Статья для сборника Семейное воспитание и родительская любовь

Семейное воспитание и родительская любовь. «Можно быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но когда возникает необходимость, нужно уметь распорядиться коротко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы, ни у вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности распоряжения, в необходимости его выполнения». А. С. Макаренко Воспитание в семье – это жизнь. Наше поведение, наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Родители не похожи друг на друга, как ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семейное воспитание и родительская любовь.

«Можно быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но когда возникает необходимость, нужно уметь распорядиться коротко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы, ни у вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности распоряжения, в необходимости его выполнения».

А. С. Макаренко

Воспитание в семье - это жизнь. Наше поведение, наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы.

Родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого их дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа.

Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в самые первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержание телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Немаловажную роль играет глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к семейному воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека…

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, выражают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния со стороны окружающих, выражают сомнение в психическом здоровье детей. По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству…

Самое главное, что должны знать родители:

Цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.

Родители не должны забывать о том, что:

  • Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

  • Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

  • Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

  • Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

  • Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

  • Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.

  • Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.

  • Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

  • Если ребенка часто одобряют - он учится к себе хорошо относиться.

  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Именно поэтому родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.

Любите и цените своих детей. Уделяйте им внимание, даже если это будет несколько мгновений в день, не бойтесь испортить ребенка в течение этих минут, это совершенно немыслимо…

«Fais ce que dois, et vienne que pourra» -

Делай, что нужно, и будет, как надо

Французская пословица


© 2010-2022