Что такое готовность к школе? Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информация для сайта школы.

Викулова О.А., психолог, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №30 г. Дзержинска Нижегородской области

Советы и рекомендации

родителям будущих первоклассников,

а так же ответы на часто задаваемые вопросы.

Главный вопрос, который волнует родителей будущих первоклассников, готов ли ребёнок к школе?

Что же такое готовность ребёнка к школе?

Прежде всего, это физическая готовность. Это готовность сидеть за партой, которая подвижному малышу даётся нелегко.

Для этого необходима зрелость мышц, костного аппарата, ориентация в пространстве, слаженность и «умелость» движений. Обратите внимание, умеет ли ваш ребёнок правильно определять понятия выше - ниже, вперед - назад, слева - справа. Будущий первоклассник должен уметь пользоваться ножницами, клеить бумагу, ловить мяч, прыгать со скакалкой. Эти умения подготовят его к более трудным действиям, связанным с мелкой моторикой: рисованию, штриховке и письму.

Она включает в себя также умения обихаживать себя:

  • Застёгивать пуговицы и молнии.

  • Шнуровать ботинки, завязывать шапки.

  • Самостоятельно пользоваться предметами личной гигиены, туалетом.

  • Быть чистым и опрятным.

  • Следить за своими вещами.

Физическая готовность - это база для развития психической и психологической готовности.

Психическая готовность - это готовность быть внимательным, собранным, сдержанным.в её основе лежат умения:

  • слушать,

  • слышать,

  • запоминать

  • и воспроизводить то, что запомнил.

Это сложно, ведь ребёнок - существо непоседливое, поэтому для взросления ему требуется определённый уровень развития мышления, памяти, внимания, а также общих представлений и знаний об окружающем мире.

Вот что включает в себя развитие школьно-значимых психологических функций:

  1. развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом: проводит линии, раскрашивает, не заходя за края рисунка, делает ровную штриховку);

  2. координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

  3. развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

  4. развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 10-15 минут);

  5. развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию, т.е. умение связывать запоминаемый материал с конкретным символом или образом);

  6. речевое развитие: владение монологической (умение пересказывать) и диалогической речью (умение отвечать на вопросы).

Речь является основой, на которой строится учебный процесс, поэтому важно, чтобы ребёнок не боялся говорить. А чтобы не бояться, нужно уметь говорить, поэтому очень полезно:

  • учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова «потому, что»; «если, то»; «поэтому»;

  • стимулировать ребёнка самого задавать вопросы, ведь мышление всегда начинается с вопроса;

  • не требуйте того, чтобы дошкольник читал, а лучше читайте ему сами (готовясь к школе, ребёнок не обязан научиться читать, а вот умение воспринимать на слух станет для него в школе залогом успеха в учебной деятельности);

  • учите ребёнка осмыслить прочитанное: после чтения задайте ему несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

  • обратите внимание, правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед, за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

Психологическая готовность состоит из мотивационной готовности:

  • это твердое желание учиться, получать знания;

  • понимание важности и необходимости учения;

  • проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

и коммуникативной готовности:

  • это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

С психической готовностью связана готовность социальная. Это готовность ребёнка подчиняться школьным правилам и требованиям учителя. Социальная готовность включает в себя знание элементарных правил поведения:

  • слушать, что тебе говорит взрослый и подчиняться его требованиям,

  • не перебивать старших,

  • не выкрикивать,

  • не «якать».

Это понимание ребёнком того, что существуют нормы общения, которые включают запреты на некоторые вольности в поведении.

Этот вид готовности к школе называют ещё и нравственной готовностью, которая представляет собой:

  • умение не перебивать старших;

  • вежливость, сдержанность (то, что раньше называлось послушанием);

  • адекватное отношение к себе (отсутствие как заниженной, так и неадекватно завышенной самооценки).

Ребёнок должен понимать, как вести себя со старшими. Не каждый семилетний ребёнок умеет выстраивать отношения с окружающими, поэтому родители должны понимать, что на них лежит ответственность помочь своему ребёнку. Понимание ребёнком, как можно и как нельзя вести себя со взрослыми, говорит о воспитанности ребёнка и культуре взаимоотношений в семье.

А вот умение общаться со сверстниками даётся дошкольнику и младшему школьнику не сразу. Это та сфера, к которой родители должны относиться очень внимательно и вдумчиво.

Важный вид готовности ребёнка к школе - учебная готовность.

Вот примерный перечень того, чем неплохо было бы овладеть ребёнку перед школой.

Подготовка к чтению:

  1. 6-7 летний малыш должен знать печатные буквы алфавита (все или только некоторые). Один ребёнок может слитно читать слоги, а другой - и целые тексты - это зависит от желания и интереса ребёнка, а также от тех взрослых, которые его этому учили.

  2. Помните, что нельзя форсировать процесс обучения чтению. Заставляя ребёнка читать, можно напрочь отбить у него потребность в книгах, а заодно и сформировать невроз.

  3. Помните, что даже легко овладевшие чтением дети очень быстро устают от процесса чтения, ведь чтение - это большая нагрузка на глаза. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.

Подготовка к письму:

  1. Научите ребёнка правильно держать ручку.

  2. Чаще предлагайте ребёнку штриховку и обведение по трафарету. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево.

  3. Следите за тем, чтобы не пишущая рука не висела как плеть, а тоже участвовала в процессе письма: поддерживала лист, на котором ребёнок пишет.

  4. А ещё лучше, предложите ребёнку порисовать двумя руками одновременно в зеркальном отображении обеих рук (об этом способе рисования было рассказано на занятиях).

  5. Запомните, дети очень устают от занятий, связанных с письмом, ещё больше, чем от чтения, Помните, что время работы ребёнка с карандашом в руках не должно превышать 15-20 минут.

Подготовка к грамматике:

  1. Ребёнок должен уметь выделить в слове заданный звук, назвать в коротком слове (из 3 - 4-х букв) все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.)

  2. Чтобы развить фонематический слух, предложите пропеть слова, отдельные звуки. Вообще, поощряйте любое пение ребёнка.

  3. Он должен уметь отвечать на вопросы "кто", "что" и сам их задавать.

  4. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь.

  5. Общайтесь с ним как можно чаще и больше!

Подготовка к математике:

  1. Успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше - меньше", "горизонтально-вертикально", "узкий - широкий", "короткий - длинный" и т.д.

  2. Научите объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.

И последний вид готовности ребёнка к школе - это готовность родителей.

К чему должны быть готовы родители? К тому, что у ребёнка меняется его социальный статус, а, значит, он меняется и у родителей.

  • Ребёнок взрослеет, и родителям необходимо с этим считаться. Во многих вещах ребёнок должен быть самостоятельным. Но самостоятельности его нужно учить. И делать это постепенно и целенаправленно. Первоклассник может и должен быть самостоятельным в том, что касается его личной гигиены, личных вещей и личного пространства ( письменный стол, учебные принадлежности, постель).

  • Несмотря на то что ребёнок вступает на новый жизненный этап, его психика может дать регресс (шаг назад). Ребёнок может перестать делать то, что уже было сформировано и хорошо отработано (перестаёт здороваться со взрослыми, начинает бояться того, чего никогда не боялся раньше, теряет навык самостоятельности в одевании и т.п.). Поэтому родители должны знать, что есть то, в чём ребёнок еще не может быть самостоятельным:

    • в организации режима дня,

    • в организации собственного досуга,

    • в организации питания,

    • в подготовке домашних заданий,

    • в подготовке портфеля на следующий учебный день.

В этих сферах собственной деятельности ребёнок ждёт поддержки, помощи, а иногда и постоянного контроля со стороны родителей. И с их стороны будет очень правильным, если они организуют помощь и контроль в подготовке домашних заданий, организуют совместный досуг, помогут сложить всё необходимое в портфель, а иногда и заправят постель.

  • Важно понимать, что у ребёнка меняется не только статус личности, но и приоритеты и авторитеты. Если ребёнок правильно развивается, у него на данном этапе развития главным значимым человеком становится учитель. Мудрый родитель понимает, что на этом этапе мнение учителя для ребёнка становиться важнее мнения родителей, и поэтому не обсуждает и не критикует учителя.

  • Мудрый родитель также понимает, что школа учит непосредственно, а родители учат ребёнка опосредованно. ребёнок учится в первую очередь тому, что он видит в семье и относится к учёбе так, как относятся к ней родители.

  • Помните, что лучше вас никто не научит ребёнка самому главному - желанию учиться и радости познавать новое.

РОДИТЕЛИ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, что

  1. Нельзя сравнивать своего ребёнка с другими детьми.

  2. Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других

детей.

  1. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку», за похвалу, из страха наказания.

  2. Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний.

  1. Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

  2. Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

  3. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

  4. Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.

  5. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.

  6. Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

  7. Перед школой и во время учёбы проверьте зрение и слух ребёнка.

Запомните:

  1. При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается.

  2. Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).

  3. Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

Часто задаваемые родителями вопросы.


Что спрашивают у ребенка при записи в 1 класс?

На собеседовании, организуемом с целью знакомства с будущим первоклассником, у ребенка проверяют сформированность тех умений, знаний и навыков, которые предусмотрены программой дошкольного общеобразовательного учреждения.

В соответствии с программой подготовительной группы д/с ребенок при записи в 1 класс должен:

  • Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.

  • Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

  • Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

Должен ли ребенок уметь читать и писать?

Не обязательно. Если ребёнок противится чтению, не надо его заставлять. Лучше предоставьте это специалисту. Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

Обязательна ли школьная форма в 1 классе?

Да. Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети - они теперь первоклассники, а это почётнее, чем воспитанники детсада.

Где и какие учебники нужно купить для первоклассника?

  1. Часть учебников выдаётся школьникам бесплатно из библиотечного фонда.

  2. Педагог может рекомендовать учащимся дополнительно купить какие-либо пособия. Этот вопрос обсуждается на родительском собрании.

  3. При необходимости учебники закупаются централизованно на весь класс.

Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников?

Безусловно, у первоклассников должен быть особый режим дня. В течение каждого урока проводятся 1-2 физкультурные минутки. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности.

Что необходимо приобрести ученику для 1 класса?

  1. Обложки для книг.

  2. Обложки для тетрадей.

  3. Веер букв. Веер цифр. Набор геометрических фигур. (Необходимость покупки уточните у учителя)

  4. Счетные палочки.

  5. Линейка.

  6. Ручки (синяя, зеленая, красная).

  7. Простые карандаши.

  8. Закладки для книг.

  9. Цветная бумага

  10. Цветной картон

  11. Белая бумага

  12. Ножницы с тупыми концами.

  13. Альбом для рисования, кисти (натуральные).

  14. Клей.

  15. Пластилин, дощечка, палочка для лепки.

  16. Цветные карандаши.

  17. Спортивная форма и спортивная обувь.

  18. Сменная обувь, желательно со светлой подошвой (не оставляет черных полос на полу).

Примечание: всю одежду первоклассника следует подписать или пометить условным значком.

Можно ли носить в школу мобильный телефон?

В школе запрещено пользование мобильным телефоном на уроке.

Мы не рекомендуем первоклассникам носить в школу мобильный телефон - велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру, да и потерять его тоже не трудно. Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников.

Можно ли давать ребенку в школу деньги?

Если вы считаете, что вашему ребенку недостаточно школьного питания, то дайте ему с собой яблоко или бутерброд. Первоклассники могут израсходовать полученные от вас денежные средства вовсе не на еду. Трата денег детьми этого возраста должна находиться под контролем родителей.

Как правильно организовать дома рабочее место ученика?

Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка. Важно, чтобы ноги ребёнка, сидящего за столом, стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.

Нужен ли первокласснику дневник?

Дневник стандартного образца должен заполняться учеником по всей форме, а первокласснику сделать это трудно - он еще не ориентируется в графах и не умеет хорошо писать. Поэтому лучше всего, если дневник будут заполнять родители, а ребёнок присутствовать при этом: диктовать уроки, вспоминать задания. Пока ребёнок не научится писать. Такое отношение к дневнику приучит детей в дальнейшем вести его систематически.

Можно ли носить в школу игрушки?

Да, можно! Игровая деятельность ещё очень значима для ребёнка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками. Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.

Дети часто ссорятся по любому поводу. Что делать?

Вопрос конфликтов в отношении между людьми самый не простой и касается не только детей. К сожалению, вмешиваясь в детские ссоры, взрослые зачастую действуют столь неграмотно, что только усугубляют ситуацию. Родители просто запрещают ребёнку дружить с товарищем. Это необходимо лишь в самом крайнем случае, когда понятие дружба уже не соответствует сложившимся отношениям.

Если взрослым не известны мотивы конфликта, то следует по очереди выслушать обе стороны, не давая оценки детским поступкам до тех пор, пока ситуация не проясниться. В любом случае в ссоре чаще всего виноваты обе стороны, не умеющие уступать друг другу и не желающие идти на компромисс. Умению общаться вам придётся учить ребёнка ещё очень долго, желательно на собственном примере. Если вы хотите воспитать честного человека, то приучите малыша признавать свои ошибки, начиная со слов " Я виноват в…".

Что делать, если ребёнка обижают одноклассники?

Прежде, чем обвинять одноклассников вашего ребёнка, обратитесь к учителю и разберитесь, почему это происходит. Часто обижаемый сам подаёт повод для того, чтобы его обидели: провоцирует или действует исподтишка. Ребёнок может быть объектом насмешек из-за каких-то своих недостатков или неумений. В любом случае ребёнку необходима квалифицированная помощь взрослых.

Как реагировать на отсутствие успехов в обучении ребёнка?

Ни в коем случае не ругать, ведь ребёнок ещё только начинает учиться. Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание. Небрежно выполненное задание лучше переделать, но не поздно вечером.

Необходимо помочь, поддержать, сделать что-то вместе, похвалить за то, что у ребёнка получается. И обязательно стимулировать желание добиваться успеха.

За что можно и за что нельзя наказывать ребёнка?

Ни в коем случае нельзя наказывать за неумение. Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом. Наказание - это временная изоляция, временное лишение чего-то важного для ребёнка, но не необходимого (нельзя лишать прогулки).

Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании.

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья. Чтобы определить, можно ли отдать в школу своего шестилетнего ребёнка, лучше всего обратиться к школьному психологу.

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

И ещё всегда помните, что учёба и комфортное самочувствие ребёнка в школе не может иметь успеха без тесных контактов с родителями.


© 2010-2022