- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Груздева О.П. |
Дата | 02.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
г. Зуевка Кировской области
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
учителей___________________________
Протокол № от «______» ____________2015г.
Руководитель ШМО ___________________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
__________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ
«Образовательный центр»
________В.Ю. Целоусова
«____»____________2015 г.
_______________________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
« Азбука здоровья »
на 2015- 2016 учебный год
Составитель:
О.П. Груздева,
педагог - психолог
2015 год
1. Пояснительная записка.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Внеурочная деятельность по оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 5классов составлена на основе следующих документов:
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;
- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 -ф з от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;
- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
-Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507 -«Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы».
Программа разработана с учётом:
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189);
- годового учебного календарного графика Учреждения на 2015 - 2016 учебный год;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы н общего образования и программы формирования УУД.
Актуальность программы.
Настоящая программа разработана для школы 2 ступени. Т.к. в программе развития школы приоритетное место занимает подпрограмма "Здоровье", то данный курс является важным и актуальным в современной школе.
Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Комплексные медицинские осмотры, проведенные в последние годы, показывают, что хроническая патология школьников находится на крайне высоком уровне (95-98 % ). Лишь 2-5 % из общего числа обследуемых детей являются здоровыми. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. В уставе ВОЗ здоровье определяется как "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов". По мнению ученых, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50-55% от образа жизни.
В свете сказанного, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека.
Целью программы является формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе, окружающим людям и природе.
Задачи курса:
-
формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента ЗОЖ;
-
обеспечение физического и психического саморазвития;
-
создание мотивации ЗОЖ;
-
формирование индивидуального способа физического самосовершенствования, психосаморегуляции и социального поведения;
-
обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья;
2. Общая характеристика учебного предмета
Данная программа строится на принципах:
-
научности; в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;
-
доступности; определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
-
системности; определяет взаимосвязь и целостность содержания форм и принципов предлагаемого курса.
Формы реализации программы:
-
Игры - путешествия;
-
Беседы;
-
Работа с книгой;
-
Подвижные игры;
-
Практические занятия с использованием знаний правил личной гигиены, оказания первой медицинской помощи;
-
Конкурсы, проекты;
Прогнозируемый результат.
Обучающиеся получат представление:
-
об умении сохранить и укрепить свое здоровье;
-
о навыках по гигиенической культуре;
-
о правильном питании;
-
о режиме дня.
Обучающиеся узнают:
-
правила безопасного поведения дома;
-
правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
-
о вреде курения, алкоголя и наркотиках;
-
телефоны экстренных служб.
Обучающиеся научатся:
-
выполнять правила личной гигиены;
-
оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи;
-
следить за безопасным поведением на улицах и дорогах, дома;
-
предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработают навык правильного их анализа и адекватного поведения.
5. Содержание курса .
Курс занятий «Азбука Здоровья» нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Для того чтобы занятия стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнять определенные условия. Ориентир не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализация усвоенных знаний и представлений в поведении.
Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование на поисковую активность детей.
3. Место курса в базисном учебном плане.
Программа рассчитана на 34 занятия в год, т.е. 1 час в неделю.
4. Результаты освоения курса «Азбука здоровья».
На занятиях ребёнок приобретает и развивает следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
Обучающиеся научатся:
-
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
-
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Познавательные:
Обучающиеся:
-
начнут осознанно использовать знания при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
-
узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур;
-
освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течении учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
-
научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
-
освоят навыки организации и проведения подвижных игр, в процессе игровой деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
-
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
-
составлять план выполнения задач;
-
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
-
составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций;
-
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
-
подтверждать аргументы фактами;
-
организовывать учебное взаимодействие в группе.
Каждое занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения, легкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятия снова.
5. Содержание курса «Азбука здоровья».
Раздел 1. Уроки здоровья.
1. Что такое здоровье? Наука о том, как быть здоровым. Практикум "Дневничок- здоровичок" или "Паспорт здоровья"
2. Режим дня. Урок- путешествие, полезные привычки
3. Питание и здоровье. Обмен веществ. (Практикум "Рацион питания")
Раздел 2. Мои привычки.
4. Полезные привычки. (Видеозанятия).
5. Что такое " зеркало души"? (Минутка здоровья-упражнения для глаз)
6. Гигиенические правила - это должен знать каждый!
7. Как заботится о своих лёгких? Учимся правильно дышать.
8. Наши друзья- вода и мыло: гигиена кожи.
9. Сон- лучшее лекарство.
Раздел 3. Моя программа здоровья.
10. Мое здоровье в моих руках.
11. Я в школе и дома. Чтоб забыть про докторов…
12. Обобщение. Работа с паспортом здоровья
13. Спортивные игры. История физической культуры.
14. Итоговое занятие за год. Зачет. Летнее задание (Составление программы здорового отдыха, ведение ЗОЖ)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
"Азбука здоровья». 5класс.
№
Наименование разделов
часы
Количество часов
Характеристика
Деятельность
обучающихся
Теор.
Внеауд.
1
Уроки здоровья.
3
1
2
Сенсорная комната, викторины,тренинг
2
Мои привычки.
11
5
6
Сенсорная комната, экскурсии,
арт-терапия, песочная терапия, музыкотерапия
3
Моя программа здоровья.
20
8
12
Экскурсии, спортивные игры на воздухе,
проектная деятельность
ИТОГО: 34 14 20
6. Тематическое планирование
5 класс.
№ занятия
Темы, разделы
Кол-во часов
аудиторные
внеаудиторные
Раздел 1 Уроки здоровья.
3
Вводное занятие. Знакомство.
1
Знакомство с сенсорной комнатой
1
2
Вот мы и в школе
1
3
Режим дня
1
Раздел 2 Мои привычки.
11
4
Сон- лучшее лекарство
1
5
Учимся правильно дышать.
1
6
Наши друзья: мыло и вода
0,5
0,5
7
Питание и здоровье
1
8
Самые полезные продукты
0,5
0,5
9
Мое здоровье в моих руках
1
10
Я в школе и дома
0,5
0,5
11
Чтоб забыть про докторов
0,5
0,5
12
Я и моё ближайшее окружение
1
13
Вот и стали мы на год взрослей
0,5
0,5
14
Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья»
0,5
0,5
Раздел 3. Моя программы здоровья.
20
15-18
История физической культуры
2
2
19- 23
Ритмическая гимнастика
1
4
24
И вновь о питании( пища для души) Музыко- и игротерапия.
1
25
Полезные продукты. Весенний авитаминоз.
1
26- 27
Баскетбол (история и практическое занятие)
1
1
28- 29
Волейбол (история и практическое занятие)
1
1
30
Комплекс упражнений "Здоровое дыхание", полезные привычки
1
31
Как заботится о своем здоровье?
1
32
Полезные привычки
1
33
Обобщение. Работа с паспортом здоровья
1
34
Итоговое занятие за год. Летнее задание (Составление программы здорового отдыха, ведение ЗОЖ)
1
Итого:
34
7. Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение учебного процесса
-
Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.
-
Валеология : Пособие для 5-6 классов.- Запорожье: 2003. - 112 с.
Библиографический список:
-
Дик Н.Ф « Классные часы в 3-4 классах»,Ростов - на Дону, « Феникс Ермакова И.А. Психологические игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
-
Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
-
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000.
-
Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999.
-
Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005.
-
Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005
-
Дереклеева Н.И « Справочник классного руководителя». М., «Вако», 2007 г.
-
Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г
-
КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.
-
Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.
-
Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.
-
Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.
Изобразительно- наглядные пособия:
- муляжи органов человека и плакаты, картинки с изображением человека, его скелета, его мышечной системы,
- модели, схемы,
- наглядные иллюстрации, картинки валеологического содержания,
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Презентации, видео, образовательные мультфильмы.
Интернет-ресурсы
festival.1september.ru/articles/501897/pril1.doc
goodsmatrix.ru/subject-directory/23.html
bydzdorov.ru/17priv.htm/
zakalivanie.ru
8. Планируемые результаты изучения курса
«Азбука здоровья»
В результате освоения программы курса «Азбука здоровья» формируются личностные, метапредметные действия, уровни воспитательных результатов, соответствующие требованиям ФГОС :
Уровни воспитательных результатов:
1 уровень Приобретение учащимися социальных знаний (знаний об общих нормах обустройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения через взаимодействие с учителем.
2 уровень Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям образования ( в дружеской детской среде).
3 уровень Получение опыта самостоятельного общения в обществе.
Личностные результаты:
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к своему здоровью различными средствами;
-
воспитание ответственного отношения к здоровью, осознание необходимости сохранения и бережного отношения к здоровью;
-
формирование мотивации дальнейшего изучения своего организма.
-
Социальные компетенции, сформированность основ гражданственной идентичности.
Метапредметные результаты:
-
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
-
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
-
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умение поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
-
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
-
ценностно-ориентационная сфера - сформированность представлений важности бережного отношения к своему здоровью;
-
познавательная сфера - наличие углубленных представлений о своем организме и бережном отношении к своему здоровью; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в социуме;
-
трудовая сфера - владение навыками ухода за своим организмом;
-
эстетическая сфера - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
-
сфера физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
14