Программа нейропсихологического сопровождения детей с ОВЗ. Пояснительная записка

Пояснительная записка   Коррекционно-развивающая программа разработана для детей  младшего школьного возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР и легкой УО на основании ·        Федерального закона №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. ·        заключений ТПМПК Новосибирского района: 1.     Ч. В. 22.01. 2006 заключение № 364 от 26.08.2014г. 2.     З. Н. 05.06.2004 заключение № 445 от 04.10.2013г. 3.     А. С. 07.01.2005 заключени... Методика Апрель  2014 года «10» слов для исследования непосредственной и отсроченной памяти, врабатываемости, истощаемости.   4-5-4-4 Р-2 Уровень  развития кратковременной памяти низкий, способность к заучиванию низкая, уровень ретенции – низкий. «Исключение понятий» для исследования развития функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков. Лишнее понятие исключает в простых случаях верно. Объяснить выбор не может. Произвести обобщение не может. «Рассказы со скрытым смыслом» для исследования особенностей мышления. Чтение медленное, с ошибками (замена букв, напр. «д» на «л») После нескольких прочтений экспериментатором пересказать не может. Скрытый смысл не устанавливает. «Исключение предметов» для исследования особенностей мышления. Производит обобщение на категориальном уровне в некоторых простых случаях: растения, деревья, животные. Наряду с правильно выполненными заданиями отмечаются случаи обобщения по слабым признакам, а так же конкретно-ситуационное обобщение: в карточке «мальчик с мячом, ребенок с погремушкой, девочка с ранцем.кукла» исключает мяч. Объяснение следующее: «Он с мячиком играет, а остальные ни во что не играют». Отмечаются случаи искажения обобщения: в карточке «молоко, хлеб, сыр, масло» исключает масло... «Стандартные прогрессивные матрицы Равена» (детский в-т) для измерения уровня развития невербального интеллекта.   28 баллов. Актуальный уровень развития невербального интеллекта соответствует результату детей с ЗПР. «Кубики Коса» для исследования наглядно-образного мышления.   Множественные манипуляции кубиками. Собирает зеркальный узор. Контроль в ходе выполнения не осуществляет, исправляет ошибки, собрав узор целиком. 31 балл. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления. Тест Тулуз – Пьерона для исследования свойств внимания.   Фактор скорости попадает в интервал «высокая», фактор точности в интервал «высокая». Логико-грамматические конструкции для определения сформированности зрительно-пространственных представлений       Зрительно-пространственные представления сформированы.    Ошибки при использовании предлогов в речи, а так же ориентации в пространстве (лево-право) отмечаются редко. Кинестетический праксис. Выполняет без ошибок.   Правой рукой выполняет в медленном темпе. Левой – сбой программы после нескольких серий и увеличении темпа.   После нескольких серий – смена рук происходит не одновременно. Общий уровень осведомленности. Не знает № своего дома, название страны, поселка. Не ориентируется в порядке следования времен года, месяцев, дней недели. Работоспособность 15-20 минут, при утомлении отмечаются длительные паузы, не зависящие от сложности задания; раскачивания; ребенок начинает говорить очень тихо, класть голову на стол.   Динамика развития познавательных процессов. Отсутствие положительной динамики в развитии познавательных процессов (в сравнении с маем 2013 года).         З. Н. Методика Результат Особенности латерализации Ведущая рука - левая «10» слов для исследования непосредственной и отсроченной памяти, врабатываемости, истощаемости.   5-6-7-9  Р-4 Уровень  развития кратковременной памяти низкий, способность к заучиванию высокий, уровень ретенции – низкий. «Исключение предметов» для исследования развития функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков. Недоразвитие понятийного абстрактного мышления. В простых случаях (одежда, обувь, растения, инструменты) объединяет предметы на категориальном уровне. В  более сложных – по конкретно-ситуативному признаку. «Стандартные прогрессивные матрицы Равена»детский вариант. Для  измерения уровня развития невербального интеллекта.   31 балл. Актуальный уровень развития невербального интеллекта соответствует результату детей с ЗПР. Импульсивность. При проговаривании способа решения матрицы результат лучше. «Кубики Коса» для исследования наглядно-образного мышления.   40 баллов. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления.  Во время выполнения теста отмечается моторная неловкость.  Затруднены процессы планирования. Узор собирает частями. Пиктограммы для исследования памяти и анализа характера ассоциаций. Ассоциации не способствуют запоминанию. Конкретность, недостаточная обобщенность мышления. Рисунки носят конкретный характер. Правильно воспроизвести предложенные слова и понятия не смог. Расположение рисунков, а так же поведение и высказывания испытуемого говорят об импульсивности. Тест Тулуз – Пьерона для исследования свойств внимания.   Фактор скорости попадает в интервал «патология», фактор точности в интервал «возрастная норма». Логико-грамматические конструкции для определения сформированности зрительно-пространственных представлений Зрительно-пространственные представления сформированы. «Зрительно-моторныйгештальт-тест» для диагностики способности к пространственной организации и уровня развития зрительно-моторной координации.   Результаты выполнения теста значительно ниже  нормы. Работу выполняет в быстром темпе. Анкета для определения уровня школьной мотивации. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Общий уровень осведомленности. Знает домашний адрес, название страны, день рождения. Плохо  ориентируется в признаках и порядке следования времен года. Рисунок несуществующего животного. Признаки тревожности, экстравертности, защитной агрессии. Значимость  материальных ценностей. Нарисовал несколько животных. Рисует быстро, с удовольствием, эмоционально. Работоспособность. 20-25 минут. При утомлении – ухудшение дикции, сильное слюноотделение,  увеличение двигательной активности, нарушение правил (поведения, игры, договоренностей), импульсивность. Динамика развития познавательных процессов. Отмечается незначительная положительная динамика.       К. П.   Методика Результаты Особенности латерализации Ведущая рука - левая «10» слов для исследования непосредственной и отсроченной памяти, врабатываемости, истощаемости.   3-6-5-6 Р-7 Уровень  развития кратковременной памяти низкий, способность к заучиванию средняя, уровень ретенции – средний. Неустойчивость, колебание внимания.  При воспроизведении повторы слов. Присутствуют лишние слова не связанные с предъявленными не по фонематическому не по ассоциативному признаку. «Исключение предметов» для исследования развития функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков в детском возрасте. Недоразвитие понятийного мышления. Производит обобщение на категориальном уровне в шести простых случаях: одежда, обувь, растения, животные. В 11из 17 заданий лишний предмет называет, объяснить свой выбор не может, иногда объединяет  словом «вещи». Рассказы со скрытым смыслом.         Составление рассказа по серии картинок. Для исследования свойств мышления. Низкая критичность мышления. Трудности в установлении причинно-следственных связей. Низкий уровень развития речи. Чтение медленное, с первоначальным проговариванием слова «про себя». Пересказ не полный. Скрытый смысл не устанавливает. Последовательность устанавливает с помощью наводящих вопросов. Рассказ составляет малоподробный, состоящий, в основном из глаголов: «Мальчик посадил дерево. Набрал воды. Полил. Постриг. Подарил.» «Стандартные прогрессивные матрицы Равена» для измерения уровня развития невербального интеллекта.   16 баллов, что попадает в интервал «уо». Недостаточно сформированы логические операции. Не выполнила большинство заданий серий Ав, В «Кубики Коса» для исследования наглядно-образного мышления.   6 баллов. Уровень развития наглядно-образного мышления ниже среднего. Не прикладывает усилий для выполнения заданий. Помощь (стимулирующую, организующую и обучающую не принимает). Тест Тулуз – Пьерона для исследования свойств внимания.   Фактор скорости попадает в интервал «патология», фактор точности в интервал «патология».  Ослабление оперативной памяти. Недостатки визуального мышления. Неустоявшееся разделение право-левой ориентации. Пропуская нужные элементы, зачеркивает зеркальные. Пропуски строк. В некоторых строках не выделила ни одного элемента (все подчеркнула). Проба на кинестетическийпраксис,   динамический праксис.       реципрокную координацию.   «Колечки»: Перебор пальцев в поисках нужной позы. Замена левой руки на правую.   «Кулак-ребро-ладонь»: Трудности запоминания программы, инертное повторение одного из элементов.   Смена рук с одновременным сжиманием одной руки в кулак и разжиманием другой: Одновременной смены рук не происходит. «Тест тревожности»Р.Теммл, М Дорки  для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.   Высокий уровень тревожности. Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения с родителями, навыки самообслуживания. 10 из 14 ситуаций негативно окрашены. Уровень общей осведомленности. Значительно ниже возрастной нормы. Не называет свой день рождения, домашний адрес, путает названия времен года (сейчас осень), не знает признаки времен года, названия месяцев, дней недели. Работоспособность Низкая, дать оценку своему состоянию не может (не понимает, что устала), напряжение в плечевом поясе. Динамика развития познавательных процессов. Динамики (со слов учителя) не отмечается.     К. А. Методика Апрель 2014   «10» слов для исследования непосредственной и отсроченной памяти, врабатываемости, истощаемости.   5-6-4-8 Р-5 Уровень  развития кратковременной памяти низкий, способность к заучиванию высокая, уровень ретенции – низкий. Колебания внимания по гиперстеническому типу.   «Исключение проедметов» для исследования развития функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков. Способен выполнять задания на простые обобщения: цветы, люди, игрушки, деревья. Лишний предмет в большинстве случаев исключает правильно. Не называет понятия «посуда», «домашние животные», «техника», «мебель». Чаще объединяет на функциональном уровне, либо не может произвести обобщение.   Тест Тулуз – Пьерона для исследования свойств внимания. Фактор скорости попадает в интервал «слабая», фактор точности в интервал «высокая».   «Рассказы со скрытым смыслом» для исследования особенностей мышления. Чтение слоговое, без ошибок. Может пересказать после повторного прочтения психологом. При пересказе теряет часть текста. Скрытый смысл не понимает. Недостаточность уровня обобщения и абстрагирования.   «Стандартные прогрессивные матрицы Равена» для измерения уровня развития невербального интеллекта.   Вариант для взрослых. 34 балла. Актуальный уровень развития невербального интеллекта соответствует результату «средний уровень развития интеллекта».   «Кубики Коса» для исследования наглядно-образного мышления.   10 баллов. Уровень  развития наглядно-образного мышления « средний».   «Таблицы Шульте» для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Темп нахождения чисел неравномерный. 60-81-101-120-130 Выраженная истощаемость внимания по гипотоническому типу.   Тесты на кинестетическую, динамическую организацию деятельности, реципрокную организацию. Кулак-ребро-ладонь: серию движений запомнил после первого показа. Правой  рукой после нескольких повторов – сбой  программы(забыл порядок следования движений).  Левой рукой – то же. Новую программу не усвоил.   Тест на реципрокную координацию: смена рук сопровождается сильным раскачиванием ног под стулом.   Испытывает трудности при попытке сделать кольца из пальцев: перебирает пальцы, собирает все пальцы вместе.   Работоспособность 5-7        минут. Признаки утомления, истощения: «блуждающий» взгляд, ответы не в контексте задаваемых вопросов, отказ от выполнения заданий.     Динамика развития познавательных процессов. Отмечается отрицательная динамика в развитии способности к долговременному запоминанию, в развитии наглядно-образного мышления.               Ч. В. Методика Апрель 2014 года «10» слов для исследования непосредственной и отсроченной памяти, врабатываемости, истощаемости.   3-3-5-7 Р-4 Уровень  развития кратковременной памяти низкий, способность к заучиванию средняя, уровень ретенции – низкий. Присутствуют слова не связанные с предъявленными не по фонематическому не по ассоциативному признаку.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ -

ЛЕНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47



РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании педсовета Директор школы

протокол № 13 от ________/Кузьмичева З.Л./

приказ № _51__ от

« 29 » августа 2014 г. « 31 » августа 2014 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей работы

с учащимися по адаптированной образовательной программе

для детей с ЗПР и легкой УО

2 - 3 класса







Разработана:

Коноваловой Ольгой Николаевной

педагогом-психологом












с. Ленинское, 2014 г.



Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа разработана для детей младшего школьного возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР и легкой УО на основании

  • Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

  • заключений ТПМПК Новосибирского района:

  1. Ч. В. 22.01. 2006 заключение № 364 от 26.08.2014г.

  2. З. Н. 05.06.2004 заключение № 445 от 04.10.2013г.

  3. А. С. 07.01.2005 заключение № 239 от 12. 05. 2014

  4. К.П. 11.09.2005 заключение № 242 от 12.05.2014

  5. К. А. 22.09.2004 заключение № 362 от 26.08.2014

  6. Ш. А. 01.07.2004 заключение № 243 от 12.052014

В настоящее время возрастает число детей с отклонениями в психическом развитии. Возникая в раннем возрасте, неблагоприятное развитие ребенка (без соответствующей профилактики и коррекции) переносится в дошкольную, а затем и школьную реальность.

Клинические обследования не всегда выявляют у этих детей грубые патологии. Развитие таких детей находится в пределах нижненормативных границ. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, направленные на воздействие на тот или иной дефицит непосредственно, перестали приносить результаты и в процессе обучения и в процессе направленной коррекции.

Данная программа основывается на нейропсихологическом подходе к работе с детьми с ЗПР. Суть данного подхода заключается в том, что, воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций.

Метод замещающего онтогенеза, который является базовой нейропсихологической технологией, направлен на ретроспективное воспроизведение тех участков (периодов) развития ребенка, которые по тем или иным причинам не были усвоены.

Уровень развития познавательных процессов учащихся

в начале работы по программе


А. С.


Методика

Апрель 2014 года

«10» слов для исследования непосредственной и отсроченной памяти, врабатываемости, истощаемости.

4-5-4-4 Р-2

Уровень развития кратковременной памяти низкий, способность к заучиванию низкая, уровень ретенции - низкий.

«Исключение понятий» для исследования развития функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков.

Лишнее понятие исключает в простых случаях верно. Объяснить выбор не может. Произвести обобщение не может.

«Рассказы со скрытым смыслом» для исследования особенностей мышления.

Чтение медленное, с ошибками (замена букв, напр. «д» на «л») После нескольких прочтений экспериментатором пересказать не может. Скрытый смысл не устанавливает.

«Исключение предметов» для исследования особенностей мышления.

Производит обобщение на категориальном уровне в некоторых простых случаях: растения, деревья, животные. Наряду с правильно выполненными заданиями отмечаются случаи обобщения по слабым признакам, а так же конкретно-ситуационное обобщение: в карточке «мальчик с мячом, ребенок с погремушкой, девочка с ранцем.кукла» исключает мяч. Объяснение следующее: «Он с мячиком играет, а остальные ни во что не играют».

Отмечаются случаи искажения обобщения: в карточке «молоко, хлеб, сыр, масло» исключает масло, так как его только с хлебом едят, а остальные - фрукты.

«Стандартные прогрессивные матрицы Равена» (детский в-т) для измерения уровня развития невербального интеллекта.

28 баллов. Актуальный уровень развития невербального интеллекта соответствует результату детей с ЗПР.

«Кубики Коса» для исследования наглядно-образного мышления.

Множественные манипуляции кубиками. Собирает зеркальный узор. Контроль в ходе выполнения не осуществляет, исправляет ошибки, собрав узор целиком.

31 балл. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления.

Тест Тулуз - Пьерона для исследования свойств внимания.

Фактор скорости попадает в интервал «высокая», фактор точности в интервал «высокая».

Логико-грамматические конструкции для определения сформированности зрительно-пространственных представлений

Зрительно-пространственные представления сформированы. Ошибки при использовании предлогов в речи, а так же ориентации в пространстве (лево-право) отмечаются редко.

Кинестетический праксис.

Выполняет без ошибок.

Правой рукой выполняет в медленном темпе. Левой - сбой программы после нескольких серий и увеличении темпа.

После нескольких серий - смена рук происходит не одновременно.

Общий уровень осведомленности.

Не знает № своего дома, название страны, поселка. Не ориентируется в порядке следования времен года, месяцев, дней недели.

Работоспособность

15-20 минут, при утомлении отмечаются длительные паузы, не зависящие от сложности задания; раскачивания; ребенок начинает говорить очень тихо, класть голову на стол.

Динамика развития познавательных процессов.

Отсутствие положительной динамики в развитии познавательных процессов (в сравнении с маем 2013 года).



З. Н.

Методика

Результат

Особенности латерализации

Ведущая рука - левая

«10» слов для исследования непосредственной и отсроченной памяти, врабатываемости, истощаемости.

5-6-7-9 Р-4

Уровень развития кратковременной памяти низкий, способность к заучиванию высокий, уровень ретенции - низкий.

«Исключение предметов» для исследования развития функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков.

Недоразвитие понятийного абстрактного мышления.

В простых случаях (одежда, обувь, растения, инструменты) объединяет предметы на категориальном уровне. В более сложных - по конкретно-ситуативному признаку.

«Стандартные прогрессивные матрицы Равена»детский вариант. Для измерения уровня развития невербального интеллекта.

31 балл. Актуальный уровень развития невербального интеллекта соответствует результату детей с ЗПР.

Импульсивность. При проговаривании способа решения матрицы результат лучше.

«Кубики Коса» для исследования наглядно-образного мышления.

40 баллов. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления.

Во время выполнения теста отмечается моторная неловкость. Затруднены процессы планирования. Узор собирает частями.

Пиктограммы для исследования памяти и анализа характера ассоциаций.

Ассоциации не способствуют запоминанию. Конкретность, недостаточная обобщенность мышления. Рисунки носят конкретный характер. Правильно воспроизвести предложенные слова и понятия не смог. Расположение рисунков, а так же поведение и высказывания испытуемого говорят об импульсивности.

Тест Тулуз - Пьерона для исследования свойств внимания.

Фактор скорости попадает в интервал «патология», фактор точности в интервал «возрастная норма».

Логико-грамматические конструкции для определения сформированности зрительно-пространственных представлений

Зрительно-пространственные представления сформированы.

«Зрительно-моторныйгештальт-тест» для диагностики способности к пространственной организации и уровня развития зрительно-моторной координации.

Результаты выполнения теста значительно ниже нормы.

Работу выполняет в быстром темпе.

Анкета для определения уровня школьной мотивации.

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Общий уровень осведомленности.

Знает домашний адрес, название страны, день рождения. Плохо ориентируется в признаках и порядке следования времен года.

Рисунок несуществующего животного.

Признаки тревожности, экстравертности, защитной агрессии. Значимость материальных ценностей. Нарисовал несколько животных. Рисует быстро, с удовольствием, эмоционально.

Работоспособность.

20-25 минут. При утомлении - ухудшение дикции, сильное слюноотделение, увеличение двигательной активности, нарушение правил (поведения, игры, договоренностей), импульсивность.

Динамика развития познавательных процессов.

Отмечается незначительная положительная динамика.




К. П.


Методика

Результаты

Особенности латерализации

Ведущая рука - левая

«10» слов для исследования непосредственной и отсроченной памяти, врабатываемости, истощаемости.

3-6-5-6 Р-7

Уровень развития кратковременной памяти низкий, способность к заучиванию средняя, уровень ретенции - средний.

Неустойчивость, колебание внимания.

При воспроизведении повторы слов. Присутствуют лишние слова не связанные с предъявленными не по фонематическому не по ассоциативному признаку.

«Исключение предметов» для исследования развития функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков в детском возрасте.

Недоразвитие понятийного мышления.

Производит обобщение на категориальном уровне в шести простых случаях: одежда, обувь, растения, животные. В 11из 17 заданий лишний предмет называет, объяснить свой выбор не может, иногда объединяет словом «вещи».

Рассказы со скрытым смыслом.


Составление рассказа по серии картинок.

Для исследования свойств мышления.

Низкая критичность мышления.

Трудности в установлении причинно-следственных связей. Низкий уровень развития речи. Чтение медленное, с первоначальным проговариванием слова «про себя». Пересказ не полный. Скрытый смысл не устанавливает.

Последовательность устанавливает с помощью наводящих вопросов. Рассказ составляет малоподробный, состоящий, в основном из глаголов: «Мальчик посадил дерево. Набрал воды. Полил. Постриг. Подарил.»

«Стандартные прогрессивные матрицы Равена» для измерения уровня развития невербального интеллекта.

16 баллов, что попадает в интервал «уо».

Недостаточно сформированы логические операции.

Не выполнила большинство заданий серий Ав, В

«Кубики Коса» для исследования наглядно-образного мышления.

6 баллов. Уровень развития наглядно-образного мышления ниже среднего.

Не прикладывает усилий для выполнения заданий. Помощь (стимулирующую, организующую и обучающую не принимает).

Тест Тулуз - Пьерона для исследования свойств внимания.

Фактор скорости попадает в интервал «патология», фактор точности в интервал «патология».

Ослабление оперативной памяти. Недостатки визуального мышления. Неустоявшееся разделение право-левой ориентации. Пропуская нужные элементы, зачеркивает зеркальные.

Пропуски строк. В некоторых строках не выделила ни одного элемента (все подчеркнула).

Проба на кинестетическийпраксис,

динамический праксис.

реципрокную координацию.

«Колечки»:

Перебор пальцев в поисках нужной позы. Замена левой руки на правую.

«Кулак-ребро-ладонь»:

Трудности запоминания программы, инертное повторение одного из элементов.

Смена рук с одновременным сжиманием одной руки в кулак и разжиманием другой: Одновременной смены рук не происходит.

«Тест тревожности»Р.Теммл, М Дорки для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Высокий уровень тревожности. Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения с родителями, навыки самообслуживания. 10 из 14 ситуаций негативно окрашены.

Уровень общей осведомленности.

Значительно ниже возрастной нормы. Не называет свой день рождения, домашний адрес, путает названия времен года (сейчас осень), не знает признаки времен года, названия месяцев, дней недели.

Работоспособность

Низкая, дать оценку своему состоянию не может (не понимает, что устала), напряжение в плечевом поясе.

Динамика развития познавательных процессов.

Динамики (со слов учителя) не отмечается.

К. А.

Методика

Апрель 2014

«10» слов для исследования непосредственной и отсроченной памяти, врабатываемости, истощаемости.

5-6-4-8 Р-5

Уровень развития кратковременной памяти низкий, способность к заучиванию высокая, уровень ретенции - низкий.

Колебания внимания по гиперстеническому типу.

«Исключение проедметов» для исследования развития функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков.

Способен выполнять задания на простые обобщения: цветы, люди, игрушки, деревья.

Лишний предмет в большинстве случаев исключает правильно. Не называет понятия «посуда», «домашние животные», «техника», «мебель». Чаще объединяет на функциональном уровне, либо не может произвести обобщение.

Тест Тулуз - Пьерона для исследования свойств внимания.

Фактор скорости попадает в интервал «слабая», фактор точности в интервал «высокая».

«Рассказы со скрытым смыслом» для исследования особенностей мышления.

Чтение слоговое, без ошибок. Может пересказать после повторного прочтения психологом. При пересказе теряет часть текста. Скрытый смысл не понимает.

Недостаточность уровня обобщения и абстрагирования.

«Стандартные прогрессивные матрицы Равена» для измерения уровня развития невербального интеллекта.

Вариант для взрослых. 34 балла.

Актуальный уровень развития невербального интеллекта соответствует результату «средний уровень развития интеллекта».

«Кубики Коса» для исследования наглядно-образного мышления.

10 баллов. Уровень развития наглядно-образного мышления

« средний».

«Таблицы Шульте» для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания.

Темп нахождения чисел неравномерный.

60-81-101-120-130

Выраженная истощаемость внимания по гипотоническому типу.

Тесты на кинестетическую, динамическую организацию деятельности, реципрокную организацию.

Кулак-ребро-ладонь: серию движений запомнил после первого показа. Правой рукой после нескольких повторов - сбой программы(забыл порядок следования движений). Левой рукой - то же. Новую программу не усвоил.

Тест на реципрокную координацию: смена рук сопровождается сильным раскачиванием ног под стулом.

Испытывает трудности при попытке сделать кольца из пальцев: перебирает пальцы, собирает все пальцы вместе.

Работоспособность

  1. минут. Признаки утомления, истощения: «блуждающий» взгляд, ответы не в контексте задаваемых вопросов, отказ от выполнения заданий.

Динамика развития познавательных процессов.

Отмечается отрицательная динамика в развитии способности к долговременному запоминанию, в развитии наглядно-образного мышления.


Ч. В.

Методика

Апрель 2014 года

«10» слов для исследования непосредственной и отсроченной памяти, врабатываемости, истощаемости.

3-3-5-7 Р-4

Уровень развития кратковременной памяти низкий, способность к заучиванию средняя, уровень ретенции - низкий.

Присутствуют слова не связанные с предъявленными не по фонематическому не по ассоциативному признаку.

«Исключение предметов» для исследования развития функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков в детском возрасте.

Обобщающими понятиями владеет. Применить при выполнении заданий может не всегда. Уровень обобщения не зависит от сложности заданий. В некоторых случаях производит обобщение по слабым, случайным признакам. Особенности выполнения: исключает два предмета; исключает не предмет, а деталь рисунка (мяч, которым играет мальчик).

Рассказы со скрытым смыслом.

Для исследования свойств мышления.

Чтение слоговое. Пересказ с ошибками. Скрытый смысл прочитанного понимает не всегда.

«Стандартные прогрессивные матрицы Равена» для измерения уровня развития невербального интеллекта.

33 балла, что попадает в интервал «норма».

«Кубики Коса» для исследования наглядно-образного мышления.

Из кубиков строит башню: «хочу играть».

50 баллов, что соответствует «очень высокому уровню развития наглядно-образного мышления». При работе каждый кубик сравнивает с образцом.

Тест Тулуз - Пьерона для исследования свойств внимания.

Отказ от выполнения работы.

Инструкцию к заданию понял, правильно выполнил тренировочную строку. При выполнении основного задания удерживать инструкцию не может. Волевые усилия приложить не может.

Таблицы Шульте для исследования темпа сенсомоторных реакций, особенностей переключения внимания, истощаемости.

Время нахождения чисел: 80-60-92-73-64

«Теряет» число в нижнем левом углу.

Колебания внимания по гиперстеническому типу.

Зрительный гнозис.

Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения)

Незавершенные изображения.

При выполнении пробы изображения букв различает не сразу. Письменные буквы Е и В не различил.

Опознание предмета по его части затруднено. Не различил ножницы, ключ, якорь, очки, саблю.

Проба на кинетическийпраксис, реципрокную координацию.

«Кулак-ребро-ладонь» первые 2 серии и левой и правой рукой выполняет правильно, затем происходит сбой программы.

При выполнении задания на реципрокную координацию кисть вялая, кулак до конца не сжимается, кисть не выпрямляется. Выполняет задание в медленном темпе.

Работоспособность

5-10 минут.

Динамика развития познавательных процессов

В развитии эмоционально-волевой сферы, учебной мотивации - отрицательная динамика.


Ш. А.

Методика

Результат

«10» слов для исследования непосредственной и отсроченной памяти, врабатываемости, истощаемости.

4-6-5-5 Р-4

Уровень развития кратковременной памяти низкий, способность к заучиванию низкая, уровень ретенции - низкий. При воспроизведении несколько раз повторяет одни и те же слова.

«Исключение предметов» для исследования развития функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков в детском возрасте.

Снижение уровня обобщения.

Владеет обобщающими понятиями: одежда, обувь, растения, животные. В более сложных случаях - уровень обобщения конкретный или нулевой.

«Стандартные прогрессивные матрицы Равена» (детский в-т) для измерения уровня развития невербального интеллекта.

21 балл, что соответствует нижней возрастной границе детей с ЗПР.

Не выполнил задания серии В.

«Кубики Коса» для исследования наглядно-образного мышления.

8 баллов. Уровень развития наглядно-образного мышления «ниже среднего».

Ротация собираемого узора на 45 градусов.

«Зрительно-моторный гештальт-тест» для диагностики способности к пространственной организации и уровня развития зрительно-моторной координации.

Результат выполнения теста значительно ниже возрастной нормы. Неумение длительно концентрировать внимание. Недоразвитие навыков планирования и контроля. Случайное расположение рисунков на листе.

Ротация изображений на 90 градусов.

Проба на кинетический праксис, реципрокную координацию.

Инертность двигательной сферы.

Праксис позы кисти рук по зрительному образцу: выполняет без ошибок.

Кулак-ребро-ладонь: правой рукой в медленном темпе проговаривая порядок следования движений 2-3 серии. Далее- сбой программы(повторение одного и того же движения(кулак-кулак) при повышенном мышечном тонусе). Левой рукой -повторить программу не может.

Тест на реципрокную координацию: координированное движение рук невозможно. Выполнение задания сопровождается повышением мышечного тонуса, подергиванием рук, «два кулака, две ладони»

«Тест тревожности»Р.Теммл, М Дорки для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Высокий уровень тревожности.

Преобладают негативные выборы (в 10 из 14 случаев). Ситуации, вызывающие наибольшую тревогу: отношения с родителями (страх наказания, изоляции), отношения с детьми

Общий уровень осведомленности.

Не соответствует возрасту. Не знает своего отчества.

Названия села, страны. Названия растений, животных, дней недели, порядок следования месяцев и другое.

Работоспособность

10-15 минут продуктивной работы. Приложить волевые усилия для интеллектуальной деятельности не может.

Параллельно с работой по данной программе дети занимаются с логопедом

Цель программы: воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей развития ребенка активизировать развитие высших психических функций.

Задачи программы

1. Развитие пространственных и временных представлений:

  • формирование устойчивых координат («право-лево», «верх-низ»); ,

  • формирование зрительно-пространственного восприятия;

  • формирование зрительно-моторной координации.

2. Развитие двигательной сферы:

а) развитие тонкой моторики - возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;

  • развитие плавности, переключаемости, точности движений;

  • повышение общей моторной ловкости ребенка;

  • развитие произвольной регуляции движений.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы:

  • умения адекватно выражать эмоциональные состояния;

  • произвольной регуляции своего эмоционального состояния;

  • произвольной регуляции поведения;

  • умения произвольно улавливать основные телесные ощущения;

  • снятие тревожности.

4.Коррекция недостатков познавательной деятельности.

Место занятий в адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР и легкой УО

Класс

Часов в неделю

Учебных недель

Всего часов за год

2 класс

Ч. В.

2

34

68

3 класс

К. А.

К. П.

2

34

68

Ш. А.

2

34

68

З. Н.

2

34

68

А. С.

2

34

68


Разделы программы

№ раздела

Наименование раздела

Часов

1

Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.




40


2

Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализация правого и левого полушарий мозга.

3

Произвольная саморегуляция и смыслообразующая функция психических процессов.

30

Всего


70



Содержание тем программы

Методика имеет трехуровневую систему (основана на трех функциональных блоках мозга по А.Р. Лурия).

1. Уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Задачей работы на этом уровне является оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга, формирования базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. Методы направлены на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований.

Для работы с этим блоком используются определенным образом построенный комплекс дыхательных упражнений, растяжки, релаксации, расширение сенсомоторного репертуара (большой блок - глазодвигательных упражнений), формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

2. Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром (уровень автоматизмов). Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов. Методы направлены на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализацию правого и левого полушарий мозга.

Идет развитие соматогностических, кинестетических процессов, зрительного гнозиса, развитие пространственных представлений, формирование базиса для «квазипространственных» (логико-граматических) речевых конструкций). Развитие и коррекция мнестических возможностей ребенка (тактильная и двигательная, зрительная, слухоречевая память).

В этот блок включаются следующие упражнения - разнообразные виды ползаний, в определенной последовательности, с разным направлением, с присоединением дыхания, счета, движений языка и глаз; упражнения для развития пространственных представлений; тактильного, зрительного и слухового восприятия; памяти.

3. Уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов. Методы направлены на формирование оптимального функционального статуса передних префронтальных отделов мозга (лобных). Это программирование, целеполагание и самоконтроль. Формирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнения, регуляция и самоконтроль - непременные условия адекватности любой деятельности. Идет развитие произвольного внимания. Для этого вводятся ритуалы, правила игр, упражнения с заданиями.

Требования к применению предлагаемой коррекционной и абилитационной системы подразумевают единовременное включение в коррекционный процесс упражнений 1, 2, 3 уровней. Первые 40 занятий включают минимальное количество заданий 3 уровня. В третьем разделе программы преобладают задания, направленные на формирование произвольности и смыслообразования.

Все упражнения проходят три стадии, что соответствует прохождению стадий онтогенеза: лежа, сидя, стоя.

По окончании занятий по программе планируется повторная диагностическая работа с учащимися.


Требования к уровню подготовки обучающихся:

  • Умение правильно дышать, использовать правильное дыхание для расслабления, улучшения самочувствия, концентрации внимания.

  • Овладение способами преодоления мышечных зажимов, ригидных телесных установок.

  • Устранение синкинезий.

  • Формирование одновременных и реципрокных координаций.

  • Формирование пространственных представлений.

  • Формирование моторной ловкости.

  • Формирование произвольности поведения.

  • Формирование произвольности внимания.

  • Улучшение коммуникативных навыков.

  • Положительная динамика в развитии познавательных процессов.


Перечень учебно-методической литературы

  1. А.В.Семенович Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. ГЕНЕЗИС Москва 2013

  2. Т.В.Калабух, Е.В. Клейменова ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Волгоград «Учитель» 2013

  3. В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова Нейропсихологические занятия с детьми. Москва Айрис-пресс 2014

  4. Конева Е.А., Рудаметова Н.А.

  5. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. - Новосибирск, 2008.

  6. Интернет-ресурсы www/ algus-neuro/ruМорозова Г.Ю.

© 2010-2022