                              1

                                Что такое здоровый образ жизни

                                1

                                  Полезные и вредные продукты

                                  1

                                    Как можно укрепить свое здоровье

                                    1

                                      Мой режим дня

                                      1

                                        Нужные и ненужные тебе лекарства

                                        1

                                          Вредные привычки

                                          1

                                            Полезные привычки

                                            1

                                              Как сказать «нет»

                                              1

                                                Что такое реклама

                                                1

                                                  Моя любимая книга

                                                  1

                                                    Культура моей страны. Праздники.(весна-лето)

                                                    1

                                                      Я- спортивный человек

                                                      1

                                                        Мой друг компьютер

                                                        1

                                                          Полезные и вредные игры

                                                          1

                                                            Как выбрать игру?


                                                              Моя любимая телепередача.

                                                              1

                                                                Папа, мама, я- дружная семья.

                                                                1

                                                                  Готовим праздник для друзей. « Я выбираю здоровье»

                                                                  1

                                                                    Итоговое занятие

                                                                    1












                                                                    Содержание программы. 1класс (34 занятия)

                                                                    Тема 1. Я - неповторимый человек (4 ч.)

                                                                    Установка: уникальность - это ценность

                                                                    Я - неповторимый человек. Способы общения. Что такое общение. Способы общения между людьми.

                                                                    Цель: показать уникальность каждого ученика

                                                                    Задачи:

                                                                    1. сравнить признаки людей, находя сходства и различия

                                                                    2. объяснить что такое "уникальность"

                                                                    Понятия: Уникальность, ценность, заботливое отношение к себе и другим, как к ценности.

                                                                    Тема 2. Культура моей страны (7 ч.)

                                                                    Установка: употребление табака и алкоголя - это нездоровый образ жизни

                                                                    Культура моей страны. Праздники. Моя любимая книга

                                                                    Цель: показать уникальность культуры и древние корни здорового образа жизни

                                                                    Задачи:

                                                                    1. напомнить о богатстве родной культуры;

                                                                    2. показать связь культуры семьи с культурой народа;

                                                                    Понятия: культура, традиция, здоровье.

                                                                    Тема 3. Чувства (5 ч.)

                                                                    Установка: эмоции и чувства можно регулировать

                                                                    Чувства. О чем говорят чувства. Эмоции человека. Какие эмоции мы переживаем. Как можно выражать эмоции

                                                                    Цель: дать представление о различных чувствах людей и возможности управления ими, показать способы предупреждения и преодоления отрицательных чувств

                                                                    Задачи:

                                                                    1.привлечь внимание к факту многообразия чувств

                                                                    2. объяснить, что неприятных чувств можно избежать

                                                                    3. показать связь чувств с желаниями, ожиданиями, последствиями поступков

                                                                    4. объяснить, что для преодоления неприятных чувств есть специальные приемы

                                                                    Понятия: чувства, эмоции, желания, ожидания, поступки, правила

                                                                    Тема 4. Множество решений (11 ч.)

                                                                    Установка: решения следует принимать осознанно

                                                                    Принятие решений. Поступки человека и его отношения с людьми. Мир вокруг нас. Вредные и полезные привычки

                                                                    Цель: показать многообразие принимаемых людьми решений

                                                                    Задачи:

                                                                    1. показать связь поступков и решений

                                                                    2. объяснить шаги принятия решений

                                                                    Понятия: импульсивный поступок, решение, альтернативы решений, последствия действий

                                                                    Тема 5. Здоровье (7 ч.)

                                                                    Установка: здоровье зависит от ответственного поведения

                                                                    Значение здоровья для жизни человека. Связь успешности обучения, труда со здоровьем. Активность. Бодрость. Утренняя гимнастика. Сопротивляемость организма заболеваниям. Ответственное поведение в отношении здоровья

                                                                    Цель: способствовать формированию у детей отношения к здоровью как к ценности

                                                                    Задачи:

                                                                    1. показать факторы влияющие на здоровье

                                                                    2. дать представление о признаках здорового человека

                                                                    3. объяснить понятие ответственного поведения в отношении здоровья

                                                                    Понятия: здоровье, ответственное поведение

                                                                    К концу 1 класса учащиеся должны знать:

                                                                    - что такое уникальность человека;

                                                                    - что такое здоровье;

                                                                    - разнообразие чувств человека;

                                                                    - важность здоровья для нормального функционирования организма человека;

                                                                    - виды лекарств и их действия на организм;

                                                                    - влияние здоровья на успешность учебно-воспитательного процесса;

                                                                    - что такое здоровый образ жизни;

                                                                    - значение режима дня, его важность и необходимость;

                                                                    - способы самообслуживания и самоконтроля;

                                                                    - способы активного отдыха;

                                                                    - комплексы расслабляющих упражнений.

                                                                    -кто такие "пассивные курильщики"

                                                                    К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

                                                                    - беречь своё здоровье;

                                                                    - составлять алгоритм принятия решения;

                                                                    - аргументировать принятое решение;

                                                                    - вести здоровый образ жизни;

                                                                    - составлять и придерживаться режима дня;

                                                                    - правильно организовывать свой досуг;

                                                                    - содержать в порядке свои вещи, рабочее место, комнату;

                                                                    - играть в полезные игры;

                                                                    - использовать упражнения для снятия усталости глаз, шеи, позвоночника.






                                                                    Учебно - тематический план

                                                                    дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»

                                                                    2 класс

                                                                    Тема

                                                                    Общее количество часов

                                                                    В том числе

                                                                    Теоретические

                                                                    Практические

                                                                    I. Вкусы и увлечения

                                                                    6

                                                                    1

                                                                    5

                                                                    II. Интересные занятия

                                                                    5

                                                                    -

                                                                    5

                                                                    III. Учусь понимать людей

                                                                    7

                                                                    -

                                                                    7

                                                                    IV. Опасные и безопасные ситуации

                                                                    7

                                                                    -

                                                                    7

                                                                    V. Учусь принимать решения

                                                                    9

                                                                    -

                                                                    9

                                                                    Итого

                                                                    34

                                                                    1

                                                                    33


                                                                    Календарно-тематическое планирование

                                                                    дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»

                                                                    2 класс


                                                                    № П/П

                                                                    Тема занятия

                                                                    Кол-во

                                                                    часов

                                                                    Вводное занятие

                                                                    1

                                                                      Счастье

                                                                      1

                                                                        Я и моя жизнь

                                                                        1

                                                                          Мир чувств

                                                                          1

                                                                            Общение и дружба

                                                                            1

                                                                              Ты не один

                                                                              1

                                                                                Мужчина и женщина

                                                                                1

                                                                                  Любовь

                                                                                  1

                                                                                    Семья

                                                                                    1

                                                                                      Род, культура

                                                                                      1

                                                                                        Здоровье

                                                                                        1

                                                                                          Толерантность. Жизнь с болезнью

                                                                                          1

                                                                                            Зависимость от психоактивных веществ

                                                                                            1

                                                                                              Преодоление проблем

                                                                                              1

                                                                                                Кризис и выход

                                                                                                1

                                                                                                  Добро и зло

                                                                                                  1

                                                                                                    Ценности

                                                                                                    1

                                                                                                      Цели и смысл

                                                                                                      1

                                                                                                        Свобода

                                                                                                        1

                                                                                                          Выбор

                                                                                                          1

                                                                                                            Формирование навыков общения и эмпатии

                                                                                                            1

                                                                                                              Понятие группового давления, принятие собственного решения

                                                                                                              1

                                                                                                                Умение противостоять групповому давлению

                                                                                                                1

                                                                                                                  Навыки выражения и отстаивания собственного мнения

                                                                                                                  1

                                                                                                                    Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я

                                                                                                                    1

                                                                                                                      Умение говорить нет

                                                                                                                      1

                                                                                                                        Самооценка и отношение к другому

                                                                                                                        1

                                                                                                                          Принятие себя и другого как личности

                                                                                                                          1

                                                                                                                            Эмоции. Эмоциональные состояния и способы эмоционального удовлетворения

                                                                                                                            1

                                                                                                                              Выражение негативных эмоций


                                                                                                                                Понятие стресса и проблеморазрешающее поведение

                                                                                                                                1

                                                                                                                                  Трудные жизненные ситуации

                                                                                                                                  1

                                                                                                                                    Представление о жизненных идеалах

                                                                                                                                    1

                                                                                                                                      Заключительное занятие

                                                                                                                                      1











                                                                                                                                      Содержание программы. 2 класс (34 занятия)

                                                                                                                                      Тема 1. Вкусы и увлечения (6 ч.)

                                                                                                                                      Установка: полезные увлечения укрепляют здоровье

                                                                                                                                      Мир чувств. Счастье. Любовь. Толерантность.

                                                                                                                                      Цель: показать разнообразие вкусов и увлечений

                                                                                                                                      Задачи:

                                                                                                                                      1. дать возможность рассказать о собственных увлечениях и вкусах

                                                                                                                                      2. перечислить здоровые увлечения

                                                                                                                                      Понятия: вкусы, увлечения, последствия увлечений

                                                                                                                                      Тема 2. Интересные занятия (5 ч.)

                                                                                                                                      Установка: следует выбирать друзей со здоровыми увлечениями

                                                                                                                                      Я и моя жизнь. Семья, род, культура.

                                                                                                                                      Цель: показать, что у одноклассников можно многому научиться

                                                                                                                                      Задачи:

                                                                                                                                      1.дать возможность узнать что-то новое об одноклассниках

                                                                                                                                      2. помочь найти друзей по интересам

                                                                                                                                      Понятия: интересы, увлечения

                                                                                                                                      Тема 3. Учусь понимать людей (7 ч.)

                                                                                                                                      Установка: следует быть внимательным к людям

                                                                                                                                      Общение и дружба. Ты не один. Формирование навыков общения. Самооценка и отношение к другому. Принятие себя.

                                                                                                                                      Цель: познакомить с вербальными и выразительными движениями как невербальными средствами общения. Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения

                                                                                                                                      Задачи:

                                                                                                                                      1. привлечь внимание к совпадению/несовпадению вербальны и невербальных компонетов сообщения

                                                                                                                                      2. показать важность совпадения вербальных и невербальных компонентов общения для понимания сообщения Понятия: компоненты общения, понимать человека

                                                                                                                                      Тема 4. Опасные и безопасные ситуации (7 ч.)

                                                                                                                                      Установка: следует соблюдать осторожность в опасных ситуациях

                                                                                                                                      Здоровье. Зависимость от психоактивных веществ. Умение противостоять групповому давлению.

                                                                                                                                      Цель: обсудить опасные и безопасные ситуации

                                                                                                                                      Задачи:

                                                                                                                                      1.обсудить безопасные ситуации

                                                                                                                                      2. обсудить опасные ситуации

                                                                                                                                      Понятия: опасная и безопасная ситуация, принятие решения в опасной ситуации

                                                                                                                                      Тема 5. Учусь принимать решения (9 ч.)

                                                                                                                                      Установка: принимать решения в опасной ситуации необходимо рационально

                                                                                                                                      Преодоление проблем. Кризис и выход из него. Цели и смысл. Свобода. Выбор.

                                                                                                                                      Цель: способствовать рациональному принятию решений

                                                                                                                                      Задачи:

                                                                                                                                      1. обсудить разные варианты решения проблемных ситуаций и их последствий

                                                                                                                                      2. обсудить опасные для здоровья ситуации

                                                                                                                                      3. обсудить опасные ситуации, связанные с табаком

                                                                                                                                      Понятия: альтернативные решения, последствия поступков для здоровья

                                                                                                                                      К концу 2 класса учащиеся должны знать:

                                                                                                                                      - комплексы расслабляющей гимнастики;

                                                                                                                                      - правила поведения в малых группах;

                                                                                                                                      - приемы вербального и невербального общения;

                                                                                                                                      - негативное значение алкоголя и табака на организм;

                                                                                                                                      - значение положительных эмоций на здоровье человека;

                                                                                                                                      - причины возникновения конфликтов;

                                                                                                                                      - способы избегания трудных ситуаций.

                                                                                                                                      К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

                                                                                                                                      - соблюдать правила поведения в обществе;

                                                                                                                                      - применять приемы общения;

                                                                                                                                      - противостоять вредным привычкам;

                                                                                                                                      - иметь опрятный внешний вид;

                                                                                                                                      - уметь говорить нет;

                                                                                                                                      - уметь отстаивать свое мнение.









                                                                                                                                      Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

                                                                                                                                      Материалы по превентивному обучению «Полезные привычки» создавались при участии большого количества людей, слаженно работавших вместе. В ответ на запрос Московского комитета образования о разработке учебных материалов по превентивному обучению для начальных школ Северного административного округа г. Москвы в 1997 году Международная некоммерческая организация Project HOPE начала трехлетний проект «Школьная программа по профилактике употребления табака и алкоголя».

                                                                                                                                      Планы уроков для учителей разработаны группой авторов: Т.Б. Гречаной, Л.Ю. Ивановой иЛ.С. Колесовой. В соответствии с предложениями авторов художником В.В. Исайчевой создавались иллюстрации для ученических рабочих тетрадей. Общее руководство коллективом и редактирование «Полезных привычек» осуществлялось О.Л. Романовой.

                                                                                                                                      Осенью 1999 года вышло второе, исправленное и дополненное, издание «Полезных

                                                                                                                                      привычек». Его иллюстрировал художник А.Р. Аешин. Рассказы для детей написал детский писатель О.Ф. Кургузов.

                                                                                                                                      В 2000 году «Полезные привычки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».

                                                                                                                                      Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного обучения и планы уроков с 1 по 4 классы. Методы превентивного обучения сочетают традиционные приемы, хорошо известные учителю и методы работы в группе, применяемые реже. Освоение методов обучения в группе позволит учителю сделать уроки более качественными и интересными для детей, авторы пособия попытались обеспечить учителей необходимым минимумом методических советов.

                                                                                                                                      В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась боле полно по мере развития учеников, соответствовала возрастающему объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностям класса. В качестве дополнения возможно включение в уроки видео- и аудиоматериалов, имеющихся в данной школе или материалов, которые учитель считает важными для своих учеников. Для учеников с высоким уровнем академической подготовки может быть расширена информационная часть учебных материалов.

                                                                                                                                      Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учителем.




                                                                                                                                      Учебно-методическая литература

                                                                                                                                      1 . «Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя». Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова

                                                                                                                                      Москва,2001год

                                                                                                                                      2. « Уроки общения в начальной школе». Пособие для учителя. Е.А. Сорокоумова. АО « Мэрил» 2005год.

                                                                                                                                      3. « Профессия-школьник» . Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. БитяноваМ.Р.,

                                                                                                                                      Азарова Т.В. Земских Т.В. Генезис. Москва 2001г.



                                                                                                                                      © 2010-2022