Открытый урок дружбой дорожить умейте

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»











Открытый урок.

на тему: «Дружбой дорожить умейте.»









Подготовила:

педагог- психолог

Сухова А.Н.





п. Сатис

2013-2014 уч. г.

Цель: способствовать формированию дружного коллектива.

Задачи:

Образовательные

  1. Знакомство с произведениями художественной литературы.

  2. Расширять знания детей о дружбе.

3. Способствовать формированию нравственных качеств у учащихся : умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Воспитательные

  1. Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.

  2. Воспитывать стремление совершать добрые дела.

Коррекционно- развивающие

  1. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

  2. Развитие речи, внимания памяти.

  3. Обогащение словарного запаса.

Ход занятия:

Занятие начинается с песни «Дорогою добра» ( сл. Ю. Энтина, муз М. Минкова).

Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Эпиграфом к нашему занятию пусть станут строки поэта Владимира Орлова.

Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить

И не вспыхнет ссора из любого спора.

Педагог-психолог: Вы догадались, о чём же мы сегодня будем говорить?

Ответы детей: О дружбе.

Звучит песня В. Шаинского «О дружбе».

Педагог-психолог: Тема нашего занятия «Дружбой дорожить умейте».

Сегодня наш разговор посвящён дружбе и друзьям.

Мне хочется уточнить, что такое дружба?

Ответы детей:

- чтобы делится чем-то,

- не скучать,

- помогать в беде.

Педагог - психолог: Кто же такой друг?

Ответы детей:

- человек, который не предаст,

- поможет в беде,

- не бросит в трудную минуту.

Педагог-психолог: Давайте посмотрим ролик и узнаем, как считают другие дети, кто такой друг? (Ролик)

Педагог-психолог: Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти:

  1. Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

  2. Друг - это человек, который связан с кем - нибудь дружбой.

Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете, что главное в дружбе?

Ответы детей: помогать в трудную минуту, говорить правду и не обманывать, заниматься одним делом: играть в футбол, мастерить; радоваться успехам друга.

Педагог-психолог: Ребята, зачем нужен друг?

Ответы детей:

- чтобы не было скучно,

- чтобы было кому помочь.

Педагог-психолог: А сейчас давайте послушаем диалог: «Для чего нужен друг?».

Внук: Дедушка, у меня много приятелей, а настоящего друга нет.

Дедушка: А для чего тебе настоящий друг?

Внук: Чтобы вместе гулять и играть. Хотя я много времени провожу с приятелями, ни с кем не дружу по - настоящему.

Дедушка: По-настоящему вместе можно делать только что-то хорошее и нужное для людей.

Внук: Значит, чтобы найти настоящего друга, надо сначала найти настоящее дело?

Педагог-психолог: А сейчас мы с вами проведём упражнение «Тёмные и светлые мешочки». На листочках написаны качества людей, я предлагаю вам коллективно рассортировать эти качества на «тёмные» и «светлые». «Тёмные» качества те, которые мешают жить мирно и счастливо, мешают в дружбе. «Светлые» те, что помогаю жить дружно с другими людьми.

Педагог-психолог: Теперь прочитайте, что у вас получилось.

Ответы детей.

Педагог-психолог: Молодцы ребята, сейчас вы знаете, какие качества помогают дружить. И вам не трудно будет решить ситуацию, которая может произойти с друзьями.

Рассказ «Трое».

Неуютный дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое ребят. Идти им ещё далеко, а попутных машин нет. Все устали и задумались. Но вот показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней, но…там оказалось только одно свободное место. Как же быть? Это должна была подсказать ребятам дружба…

Педагог-психолог: Как бы вы поступили в этой ситуации?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Послушайте, как поступили в этой ситуации ребята?

На лице высокого, сильного парня спортивного вида явно читалось: «Меня, меня возьмите!» О других он не думал. Среди них был невысокий, худенький, какой-то болезненный мальчик, но он просил шофёра: «Возьмите Сашу, он натёр ногу». Сашей звали третьего мальчика - самого, казалось, безучастного к тому, что происходило. А он думал в это время: «Раз место одно - оно нам не нужно». И Саша решительно сказал: « Или всем ехать, или всем идти!» Машина уехала.

Педагог-психолог: Какие взгляды у ребят на дружбу?

Ответы детей.

Педагог-психолог: С кем из ребят вы хотели бы дружить?

Ответы: с Сашей.

Педагог-психолог: О дружбе русский народ сочинил много пословиц. Давайте поиграем в игру «Соберите пословицы».

  1. Нет друга - ищи ….. (а нашёл береги).

  2. Не имей сто рублей …… (а имей сто друзей).

  3. Один за всех…. (а все за одного).

  4. Человек без друзей …. (что дерево без корней).

  5. Дружба - как стекло…. (разобьёшь не сложишь).

  6. Дружба - самое… (дорогое сокровище).

  7. Дружба …. (дороже денег).

  8. Без друга …. (в жизни туго).

  9. Дружбой дорожи…. (забывать её не спеши).

Педагог-психолог: А теперь давайте проверим правильность пословиц.

Педагог-психолог: Ребята, нужно прочитать пословицу, в которой говорится о том, что жить без друзей очень трудно.

Ответы детей: Без друга в жизни туго.

Педагог-психолог: А сейчас послушаем стихотворение «Одному прожить нельзя».

Одному прожить нельзя,

Каждому нужны друзья.

Если ты один живёшь,

Очень быстро пропадёшь.

Друга верного рука

Удивительно крепка.

Если вдруг беда случится,

Друг на помощь вмиг примчится.

Педагог-психолог:

Всё это верно, но

Если друг в беду попал,

Если он тебя позвал,

Всё бросай, беги к нему -

Плохо другу твоему!

- Ой, а если попаду

Вместе с другом я в беду?

Если пострадаю сам?

Должен ты решить всё сам!

И сейчас, я предлагаю вам подумать и решить, как поступить в той или иной ситуации. Ведь даже у дружбы есть свои границы.

Упражнение: «Границы дружбы».

- твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.

- твой друг употребляет плохие слова и выражения.

- твой друг не помог тебе в беде, продолжаешь ли ты с ним дружить?

- твой друг получает плохие оценки и тебе запрещают с ним дружить.

- твой друг предлагает поступить тебе плохо.

- как ты поступишь, если твой друг нуждается в помощи, а у тебя нет времени.

- твоего друга обижают старшеклассники, как ты поступишь?

- вы с другом хотели поиграть, но ему нужно убираться в классе.

Ответы детей:

Релаксация. Творческое задание «Разговор о дружбе».

Педагог-психолог: Предлагаю вам закрыть глаза и мысленно нарисовать картину, описание которой я вам сейчас прочитаю.

(на фоне музыки описание картины).

«В ладонях человека - шар света. На земле, где так много проблем и суеты, легко сбиться с пути и забыть, зачем ты родился. Но если солнце опустится к тебе в ладони, ты в кромешной мгле найдёшь правильную дорогу. Бережно и осторожно человек несёт в своих ладонях солнце». Представьте на минуту, что и вы держите этот удивительный шар в своих ладонях. Он освещает ваше лицо, вы спокойны и уверены в себе. Откройте глаза и посмотрите на репродукцию данной картины.

На экране картина К. Чюрлениса «Дружба».

Педагог-психолог:

- Куда и откуда несёт человек сияющий шар?

- Почему солнце не сжигает и не ослепляет человека, а даёт ему силу и спокойствие?

- От кого получил он в подарок солнце?

- Как бы вы назвали эту картину? Почему?

Педагог- психолог: Это картина К. Чюрлениса. Называется «Дружба».

Педагог-психолог: Ребята! Оказывается, учёные психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой. Так давайте попробуем открыть секреты дружбы.

  1. Уступать.

  2. Не бояться просить прощения, если обидел друга.

  3. Не грубить.

  4. Не злиться.

  5. Не жадничать.

  6. Помогать друг другу.

  7. Быть честным.

Педагог-психолог: Так много хороших и добрых слов мы сказали о дружбе. Давайте подведём итог: в чём смысл дружбы.

Ответы детей.

Педагог-психолог: Друг рядом всегда, если проблемы в учёбе, в семье, долг настоящего друга заключается в том, чтобы, угадав тревогу друга, прийти на помощь, не дожидаясь, пока тот об этом попросит. И мы должны отвечать друзьям тем же. Ведь в этом и есть смысл дружбы.

На экране слова «Для того чтобы иметь друзей, надо самому быть другом» и картинка «зеркало».

Педагог-психолог: Ребята, кто догадался, почему я провела такую ассоциацию: друг и зеркало?

Ответы детей.

Педагог-психолог: В зеркале мы видим своё отражение, так и в отношениях с другом: как бы мы хотели, чтобы к нам относились друзья; так и мы должны относиться к ним! Дружба - это отношения равных.

Педагог- психолог: И в заключение нашего занятия я подготовила для вас небольшой сюрприз! Это фотоколлаж о дружной жизни вашего класса.

Звучит песня о дружбе, на экране слайды о школьной жизни.

Список литературы.

  1. Лунина Е.И., Щепурева Н.С. Классное руководство.- Ростов на Дону: Феникс,2002.

  2. Смид З. Групповая работа с детьми и подростками. - М.: Генезис, 1999.

  3. Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. - М.: Генезис, 2000.

  4. Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. Кривцовой. - М.:Генезис,1997.

  5. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. И.Ю. Хрящевой. - СПб.: Ювента, 1999.

  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. - М.: Генезис, 1998.

  7. Лабиринты психологии/ Под ред. С.В. Трушковой - М.: Изд. отдел УНЦ, ДОМГУ, 1996.

  8. Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей. - М.: ТЦ "Сфера", 1998.



© 2010-2022