- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тема: «Что такое память»
Тема: «Что такое память»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кабисова А.А. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Что такое память».
Цель урока:
Образовательная:
§ познакомить учащихся с понятием «память», с типами памяти, с механическим и осмысленным запоминанием;
§ формировать и развивать интерес к когнитивным процессам;
Воспитательная:
§ воспитывать умение слушать друг друга.
Развивающая:
§ показать разные способы запоминания. Мотивировать детей на тренировку своей памяти.
Задачи:
1. Дать представления о видах памяти.
2. Показать связь различных видов память с органами чувств.
3. Научить различным способам запоминания.
Оборудование: презентация, конспект, карточки со словами.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность педагога
Деятельность учеников
Орг. момент
Здравствуйте! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, посмотрите на меня улыбнитесь мне. Присаживайтесь, пожалуйста, сегодня я буду посвящать вас в принцы и в принцесса. И так представьте пожалуйста у себя на столе корону, аккуратно возьмите её и оденьте, и следите за тем что бы ваша корона не упала, что для этого надо? \правильно! Держать спинку прямо! Молодцы!
Ну что-же мои друзья настроение каково?
Приветствие учителя
Объявление темы и целей урока
Мотивация учителя
Вы находитесь на занятии по психологии. На протяжении всего периода обучения в школе вы изучаете разные предметы: математика, русский язык, окружающий мир, иностранные языки и многое другое. Получаете знания об окружающем вас. А на занятии по психологии мы с вами изучаем «самого себя». Мы с вами больше узнаем тех процессах, которые в нас протекают, свойствах которыми мы обладаем, состояния в которых мы с вами можем находиться.
А теперь, внимание! Давайте все вместе посмотрим презентацию (отрывки из мультфильмов: «Ну погоди!», «Том и Джерри». «Маша и медведи» и др.).
Можете ли вы вспомнить, что вы увидели? (названия мультфильмов). Наверное, вам легко удалось вспомнить это. Ведь вам не раз приходилось видеть эти мультфильмы, и некоторые персонажи знакомы вам.
Ребята кто может сказать, что помогает человеку получать знания и при необходимости пользоваться ими?
Молодцы ребята! Способность запоминать, а иначе говоря - память человека.
Открыли тетради, записали сегодняшнюю тему, дату на полях. Тема урока: Память; Типы памяти (слайд 2).
Учёные дают памяти такое определение (слайд 3). Давайте его запишем.
ПАМЯТЬ - это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию.
Вот мы и узнали тему нашего урока.
А сейчас обратите внимание на экран, я определила цели нашего урока, но случайно перепутала их местами. Помогите, пожалуйста, правильно их расставить.
На экране:
Познакомиться с понятием «память»;
Узнать о типах памяти;
Научиться различать механическое и осмысленное запоминание;
Молодцы ребята!
Давайте их запишем.
Слушают учителя,
Введение в тему.
Ребята смотрят презентацию.
Отвечают на вопросы.
Пытаются озвучить тему урока.
Записывают в тетради.
Постановка целей по значимости
Приготовьтесь внимательно меня слушать:
Люди всех времён относились к памяти как к большой ценности. В Древней Греции память считали даром богов, которому покровительствовала богиня памяти - Мнемозина, (слайд 3)
Есть люди у которых память просто фантастическая. (слайд 4) Это А.С. Пушкин - он мог прочесть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного прочтения. В.А.Моцарт - запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Александр Македонский полководец. знал в лицо и по имени всех своих солдат.
Ребята, а как вы думаете, зачем человеку память? (ответы детей).
Если бы не было памяти люди чувствовали бы себя всю жизнь как новорождённые.
У всех людей память индивидуальна. Она бывает нескольких типов (слайд 5)
зрительная, слуховая, двигательная. Запишите, пожалуйста, в тетради.
Сейчас мы с вами более подробно рассмотрим каждый тип.
Слушают учителя.
Стараются дать вариант ответа
Запись в тетради
Зрительная память
Физ минутка
Давайте посмотрим как действует зрительная память.(слайд 6) . Посмотрите на слайд постарайтесь запомнить всё что здесь изображено.
Давайте вспомним (слайд 7)
Какой персонаж был изображён в центре? (баба-яга)
Какие сказки с этой героиней вы помните? (Морозко, гуси-лебеди, Василиса-Прекрасная)
Какой персонаж располагался в верхнем левом от вас углу? (Мальвина)
А из какой она сказки? ( золотой ключик)
Какой персонаж изображён в левом от вас нижнем углу? (Маша и медведь)
В правом верхнем от вас углу расположился ..? (Вини Пух)
А кто расположился в нижнем правом углу?( Том и Джерри).
А какой герой был над Бабой Ягой?
Запоминание с помощью зрения и есть зрительный тип памяти.
Закрыли глаза. (музыка пение птиц). Представьте себе лето, солнце, голубое небо теплый ветерок дует вам прямо в лицо, красиво поют птица. К вам навстречу бежит маленький рыжий котенок, он словно маленький лучик солнца, погладьте его мысленно, он мягкий и очень пушистый. Открываем глаза. Понравилось?
Слушают учителя
Слуховая память
А что такое слуховая память? Вы правильно догадались, что слуховая память связана с органами слуха (ушами).
А сейчас мы познакомимся со слуховой памятью.
Послушайте и попробуйте запомнить следующие стихотворение:
Я не зря себя хвалю
Всем и всюду говорю
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю
«Ехал Ваня на коне
Вёл собачку на ремне
А старушка в это время
Мыла кактус на окне»
Ехал Ваня на коне
Вёл собачку на ремне
Ну а кактус в это время
Мыл старушку на окне
Ехал кактус на коне
Вёл старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне
Знаю я что говорю
Говорил, что повторю
Вот и вышло без ошибок
А чего хвалиться зря.
Без ошибок ли получилось у меня повторить? (с ошибками)
А кто попробует без ошибок повторить правильное четверостишье?
Запоминание с помощью слуха - слуховая память
Отвечают.
Слушают учителя.
А перед тем как познакомиться с ещё одним типом памяти, давайте проведём шуточный тест
1) Хотите проверить свою память?
2) Какой ёж? (колючий)
3) Сколько пальцев на одной руке?(5)
4) Сколько месяцев в году?(12)
5) Кто из животных самый длинно шейный? (жираф)
6) Какой самый первый вопрос я задала? (Хотите проверить свою память?)
А сейчас мы познакомимся с двигательной памятью
Работа с классом
Двигательная память
Двигательная память это память на движения, она особенно хорошо развита у танцоров, спортсменов.
( вызывается один из учеников к доске, он показывает ритмическое движение, все повторяют).
Спасибо Саша.
Таким образом, ребята мы познакомились с типами памяти, напомните, пожалуйста
1.зрительная, 2. Слуховая, 3. Двигательная.
Слушают учителя
Работа с классом.
Опыт
Итог
Рефлексия
Ребята в начале урока мы с вами ставили задачи научиться различать механическое и осмысленное запоминание
Послушайте, какую историю я Вам сейчас прочитаю.
Школьница готовила урок, она 5-6 раз прочитала текст учебника. В классе она хорошо пересказала то, что было написано в учебнике, но не смогла ответить на простые вопросы по этому тексту. Она сказала: « яподряд расскажу, мне трудно отвечать на вопросы»
Ребята как вы думаете, почему так произошло?
Правильно, она всё запомнила, но не поняла содержания, смысла.
Такое запоминание, без понимания смысла называется механическим, а запоминание, вдумчивое, осмысленное - осмысленным. Запишите пожалуйста в тетради.
Как вы думаете какое запоминание более эффективное?
Давайте проведём эксперимент.
Я буду читать пары слов связанные между собой по смыслу, а вы запоминайте и записывайте в тетради.
1.Курица - яйцо
2.Лошадь-подкова
3.Зима-снег
4.Корова-молоко
5.Лес-медведь
6.Река-мост
7.Спичка-пожар
8.Школа-урок
9.Магазин-продавец
10.Дом-окно
Проверяем
А теперь попробуем запомнить слова не связанные друг с другом по смыслу и записывайте в тетради.
1. Жук-кресло
2. Очки-ошибка
3. Сапоги - парта
4. Бумага - коза
5. Рыба - пожар
6. Лес-чашка
7. Карандаш-часы
8. Линейка-дом
9. Лето-диван
10. Луна-книга
Проверяем. Подчитываем, где больше правильных ответов.
Где результат оказался выше?
Какой можно сделать вывод?
Осмысленное запоминание эффективнее механического запоминания.
Помните, в начале урока мы с вами ставили цели? Мы познакомились с понятием «память»?
Узнали о типах памяти? Научились различать механическое и осмысленное запоминание?
И так ребята что такое память?
Какие типы памяти вы запомнили?
Какое запоминание эффективнее механическое или осмысленное?
Что Вам понравилось на занятии, какие задания понравились?
Вот и подошёл наш урок к концу. Я надеюсь, что урок прошёл не зря. и вы уйдете домой с новыми знаниями. Спасибо всем за урок!