Рабочая программа по курсу Профессиональное самоопределение

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждена

Директор МОУ СОШ №3

_____________ Истратий Е.К.

_____________ 2013-2014 уч.г.




Программа

«Коррекционно-развивающих занятий»






Подготовила: Сорокина А.В.





Ярославль, 2013

Структура рабочей программы

коррекционно-развивающих занятий



Содержание


1.Программа образования …………………………………………..3

1.1 Пояснительная записка………………………………………3

1.2 Цели курса…………………………………………………….4

1.3 Задачи курса…………………………………………………..4

1.4 Реализация программы курса………………………………..6

2. Тематическое планирование занятий……………………………7

3. Методическое обеспечение………………………………………9

4. Ожидаемые результаты…………………………………………..11

1.Психологическое обоснование концепции развития познавательной и эмоциональной сфер школьников посредством коррекционно-развивающих занятий


1.1 Пояснительная записка

Актуальность данного курса обусловлена тем, что количество детей, обучающихся в классах СКК с заключением «задержка психического развития», от года к году не становится меньше. Для успешного овладения учебной программой этим детям полезны занятия для развития памяти, внимания, мышления, речи, моторики как мелкой, так и общей, произвольности поведения, общеучебных умений.

Школьные годы - особенно яркое время открытия всех чудес общности, дружбы и жизни как таковой. Однако школьные годы столь же уязвимы, наполнены разного рода пугающими обязанностями и проблемами, которые часто создают психологический дискомфорт для ребенка.

В школьные годы ребенок вынужден находить равновесие, чего ему не приходилось делать раньше. В семье на ребенка возлагается все большая ответственность по выполнению домашних обязанностей, решению своих собственных проблем и межличностных затруднений во взаимоотношениях. В школе ребенок сталкивается с задачей развития навыков в различных учебных областях. В среде сверстников ребенок должен принимать участие во все более сложных социальных играх, чтобы достичь и сохранить определенную популярность и самооценку.

Будучи вынужден научиться такому балансу, ребенок в школьные годы также сталкивается с привлекательными и отталкивающими проявлениями социума в целом. Если же на личном опыте ребенок не столкнется с нищетой, преступностью, насилием, несправедливостью и бедствиями, этот пробел восполнить телевидение. Результат подобного столкновения иной раз может быть эмоционально опустошающим. Всегда присутствует пугающая возможность того, что ребенок станет жертвой наихудших несчастий окружающего мира, если убежит из дома, начнет эксперименты с алкоголем или наркотиками или завяжет другие опасные отношения. Именно этот нестабильный социально - экономический климат требует от личности, вступающей во взрослую жизнь не только высокого уровня знаний и мотиваций, но еще и умения владеть собой, умения мобилизоваться, способность выдержать конкурентные отношения и противостоять возникающим в организме стрессовым реакциям, приводящим к разрушению психического и физического здоровья.

Программа рассчитана на один час в неделю для 9 «В» класса, 34 часа в год.

1.2 Цель курса

  • Глубокое психолого-педагогическое изучение ребенка с целью установления причин его трудностей в учении, отклонений в развитии и определения направлений коррекционной работы, правильной тактики индивидуального подхода;

  • Реализация личностного подхода, предусматривающая развития каждого школьников, укрепления их здоровья;

  • Индивидуальный и личностный подход в обучении;

  • Целенаправленное осуществление оздоровительной и коррекционно-воспитательной работы.

1.3 Задачи курса

1. Коррекционные:

  • Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, мелкая моторика руки, пространственная, количественная, временная ориентация;

  • Формирование до необходимого уровня и дальнейшее развитие учебных умений - общедеятельностных (умение определять и осознавать учебную задачу, строить решение, план деятельности на основе сознательной ориентировки в условиях, удерживать учебную задачу на протяжении всего цикла деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку) и интеллектуально-познавательных (умения вычленять и логически перерабатывать на основе анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний);


2. Профилактические:

  • Формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих на начальном этапе обучения большинство детей группы риска, интересами познавательными;

  • Устранение факторов риска (формирование адекватной положительной самооценки учащихся, снятие тревожности и страха перед учебной задачей), способствующих дальнейшей дезадаптации школьников.


3. Развивающие:

  • Целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях (осознания каждым ребенком своей социальной роли - роли ученика, умение строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации);

  • Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, преодоления характерной для большинства детей группы риска интеллектуальной пассивности, безынициативности);

  • Обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, сознательно воспринимать учебный материал, соответствующего культуре общения как со сверстниками, так и с взрослыми.

1.4 Реализация программы курса предполагает:

  1. Гуманистический характер взаимодействия между учителем и учеником;

  2. Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем;

  3. Использование психологических знаний в размышлении о человеке и его месте в обществе, развитие нравственности.

Использование разных техник ведения занятий: беседы, дискуссии, доклады, лекции, игры, знакомство с опросниками

2. Тематическое планирование занятий

Дата

Тема

Кол-во

часов

Содержание

Дополнительно

Психологическое обследование (первая четверть)

03.09.12

Вводное занятие. Техника безопасности

1

Знакомство с психологией

Проективная методика «Рисунок человека» для первичной диагностики.

Диагностика познавательной сферы

1

Диагностика восприятия, определение объема кратковременной памяти (числовой, символьной и образной)

Методика узнавания фигур, 3 методики на определение объема кратковременной памяти

2

Изучение особенностей внимания, памяти, утомляемости,

Переключение внимания (методика «Интеллектуальная лабильность»), методика «Заучивание 10 слов»,

1

Развитие эмоционально-волевой сферы, особенностей мышления,

Методика Спилберга, методика «Сложные аналогии»,

Диагностика межличностной сферы, самооценки

1

Работоспособность, мотивационная сфера, социометрия

Исследование мотивов к школьному обучению, социометрическое исследование

1

Исследование самооценки, социализации

Методика Дембо-Рубинштейна, методика на измерения социализации

Диагностика интеллекта

1

Исследование уровня интеллектуального развития

Методика Айзенка

Заключительное занятие

1

Подведение итогов

Устная работа

Коррекционно развивающие занятия. Познавательной сферой

Работа над развитием познавательной сферы, мотивационной сферы.

10

Работа с развитием особенностей памяти, мышления и мыслительных операций внимания, восприятия.

Работа с учебной мотивацией

Выполнение упражнений на развитие познавательных способностей, на развитие и изменение учебной мотивации, работа со словарным запасом


Коррекционно развивающие занятия. Сфера регуляции эмоций и межличностных отношений

Работа в области регуляции эмоций и межличностных отношениях

7

Работа по регуляции эмоциональных состояний, работа с поведением в конфликтных ситуациях, самооценка, межличностное общение со сверстниками и взрослыми

Выполнение упражнения, работа со словарным запасом



Профориентационное направление


Профориентационная работа

4

Профессиональное самоопределение

Диагностика способностей, рекомендательной базы по профессиональному самоопределению

Контрольный замер

3

Заполнение контрольных тестовых методик

Диагностика уровня развития мышления, восприятия, память и внимания.

Итоговое занятие

1

Подведение итогов


3. Методическое обеспечение

Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:

  1. Гуманизация образования

  2. Интеграция предметов

  3. Дифференциация и индивидуализация обучения

  4. Природосообразность материала

  5. Доступность образования

  6. Логичность и системность изложения материала

  7. Полнота и завершенность содержательных линий.

Коррекционно- развивающее занятие подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения.

Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.

Занятия содержат игровые элементы. Ведется индивидуальная работа в тетради. Работа на занятиях проходит за партами, а так же, при изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.

В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового и юношеского возраста:

Ритуал приветствия (придумывается группой на первом занятии в каждом учебном году). Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

Работа по теме занятия. Содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании - это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения. В курсе используются современные психологические теории и методики. Использованы методики Климова, Мюстенберга, Айзенка, Векслера, Люшера, Леонгарда и других известных авторов.

Подведение итогов занятия - предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.

Работа по программе курса предполагает следующие методические приемы:

  1. Устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;

  2. "Универсализация" трудностей через использование проективных форм;

  3. Обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;

  4. Тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие упражнения, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;

  5. Контроль "уровня достижений" в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в "поле опыта" учащихся.

Основные формы работы на уроке:

  • Лекции

  • Практикумы

  • Тренинг

4. Ожидаемые результаты


Обучающиеся должны знать:

  • Способы и приемы, способствующие более эффективной мнемической активности

  • Способы и приемы, способствующие более эффективной работе в рамках познавательной деятельности

  • Способы и приемы контроля эмоционального состояния

  • Способы и приемы поведения в конфликтных ситуациях

Обучающиеся должны уметь, пользоваться навыками:

  • Уметь использовать техники эффективного общения

  • Уметь использовать техники для контроля эмоционального состояния

  • Уметь использовать техники, помогающие в преодолении различного рода препятствий в общении

  • Уметь и использовать техники, способствующие более эффективному освоению учебного материала.

10


© 2010-2022