Разработка занятия Конфликты в школе

Раздел Школьному психологу
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар - практикум по теме:

« Первый шаг в преодолении конфликтных ситуаций »

Инструментарий: бумажные салфетки по числу участников группы; бумажные звезды с пожеланиями; презентация в электронном виде; проектор с экраном.

Ход занятия:

1. Вступительное слово ведущего:

«Конфликт между взрослым и ребенком, между учителем и родителем - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда взрослый думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт - одна из составных частей мудрости».

В. А. Сухомлинский

Конфликты вообще имеют не только отрицательное влияние на личность и деятельность. Все дело в том, кем, когда и насколько эффективно разрешается конфликт. Уход от неразрешенного конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.

Давайте вместе попробуем разобраться:

  • Почему случаются конфликты?

  • Как вести себя в конфликтной ситуации?

  • Можно ли избежать конфликтов?

Маленький эксперимент:

Точно следуя инструкции, выполните определённые действия с бумагой.

Возьмите в руки лист бумаги, закройте глаза, согните лист пополам, еще раз пополам, оторвите верхний правый угол, оторвите нижний правый угол. А теперь посмотрите, что у каждого получилось?

Не смотря на то, что инструкция для всех была одна, все узоры - разные!

Мораль данного эксперимента такова - в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по- разному, что ведет к непониманию, появлению в связи с этим напряжения, и, как следствие, возникновению конфликта.

Что же такое конфликт?

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.



2. Проведем упражнение «Ты-Я-высказывания»

Проанализируйте эти высказывания

Какие из них вы чаще используете в своей речи?

Ты никогда меня не слушаешь! Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

Вечно ты хамишь! Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь я постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда ужасно себя ведешь! В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Зачастую в сложных, напряженных ситуациях, мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес детей, а порой и взрослых:

Такие «Ты - высказывания», которые слышат окружающие, обычно вызывают ответную реакцию: отрицание, обиду, защиту, обвинение.

«Я-высказывания» характеризуют описание собственных чувств, переживаний по отношению к данной ситуации. Так как эти чувства вы высказываете без негативной оценки, приказа, осуждения, т.е. оставляете человеку возможность самому принять решение, учитывая ваши переживания.

Иными словами «Я-высказывания» передают другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки его личности.

3. Запомните формулу:

Ситуация + Я чувство + Объяснение

a) Попробуйте объективно описать события, ситуацию:

Когда я вижу, что….

Когда это происходит..

б) Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации:

Я чувствую..

Я огорчаюсь..

Я не знаю, как реагировать..

в) Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания:

Потому что, я не люблю…..

Мне бы хотелось…

Мне кажется, ты был взволнован, когда …

Мне неприятно видеть, как ты …

г) Представить как можно больше альтернативных вариантов:

Возможно, тебе стоит поступить так..

В следующий раз может быть стоит..

д) дать дополнительную информацию относительно проблемы (объяснение).

Овладев техникой «Я-высказывания» вы сами убедитесь в ее эффективности.

4. И, конечно, мы должны помнить о следующих правилах:

  • Быть сдержанным

  • Четко транслировать общечеловеческие ценности

  • Не позволять себе проявление бурных эмоциональных всплесков

  • Уметь выслушать собеседника

  • Никогда не оценивать личность, а только высказывать свое отношение к данной ситуации, к поступку

  • Избегать обобщающих слов: всегда, никогда, никто, ничего

  • Не использовать намеков на прошлые события, дела: воспоминания вызывают только негативные эмоции и не приводят к конструктивному выводу.

Итак, мы познакомились с первым шагом в преодолении конфликтной ситуации:

  • Это активное слушание - выслушать, уточнить, в чем состоят разногласия сторон, чего хочет ваш оппонент, что затрудняет достижение согласия…

  • И после этого говорить о своем желании или проблеме использую «Я-высказывание».

Это конструктивный способ разрешения конфликтов, при котором выигрывают две стороны.

5. Упражнение «Подарок» будет прекрасным финалом нашей встречи.

Инструкция:

Здесь в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Предлагается выбрать листок в виде звездочки, на обратной стороне которого написано пожелание. И помните, ничто в этой жизни не случайно. То, что подскажет ваш подарок, предназначено именно вам.

Пожелания:


  • Чтобы контролировать ситуацию надо оставаться спокойным

  • Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника

  • В споре умей выслушивать собеседника до конца

  • Уважай чувства других людей

  • Любую проблему можно решить

  • Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься

  • Не сердись, улыбнись

  • Начни свой день с улыбки

  • Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего

  • Взгляни на своего обидчика внимательней - может, ему просто нужна твоя помощь

  • Раскрой сердце, и мир раскроет свои объятия

  • Всегда внимательно выслушивай своего собеседника


  • Чтобы контролировать ситуацию,

надо оставаться спокойным!


  • Отстаивай свою точку зрения во время

конфликта, но не дави на собеседника!


  • В споре умей выслушивать

собеседника до конца!


  • Уважай чувства других людей!


  • Любую проблему можно решить!


  • Будь внимательнее к людям,

с которыми общаешься!


  • Не сердись, улыбнись!


  • Начни свой день с улыбки!



  • Посмотри на других: в тебе и окружающих

так много общего!


  • Взгляни на своего обидчика внимательней -

может, ему просто нужна твоя помощь!


  • Раскрой сердце, и мир

раскроет свои объятия!


  • Всегда внимательно -

выслушивай своего собеседника!


  • Чтобы контролировать ситуацию,

надо оставаться спокойным!


  • Отстаивай свою точку зрения во время

конфликта, но не дави на собеседника!


  • В споре умей выслушивать

собеседника до конца!


  • Уважай чувства других людей!


  • Любую проблему можно решить!


  • Будь внимательнее к людям,

с которыми общаешься!


  • Не сердись, улыбнись!


  • Начни свой день с улыбки!



  • Посмотри на других: в тебе и окружающих

так много общего!


  • Взгляни на своего обидчика внимательней -

может, ему просто нужна твоя помощь!


  • Раскрой сердце, и мир

раскроет свои объятия!


  • Всегда внимательно -

выслушивай своего собеседника!


© 2010-2022