Доклад Роль игры в УВП

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Роль игровых моментов в учебно-воспитательном процессе

Долгое время считалось, что умение удерживать внимание учеников - основной навык учителя. Те педагоги, которые владеют им, всегда вызывали восхищение и уважение коллег. Однако в последнее время становится очевидным, что настоящее обучение не требует постоянной концентрации внимания на учителе, и даже напротив: чем дольше учитель удерживает внимание учащихся, тем меньше происходящий процесс напоминает подлинное обучение. Опытные учителя всегда инстинктивно понимали это; они не пытались постоянно держать учеников в плену магии своего влияния, но предоставляли им свободное время, в ходе которого ученики могли самостоятельно работать, общаться друг с другом, играть, экспериментировать или обсуждать происходящее.

Если учитель не заботится о том, чтобы на уроках находилось время для шуток и расслабления, то ученики сами создают свою особую «карнавальную культуру», которая в некоторых случаях может быть деструктивной. «Классный шут» напоминает учителю, что ученики воспринимают его как человека, лишенного юмора. Как правило, такой «клоун» находит поддержку у остальных учеников, которые восстают против скуки и однообразия на уроке и активно демонстрируют учителю свое разочарование.

Когда мы учились, у нас было много преподавателей. Некоторых из них мы быстро забыли, других до сих пор вспоминаем с ужасом, и только немногих - с благодарностью. Как правило, это те учителя, которые обладали чувством юмора, могли посмеяться над собственными ошибками и разрядить обстановку доброй шуткой.

Если Вы используете в своей работе интерактивные игры и не боитесь экспериментировать, то у вас есть шанс стать таким учителем, о котором позднее школьники вспомнят с благодарностью. Кроме того, если вы будете играть с учениками, то вы и сами испытаете больше радости от своей работы. Учителя выполняют работу, которая часто ощущается ими как колоссальная нагрузка. Не только ученики испытывают их терпение, но и коллеги, школьное начальство и родители. В минуты отчаяния многие спрашивают себя, не лучше ли было бы выбрать другую профессию, которая бы избавила их от дополнительной нагрузки. Но потом вновь приходят минуты, приносящие счастье. Это ощущение возникает тогда, когда учителю удается не только пробудить в учениках живой интерес к предмету, но и самому почувствовать полноту жизни, ощутить радость творчества. Конечно, один учитель не изменит систему обучения, однако, создав на уроке иную атмосферу, он может изменить отношение учеников к самому процессу обучения.

Если мы верим в то, что обучение - это не только передача знаний, но и творческий процесс человеческого взаимодействия, то, создавая в группе атмосферу признания, энтузиазма и поддержки, мы тем самым формируем у детей позитивное отношение к учебе.

Многие учителя делят учеников на тех, кто внимательно слушает, и на тех, кто этого не делает. Первые - «примерные ученики», остальные - «трудные». Большие усилия тратятся на то, чтобы как можно больше учеников «вели себя хорошо». Их хвалят или, наоборот, запугивают, привлекая их внимание всевозможными уловками. Каждый опытный учитель имеет свои особые приемы привлечения внимания. Но имеет ли все это отношение к настоящему обучению?

В последнее время наблюдается увеличивающаяся «эрозия внимания». Многие дети и взрослые хронически рассеянны, многих можно назвать гиперактивными; все чаще в подобных случаях прибегают к помощи лекарств. В США почти 5% всех учеников получают наркотик, стимулирующий внимание - риталин. И германские учителя тоже сетуют на то, что растет число учеников с нарушениями внимания

Педагог может ожидать внимания от учеников только в том случае, если они воспринимают учебу, как интересный процесс. Если это условие не выполняется, то внимание учеников рассеивается - то есть фактически обращается на другие предметы.

Давая клятву Гиппократа, врачи обязуются не наносить вреда своим пациентам. По аналогии педагоги могли бы давать клятву Сократа, обязуясь минимизировать по возможности страх и стресс учеников. Дело в том, что именно стресс и страх чаще всего способствует нарушению учебного процесса в школе. Страх всегда был средством управления человеческим поведением. И сегодня в школе страх используют для поддержания дисциплины. Учителя пугают детей плохими отметками, задержанием после уроков, вызовом родителей, исключением из школы. Но все эти угрозы как раз совсем не пугают учеников, которые и без того отрицательно мотивированы, чьи внимание и активность направлены не туда, куда желает учитель. В то же время большая часть детей испытывает стресс, находясь в ситуации постоянного страха или хотя бы тревоги. Что с ними при этом происходит?

В состоянии стресса происходит выброс кортизона. Вслед за этим следует ряд определенных физиологических реакций: иммунная система отчасти отключается, кровяное давление повышается, большая сердечная мышца сокращается, дыхание становится более поверхностным. В учебной группе стрессовые ситуации становятся проблемой. Постоянно повышенный уровень кортизона убивает клетки мозга в гиппокампусе, который играет важную роль в функционировании долговременной памяти. Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная. Учебный процесс, кроме всего прочего, приводит к ухудшению зрения. Это тоже не способствует лучшему обучению. И, конечно, постоянный стресс ослабляет иммунитет и делает детей более восприимчивыми к болезням.

Поэтому важно, чтобы в группе не фиксировалась жесткая ролевая структура с постоянными лидерами и постоянными аутсайдерами. Педагогические стратегии, способствующие частой смене ролей и созданию демократического климата в классе - работа в парах, командная работа со сменой руководства, работа с постоянной переменой мест - могут помочь созданию у всех учащихся чувства принадлежности к группе и повышению собственной значимости.

Циклы внимания

Все мы знаем, что в течение дня концентрация внимания не одинакова - она колеблется. У каждого человека есть свои собственные циклы, длительность которых от 90 до 110 минут. В конце каждого такого цикла мозг нуждается в кратком отдыхе - от 10 до 20 минут - чтобы закрепить и переработать полученный опыт и восстановить свою работоспособность. Все знают, что люди нуждаются в восьмичасовом сне, но все остальное время мозг также не может быть полностью работоспособным. Поэтому некоторые исследователи предлагают для восстановления полной работоспособности мозга устраивать специальные паузы. Распорядок перемен в общеобразовательных школах учитывает это, но большинство учеников за это время не успевают восстановиться. Они не достигают того расслабления ума и тела, в котором, собственно нуждаются, потому что они не владеют техникой расслабления. То же самое относится и к учителям, которые во время перемен готовятся к занятиям или сидят на совещании. В результате слишком часто они идут на очередной урок совершенно не отдохнувшими.

Строение головного мозга человека таково, что он не может постоянно поддерживать внимание на высоком уровне. Человек может напряженно фокусировать внимание на внешнем объекте только в течение очень непродолжительного времени - меньше 10 минут. Все это означает, что после интенсивной работы педагог должен позаботиться о перерыве, во время которого активизируются отделы головного мозга, не работавшие ранее во время учебного занятия. Если ученики непрерывно осваивают новый материал, решают задачи или делают еще что-то, требующее высокой концентрации внимания, то возникает фрустрирующая ситуация: они не в состоянии по-настоящему усвоить знания, не могут связать новое с уже известным, не могут дать ему оценку и обдумать выводы. Перерывы в учебном процессе - непустое время, а необходимость.

Время, требующееся учащимся для внутренней переработки информации, зависит от сложности материала и их индивидуальных особенностей. Если фаза концентрируемого обучения длится от 10 до 15 минут, то нужно рассчитывать, что время переработки материала займет от 2 до 5 минут. Сам этот период может быть организован по-разному. Учащиеся могут обсудить с партнерами свой учебный опыт в малых группах, могут поразмышлять об этом в одиночку или заполнить специальный дневник, они могут и совсем отвлекаться от учебы, участвуя в специально организованной деятельности, способствующей новому балансу ума и тела.

Обучение будет более эффективным, если в него включить двигательные компоненты.

В среднем дети 5-8 лет могут интенсивно, без перерывов, учиться в течение 5-7 минут, не более. Дети 9-13 лет - в течение 8-12 минут, юноши и девушки 14-18 лет - в течение 12-15 минут. После этого обязательно должна следовать пауза.

Пауза отдыха и расслабления нужны не только ученикам, но и учителям. Обычно они в течение учебного дня имеют недостаточно возможности восстановиться. Учителя слишком часто испытывают сильный стресс, а свободного времени у них слишком мало, чтобы успеть полностью прейти в себя и успокоиться. Было бы идеально, если бы учитель после трех занятий мог разрешить себе отдых, предполагающий возможность уютно сесть, а еще лучше - лечь. При этом надо сконцентрироваться на своем теле и расслабиться.

Педагог-психолог Сопоева С.К.

© 2010-2022