Психологическое занятие -консультация Психологическая подготовка к ГИА

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое занятие -консультация

Психологическая подготовка к ГИА "

Науменко Е.В.

педагог-психолог

Цель: ознакомление со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдаче ГИА.

Задачи:

1. Знакомство с характеристиками памяти человека, обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.

2. Повысить уверенность в себе

3. Развиватие способности к самопознанию и рефлексии собственного состояния и поведения;

4. Развивитие психических познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, речи);

5. Развивать чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.

Приемы работы: мини-лекция, беседа, упражнения.

Формы работы: индивидуальная и групповая работа.

Средства: 1 мяч разноцветный релаксиционный, заготовки солнышка с лучиками, ручки, буклет-памятки, мультимедийная презентация.

Ход занятия

Психолог:

- Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем обычным делом, часто они проводятся даже в начальных классах, а заканчиваются эпопеей выпускных и вступительных экзаменов. И вот теперь появились новые формы итоговой аттестации выпускников, в форме ГИА и ЕГЭ.

Упражнение 1.

-Ребята я вам буду кидать антистрессовый мяч, а кому он попадёт тот продолжит высказывание "Для меня экзамены (ГИА) это…". (фиксировать внимание на общих трудностях- усталость, нехватка времени, перегрузки…).

Упражнение 2. «Экзамены»

-Я вам предлагаю побывать вам в ситуациц экзамена. Раньше ваши родители и сверстники 10 лет назад сдавали экзамены в другой форме- они тянули билет, готовились 20 минут и отвечали. Перед вами билеты. Тяните любой и тут же постарайтесь ответить на вопрос.

Ученик берет билет называет его номер (все билеты под номером 13).

-Как вы сейчас себя чувствуете? Как относитесь к номеру вопроса?

Ребята говорят о своем отношении к номеру билета , а затем отвечают на вопрос его. (вопросы в билетах подбираются фантастичесие, не реальные и даже пародоксальные).

При аназизе ответов обращается внимание на: изучается ли в школе данный вопрос и что конкретно помогло ответить на данный вопрос (знания, работа памяти, воображение и т.д.).

Теоритическая часть- сообщение ребятам о памяти её видах, процессах, законах и самое главное способах развития ее. Для этого используется презантация.

  • Память- способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время.


  • По содержанию психической активности память бывает:

  • Эмоциональная память - это память чувств; способность запоминать, сохранять и воспроизводить чувства и эмоции.

  • Образная память - это оперирование информацией, представленной в виде образов, отражающих предметы, события, картины природы и жизни.

  • Двигательная (моторная) память предполагает запоминание и воспроизведение движений, участвует в формировании двигательных умений и навыков.

  • Слуховая память - это способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию, которую слышишь.


  • Классификация видов памяти
    по характеру целей деятельности

  • Непроизвольная - запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.

  • Произвольная - ставится специальная мнемическая задача что-то запомнить или припомнить.

  • Классификация видов памяти
    по длительности хранения информации

  • Кратковременная память - краткое сохранение воспринимаемой информации (1-7 мин).

  • Оперативная память - рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

  • Долговременная память - длительное хранение большого объема информации.

  • Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации.

  • Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.

  • Запоминание-ввод информации в память. От запоминания очень многое зависит. Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения.

  • Сохранение как процесс памяти - сложный динамический процесс, включающий переработку материала: классификацию, систематизацию, обобщение, укрупление и т.п.

  • Активность хранения: реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит прежде всего под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от наших органов чувств.

  • Реконструкция проявляется в различных формах, например в исчезновении менее существенных деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в степени его обобщения.

  • Забывание - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта.

  • Забыванием трудно управлять, но это процесс, который необходим для эффективной работы памяти.

  • Опыты Эббингауза.

Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %.

  • Воспроизведение - процесс, заключающийся в восстановлении, реконструкции и актуализации содержания памяти

Иерархия воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение реминисценция и припоминание.

  • Виды воспроизведения:непроизвольное и произвольное.

Исследования М. Н. Шардакова:

  • Если не повторять полученный материал в день получения, то

  • через день сохраняется в памяти 74 % материала,

  • через три-четыре дня - 66 %,

  • через месяц - 58 %

  • через шесть месяцев - 38 %.

  • При повторении материала в первый день через день в памяти сохраняется 88%,

  • через три-четыре дня - 84 %,

  • через месяц - 70%

  • через 6 месяцев - 60 %.

  • Если же организовать периодическое повторение материала, то объем сохраняемой информации будет достаточно большим на протяжении значительного времени.

  • Практическая часть

Я вам предлагаю сейчас задания, которые помогут и дагностировать память и развивать её

1.Диагностика образной памяти
«Посмотри и запомни» предлагаются картинки12штук в 3 ряда по 4 шт. в каждом.

Психологическое занятие -консультация Психологическая подготовка к ГИА

Комментарии: Ответы детей спрашивать по строчкам, обращать внимание на месторосположение.


  1. Диагностика зрительной памяти
    «Запомни слова»

  • Чай

  • Кастрюля

  • Окно

  • Арбуз

  • Тыква

  • Книга

  • Рука

  • Нос

  • Часы

  • Хлеб

Комментарии: вспомнить не менее 10-11 слов.

  • Диагностика зрительной памяти
    «Посмотри и запомни» .

Психологическое занятие -консультация Психологическая подготовка к ГИА

Комментарии: Ответы детей спрашивать по строчкам, обращать внимание на месторосположение.


  • Диагностика зрительной памяти
    «Запомни цифры» .

Посмотри и запомни

Психологическое занятие -консультация Психологическая подготовка к ГИА

Комментарии: Ответы детей спрашивать по строчкам, обращать внимание на месторосположение.


  • Диагностика слуховой памяти
    «10 слов» . Послушай и запомни.

  • дирижабль,

  • лапа,

  • яблоко,

  • карандаш,

  • гроза,

  • утка,

  • обруч,

  • мельница,

  • попугай,

  • листок.

Комментарии: вспомнить не менее 9-10 слов.


  • Диагностика смысловой памяти
    «Пары слов».

  • шум - вода

  • дуб - желудь

  • стол - обед

  • дичь - выстрел

  • мост - река

  • рой - пчела

  • рубль - копейка

  • час - время

  • лес - медведь

  • гвоздь - доска

Комментарии: вспомнить не менее 9-10 слов. Обращается внимание, что помогло вспомнить (связь между слвоами).


  • ВПЕРЕДИ ЭКЗАМЕНЫ!

  • Как развивать свою память?

  • Законы памяти:

  • Эффективность произвольной памяти зависит от:

1. Целей запоминания

2. Приемов заучивания:

☻ механическое

☻ смысловое (логическое) (эффективность в 20 раз выше!)

«Лучше 2 раза прочитать текст и 2 раза воспроизвести, чем читать бесперебойно 8 раз».

- Прочтение текста и разделение на части.

- Составление плана к тексту.

- Осмысливание и пересказ каждого пункта плана

отдельно.

- Пересказ в целом всего текста в соответствии

с планом.

  • Приемы заучивания

☻Образные приемы запоминания: образы, рисунки, картинки, графикм, сфемы (перевод информации в наглядность).

  • Приемы заучивания

☻Мнемотехнические приемы запоминания (спец. приемы для облегчения запоминания):

  • планы,

  • тезисы,

  • шпаргалки,

  • записки.

  • «Мнемотехника»

Вспомни порядок следования цветов в спектре.

Ответ. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Вспомни с помощью какого шуточного выражения можно запомнить определение биссектрисы.

Ответ. Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

  • «Ассоциации»

  • «Гибкость памяти»


  • Правила запоминания

  • Относится к предмету не безразлично, а с интересом.

  • Старайтесь понять смысл материала.

  • Выделите главное, что нужно запомнить.

  • Систематически повторяйте и воспроизводите материал.

  • Что запоминается быстро, то очень быстро и уходит из памяти.


  • Способы организации процесса повторения

  • 1 способ Использование перерывов при заучивании

  • 2 способ: организация рационального повторения

  • Прочитать - повторить;

  • Повторить через10-15 минут;

  • Повторить через 8-9 часов;

  • Повторить через день

Старайтесь запомнить едиными, целыми по смыслу кусками. Сам кусок можно дробить на более мелкие, но то, что запомнится в один день, обязательно должно быть едино по смыслу, чем-то связаны.

Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы)
1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

1-й день -2 повторения;
2-й день - 1 повторение;
3-й день - без повторений;
4-й день - 1 повторение;
5-й день - без повторений;
6-й день - без повторений;
7-й день - 1 повторение.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.

Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.

  • Формула успешного повторения ОЧОГ

О - ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли.

Ч - чтение. Прочитайте текст внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали, установите их связь с главными мыслями.

О - обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.

Г - главное. Мысленно перескажите текст припоминая при этом главные мысли.

Число повторений должно быть 2-3

  • Заключение

  • Хорошая память требует внимания и структурированности.

  • Организация памяти полезна по двум соображениям:

Спасибо за внимание.

По окончании презентации предлагаю практические упражнения:

  1. Ребята я вам раздаю тест стихотвотрения. Сейчас за 3 минуты постарайтесь запомнить как можно больше.

Затем повернитесь друг к другу и поочереди расскажите, что вы запомнили. А теперь посчитайте в процентах, сколько вы вспомнили материала, Что вам помогло запомнить?

  1. Я сейчас вам прочитаю текст, а вы слушайте и пострайтесь запомнить смысл, последовательность событий.

Заслушивается рассказ нескольких учеников.

Что помогло запомнить?

Заключительная часть:

  • Что нового вы узнали? Чему научились? Где вам может пригодиться?

  • Повторяется задание с билетами (ситуации подготовки к экзаменам, поведения накануне экзамена). На следущем занятии мы с вами более подробно поговорим об этом.

  • «Подарки -пожелания»- я раздала вам рисунки солнышка с лучиками. Напишите в этих лучиках пожелания своему сверстнику 9-класснику, которому скоро предстоить сдавать экзамены. Затем собираю листочки с солнышками и перемешиваю и затем раздаю ребятам.

Рефлексия- в залючении хотелось бы увидеть понравилось ли вам это занятие, отметьте стикерами:

Красным -все поравилось. Полезно для меня.

Желтым-все понравилось, есть несколько вопросов.

Зеленым- немного устал и много вопросов

От меня подарки вам буклеты - в которых вы найдете советы и рекомендации как лучше подготовиться к экзаменам.

До скорой встречи!!!!!!!!

© 2010-2022