Методическая разработка на тему Как найти ключик к трудному ребенку?

В статье представлены практические рекомендации организации взаимодействия с учащимися, имеющими проблемы поведения. Трудный ребёнок…Проблемные дети… Разберёмся в понятиях. Вот значение слова «трудный» в Толковом словаре С.И.Ожегова: «заключающий в себе затруднение (примечание автора - т.е. препятствие, помеху)». Проблема – «сложный вопрос, задача, требующие разрешения». Получается, что трудный ребёнок – это тот, у которого есть помеха в самом себе, а проблемный – требующий помощи со стороны. По...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







«Что делать с трудными детьми?"



Социальный педагог Т.В.Караблинова


2013 - 2014 г.

Что делать с трудными детьми?

Прежде всего понимание

Наше общество нуждается в грамотных, гармонично развитых личностях, находящихся в состоянии душевного и физического баланса с собой и окружающими, способных создать психологически здоровую семью и работать на благо государства.

В последнее время к нам, врачам-психоневрологам, поступает множество обращений от родителей, воспитателей и учителей, суть которых сводится к одному: что делать с «трудным» ребенком? Он не слушается родителей, мешает проводить занятия в детском саду, срывает уроки в школе, конфликтует с другими детьми.

Количество «трудных» детей или детей с особенностями поведения и развития - гиперактивных, агрессивных, тревожных, замкнутых - растет день ото дня, а с ними растут и проблемы, семейные и учебно-воспитательные.

Почему таких детей становится все больше? Здесь присутствуют и факторы пренатальной патологии - неблагоприятная экология, низкий социальный уровень жизни, хронические болезни, вредные привычки, нервно-психические потрясения матери во время беременности, но в большей степени - это следствие неправильного воспитания дома, в саду и школе. В результате дети, их родители, воспитатели и учителя находятся в состоянии постоянного стресса, что отражается на успеваемости детей в школе, ухудшает качество работы учителей и и влияет на настроение родителей. Это также приводит к снижению иммунитета и росту хронических заболеваний у всех вышеперечисленных групп.

Зачастую взрослые, не справляясь с поведением детей, обращаются к медицинским специалистам с подспудным желанием, чтобы мы сняли ответственность с них, объявив виновником происходящего не родителей и педагогов, а заболевание ребенка.

Отсутствие взаимопонимания между членами семьи ведет к росту межличностных конфликтов, к увеличению числа разводов, что, в свою очередь, пагубно отражается на детях. Их поведение становится еще более неадекватным. Патологические черты характера обостряются, возникает замкнутый круг.

Неумение воспитателей и учителей находить подход к «особым» детям, отсутствие у них навыков бесконфликтного общения с такими детьми ведет к нарушению учебно-воспитательного процесса, снижению качества работы воспитателей и преподавания учителей, что влечет за собой негативные последствия не только для «трудных», но и для всех детей в целом. Вследствие этого дети выходят из школы с низким уровнем образования и массой психологических проблем, что мешает им стать хорошими специалистами, обеспечить себе и своей семье достойную жизнь и приносить пользу обществу.

К сожалению (а может, к счастью), медицинские специалисты не в состоянии только медикаментозными методами воздействовать на таких детей, изменять их поведение, делать «удобными» для взрослых. Детям агрессивным, гиперактивным, тревожным, леворуким и другим, которых родители и педагоги называют трудными (то есть непонятными для них и неуправляемыми), нужны прежде всего понимание и помощь взрослых, единое образовательное и воспитательное пространство, воспринимаемое ими как безопасное. Именно поэтому в настоящее время назрела необходимость реализации комплексного подхода к воспитанию и обучению детей. И мы, врачи, нуждающиеся в психологических знаниях, и психологи и педагоги, которым необходимы медицинские знания, и родители для оптимизации процесса воспитания и обучения, для нормализации взаимоотношений взрослый-ребенок должны объединить свои усилия.









Советы педагогам.


В народной мудрости, и в сочинениях педагогов есть правила и принципы, заповеди разумного воспитания.



1.Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2.Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (объясните это ему),

а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3.Предоставьте ребёнку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4.Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.

5.Не пропустите момента, когда будет достигнут первый успех.

6.Укажите ребёнку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал её.

7.Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8.Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верьте в него, несмотря на его оплошность.

9.Воспитатение - это последовательность целей.

10.Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым.

Причины нарушения дисциплины на уроках

Базовая потребность ученика чувствовать свою причастность к жизни класса означает ощущение своей значимости в коллективе. Желание учеников занять свое место в этой общности проявляется в существовании у них трех стремлений: ощущать свою компетентность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность); строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность); вносить свой особый вклад в жизни школы и класса (личная состоятельность).

Ученики выбирают специфический тип поведения в определенных обстоятельствах. Как правило, на предпочтение учеником позитивного или негативного поведения влияют три условия: особенности отношений между ним и учителем; классная атмосфера, ориентированная на успех, или, напротив, деструктивная; а также место ученика в структуре класса.

Ученики пытаются достигнуть этого любым способом. Если им не удается достигнуть желаемого приемлемыми способами, они используют то, что учитель называет «плохое поведение».

Нарушая дисциплину, ученик чаще всего понимает, что ведет себя не правильно, но может не осознавать, что за эти нарушением стоит одна из 4 целей: привлечение внимания, борьба за власть, месть, избегание неудачи (Рудольф Дрейкур, 1930).

Привлечение внимания. Некоторые ученики выбирают «плохое поведение» для того, чтобы обратить на себя внимание учителя или сверстников. Внимание с точки зрения физиологии - базовая психологическая потребность, такая же, как еда и питье. Детей учат просить еду, но редко объясняют, как в приемлемой манере просить внимания, когда они в нем нуждаются. Иногда школьники чувствуют, что лучше получать негативное внимание, чем никакого, в этом случае закрепляется мнение, что к нему будут относиться внимательнее, если он будет вести себя плохо.

Наиболее частыми способами привлечения внимания педагога школьниками является шумное, несдержанное поведение, вопросы не по теме, комментарии по ходу урока, работа в замедленном темпе, просьба объяснить «все еще раз для меня».

Борьба за власть. Некоторые ученики негативно ведут себя, потому что для них важно установить свою власть даже над учителем, классом. В обществе существует мода на «сильную личность». Как правило, властолюбивы, не действуют без зрителей. Они провоцируют учителя перед всем классом неуважительным отношением, демонстративной защитой товарищей, проявляя «синдром адвоката» в вежливой форме, но с явным сарказмом, используя «маску пренебрежения» или «маску сочувствия».

Для школьников «сильная личность» означает не власть над собой, а власть над другими людьми, что часто демонстрируется разрушающим поведением.

Месть. Для некоторых учеников нередко целью их присутствия в классе становиться месть за реальную и вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей или ребят, или всему классу. Такие учащиеся выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют. Их можно распознать по речи, которая полна негативных элементов. Они постоянно что-то ломают, портят. Если ученику известна какая-либо слабость учителя, он непременно ею воспользуется. Проявляется также отчужденное избегание, когда школьники становятся замкнутыми, угрюмыми и некоммуникабельными. Им нравится задевать и озадачивать учителя своей неподатливостью, накалять ситуацию до тех пор, пока учитель не почувствует свою вину и полную неспособность что-либо изменить.

Избегание неудачи. Некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они соответствуют запросам учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Типичные причины ориентации ученика на избегание неудач проявляются в отношении взрослых по типу «красного карандаша», слишком высокие требования, упор на соревнование, перфекционизм (требование от себя совершенства). Ученики не справляются с заданиями и предпочитают оставаться в изоляции. Примерами избегания неудач являются уход с урока, откладывание «на потом», незавершенность дела, ссылка на болезни.

Молодые учителя лишь в малой степени понимают причины нарушений поведения. Результаты исследований показывают, что основная масса педагогов (70%)сделала достаточно сомнительный вывод о том, что ученики руководствуются только негативным отношением личности преподавателя и желанием каким-либо образом его задеть.

Необходимым условием предотвращения нарушений дисциплины является создание условий для повышения качества знаний учеников и их самоуважения. Учителю главным образом рекомендуется следующее:

  • Изменить методы обучения так, чтобы ученик мог достичь успеха

  • Создать возможность повторного изучения материала

  • Для слабых учеников использовать конкретный материал, изучать каждый аспект отдельно, готовить специальные программы для обучения отстающих;

  • Практиковать работу в парах- успевающий и отстаивающие ученики, устраивать консультации;

  • Учить положительному отношению к себе через обучение позитивной речи, предполагающей вместо высказываний : «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно», фразы типа: «Я могу это сделать», «Я могу измениться так, как считаю нужным».

© 2010-2022