Тренинг формирования толерантного отношения в коллективе

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг формирования толерантного отношения «Я, Ты, Мы, Они»

Категория участников - учащиеся 9-11 классов; педагогический коллектив; сотрудники школы.

Цели: формирование толерантного отношения к другим людям.

На тренинге рассматривается понятие «различий» между людьми, демонстрируется индивидуальность мышления каждого в одинаковой ситуации. В групповой работе обучающиеся делают выводы о трудностях в понимание «отличных» от нас культур и людей, и учатся находить общее, между совсем непохожими народами. Что способствует формированию толерантного отношения к «другим» людям.

Оборудование: бумага формата А 4 на каждого участника, 2 листа бумаги формата А3, ножницы, 2 ватмана, письма, листочки для описания сходств и различий, цветные карандаши или фломастеры , карточки с эмоциями.

План проведения тренинга:

Название этапа

Необходимое оборудование

Время проведения

1

Организационный

5-7 минут

2

Принятие правил

Ватман с правилами

5 минут

3

Разминка

Карточки: гнев, радость, задумчивость, ирония, испуг, печаль, страх, удивление, скука, восхищение, подозрение

10 минут

4

Основная часть

Количество листов бумаги по числу участников, 2 листа формата А3, 2 пачки фломастеров, письма о Тапирах и Навах, заготовки листов с различиями и сходствами.

40 минут

5

Завершение. Рефлексия.

10 минут

Общее время

1 час 10-12 минут

Ход занятия:

1 этап. Организационный. Ведущий озвучивает тему и предлагает участникам поиграть в ассоциации: каждый из участников одним словом описывает свое понимание слова «толерантный». Ведущий или его помощник записывает варианты на доске и в конце делает вывод о схожести или не схожести мнений группы.

2 этап. Принятие правил - они могут быть заранее заготовлены на ватмане или написаны на доске или представлены в виде презентации на ноутбуке: достаточно основных 5-6 правил, затем группа может дополнить их по своему усмотрению или оставить так, как есть.

Вариант правил:

  1. Правило «пирога» (все говорят кратко, чтобы времени (пирога) хватило всем)

  2. «Здесь и сейчас» - все говорят о состоянии в группе, а не вспоминают старые истории.

  3. Правило «стоп» - если кому-то из участников станет некомфортно от работы в группе - он может остановить работу, сказав «стоп». Это касается и ведущего.

  4. Правило «тыковки» - обращение в группе по имени и на «ты».

  5. Правило взаимного уважения.

3 этап. Разминка «Эмпатия»

Из присутствующих выбирается самый «эмпатичный». Он выходит за дверь. Остальные участники получают карточки, на которых написаны различные состояния человека. За минуту всем нужно вжиться в это состояние так, чтобы водящий мог угадать, что написано на карточке.

(Карточки: гнев, радость, задумчивость, ирония, испуг, печаль, страх, удивление, скука, восхищение, подозрение.)

После выполнения упражнения вводится понятие «Эмпатия» (Эмпатия - это способность человека сопереживать, умение понять состояние другого). Происходит групповое обсуждения данного понятия, его значимости в жизни человека и общества.


  1. Этап. Основная часть.

Упражнение 1. «Снежинки»:

Для выполнения этого упражнения вам потребуется один лист бумаги. Вы должны спокойно выполнять все инструкции. Оценки за это упражнение не ставятся, поэтому постарайтесь при работе не смотреть на других участников. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение!

Всем участникам необходимо выполнить последовательность команд:

  • Возьмите листок бумаги.

  • Сложите его вдвое.

  • Оторвите верхний правый угол.

  • Снова сложите бумагу вдвое.

  • Оторвите верхний правый угол.

  • Снова сложите бумагу вдвое.

  • Оторвите верхний правый угол.

  • Снова сложите бумагу вдвое.

  • Разверните листки бумаги.

Обсуждение упражнения: у многих из вас получились разные снежинки. Как вы думаете почему? Делается итоговый вывод о том, что мы все - разные и невозможно, даже выполняя одинаковое задание, ожидать, что все поймут и сделают его одинаково, так как у всех разный жизненный опыт, понимание и восприятие задания.

Упражнение 2. «Тапиры и Навы».

Группа оббъединяется в 2 подгруппы. Первая команда становится жителями Тапирии, а вторая - Навии. Обе команды получают письма от своих соотечественников с описанием неведомого им народа. После чего каждой группе даётся задание, нарисовать портреты типичных жителей этих народов, найти и написать их сходства и различия. Затем презентация рисунков и текстов (выступление Тапиров о Навах и о самих себе, затем выступление Навов о Тапирах и о самих себе). Обсуждение различий в рисунках. Презентация упражнения «Те же самые различия», обсуждение сходств.

Письмо Тапиров:

Навы живут в стране, которая называется Навия. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Дети там редко играют вместе, большую часть времени они проводят в одиночестве или за компьютером. А взрослые большую часть времени проводят на работе, а не с детьми. Едят в Нави однообразно, но много.

Другое дело наша страна Тапирия! Жители Тапирии - замечательные люди. Все дети дружат, часто играют друг с другом. Родители правильно воспитывают своих детей, не ругают их, все разрешают. Взрослые все решения принимают совместно. Рабочий день очень разумно продуман, можно и отдохнуть и хорошо поработать.

Письмо Навов:

Тапиры живут в другой стране, отличной от нашей, которая называется Тапирия. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Бильбо и Треблин. Жители Тапирии - очень плохие люди. Дети всегда орут друг на друга и дерутся. Взрослые не воспитывают своих детей, можно сказать вообще не обращают на них внимания. Взрослые часто ссорятся и бывают недовольными. На работе взрослые ничего не делают, они там спят и кричат вместо того, чтобы работать.

В стране Навии живут Навы. Наша страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Жители Навии - замечательные люди. Дети у нас редко дерутся, а взрослые спокойно работают. Все жители нашей страны уважают друг друга и помогают друг другу. Питаются в Навии в основном рисом, но тарелки Навов никогда не бывают пустыми.

Каждой команде даётся по листу бумаги формата А3, разделенный на две половины. Команде нужно нарисовать портреты типичного Тапира в левой части листа и типичного Нава в правой части листа. Так же дается задание найти на основе написанного в письме 3 сходства и различия между Тапирами и Навами.

Команда Навов

Три сходства между нами и Тапирами:

1.

2.

3.

Три различия между нами и Тапирами:

1.

2.

3.

Команда Тапиров.

Три сходства между нами и Навами:

1.

2.

3.

Три различия между нами и Навами:

1.

2.

3.

Обсуждение полученных результатов, формулирование выводов на основе полученных данных в ходе выполнения упражнения.

Нередко случается, что различия преувеличиваются, а сходство недооценивается. Почему? Обсуждение.

Объективное знание о себе человек получает, не только опираясь на внешнюю оценку, и на собственную оценку себя, но и на сравнение этих двух картин.

  1. Этап. Завершение занятия

В конце занятия делается вывод «все мы разные, но мы живем в одной стране, мы уважаем и ценим друг друга, каждый человек имеет право на свое мнение, на принятие его таким какой он есть, каждый хочет, чтобы его ценили, принимали с его достоинствами и недостатками».

Дети берутся за руки, образуя круг, и говорят «МЫ вместе», что означает принятие сделанных выводов в ходе занятия.


© 2010-2022