ПРИЛОЖЕНИЕ к работе (Эмоциональное развитие младших школьников – как фактор становления личности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение № 1

ПИКТОГРАММЫ (ТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД)


Основывается на методике «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» (автор Н. П. Фетискин).

Назначение: выявление уровня знаний основных эмоций на основе распознавания различных эмоциональных состояний человека с помощью пиктограмм.

Оборудование: бланки с изображением девяти пиктограмм, изображающие девять основных (базовых) эмоций.

Процедура обследования: исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Инструкция. На листе изображены девять масок. На этих масках - эмоции. Как вы думаете, какие эмоции изобразил художник? Вам может помочь список эмоций. Подпишите под каждой маской ту эмоцию, которую она отражает.

Обработка результатов: результаты исследования заносятся в протокол наблюдения. Производится подсчет узнанных эмоций и перевод результатов в баллы.

6-9 правильно узнанных эмоций - 2 балла;

3-5 правильно узнанных эмоций - 1 балл;

0-3 правильно узнанных эмоций - 0 баллов.

Приложение № 3


ШКАЛА ДИФФЕРЕНЦИРОВАНННЫХ ЭМОЦИЙ
( МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА Л.Н. РОТИНОЙ)


Шкала дифференцированных эмоций (ШДЭ) представляет собой список общеупотребительных определений, которые в то же время стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций.

Нами внесены изменения в синонимические ряды предлагаемых Ротиной общеупотребительных определений (на основе «Словаря русского языка» С. И. Ожегова и «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля). Изменен синонимический ряд к эмоции «стыд». Мы используем определения «пристыженный, смущенный, стыдливый» вместо «застенчивый, робкий, стыдливый». К эмоции «гнев» подобран следующий синонимический ряд: «взбешенный, гневный, рассерженный» вместо «взбешенный, гневный, безумный». К эмоции «интерес» - «внимательный, увлеченный, любопытный» вместо «внимательный, концентрированный, собранный». К эмоции «страх» - «пугающий, страшный, испуганный» вместо «пугающий, страшный, паникующий».

Назначение: определение уровня развития «эмоционального словаря».

Инструкция 1. Перед вами список слов, с помощью которых люди описывают свое эмоциональное состояние, прочитай эти слова (при работе с учащимися второго отделения допустимо совместное прочтение с элементами включения жестовой речи). Найди те слова, которые, по

вашему мнению, могут описать такую эмоцию как радость, гнев, грусть, страх, удовольствие, обида, стыд, интерес, вина.

Перечень слов, отражающие различные эмоциональные переживания.

  1. внимательный;

  2. наслаждающийся;

  3. унылый;

  4. взбешенный;

  5. обиженный;

  6. довольный;

  7. пугающий;

  8. пристыженный;

  9. сожалеющий;

  10. увлеченный;

  11. счастливый;

  12. печальный;

  13. гневный;

  14. надувшийся;






  1. умиротворенный;

  2. страшный;

  3. смущенный;

  4. виноватый;

  5. любопытный;

  6. радостный;

  7. сломленный;

  8. рассерженный;

  9. оскорбленный;

  10. наслаждающийся;

  11. испуганный;

  12. стыдливый;

  13. раскаивающийся.

Ключ:

Интерес - 1, 10, 19;

радость - 2, 11, 20;

грусть -| 3, 12, 21;

гнев - 4, 13, 22;

обида - 5, 14, 23;

удовольствие - 6, 15, 24;

страх - 7, 16, 25;

стыд - 8, 17, 26;

вина - 9, 18, 27

Приложение №2

ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕАОВЕКА, ОТОБРАЖАЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В основе авторской разработки заложена идея, высказанная X. Гриммом и X. Шелером в 1978 году, о необходимом исследовании взаимосвязи вербальной и невербальной информации.

Назначение: выявление степени умения определять эмоциональное состояние человека и уровня взаимосвязи вербальной и невербальной информации.

Инструкция 1. Перед вами графические рисунки театрального художника, на которых он запечатлел актеров, изображающих различных героев пьес. Вам нужно определить какие эмоции испытывают эти герои.

6- 9 правильно узнанных эмоций - 2 балла; .

4 - 5 правильно узнанных эмоций - 1 балл;

0- 3 правильно узнанных эмоций - 0 баллов.

Инструкция 2. Кому из героев принадлежат эти реплики?

  1. Уйдите прочь, я в гневе страшен!

  2. Интересно, что же будет дальше?

  3. Чудненько, батенька, чудненько!

  4. Я танцевать хочу!

  5. Я танцевать хочу! До самого утра!

  6. О, боже! Такого чудовища я не видывала никогда!

  7. Оставьте меня, я не хочу вас видеть!

  8. Стыдно, ах, как стыдно!

  9. Печаль и грусть живут в моей душе…

10. Видимо, в этом есть моя вина.

Обработка результатов.

6-9 правильно подобранных реплик - 2 балла;

3-5 правильно подобранных реплик - 1 балл;

0-3 правильно подобранных реплик - 0 баллов.

Приложение № 4

МЕТОДИКА «СЕМЕЙНЫЙ ААЬБОМ»

(Т.М. ГРАБЕНКО, И.А. МИХАЛЕНКОВА)


Назначение: выявление способности к идентификации и дифференциации умений по различению, осмыслению и вербализации эмоций близких людей в различных жизненных ситуациях.

Оборудование: личные семейные фотоальбомы, состоящие из 12-15 фотографий, на которых изображены члены семьи и близкие друзья в различных эмоциональных состояниях или классный альбом.

Процедура обследования: исследование проводится индивидуально.

Инструкция. Расскажи, пожалуйста, кого мы видим на фотографии. Что он (она, имя) делает? Какие эмоции испытывает? Почему ты так думаешь?

Исследователь заносит результаты беседы в протокол наблюдения.

Обработка результатов: Эксперт выводит баллы, оценивающие уровень способности к дифференциации эмоций близких людей.

Адекватная дифференциация 6-9 эмоций - 2 балла;

Адекватная дифференциация 3-5 эмоций - 1 балл;

Дифференциация 1-2 эмоций или неадекватная дифференциация эмоций - 0 баллов.

Затем данные по каждому испытуемому вносятся в индивидуальный сводный протокол наблюдения.

Приложение № 6

МЕТОДИКА «ФОТОВЫСТАВКА»

(Т.М. ГРАБЕНКО, И.А. МИХАЛЕНКОВА)


Назначение: определение уровня умений дифференциации и вербализации эмоциональных состояний незнакомых (чужих) людей.

Оборудование, материалы: стенд или стенды с фотографиями лиц, групп лиц, занятых различными видами деятельности и находящихся в различных эмоциональных состояниях. Все фотографии пронумерованы.

Инструкция. Мы с вами оказались посетителями фотовыставки. Мы очень внимательные и благодарные зрители. Скажи, пожалуйста, на каких фотографиях ты видишь человека (или людей), испытывающих (испытывающего) радость? А грусть? Испуг?..

Обработка результатов:

Эксперт выводит баллы, оценивающие уровень способности к дифференциации эмоций незнакомых людей.

Адекватная дифференциация 6-9 эмоций - 2 балла.

Адекватная дифференциация 3-5 эмоций - 1 балл.

Дифференциация 1-2 эмоций или неадекватная дифференциация эмоций - 0 баллов.

Затем данные по каждому испытуемому вносятся в индивидуальный сводный протокол наблюдения.


Приложение № 7

ТЕСТ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

(МОДИФИЦИРОВАННЫЙ)

Назначение: выявление уровня способности к дифференциации и вербализации собственных эмоций и анализ опыта эмоционально-личностного отношения младшего школьника к жизненным ситуациям и общечеловеческим ценностям.

Оборудование и материалы: бланк опросника, ручки!

Инструкция. Продолжите, пожалуйста, предложение и запишите их.

1.Я радуюсь, когда...

2. Мне бывает грустно, когда...

З.Я чувствую обиду, когда...

4. Я испытываю гнев, когда...

5. Я испытываю чувство вины, когда...

6. Мне интересно, когда...

7. Я получаю удовольствие, когда...

8. Мне бывает страшно, когда...

9. Мне бывает стыдно, когда...

Обработка результатов. Эксперт анализирует и качественно описывает полученные результаты. Анализ полученных в ходе констатирующего эксперимента результатом не только отражает актуальный уровень эмоционального развития младших школьников, но и является источником разработки индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения или адресных коррекционно-развивающих программ.

Приложение № 8

СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ к работе (Эмоциональное развитие младших школьников – как фактор становления личности.ПРИЛОЖЕНИЕ к работе (Эмоциональное развитие младших школьников – как фактор становления личности.

ПРИЛОЖЕНИЕ к работе (Эмоциональное развитие младших школьников – как фактор становления личности.ПРИЛОЖЕНИЕ к работе (Эмоциональное развитие младших школьников – как фактор становления личности.

ПРИЛОЖЕНИЕ к работе (Эмоциональное развитие младших школьников – как фактор становления личности.ПРИЛОЖЕНИЕ к работе (Эмоциональное развитие младших школьников – как фактор становления личности.

ПРИЛОЖЕНИЕ к работе (Эмоциональное развитие младших школьников – как фактор становления личности.ПРИЛОЖЕНИЕ к работе (Эмоциональное развитие младших школьников – как фактор становления личности.

ПРИЛОЖЕНИЕ к работе (Эмоциональное развитие младших школьников – как фактор становления личности.ПРИЛОЖЕНИЕ к работе (Эмоциональное развитие младших школьников – как фактор становления личности.

ПРИЛОЖЕНИЕ к работе (Эмоциональное развитие младших школьников – как фактор становления личности.ПРИЛОЖЕНИЕ к работе (Эмоциональное развитие младших школьников – как фактор становления личности.



© 2010-2022