Реферат на тему: «Психология личности ребенка»

Несомненный факт – главную роль в воспитании личности, является семья. Именно то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как основы воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течении значительной части своей жизни. И по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем н...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районное управление образования

муниципальная бюджетная организация

дополнительного образования «Учебный центр»



ДОКЛАД


тема

«Психология личности ребенка»








Выполнил: Преподаватель Брюшинина Татьяна Юрьевна



п.Таксимо Муйский район республика Бурятия


2014 г.

Содержание:

Введение

  1. Роль семьи в воспитании детей.

  2. Роль семьи в воспитании дошкольника.

  3. Роль семьи в воспитании школьника.

  4. Стили воспитания.

  5. Функции семьи.

Заключение

Воспитание детей, подростков, юношей и девушек - непростое дело. Что бы успешно его выполнять, добиваться желаемых результатов, родителям надо обладать достаточно высокой общей и педагогической культурой. Это значит, что родителям необходимо отчетливо - представлять основные задачи воспитания, знать возрастные, половые, и индивидуальные особенности своего ребенка, владеть методами и приемами воспитательной работы с детьми. Кроме того, это предполагает, что родители живут активной общественной жизнью, в курсе всех важнейших общественно - политических событий, а также событий производственной, культурной, спортивной жизни, регулярно читают художественную литературу, бывают в театрах и музеях, посещают выставки и т.п.

Пожалуй, так поступает и ведет себя лишь ничтожно маленький процент родителей. Я представила образ идеализированных родителей, всецело посвящающих свою жизнь детям. К такому образу идеальных родителей стремятся, или должны стремиться все семьи. Но в разной степени мешают различные факторы, проблемы, которых я коснусь в своем реферате.

1. Роль семьи в воспитании детей

Несомненный факт - главную роль в воспитании личности, является семья. Именно то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как основы воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течении значительной части своей жизни. И по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность.

Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально - психологических функций. Отношения детей и родителей в течении последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально - психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу. Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный фактор не может потенциально нанести столько вреда в воспитании ( или его отсутствии ), сколько это может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, имеющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Члены ее связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Это важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей.

2. Роль семьи в воспитании дошкольника.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка и сделать максимальными положительные влияния.

Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально - психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой. Ведь именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Важно, чтобы то, чему учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение. Реализацию определенных установок и идеалов. И самому родителю очень трудно отступиться от них.

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. Попытаться принять и понять ребенка таким, какой он есть. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям
родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

3. Роль семьи в воспитании школьника

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа (дома задаются вопросы: а кто еще получил пятерку?) послушание (тебя сегодня не ругали?) и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (в классе из окон не дует? что вам давали на завтрак?), или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: Что было сегодня в школе? рано или поздно приведет к соответствующему ответу: Ничего особенного, Все нормально. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка -это, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей.

Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий. - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, недолюбленными. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (Лучше пусть ругают, чем не замечают ). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития. Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится колючим, раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное - ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего Я. У девочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает сопряжен с переживаниями первой любви.

Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание со стороны родителей, то душевные травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу девушки. Родители всегда должны помнить, что их девочка - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов: ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются; ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение, ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

4. Стили воспитания.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости - мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с добавлением промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля жизнью младших и наказаний.

В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало родителей, которые фактически рассматривают своих детей в виде объекта, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребенок сопротивляется, его наказывают. При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинируя младших и формируя у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой стороны - может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью. Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля над ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средства воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости. В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили. Есть семьи, в которых один родитель стремится не только «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью другого родителя является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям, согласно его представлениям. Родители ценят в поведении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии.

С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. легкая ранимость этого взрослого ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения. Но ни в коем случае нравоучений и нотаций! Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее. Уход от проблемы (чисто деловое общение) Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот - поощряет отрицательные формы поведения ребенка. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка, если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом: эта ситуация бесконечна.)

Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения. В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь - то, что должно присутствовать в отношениях с родителями. Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит. С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей. Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей.
Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными. Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с
возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке. После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность.

Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых
месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

-Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

-Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим
жизненным опытом.

Прежде всего, в процессе непосредственного, живого общения родители имеют возможность оказывать воспитательное воздействие на ребенка личным примером, разъясняющим и убеждающим словом, а порой даже и молчанием. Общение позволяет им поддерживать духовную близость с детьми, познавать их внутренний мир, выяснять, чем они живут, интересуются, к чему стремятся. В каждой семье за время совместной жизни супругов складываются определенные семейные традиции -это могут быть уважение к старшим, забота о младших, взаимопомощь, совместный труд и отдых, трезвый образ жизни, гостеприимство и другое. Такие добрые традиции весьма положительно сказываются на детях, благотворно влияют на формирование у них высоких моральных качеств. Родители успешно выполняют свои функции воспитателей, лишь, если пользуются у детей авторитетом. В раннем возрасте детей этот авторитет обусловлен родительским положением, однако по мере взросления ребенка родителям придется специально заботиться о поддержании и укреплении своего авторитета. Заслужить уважение и доверие детей им помогут высокая требовательность к себе, доброе, справедливое отношение к окружающим и, естественно, к самому ребенку, ответственное отношение к своим обязанностям. Весь образ жизни родителей или укрепляет уважение и доверие ребенка, или подрывает их. Это очень важно понять с первых же дней появления малыша на свет. Родительская любовь - важное условие надлежащей морально-психологической атмосферы в семье, эффективного воспитательного влияния родителей на детей. Любовь родителей - это естественное чувство, совершенно необходимое детям. Она не только обогащает их эмоциональную жизнь, жизнь всей семьи, но и часто подсказывает родителям верные решения, связанные с воспитанием. Вместе с тем родительская любовь к детям не может быть "слепой", она должна проявляться на разумной основе, с объективным учетом реальных интересов ребенка. Педагогическая наука утверждает, что ребенка необходимо начинать воспитывать с первых дней его жизни. Именно в первые три-пять лет, у детей формируются основы личности. Воспитание новорожденного начинается даже независимо от воли и желания родителей: их отношение к ребенку, вся окружающая его обстановка, режим бодрствования, сна, кормления и многое другое - все это так или иначе влияет на малыша, оставляет следы в его пробуждающихся чувствах и сознании, закладывает определенные "кирпичики" в фундамент формирующейся личности. Долг родителей с самого начала и в дальнейшем - заботиться о том, чтобы ребенок с раннего возраста нормально развивался, получал правильное воспитание, рос настоящим человеком. Поскольку объектом семейного воспитания являются вполне конкретные дети, живущие в данной семье, а воспитателями выступают родители, успех воспитательного воздействия в большой мере зависит от единства их усилий в этом отношении. Обоим родителям важно заранее договориться об общих требованиях к ребенку, о единой линии влияний, о согласованных воздействиях на воспитанника. Только тогда ребенок сможет почувствовать и осознать искренность добрых намерений родителей и их справедливость, лишь тогда общие усилия отца и матери могут привести к достижению поставленных целей.

  1. Функции семьи.

Принимая во внимание функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, можно выделить некоторые наиболее характерные особенности и тенденции развития современной семьи. Их осознание и учет в деятельности учителей и родителей помогут более эффективно реализовать воспитательные возможности семьи.

1.Существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе. Современные родители, как правило, имеют среднее или неполное среднее образование. Но современные родители - это активно работающие люди, и воспитание детей чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значительно ниже. Нередко в семье сталкиваются разные системы воспитания детей - дедушек и бабушек и молодых родителей.

2. Происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми. Как правило, на детей в семье затрачивается от 25% до 50% семейного дохода. В семье с большим материальным доходом не исключены случаи пресыщения. Пресыщение - это такое отношение к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, которое проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к предоставляемым благам.

  1. Идет процесс разукрупнения семьи - выделение молодой брачной семьи (так называемые семьи без бабушек и дедушек). Объективно процесс разукрупнения семьи может быть оценен как положительный. Это обеспечивает ее укрепление и развитие как самостоятельного коллектива. В отделенной семье складывается благоприятный психологический климат для воспитания детей. Однако молодая семья испытывает и известные трудности: бытовая неустроенность, осложнение с определением детей в детские сады и т.д.

4. Уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей, увеличение числа однодетных семей. Типичной является семья, воспитывающая одного - двух детей. Причины сокращения рождаемости многообразны и сложны: занятость родителей на работе; недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребенка; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи.

5. Увеличение числа разводов. До 90% разводов падает на супружеские пары первого года жизни. Они происходят вследствие неподготовленности супругов к семейной жизни, неустроенности быта.

Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у младших персональной территории в жилище (отдельной комнаты, «угла», «своих» предметов интерьера), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовлетворения различных интересов предметов. Одну из важнейших функций семьи составляет физическое духовное воспроизводство человека. Эта функция имеет большое значение как для самой семьи, для супругов, так и для общества. Именно появление ребенка по-настоящему скрепляет брачный союз мужчины и женщины, объединяет их общими заботами и радостями, одухотворяет великой и благородной целью воспитания нового гражданина. В детях родители как бы продолжают себя, они имеют возможность воплотить в них свои идеалы, реализовать собственные неосуществленные надежды. С другой стороны, рождение ребенка в каждой семье - это появление нового члена общества, будущего деятеля, защитника Родины, участника общественного прогресса, продолжателя человеческого рода. Хорошо воспитанные и образованные дети составляют главное богатство государства, обеспечивают в дальнейшем материальное, духовное и нравственное развитие общества. Воспитание детей в семье является органической частью широкого и сложного процесса воспитания, участниками которого выступают государственные воспитательно-образовательные учреждения, детские и юношеские организации, общественность и трудовые коллективы, литература и искусство, средства массовой информации. При активном взаимодействии семьи с другими институтами достигаются необходимые воспитательные результаты.

Заключение

Общение с родителями важно для детей любого возраста, но особенно большое значение оно имеет для дошкольников. С первых дней жизни ребенок нуждается не только в заботе взрослого человека, но и в его внимании, в душевном контакте с ним.

Одно из главных условий нормальных взаимоотношений родителей с детьми - соблюдение педагогического такта, т.е. чувства меры, помогающего найти правильный подход к ребенку. Педагогический такт предполагает способность предвидеть возможную реакцию ребенка, конкретные результаты воздействия на него родителей. К сожалению, именно его порой не хватает в семье. На овладение педагогическими знаниями и умениями не следует жалеть времени. В основе тактичного отношения - уважительное отношение к ребенку, вера в него, стремление к правде и справедливости. Лишь это укрепит родительский авторитет, обеспечит установление надлежащего взаимопонимания.

Литература:


  1. Лекционный материал по курсу «Учебно-методические основы психолого-педагогического сопровождения учителя»;

  2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

  3. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психология труда учителя. М.,1993.

  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999.


© 2010-2022