Психологическое занятие с элементами тренинга

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОУ «Табачненская школа»






Трениговое занятие

с элементами тренинга:

«Путь к успеху при подготовке и сдаче ГИА »

для учащихся 9 класса



Психологическое занятие с элементами тренинга

Подготовила:

Педагог-психолог

МОУ «Табачненская школа»

Миколайчук Ольга Александровна




2016 год

Содержание тренинга

Разминка.(5мин). Упражнение «Я люблю…Я могу…Я хочу…».

1.Упражнение «Ассоциации» (10мин).

2. Упражнение «Откровенно говоря» (10 минут).

3. Упражнение «Эксперимент» (10мин)

4.Упражнение (10 мин) «Весы»

Мини - лекция «Формула успеха»: (5 мин)

5.Упражнение Работа в группах «Как готовиться к экзаменам»(10мин)

6.Медитативно-релаксационное упражнение-

«Четыре стихии» (Музыка для релаксации )( 5 мин)


7.Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка

на «черный день».

8.Упражнение «Найди свою звезду». (5 мин)

9. Рефлексия занятия. (5мин)

Заключительное упражнение «СВЕЧА».






Трениговое занятие с элементами тренинга:

«Путь к успеха при подготовке и сдаче ГИА И ЕГЭ»



Цель: ознакомление со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдаче ГИА и ЕГЭ.

Задачи:

1. обучить навыкам саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы;

2. повысить уверенность в себе, в своих силах, сопротивляемости стрессу;

3. развивать способности к самопознанию и рефлексии собственного состояния и поведения;

4. развивать психические познавательные процессы (память, внимание, воображение, речь);

5. развивать чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.

Приемы работы: мини-лекция, беседа, релаксационные упражнения.

Формы работы: индивидуальная и фронтальная работа.

Средства: 2 мяча разных цветов, рисунок весы , заготовки звездочек, ручки, памятки, музыкальные релаксация «Четыре стихии» мр3, мультимедийная презентация.

Ход занятия

Вступительное слово педагога-психолога:

Приветствие участников семинара.

Жизнь - это вечный экзамен,

Да жаль, расписания нет.

И в жизни мы часто тянем

Невыученный билет.

И вспоминаем старательно,

задумчиво в пол глядим,

Но некому подсказать нам:

Мы с жизнью один на один

Разминка.(5мин). Упражнение «Я люблю…Я могу…Я хочу…».

Цель: положительный настрой, развитие чувства эмпатии, повышение самооценки.

Инструкция: « Передавая по кругу воздушный шар закончите фразу «Я люблю…», затем «Я хочу…», и наконец, «Я могу…». Упражнение выполняется по кругу, участники передают друг другу мячик.

Анализ: « Трудно ли было говорить о себе? Как вы себя чувствовали, когда говорили о себе?

Психолог: - Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем обычным делом, часто они проводятся даже в начальных классах, а заканчиваются эпопеей выпускных и вступительных экзаменов. И вот теперь появились новые формы итоговой аттестации выпускников, в форме ГИА и ЕГЭ. (Слайд 1)

1.Упражнение «Ассоциации» (10мин).

Продолжите высказывание «Для меня Экзамен это…»какие ассоциации вызывает у вас это слово, «Для моих учеников ГИА и ЕГЭ это…» (анализируя результаты, психолог фиксирует внимание на общих трудностях педагогов и обучающихся - усталость, нехватка времени, перегрузки…). (Слайды1, 2,3,4)

2. Упражнение «Откровенно говоря» (10 минут).

Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии. Материал: карточки с написанными на них незаконченными предложениями.

Инструкция: «На карточке написано начало предложения, прочитайте его и закончите, как считаете нужным».

Примерное содержание карточек:

  • Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах…

  • Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…

  • Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов…

  • Откровенно говоря, когда я прихожу домой после школы…

  • Откровенно говоря, когда у меня свободное время…

  • Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку…

  • Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

  • Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями…

  • Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах…

Обсуждение: «Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?»


Психолог:

- Готовность педагогов и выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности к сдаче экзамена в форме ГИА и ЕГЭ могут быть выделены следующие составляющие: (Слайд 4)

- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

- психологическая готовность (состояние готовности - "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

3. Упражнение «Эксперимент» (10мин)

Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.

Каждому участнику выдаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.

Ведущий. Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУ

ИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ

нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе

ЗОПаСНОемЕсТО

На К Онец П ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног

Дискуссия

Целесообразно обсудить следующие вопросы:

- Сразу ли вы справились с заданием?

- Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?

- В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?

- Как развить самообладание?

Мини - лекция «Формула успеха»: (5 мин) (Слайд 6)

Любые экзамены - стресс. Они требуют от человека мобилизации всех сил, и не только интеллектуальных. Рассчитывать, что пройти это нелегкое испытание удастся, шутя, вряд ли стоит. Вопрос в другом: как сделать чтобы затраты труда, времени и нервов использовались с максимальной эффективностью и в конечном счете привели к достижению поставленной цели. Несколько советов педагогам и обучающимся помогут определить собственную формулу успеха.

Меня как психолога интересует ваше мнение что вам нравится и что вас огорчает в проведении ГИА

4.Упражнение (10 мин) «Весы»

Психолог предлагает 2 воздушных шара разных цветов, которые передаются по кругу с разных сторон. Получивший 1 шар, продолжает фразу: «В проведении ГИА и ЕГЭ мне нравится…», получивший 2 мяч - «В проведении ГИА и ЕГЭ меня огорчает…». Психолог в это время фиксирует груз на весах, т.е. положительные и отрицательные ответы и обращает внимание участников на «неизбежность» негативных факторов в профессиональной деятельности учителя и необходимость сохранения физического и психологического здоровья педагога-профессионала. Участники по очереди отвечают. (Слайд 3)

Мини - лекция. Подготовка физической формы.

Конечно, экзамены - это прежде всего испытание ума и знаний. Но, чтобы выдержать экзаменационный марафон до конца, в первую очередь понадобится хорошая физическая форма. Значит, необходимо так построить свой режим, чтобы расходовать силы экономно, иначе их может не хватить до финиша.

Первое и необходимое условие - высыпаться. (Слайд 7) Считается, что для полноценного отдыха человеку требуется не меньше 8 часов сна в сутки. Впрочем, этот показатель индивидуален для каждого человека. Несомненно: важно не только «количество сна», но и его качество. Вот что советуют специалисты: (Слайд 8)

  1. Для того, чтобы подготовка к экзамену не была в тягость, необходимо знать, в какое время суток вы лучше всего работаете. Вы, конечно, слышали, что среди людей есть «совы» и «жаворонки». «Совы» наиболее активны с 7 часов вечера до 24 часов. «Жаворонки» - рано утром - с 6 до 9 часов и в середине дня. Понаблюдав за собой, можно узнать, кто вы «сова» или «жаворонок». Постарайтесь заметить, в какое время суток вы наиболее деятельны. Выберите для самостоятельной работы или подготовки к экзаменам правильное время!

  2. Наш сон делится на фазы продолжительного около 1,5 часов. Ощущение «разбитости» часто возникает при пробуждении посередине фразы. Поэтому необходимо, чтобы время отводимое на сон, было кратно 1,5 часам. Иначе говоря, лучше проспать 7,5 часов, чем 8 или даже 8,5. В крайнем случае, можно ограничиться 6 часами сна (1,5 х 4), но, разумеется, в виде исключения. Долго на таком режиме не протянешь.

  3. Самый «качественный» сон - до полуночи. Не случайно «жаворонкам», то есть людям, привыкшим рано ложиться и рано вставать, в принципе для сна требуется меньшее количество часов, чем «совам» - тем, кто любит засиживаться допоздна, а утром поднимается с большим трудом. Близкой к идеальной схеме можно считать такую: отбой в 22:30, подъем - 6:00. «Длинным» покажется день и как много можно успеть за него сделать.

  4. Нужно избегать высоких подушек. Процессы кровообращения в мозгу протекают лучше, если голова лежит на низкой, почти плоской подушке, следовательно, организм восстанавливает силы быстрее и эффективнее. В случае, если для сна остается совсем мало времени, а выспаться все-таки надо, можно попробовать улечься вовсе без подушки.

  5. Комната, где спит школьник, должна быть прохладной и хорошо проветренной. Очень полезна - не только во время экзаменов и других экстремальных ситуаций - привычка в любую погоду спать с открытым окном. Если на улице очень холодно, лучше взять лишнее одеяло. Но воздух в помещении должен быть свежим.

  6. Не следует забывать про вечерний душ, который не должен быть ни слишком горячим, ни слишком холодным. Теплая вода смывает не только дневную грязь - она уносит усталость и напряжение, помогает расслабиться.

  7. Ни в коем случае не наедаться на ночь, тем более не пить крепкого чая или кофе. Лучший напиток перед отходом ко сну - слабый отвар ромашки или мяты (он продается в виде пакетиков чая, которые остается только заварить кипятком). В отвар можно добавить 1 чайную ложку меда, если, конечно, нет на него аллергии.

5.Упражнение Работа в группах «Как готовиться к экзаменам»(10мин)

(Объединяемся в 4 группы огонь, вода ,воздух, земля)

Группа 1 «Огонь» готовит сообщение про то как нужно себя вести за несколько дней до экзамена:

-полюби экзамены, они дают шанс проявить и оценить себя.

-каждое утро проснувшись настраивайся на успех. Представь как ты будешь чувствовать себя получив высокую оценку, как будут радоваться за тебя друзья, как будут хвалить гордиться тобой родители.

-Готовься! Не позволяй себе провалиться из-за лени.

-Просмотри учебники, определи свои слабые места в своих знаниях. Разберись с этим сам или обратись за помощью к учителям.

Группа 2 «Вода» готовит сообщение о том как нужно себя вести накануне экзамена:

- Не засиживайся допоздна .Чтоб ясно мыслить -нужно выспаться

-Перед сном скажи себе: « Я сделал (ла) все что мог. Больше от меня ничего не зависит. Если я не справлюсь - мне буде жаль но я это переживу.

-Настройся на успех, себе: « Все будет хорошо! Я смогу это сделать!»

Группа 3 «Воздух» готовит сообщение, как вести себя в день экзаменов

-С утра не забыть позавтракать

-Не повторяй до последней минуты

-Чтобы расслабиться подумай как будет хорошо, когда все закончиться

Группа4 «Земля» готовит сообщение про, как себя вести после тестирования

-если ты справился, то заслужил вознаграждение. Сделай для себя что-ни будь приятное.

Ели что-не получилось-не расстраивайся. В следующий раз готовься лучше, учти свои ошибки-успех тебе гарантирован.

6.Медитативно-релаксационное упражнение - «Четыре стихии» (Музыка для релаксации )( 5 мин)


  • Огонь. -Активно двигайте руками, изображая языки пламени. Ощутите энергию и тепло в своем теле.

  • Вода.- Представте себе, что комната превращается в бассейн, и делацте мягкие, свободные движения в «воде», следите за тем, чтобы двигались суставы - кисти рук, локти.

  • Земля. -Устанавливаем контакт с землей, «заземляемся» и почувствем уверенность. Сильно давим на пол. Можно потереть ногами пол.

  • Цель - по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

  • Воздух. - Дышим глубже, чем обычно. Делают глубокий вдох, а затем выдох. Представьте , что ваше тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Старайтесь услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше - к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

  • Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота - естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).



7.Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка «Мои лучшие качества».

Психолог: у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Давайте проделаем подобную работу. Если захотите, можете потом прочитать нам свои памятки. Заполненные памятки останутся у вас.

На доске рисуют большую таблицу, изображенную на бланках.



БЛАНК ПАМЯТКИ «Мои лучшие качества»


Мои лучшие
черты

Мои способности
и таланты

Мои
достижения

Инструкция: «Мои лучшие черты» - в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
«Мои способности и таланты» - сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться. «Мои достижения» - в этой графе записываются достижения в любой области. После того, как все запишут что-то в свои бланки, происходит обсуждение: Какое значение для вас имело выполнение этого упражнения? Что вы взяли себе на заметку и будете использовать

8.Упражнение «Найди свою звезду». (5мин)(Слайд 15)

Психолог: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… (звучит спокойная музыка).

А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других бесчисленное число ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.

Посмотрите внимательно на эти звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья?

Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите ее поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает. А теперь проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза».

Психолог в это время выкладывает перед ребятами множество заранее приготовленных разноцветных «звезд». «Возьмите ту звезду, которая больше всего похожа на вашу. На одной стороне «звезды» напишите, чего бы вы хотели достигнуть в ближайшее время, а с другой, напишите имя своей «звезды». Прикрепите ее на наше звездное небо.

И теперь звезды будут нам светить каждое тренинговое занятие, излучая добро, дружбу, взаимопомощь, поддержку. А на последнем занятии вы их заберете с собой, они поведут вас к вашей заветной цели и будут вас сопровождать вас всех на экзаменах и дальше по жизни».

Психолог- Итак, сегодня мы с вами познакомились со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдаче ГИА .

Пусть путеводная звезда
Ведет по жизни вас всегда,
Пусть распускаются цветы,
И все сбываются мечты!
Рефлексия занятия.

Заключительное упражнение «СВЕЧА».
У меня в руках горящая свеча. И мне хочется, чтобы в ваших руках все спорилось, горело и получалось так, как надо. У кого в руках окажется горящая свеча, пусть расскажет нам о своих открытиях и достижениях, которые он сделал во время нашего занятия.
Удачи вам всем при сдаче экзаменов и в дальнейшей жизни!




© 2010-2022