Материал для психологов-по изучению влияния соц сетей на подростков-работа выполнялась совместно с ребенком

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

На становление личности подростка, его жизненную позицию оказывают влияние многие социализирующие факторы, в том числе и средства массовой информации: печать, пресса, телевидение, радио, звукозапись, кинематограф. Особую роль на современном этапе обрел Интернет. Современная Интернет-среда, являясь по сути социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы, либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает.

Компьютер для современного подростка - это отдельная жизнь: там есть и друзья, и враги, и хобби, и любовь и вообще почти вся жизнь. Ведь в подростковом возрасте ведущая задача - это общение со сверстниками. Уже с 10-13 лет родители и другие значимые взрослые начинают отходить на задний план, и основной фокус внимания смещается на сверстников.

Но есть социальные сети, которые дают возможность почувствовать, что у тебя много друзей. Щемящее чувство одиночества - это одно из самых ярких переживаний подростка и в интернете он может чувствовать себя частью группы, рассказывать о болезненных вещах, не видя собеседника, проявлять себя так, как в жизни пока сложно.

Другая важная задача для подростка состоит в том, чтобы обрести свою идентичность(понять кто я и какой?). Это происходит путем примерки на себя разных ролей, присоединения к разным группам и субкультурам. Социальные сети почти идеально позволяют реализовать эту задачу, не затрачивая много усилий. Если в реальной жизни у подростка есть ограниченное количество ролей, которые он может примерить на себя, то в виртуальном пространстве эти возможности расширяются до бесконечности. В интернете можно стать человеком другого пола, возраста, быть разным, проявлять противоположные взгляды, позиции, отстаивать радикальные точки зрения, возможно даже в грубой форме, не сталкиваясь при этом с реальными последствиями.

Современные тинейджеры значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без гаджетов, компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени. Поэтому мы постараемся раскрыть тему «Подростки и социальные сети». Она довольно волнительна для большинства родителей, которым так не хватает общения с детьми.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ СОШ №1 в 2012 году. Возрастная группа представлена подростками 6 класса, в количестве 23 человека, из них 13 человек - девочки и 10 человек - мальчики.
Цель: проанализировать отношения учащихся к социальным сетям как современным возможностям Интернета.
Мои задачи:
1)Узнать, что такое социальные сети. Изучить историю их появления в интернете.
2)Выяснить причины возникновения и популярности социальных сетей, узнать какую пользу они приносят людям, а чем могут навредить.
3)Провести анкетирование, и на основе ответов сделать более детальные выводы о влиянии социальных сетей на людей.

Для реализации цели использовалась социометрическая методика Д.Морено и проведено анкетирование.



  1. История появления социальных сетей

Общение - это естественная человеческая потребность, присутствующая на каждом этапе развития цивилизации. Вспомните, каким было общение до появления интернета. Люди знакомились на улице, ходили друг к другу в гости, ходили в театр, в оперу, встречались на танцплощадках и т.д. То есть, общение проходило при непосредственном личном контакте.

С появлением интернета многие аспекты нашей жизни постепенно перекочевали в виртуальный мир. И общение не стало исключением, скорее даже, наоборот. Потребность человека в скоростном общении (передаче информации) и стало основанием для появления интернета. Если старшее поколение еще не забыло об оффлайновых формах общения, то молодое поколение все больше отдает предпочтение виртуальным связям. Иногда доходит до того, что даже соседи общаются между собой посредством интернета.

В принципе, можно сказать, что зарождение социальных сетей началось практически с рождения самого интернета в далеком 1969 году. На протяжении всей эволюции соцсетей можно выделить два основных направления развития: сугубо профессиональные сообщества и неспециализированные сети. Производными от профессиональных сообществ являются сети, объединяющие людей одними интересами или хобби. Итак, разные исследователи предлагают считать самым первым социально-сетевым ресурсом сеть Classmates.com, созданную Рэнди Конрадсом в 1995 году. Classmates переводится, как одноклассники. Сайт предоставлял пользователям возможность восстановить связь с бывшими одноклассниками, однокурсниками, сослуживцами, друзьями. Сеть действует по сей день. Но довольно долгое время этот социальный портал не поддерживал функции создания личных профилей и добавления друзей. То есть, пользователя могли соединить только с его учебным заведением и предоставить ему список обучавшихся в этом заведении.

Именно поэтому некоторые исследователи считают первой полноценной социальной сетью не Classmates, а проект SixDegrees.com, запущенный в 1997 году. В то время многие веб-сервисы (сайты знакомств, например) предлагали такие функции, как создание личной страницы или списка друзей (ICQ и AIM), но по отдельности. SixDegrees.com стал первым социально-сетевым сервисом, который объединил эти функции, а со временем (в 1998 г) добавил новую, такую как поиск по страницам друзей. Этот проект был наиболее приближен к современным соцсетям, однако, в 2001 году портал SixDegrees.com прекратил свое существование. Основатель сети Эндрю Вейнрейх объяснил это тем, что сервис просто опередил свое время. В 2000 году доступ к интернету имели меньше половины жителей США. Иначе говоря, у зарегистрированных пользователей не было достаточного количества друзей и знакомых с доступом к интернету, чтобы общение на этом сайте было хотя бы интересным.

Далее с 1997 г. по 2001 г. наблюдается первая волна социальных сетей. Затрону только самые известные из них. В 2003 году была создана сеть MySpace, основными пользователями которой стали рок-коллективы. Для независимых музыкантов портал стал своеобразной площадкой для самопрезентации. С 2004 года всевозможные интернет-сообщества из самых различных ниш стали использовать на своих сервисах инструменты соцсетей. В России к ним относятся MoiKrug.ru, Professionali.ru. На общих интересах основываются такие сети, как Dogster.ru - для владельцев собак, Couchsurfing.com - для путешественников, Care2.com - для активистов и волонтеров, MyChurch.com - для христиан. Проект «В контакте» основал в 2006 г. петербургский программист Павел Дуров (соавтор - его брат Николай). Во многом сайт копирует популярный Facebook, хотя авторы проекта это опровергают. Сегодня сеть «В контакте» является самым крупным в СНГ социально-сетевым ресурсом. Он входит в 30-ку самых посещаемых порталов мира. Кроме того, «В контакте» известен, как самый крупный видео- и аудиохостинг в рунете.

В том же 2006 г. появился на свет российский аналог сети Classmates.com - «Одноклассники», автором которого является Альберт Попков. Социальная сеть используется для общения с бывшими и настоящими одноклассниками, однокурсниками и просто друзьями. По последним данным (от 26.05.2011), которые пресс-служба «Одноклассников» предоставила Вестям.ру, в соцсети насчитывается больше 67 млн. зарегистрированных пользователей. Для сравнения, социальная сеть «В контакте» (главный конкурент «Одноклассников») насчитывает более 100 млн. участников.

Т.о, мы видим, что возникновение основной части социальных сетей произошло сравнительно недавно, но количество и разнообразия их сейчас столь велико, что выбрать не составит труда.





1.2 Термин «Социальная сеть»

Изначально остановимся именно на понятии «Социальная сеть». Первое появление понятия «Социальная сеть» произошло в 1954 году, его ввел Джеймс Барнс. Социальная сеть - это, в первую очередь, то место, где вы можете составить портрет своей личности и найти нужные вам контакты, а также некая совокупность людей и отношений между ними, правил поведения и законов. году

Как пишут Б. Уззи и Ш. Данлап в своей статье: "Термин социальная сеть был введён в 1954 в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшей в сборник «Человеческие отношения». До этого, многие мыслители об обществе выражали мнение, о важности рассмотрения общества как сложного переплетения взаимоотношений.

Понятие «социальная сеть» обрело во второй половине XX века большую популярность у западных исследователей общества".1 Человек - существо социальное, и общаться он начал еще до того как научился разговаривать. Если упустить некоторые моменты, то можно сказать что первой социальной сетью были костры, которые разжигали в древности, чтобы сообщить об опасности. А что? Есть два человека - вот вам вершины сети, а костры - канал связи. Позже были почтовые голуби, письма, телеграфы и телефоны. А с рождением TCP/IP стэка протоколов в 1980-х годах появилась сеть Internet, и канал связи стал цифровым.
В ходе развития аппарата анализа различного рода социальных сетей появились такие термины, как анализ социальных сетей (Social Network Analysis, SNA), теория социальных сетей и т.п. Многие сервисы Интернета, позволяющие устанавливать множество телекоммуникационных связей, автоматически формируют и используют социальные сети. В результате появился вид автоматизированного сервиса, называемый социально-сетевыми услугами (Social Networking Service) в Интернете.

1.3 Социальные сети Рунета

ВКонтакте - современный молодежный интернет-мессенджер для быстрого и удобного общения, а также поиска людей по всему миру. Наиболее популярен в России и странах ближнего зарубежья. Основан Петербуржцем Павлом Дуровым в 2006 году. Первоначально задумывался, как сайт поиска сокурстников и одноклассников, однако с момента первого запуска потерпел множество изменений, и был упрощен. Одна из возможностей ресурса - смотреть видео и слушать музыку онлайн. Регистрация доступна всем желающим, достаточно указать мобильный номер телефона и на ваш телефон придет логин и пароль для входа.

Одноклассники - остается известным и добрым сайтом, созданный на то, чтобы помощь людям, найти своих бывших одноклассников, сокурстников, старых друзей и дать им возможность поддерживать связи между собой несмотря на разные города и страны проживания.

Мой мир@Mail.ru - одна из популярных альтернативных социальных сетей. Отличительная черта сайта - возможность бесплатно дарить друг другу виртуальные подарки, а если немного потратится на смс то мгновенно найти и приобрести кучу друзей.

Мой круг - социальная сеть для профессионалов (поиска работы, трудовых кадров). Первая в Рунете социальная сеть, созданная в 2005 г. группой недавних выпускников МФТИ, МГУ и Российской экономической школы. Первоначально ресурс был задуман как сайт для поиска одноклассников, однокурсников, позже был перепрофилирован. 27 марта 2007 г. сервис был куплен компанией Yandex; теперь он является одним из сервисов Яндекса и продолжает своё развитие под его опекой.

Первый национальный - социальная сеть для простого общения и новых знакомств. Насчитывает более 20 миллионов пользователей, на сайте множество интерактивных игр (знакомства по фото, викторины, др.) и возможностей заявить о себе.

Соратники - поиск людей по духу, возможность высказать свое мнение по самым острым и важным темам, которые вам интересны и волнуют.

Бебебе.рф - одно из первых в русскоязычном домене .рф сообществ для веселых и прикольных людей с возможностью встреч и живого общения.


Rambler Планета - социальная сеть на rambler.ru. Множество видео- и аудиоматериалов.

Мир тесен - социальная сеть и поисковый ресурс, которые позволяют восстановить разного рода утраченные контакты.

Привет.ру - сайт о людях и интересах. Общение, блоги, сообщества, видео...

RuSpace - российская социальная сеть, аналог всемирно популярной американской социальной сети MySpace.

Gosu - игровая социальная сеть. Преимущественно MMORPG, но и для других игр тоже есть место. Самомодерируемая, достаточно уникальный контент, создаваемый самими пользователями.

GameSport - социальная сеть геймеров, никакой личной информации - только любимые игры.

Паутина профессиональных знакомств (Webby) - предоставляет возможность своим пользователям опубликовать свою визитку-презентацию и наладить деловые контакты.

FiXX.RU - российская социальная фотосеть. «Лучшее место для того, чтобы поделиться фотками».

TooDoo - как пишут авторы сайта, «этот сайт - социальная сеть "сайтофанатов", призванная объединить Рунет и позволить каждому обмениваться мнением со своими друзьями по поводу любимых (или нелюбимых) сайтов, находить новые интересные странички, узнать "в лицо" тех, кто читает те же сайты, заводить новые знакомства с интересными людьми - например с авторами любимых сайтов».

НаВиду - возможность познакомиться с новыми людьми, общаться с друзьями и знакомыми, создавать группы по интересам, а также страницы заведений и городов. После прохождения бесплатной регистрации пользователю доступно более 17 сервисов.

Spaces.ru - российская сеть для мобильных телефонов.

Network1 - первая русскоязычная социальная сеть международных знакомств (общение с иностранцами). Будет интересна девушкам и женщинам мечтающим, выйти замуж за рубежом.

Для большего количества подростков использование нескольких социальных сетей и обмен информацией в различных мессенджерах стали очень важной частью ежедневной жизни почти каждого подростка.







2.1 Исследование отношения подростков к социальным сетям и их влияния на них.

Для написания 2-ой главы мы провели опрос учеников своего класса. Исследование шло по нескольким направлениям.

И первый вопрос, который нас волновал, это отношение людей к социальным сетям, знают ли они, что это такое и почему они им так нравятся. Вопросы к этой анкете были подобраны специально, чтобы на основании ответов на них, можно было сделать выводы о просвещенности людей в данной теме, об их зависимости от социальных сетей, о том способствуют ли социальные сети их самовыражению.

Мы получили следующие данные:
1. На вопрос, знают ли они, что такое социальные сети, 100 % опрошенных людей ответили, что они знают. Но на вопрос, что же, по их мнению, социальные сети? Все ответили, что это сайт "ВКонтакте" или "Facebook" или "Одноклассники. И самый распространенный ответ звучал следующим образом, что социальная сеть - это место общения людей. В этом и проблема современных людей, для них социальные сети - это обычные интернет ресурсы и не больше.
2. Выясняли в ходе анкетирования причину регистрации в социальных сетях. Причины у всех одинаковые:

1)Для общения,

2)Для прослушивания музыки и просмотра видео,

3)Для новых знакомств.

Это показывает нам, что общение в наше время преимущественно осуществляется, как раз при помощи социальных сетей. Так же ответы на этот вопрос показывает нам, что социальные сети используются не только для общения, но и для развлечения.
3. Вопрос звучал следующим образом: «Зарегистрирован ли ты в социальных сетях?» Анализ анкет показал, что из 23 респондентов только 2 человека не зарегистрированы в социальных сетях, и то в связи с отсутствием материальных возможностей.

4. Далее, мы решили узнать, какие социальные сети пользуются большей популярностью. И получилось так, что у 80 % анкетированных наибольшую популярность имеют социальные сети «Вконтакте» и «Одноклассники». Далее подростки также выбирают «Мой Мир», «Twitter», «Facebook».
5. Указывают ли подростки правдивые сведения о себе? 90% опрошенных ответили, что указывают только настоящую информацию о себе, а вот оставшиеся 10% ответили, что они преувеличивают информацию о себе. Это возвращает нас к вопросу о создании "идеального" себя на своей странице. Эти ответы доказывают, что иногда людям легче скрыться за ширмой (своей страницей), изменив информацию о себе, и что такие люди действительно существуют.
6. Вопросом номер 6 стал - в каких группах вы состоите? Большинство групп, в которых состояли участники опроса, носили развлекательный характер.

- игры

- музыка

- цитаты дня

Это показывает нам, что люди объединяются в группы по интересам на подобных ресурсах и получают информацию оттуда. Так же это показывает, как люди пытаются реализовать свою потребность в объединении в социальные группы .

7. Последний вопрос, на который мы предложили ответить родителям подростков, звучал следующим образом: «Выделите положительные и отрицательные стороны влияния социальных сетей на жизнь вашего ребенка»
Плюсы социальных сетей следующие:

- возможность общения,

- облегченный поиск информации, что должно помогать в учебе.

Но при этом родители выдели отрицательные стороны соцсетей:

- длительно времяпрепровождение подростков перед монитором, что влияет на зрение, осанку

- некоторые подростки становятся замкнутыми и не рассказывают родителям о своих «общениях», а родители обеспокоены, что тем самым они могут попасть в сомнительные сообщества

- электронное общение может негативно сказаться на их социальном развитии, заменить общение лицом к лицу, отрицательно повлиять на их социальные навыки,
Результаты анкетирования выявили, что все опрошенные зарегистрированы в какой-либо социальной сети. Причиной регистрации на подобных ресурсах было по большей части, - общение. Социальные сети, по результатам опроса, способствуют самовыражению людей, и они помогают им удовлетворять свои социальные потребности (потребность в общении, в самовыражении, в уважении). На основе этого, мы думаем, что анкета показывает нам еще раз, что социальные сети все-таки являются основой современной культуры.



Заключение

Социальные сети сильно изменили нашу жизнь, особенно с появлением их в интернете. Их по праву можно считать основой современной цивилизации. Они предоставили нам огромный потенциал для развития отношений, предоставили доступ к огромному количеству информации в мире, стремящемся к стиранию всех мыслимых границ. Что принесут нам социальные сети в будущем? Как они будут менять нашу жизнь в дальнейшем? Смогут ли обеспечить реализацию высших ступеней человеческих потребностей? Покажет только время и внимательное научное изучение данной сферы.

В процессе написания работы, мы использовали специальную литературу, провели много времени в сети Интернет. Что и помогло раскрыть тему, осветить все проблемы и вопросы. Всё это оказалось довольно увлекательным и познавательным процессом.

Так же мною были проведены два социологических опроса, среди учащихся нашего класса и родителей нашей школы. Результаты этих опросов наглядно показывают, то чем в большей степени интересуются наши подростки, и что они хотят видеть в сети Интернет.

Мы поняли, что в сети очень много негатива, борьба с которым просто необходима. На сегодняшний день существуют методы борьбы с негативом в сети, но к сожалению они малоэффективны. Необходимо, что бы уже в ближайшем будущем были предприняты более радикальные и действенные методы борьбы. Пути решения этой проблемы зависят как от действий государства, так и от сознательности нашего общества.

Надеемся , что прочитав нашу работу многие задумаются… Причём не только подростки, но и их родители. Достучаться до людей - вот самая главная для задача, что бы они поняли, что о своих поступках и действиях нужно задумываться. Необходимо понимать, что все наши действия чреваты последствиями, а проявятся они не сегодня, не завтра, а через поколения. И то, какими вырастут дети, зависит только от нас самих! У человека всегда есть выбор, даже если, кажется, что его нет.











Список литературы

1. Браун С. "Мозаика" и "Всемирная паутина" для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 1996. - 167c.

2. Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. -Киев: Диалектика, 1996. - 495 c.

3. Игер Б. Работа в Internet / Под ред. А. Тихонова; Пер. c англ. - М.: БИНОМ, 1996. - 313 c.

4. Кент П. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996. - 267 c.

5. Колесников О.Э. Интернет для делового человека. - M.: МЦФ. Издат. фирма "Яуза", 1996. - 281 c.

6. Крол Эд. Все об Internet: Руководство и каталог / Пер. c англ. С.М. Тимачева. - Киев: BNV, 1995. 591 c.

7. Левин В.К. Защита информации в информационно-вычислительных cистемах и сетях // Программирование. - 1994. - N5. - C. 5-16.

8. Нольден М. Ваш первый выход в Internet: Для начинающих пльзователей Internet и широкого круга пользователей PC / Гл. ред. Е.В. Кондукова; Пер с нем. К.А. Шиндер. - Спб.: ИКС, 1996. - 238 с.

9. Продукты года // LAN - русское издание. - апрель 1995. - том 1. - номер 1. - C. 6-25.

10. Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW, и HTML, программирование для Windiws Sockets. - Диалог - МИФИ, 1996. - 283 c.

11. Хоникат Д. Internet Windows 95: Руководство пользователя / Пер. с англ. В. Неклюдова. - М.: БИНОМ, 1996. - 334 с.



Содержание

1.Введение……………………………………………….

2. Глава 1

1.1 История появления социальных сетей……………

1.2 Термин «Социальная сеть»……………………….

1.3 Социальные сети Рунета…………………………..

3. Глава 2

2.1 Исследование отношения подростков к социальным сетям и их влияния на них……………………………………………………

4. Список литературы………………………………….







33 городская научно - практическая конференция

Магнитогорского научного общества учащихся

«Искатели, мыслители ХХI века»








«Подросток и социальные сети»


(секция социология)




Авторы:Панова Ксения,

Смирнова Анна

6 класс, МОУ СОШ № 1

Научный руководитель:

Сафронова М.А., учитель 1 кат.
















Магнитогорск

2013г.

Приложение 1

Анкета

1 часть - для учащихся

  1. Знаешь ли ты, что такое социальная сеть?

  2. Зарегистрирован ли ты сам в социальной сети?

  3. Назови причину, по которой ты регистрируешься в социальных сетях

  4. Какой социальной сетью ты пользуешься?

  5. Указываешь ли ты о себе только достоверные сведения или что-нибудь можешь преувеличить?

  6. В каких группах в социальных сетях ты состоишь?

2 часть - вопрос для родителей

- Выделите положительные и отрицательные стороны влияния социальных сетей на жизнь вашего ребенка.





Приложение 2







© 2010-2022