Тема: «Что такое память»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Что такое память».

Цель урока:

Образовательная:

§ познакомить учащихся с понятием «память», с типами памяти, с механическим и осмысленным запоминанием;

§ формировать и развивать интерес к когнитивным процессам;

Воспитательная:

§ воспитывать умение слушать друг друга.

Развивающая:

§ показать разные способы запоминания. Мотивировать детей на тренировку своей памяти.

Задачи:

1. Дать представления о видах памяти.

2. Показать связь различных видов память с органами чувств.

3. Научить различным способам запоминания.

Оборудование: презентация, конспект, карточки со словами.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Орг. момент

Здравствуйте! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, посмотрите на меня улыбнитесь мне. Присаживайтесь, пожалуйста, сегодня я буду посвящать вас в принцы и в принцесса. И так представьте пожалуйста у себя на столе корону, аккуратно возьмите её и оденьте, и следите за тем что бы ваша корона не упала, что для этого надо? \правильно! Держать спинку прямо! Молодцы!

Ну что-же мои друзья настроение каково?

Приветствие учителя

Объявление темы и целей урока

Мотивация учителя

Вы находитесь на занятии по психологии. На протяжении всего периода обучения в школе вы изучаете разные предметы: математика, русский язык, окружающий мир, иностранные языки и многое другое. Получаете знания об окружающем вас. А на занятии по психологии мы с вами изучаем «самого себя». Мы с вами больше узнаем тех процессах, которые в нас протекают, свойствах которыми мы обладаем, состояния в которых мы с вами можем находиться.

А теперь, внимание! Давайте все вместе посмотрим презентацию (отрывки из мультфильмов: «Ну погоди!», «Том и Джерри». «Маша и медведи» и др.).

Можете ли вы вспомнить, что вы увидели? (названия мультфильмов). Наверное, вам легко удалось вспомнить это. Ведь вам не раз приходилось видеть эти мультфильмы, и некоторые персонажи знакомы вам.

Ребята кто может сказать, что помогает человеку получать знания и при необходимости пользоваться ими?

Молодцы ребята! Способность запоминать, а иначе говоря - память человека.

Открыли тетради, записали сегодняшнюю тему, дату на полях. Тема урока: Память; Типы памяти (слайд 2).

Учёные дают памяти такое определение (слайд 3). Давайте его запишем.

ПАМЯТЬ - это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию.

Вот мы и узнали тему нашего урока.

А сейчас обратите внимание на экран, я определила цели нашего урока, но случайно перепутала их местами. Помогите, пожалуйста, правильно их расставить.

На экране:

Познакомиться с понятием «память»;

Узнать о типах памяти;

Научиться различать механическое и осмысленное запоминание;

Молодцы ребята!

Давайте их запишем.

Слушают учителя,

Введение в тему.

Ребята смотрят презентацию.

Отвечают на вопросы.

Пытаются озвучить тему урока.

Записывают в тетради.

Постановка целей по значимости

Приготовьтесь внимательно меня слушать:

Люди всех времён относились к памяти как к большой ценности. В Древней Греции память считали даром богов, которому покровительствовала богиня памяти - Мнемозина, (слайд 3)

Есть люди у которых память просто фантастическая. (слайд 4) Это А.С. Пушкин - он мог прочесть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного прочтения. В.А.Моцарт - запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Александр Македонский полководец. знал в лицо и по имени всех своих солдат.

Ребята, а как вы думаете, зачем человеку память? (ответы детей).

Если бы не было памяти люди чувствовали бы себя всю жизнь как новорождённые.

У всех людей память индивидуальна. Она бывает нескольких типов (слайд 5)

зрительная, слуховая, двигательная. Запишите, пожалуйста, в тетради.

Сейчас мы с вами более подробно рассмотрим каждый тип.

Слушают учителя.

Стараются дать вариант ответа

Запись в тетради

Зрительная память

Физ минутка

Давайте посмотрим как действует зрительная память.(слайд 6) . Посмотрите на слайд постарайтесь запомнить всё что здесь изображено.

Давайте вспомним (слайд 7)

Какой персонаж был изображён в центре? (баба-яга)

Какие сказки с этой героиней вы помните? (Морозко, гуси-лебеди, Василиса-Прекрасная)

Какой персонаж располагался в верхнем левом от вас углу? (Мальвина)

А из какой она сказки? ( золотой ключик)

Какой персонаж изображён в левом от вас нижнем углу? (Маша и медведь)

В правом верхнем от вас углу расположился ..? (Вини Пух)

А кто расположился в нижнем правом углу?( Том и Джерри).

А какой герой был над Бабой Ягой?

Запоминание с помощью зрения и есть зрительный тип памяти.

Закрыли глаза. (музыка пение птиц). Представьте себе лето, солнце, голубое небо теплый ветерок дует вам прямо в лицо, красиво поют птица. К вам навстречу бежит маленький рыжий котенок, он словно маленький лучик солнца, погладьте его мысленно, он мягкий и очень пушистый. Открываем глаза. Понравилось?

Слушают учителя

Слуховая память

А что такое слуховая память? Вы правильно догадались, что слуховая память связана с органами слуха (ушами).

А сейчас мы познакомимся со слуховой памятью.

Послушайте и попробуйте запомнить следующие стихотворение:

Я не зря себя хвалю

Всем и всюду говорю

Что любое предложенье

Прямо сразу повторю

«Ехал Ваня на коне

Вёл собачку на ремне

А старушка в это время

Мыла кактус на окне»

Ехал Ваня на коне

Вёл собачку на ремне

Ну а кактус в это время

Мыл старушку на окне

Ехал кактус на коне

Вёл старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне

Знаю я что говорю

Говорил, что повторю

Вот и вышло без ошибок

А чего хвалиться зря.

Без ошибок ли получилось у меня повторить? (с ошибками)

А кто попробует без ошибок повторить правильное четверостишье?

Запоминание с помощью слуха - слуховая память

Отвечают.

Слушают учителя.

А перед тем как познакомиться с ещё одним типом памяти, давайте проведём шуточный тест

1) Хотите проверить свою память?

2) Какой ёж? (колючий)

3) Сколько пальцев на одной руке?(5)

4) Сколько месяцев в году?(12)

5) Кто из животных самый длинно шейный? (жираф)

6) Какой самый первый вопрос я задала? (Хотите проверить свою память?)

А сейчас мы познакомимся с двигательной памятью

Работа с классом

Двигательная память

Двигательная память это память на движения, она особенно хорошо развита у танцоров, спортсменов.

( вызывается один из учеников к доске, он показывает ритмическое движение, все повторяют).

Спасибо Саша.

Таким образом, ребята мы познакомились с типами памяти, напомните, пожалуйста

1.зрительная, 2. Слуховая, 3. Двигательная.

Слушают учителя

Работа с классом.

Опыт

Итог

Рефлексия

Ребята в начале урока мы с вами ставили задачи научиться различать механическое и осмысленное запоминание

Послушайте, какую историю я Вам сейчас прочитаю.

Школьница готовила урок, она 5-6 раз прочитала текст учебника. В классе она хорошо пересказала то, что было написано в учебнике, но не смогла ответить на простые вопросы по этому тексту. Она сказала: « яподряд расскажу, мне трудно отвечать на вопросы»

Ребята как вы думаете, почему так произошло?

Правильно, она всё запомнила, но не поняла содержания, смысла.

Такое запоминание, без понимания смысла называется механическим, а запоминание, вдумчивое, осмысленное - осмысленным. Запишите пожалуйста в тетради.

Как вы думаете какое запоминание более эффективное?

Давайте проведём эксперимент.

Я буду читать пары слов связанные между собой по смыслу, а вы запоминайте и записывайте в тетради.

1.Курица - яйцо

2.Лошадь-подкова

3.Зима-снег

4.Корова-молоко

5.Лес-медведь

6.Река-мост

7.Спичка-пожар

8.Школа-урок

9.Магазин-продавец

10.Дом-окно

Проверяем

А теперь попробуем запомнить слова не связанные друг с другом по смыслу и записывайте в тетради.

1. Жук-кресло

2. Очки-ошибка

3. Сапоги - парта

4. Бумага - коза

5. Рыба - пожар

6. Лес-чашка

7. Карандаш-часы

8. Линейка-дом

9. Лето-диван

10. Луна-книга

Проверяем. Подчитываем, где больше правильных ответов.

Где результат оказался выше?

Какой можно сделать вывод?

Осмысленное запоминание эффективнее механического запоминания.

Помните, в начале урока мы с вами ставили цели? Мы познакомились с понятием «память»?

Узнали о типах памяти? Научились различать механическое и осмысленное запоминание?

И так ребята что такое память?

Какие типы памяти вы запомнили?

Какое запоминание эффективнее механическое или осмысленное?

Что Вам понравилось на занятии, какие задания понравились?

Вот и подошёл наш урок к концу. Я надеюсь, что урок прошёл не зря. и вы уйдете домой с новыми знаниями. Спасибо всем за урок!




© 2010-2022