ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей школьника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе.  Материализацией программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальный индивидуальный маршрут сопровождения развития ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Чернышова Елена Михайловна

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №47

МКС(К)ОУ VIIвида школа № 47

Сопровождение - это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Современный этап развития образования ориентирует на создание условий полноценного формирования личности ребенка, его самореализации. Одним из механизмов, обеспечивающих максимальный дифференцированный подход, является создание системы комплексного социально-психолого-лого-медико-педагогического сопровождения развития ребенка в условиях образовательного процесса .

Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы , имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

- определённые организационные формы обучения;

- определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);

- содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;

- индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

- специальная подготовка педагогических кадров.

Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей школьника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. На базе нашей школы в рамках программы «Развитие» организовано «Социально-психолого-лого-медико-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих проблемы в обучении». Сопровождение реализуется в системе специального (коррекционного) образования с 2012 года. Оно решает задачи гуманизации образования, обеспечения индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания, создаёт условия для коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: Проведение комплексной коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с проблемами в развитии, с трудностями в обучении и воспитании в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения.

Задачи:

- Своевременно выявлять учеников, имеющих трудности в обучении;

- Анализировать особенности выявленных трудностей;

- Оценивать уровень актуального развития этих учеников и их ресурсных возможностей (работа специалистов ПМПк);

- Спланировать индивидуальный образовательный маршрут с участием всех специалистов (учитывать продолжительность маршрута);

- Отслеживать результаты и оценивать эффективность проведенных мероприятий.

Материализацией программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальный индивидуальный маршрут сопровождения развития и обучения, в котором отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку, а именно: определение тем для работы с учащимися в течение года на индивидуально-групповых коррекционных занятиях, а также для индивидуально-дифференцированной работы на уроке, определение направленности коррекционного воздействия в оказании логопедической и психологической помощи.

Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты образовательного учреждения.В его основе стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Причём каждый специалистставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего профессионального мастерства по отношению к каждому ребёнку.

Данная программа ориентированана общее развитие детей (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей, на повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения, на индивидуальную работу по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков, на социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи, на коррекцию отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, направленную на подготовку к восприятию элементов учебного материала.

Программа сопровождения имеет профессиональную структуру:

  1. Психологическая поддержка (психологическое сопровождение)

Цель - коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

  1. Логопедическая поддержка (логопедическое сопровождение)

Цель - коррекция и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

3.Социальная поддержка (социальное сопровождение)

Цель - ознакомление обучающихся с правами и основными свободами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения.

  1. Медицинская поддержка (медицинское сопровождение)

Цель - формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

5.Педагогическая поддержка (педагогическое сопровождение)

Цель - обеспечение обучения детей умениям и навыкам выполнения учебных заданий, способам получения знаний, организации времени, социальной адаптации (адаптации в социуме детей, сверстников).

6.Воспитательное сопровождение

Цель - формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасной жизни и культуры поведения в общественных местах.

Обеспечивает:

логопеду - выявить уровень сформированности межанализаторного взаимодействия и подобрать коррекционные программы с учетом полученных результатов;

психологу - выявить уровень сформированности ВПФ и подобрать программу коррекционно-развивающих занятий с учетом образовательных потребностей учащихся;

учителю - определить причины трудностей в обучении и оказать индивидуальную помощь учащимся с особыми образовательными потребностями;

родителям - понять проблемы и трудности ребенка, помочь их преодолеть;

администрации - отслеживать динамику учебных способностей учащихся и принимать решения по подбору программы обучения, соответствующей возможностям ученика;

ребенку - умение ориентировки в учебной ситуации; полноценное участие в работе в паре, группе, в классе; произвольное регулирование своего внимания; критичность, самоконтроль; рефлексию, освоение «технологии успеха и достижений»; сохранение и укрепление психофизического здоровья.

Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности), причин нарушений. Отслеживание результатов проходит по показателямсоциальных, психологических, логопедических, медицинских, педагогических обследований.

Специальный индивидуальный маршрут сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами МКС(К)ОУ VII вида школы № 47диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии школьника. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.

В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные интеллектуальные умения, которые повышают уровень успешности ребенка при выполнении учебных заданий различного предметного содержания.

Литература:

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /под ред. К.С. Лебединской-М.: Педагогика, 1982

  2. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого - педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008;

  3. Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений. Начальная школа №29 август 1997.

  4. Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: методическое пособие/ авт.-сост.: Л. И. Загляда, Г. А. Спирина, А. Н. Климова, А. В. Толкачёва; под общей ред. Н. А. Заруба. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2007.


© 2010-2022