Рекомендации родителям по учебной мотивации

Успех в обучении зависит не только от способностей ребенка, но и от уровня его уверенности в том, что он может решить поставленную задачу. Когда неудачи сыплются одна за другой, приходит момент и ребенок искренне верит в то, что у него ничего никогда не получится, а если так, то зачем стараться? К тому же родители могут усугубить ситуацию, бросив, не подумав, что-то вроде «какой же бестолковый», показать жестом, укоряющим взглядом или другими невербальными знаками, которые нередко ребенок слышит...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьные проблемы настигают неожиданно, складываясь из множества мелких вещей. Как разобраться с ними и оградить ребенка от лишних переживаний?

В какой-то момент появляются определенные трудности (недостаточность внимания, неумение сосредоточиться, медленный темп работы и др.), которые обычно списывают на недостатки воспитания, возраст, нежелание учиться. Однако именно в это время трудности относительно легко поддаются корректировке, а вот позднее они могут нарастать со скоростью снежного кома. Частые неудачи приводят ребенка к отчаянию, провоцируя новые трудности. В результате ребенок ощущает себя беспомощным и считает, что его старания бесполезны.

Успех в обучении зависит не только от способностей ребенка, но и от уровня его уверенности в том, что он может решить поставленную задачу. Когда неудачи сыплются одна за другой, приходит момент и ребенок искренне верит в то, что у него ничего никогда не получится, а если так, то зачем стараться? К тому же родители могут усугубить ситуацию, бросив, не подумав, что-то вроде «какой же бестолковый», показать жестом, укоряющим взглядом или другими невербальными знаками, которые нередко ребенок слышит громче слов.

Что делать родителям, если у ребенка появились школьные трудности? Как не усугубить ситуацию и плавно выйти из замкнутого круга?

Рекомендации:

1. Школьные трудности нельзя воспринимать как трагедию. Не показывайте ребенку своего недовольства и огорчения. Главная задача родителей в это время - помочь школьнику, поэтому примите его таким, какой он есть, ведь меньше любить своего ребенка из-за возникших трудностей вы не будете. Ваша безусловная любовь будет одним из основных условий успешного обучения ребенка в дальнейшем.

2. Приготовьтесь к длительной совместной работе - одному школьнику со своими проблемами не справиться.

3. Укрепляйте уверенность ребенка в своих силах(поощрение должно быть конкретным: хвалить не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности), стремитесь проводить с ним больше времени, т.к. если вы едва уделяете минутку, чтобы спросить, как дела - это не является помощью и поддержкой, а скорее основой для новых проблем.

4. Забудьте о вопросе: «Какие оценки ты сегодня получил?». Продемонстрируйте поддержку по другому - оставьте его в покое, он сам расскажет вам о своих успехах и неудачах в школьных делах, если будет уверен в вашей поддержке. Спросите у ребенка: «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?». Для многих детей отметка - это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на ваше мнение о нем и на ваши чувства к нему.

5. В присутствии ребенка не стоит обсуждать его же трудности с учителем - это лучше сделать с педагогом наедине. Не ругайте ребенка и не корите его при друзьях и одноклассниках. Также как не следует восхищаться успехами других детей.

6. Если вы регулярно помогаете школьнику с выполнением домашних заданий, то ваш интерес в этот период будет естественным. При совместной работе нужно набраться терпения, не повышать голоса, не допускать упреков и раздражения. Не перегружайте ребенка заданиями, с которыми он испытывает трудности - это не доставит ему радости и только усугубит ситуацию. Во время занятий ни в коем случае не отвлекайтесь - ребенок должен чувствовать, что все ваше внимание с ним. Продолжительность занятий не должна превышать получаса.

7. Поговорите с учителем и попросите его не подчеркивать ошибки вашего ребенка, вызывая к доске только тогда, когда он просится сам. Помните, что отстающему школьнику нужна поддержка с обеих сторон.

8. Подчеркивайте даже самые маленькие победы. Важно подбадривать ребенка за труд и не только на словах. Если проигнорировать данную рекомендацию, школьник может подумать, что ему не за чем стараться, т.к. вряд ли кто-то заметит его успехи. Придумайте вознаграждение за успехи, которыми могут выступать совместные прогулки, поход в цирк и т.п.

9. Организуйте четкий режим дня для ребенка. Школьники с проблемами в обучении обычно несобранны, беспокойны им непросто соблюдать режим. Когда ребенок встает с трудом - не торопите его и не дергайте, просто поставьте будильник раньше на полчаса. Самым тяжелым временем является вечер, когда настает пора спать. Ребенок тянет время, а родители стремятся уложить его поскорее. Не доводите ситуацию до конфликта - предоставьте ребенку некоторую свободу, разрешите ложиться не ровно в десять вечера, а с 10 до 10.30. Кроме того, важно организовать полный отдых по воскресеньям и в каникулы - без учебных заданий.

10. Своевременно принятые меры увеличивают шансы на успех. При возможности - проконсультируйте школьника у специалистов (логопеда, психолога, педагога) и выполняйте рекомендации!



© 2010-2022