Программа по внеурочной деятельности

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

г. Зуевка Кировской области




СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

учителей___________________________

Протокол № от «______» ____________2015г.

Руководитель ШМО ___________________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

__________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ

«Образовательный центр»

________В.Ю. Целоусова

«____»____________2015 г.

_______________________



Рабочая программа

внеурочной деятельности

« Азбука здоровья »

на 2015- 2016 учебный год









Составитель:

О.П. Груздева,

педагог - психолог





2015 год

1. Пояснительная записка.

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

Внеурочная деятельность по оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 5классов составлена на основе следующих документов:

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

- требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;

- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 -ф з от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;

- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

-Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507 -«Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы».

Программа разработана с учётом:

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189);

- годового учебного календарного графика Учреждения на 2015 - 2016 учебный год;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы н общего образования и программы формирования УУД.

Актуальность программы.

Настоящая программа разработана для школы 2 ступени. Т.к. в программе развития школы приоритетное место занимает подпрограмма "Здоровье", то данный курс является важным и актуальным в современной школе.

Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Комплексные медицинские осмотры, проведенные в последние годы, показывают, что хроническая патология школьников находится на крайне высоком уровне (95-98 % ). Лишь 2-5 % из общего числа обследуемых детей являются здоровыми. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. В уставе ВОЗ здоровье определяется как "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов". По мнению ученых, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50-55% от образа жизни.

В свете сказанного, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека.

Целью программы является формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе, окружающим людям и природе.

Задачи курса:

  • формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента ЗОЖ;

  • обеспечение физического и психического саморазвития;

  • создание мотивации ЗОЖ;

  • формирование индивидуального способа физического самосовершенствования, психосаморегуляции и социального поведения;

  • обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья;

2. Общая характеристика учебного предмета

Данная программа строится на принципах:

  • научности; в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;

  • доступности; определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;

  • системности; определяет взаимосвязь и целостность содержания форм и принципов предлагаемого курса.

Формы реализации программы:

  • Игры - путешествия;

  • Беседы;

  • Работа с книгой;

  • Подвижные игры;

  • Практические занятия с использованием знаний правил личной гигиены, оказания первой медицинской помощи;

  • Конкурсы, проекты;

Прогнозируемый результат.

Обучающиеся получат представление:

  • об умении сохранить и укрепить свое здоровье;

  • о навыках по гигиенической культуре;

  • о правильном питании;

  • о режиме дня.

Обучающиеся узнают:

  • правила безопасного поведения дома;

  • правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

  • о вреде курения, алкоголя и наркотиках;

  • телефоны экстренных служб.

Обучающиеся научатся:

  • выполнять правила личной гигиены;

  • оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи;

  • следить за безопасным поведением на улицах и дорогах, дома;

  • предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработают навык правильного их анализа и адекватного поведения.

5. Содержание курса .

Курс занятий «Азбука Здоровья» нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Для того чтобы занятия стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнять определенные условия. Ориентир не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализация усвоенных знаний и представлений в поведении.

Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование на поисковую активность детей.

3. Место курса в базисном учебном плане.

Программа рассчитана на 34 занятия в год, т.е. 1 час в неделю.

4. Результаты освоения курса «Азбука здоровья».

На занятиях ребёнок приобретает и развивает следующие универсальные учебные действия:

Личностные:

Обучающиеся научатся:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Познавательные:

Обучающиеся:

  • начнут осознанно использовать знания при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;

  • узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур;

  • освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течении учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;

  • научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;

  • освоят навыки организации и проведения подвижных игр, в процессе игровой деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

  • составлять план выполнения задач;

  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций;

  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;

  • подтверждать аргументы фактами;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе.

Каждое занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения, легкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятия снова.

5. Содержание курса «Азбука здоровья».

Раздел 1. Уроки здоровья.

1. Что такое здоровье? Наука о том, как быть здоровым. Практикум "Дневничок- здоровичок" или "Паспорт здоровья"

2. Режим дня. Урок- путешествие, полезные привычки

3. Питание и здоровье. Обмен веществ. (Практикум "Рацион питания")

Раздел 2. Мои привычки.

4. Полезные привычки. (Видеозанятия).

5. Что такое " зеркало души"? (Минутка здоровья-упражнения для глаз)

6. Гигиенические правила - это должен знать каждый!

7. Как заботится о своих лёгких? Учимся правильно дышать.

8. Наши друзья- вода и мыло: гигиена кожи.

9. Сон- лучшее лекарство.

Раздел 3. Моя программа здоровья.

10. Мое здоровье в моих руках.

11. Я в школе и дома. Чтоб забыть про докторов…

12. Обобщение. Работа с паспортом здоровья

13. Спортивные игры. История физической культуры.

14. Итоговое занятие за год. Зачет. Летнее задание (Составление программы здорового отдыха, ведение ЗОЖ)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

"Азбука здоровья». 5класс.


Наименование разделов

часы

Количество часов

Характеристика

Деятельность

обучающихся

Теор.

Внеауд.

1

Уроки здоровья.

3

1

2

Сенсорная комната, викторины,тренинг

2

Мои привычки.

11

5

6

Сенсорная комната, экскурсии,

арт-терапия, песочная терапия, музыкотерапия

3

Моя программа здоровья.

20

8

12

Экскурсии, спортивные игры на воздухе,

проектная деятельность

ИТОГО: 34 14 20

6. Тематическое планирование

5 класс.

№ занятия

Темы, разделы

Кол-во часов

аудиторные

внеаудиторные


Раздел 1 Уроки здоровья.

3


Вводное занятие. Знакомство.



1

Знакомство с сенсорной комнатой


1

2

Вот мы и в школе


1

3

Режим дня

1



Раздел 2 Мои привычки.

11

4

Сон- лучшее лекарство


1

5

Учимся правильно дышать.


1

6

Наши друзья: мыло и вода

0,5

0,5

7

Питание и здоровье

1


8

Самые полезные продукты

0,5

0,5

9

Мое здоровье в моих руках

1


10

Я в школе и дома

0,5

0,5

11

Чтоб забыть про докторов

0,5

0,5

12

Я и моё ближайшее окружение


1

13

Вот и стали мы на год взрослей

0,5

0,5

14

Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья»

0,5

0,5


Раздел 3. Моя программы здоровья.

20

15-18

История физической культуры

2

2

19- 23

Ритмическая гимнастика

1

4

24

И вновь о питании( пища для души) Музыко- и игротерапия.

1


25

Полезные продукты. Весенний авитаминоз.

1


26- 27

Баскетбол (история и практическое занятие)

1

1

28- 29

Волейбол (история и практическое занятие)

1

1

30

Комплекс упражнений "Здоровое дыхание", полезные привычки


1

31

Как заботится о своем здоровье?

1


32

Полезные привычки


1

33

Обобщение. Работа с паспортом здоровья


1

34

Итоговое занятие за год. Летнее задание (Составление программы здорового отдыха, ведение ЗОЖ)


1

Итого:

34

7. Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение учебного процесса

  1. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.

  2. Валеология : Пособие для 5-6 классов.- Запорожье: 2003. - 112 с.

Библиографический список:

  1. Дик Н.Ф « Классные часы в 3-4 классах»,Ростов - на Дону, « Феникс Ермакова И.А. Психологические игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.

  2. Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.

  3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000.

  4. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999.

  5. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005.

  6. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005

  7. Дереклеева Н.И « Справочник классного руководителя». М., «Вако», 2007 г.

  8. Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г

  9. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.

  10. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.

  11. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.

  12. Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.

Изобразительно- наглядные пособия:

- муляжи органов человека и плакаты, картинки с изображением человека, его скелета, его мышечной системы,

- модели, схемы,

- наглядные иллюстрации, картинки валеологического содержания,

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Презентации, видео, образовательные мультфильмы.

Интернет-ресурсы

festival.1september.ru/articles/501897/pril1.doc

goodsmatrix.ru/subject-directory/23.html

bydzdorov.ru/17priv.htm/

zakalivanie.ru


8. Планируемые результаты изучения курса

«Азбука здоровья»

В результате освоения программы курса «Азбука здоровья» формируются личностные, метапредметные действия, уровни воспитательных результатов, соответствующие требованиям ФГОС :

Уровни воспитательных результатов:

1 уровень Приобретение учащимися социальных знаний (знаний об общих нормах обустройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения через взаимодействие с учителем.

2 уровень Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям образования ( в дружеской детской среде).

3 уровень Получение опыта самостоятельного общения в обществе.

Личностные результаты:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к своему здоровью различными средствами;

  • воспитание ответственного отношения к здоровью, осознание необходимости сохранения и бережного отношения к здоровью;

  • формирование мотивации дальнейшего изучения своего организма.

  • Социальные компетенции, сформированность основ гражданственной идентичности.

Метапредметные результаты:

  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умение поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

  • ценностно-ориентационная сфера - сформированность представлений важности бережного отношения к своему здоровью;

  • познавательная сфера - наличие углубленных представлений о своем организме и бережном отношении к своему здоровью; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в социуме;

  • трудовая сфера - владение навыками ухода за своим организмом;

  • эстетическая сфера - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

  • сфера физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.


14


© 2010-2022