Курс Психология семейной жизни (10-11 классы)

 Семья играет очень важную роль в жизни человека. Основные знания о мире и способе существования в нём человек получает в семье. Семья оказывает на ребёнка двоякое влияние: в нём часто берут начало сложности и проблемы человека. В дальнейшем этот опыт переносится и на собственную семью. С другой стороны благополучная семья даёт необходимые чувства поддержки и защищённости. В связи с этим важно ещё в подростковом возрасте понять, какое влияние оказывает на человека семья. Оптимизировать положител...
Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общеобразовательная организация

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Новогромово




«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО Директор

ООМКОУ СОШ с.Новогромово ООМКОУ СОШ с.Новогромово

_________/____________/ ____________/М.Г.Липин/

Ф.И.О.

Протокол №1 от 30.08.2013 г. Приказ от _________№ ____


Рабочая программа педагога

Путиловой О.В

1

квалификационная категория

по «Психологии семьи», 10- 11 класса


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол от _________ №_____



с. Новогромово

2013-2014 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка………………………………………… 3

  2. Содержательный раздел………………………………………. 4

    1. Содержание программы

    2. Календарно-тематическое планирование…………………… 8

    3. Планируемые результаты освоения учащимися

образовательной программы ………………………………… 9

  1. Список литературы……………………………………………..10




1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Семья играет очень важную роль в жизни человека. Основные знания о мире и способе существования в нём человек получает в семье. Семья оказывает на ребёнка двоякое влияние: в нём часто берут начало сложности и проблемы человека. В дальнейшем этот опыт переносится и на собственную семью. С другой стороны благополучная семья даёт необходимые чувства поддержки и защищённости. В связи с этим важно ещё в подростковом возрасте понять, какое влияние оказывает на человека семья. Оптимизировать положительную часть такого влияния и сгладить отрицательную.

Так как подростковый возраст связан с постепенным отдалением от родительской семьи, то в этот момент важно минимизировать влияние родителей на принятие важных жизненных решений, показать подростку необходимость ответственного отношения к своей дальнейшей жизни.

Подготовка молодёжи к жизни в современных социально-экономических условиях занимает особое место среди актуализировавшихся в последнее время духовно-нравственных проблем. К их числу относятся определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни - профессиональной, гражданской, семейной. Курс «Психология семейной жизни» способен возродить духовно-нравственное начало в подрастающем поколении, сформировать правильные жизненные ориентиры.

Цель курса:

Подготовка молодого поколения к будущей семейной жизни, формирование у неё активной жизненной позиции.

Задачи:

-повысить в сознании юношей и девушек статус семейной жизни;

-помочь познать себя, свои особенности, способности и возможности;

-побудить школьников к самосовершенствованию;

-способствовать признанию школьниками общечеловеческих ценностей: дружбы, любви, понимания, терпения, смирения и др..

- обучить основам знаний о сущности семьи, её планирование, путях сохранения семейного лада;

-воспитывать почитание к старшему поколению в семье, укреплять семейные традиции.

Формы и методы работы: комплексные занятия, беседы, элементы тренинга, анкетирование, сочинения-размышления в форме эссе.

Форма организации занятия: курс (17 часов -10 класс, 17 часов 11 класс.)

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание программы

1 «Влюблённость. Любовь»

Влюблённость. Первая любовь. Фазы и типология любви.

Ученик должен знать:

Определение влюблённости, определение любви, типология любви и её фазы.

2 «Влюблённость. Любовь»

Любовные переживания и поступки влюблённых. Как управлять собой в состоянии влюблённости.

Ученик должен знать:

Определение влюблённости, определение любви, типология любви и её фазы.

3 «Вступление в брак»

Мотивы создания семьи.

Ученик должен знать:

Понятие мотива, мотивы для создания семьи.

4 «Ах, эта свадьба, пела и плясала…»

Особенности свадебных традиций.

Ученик должен знать:

Понятие традиции, подготовка к будущей семейной жизни.

5 «Семья вчера, сегодня и завтра»

Ученик должен знать:

Понятие семьи, цели семьи, ценности семьи.

6 «Весь мир - театр»

Ученик должен знать:

Особенности ролевого поведения мужа и жены. Межличностная адаптация супругов.

Ролевое поведение мужа и жены.

7 «В ожидании чуда»

Время заводить детей. Ребёнок в жизни взрослых

Ученик должен знать:

Беременность, появление ребёнка в семье.


  1. «Дела домашние»

Кто в семье хозяин.

Ученик должен знать:

Семейная позиция.


  1. «Семейное благополучие»

Семейное счастье. Распределение обязанностей в семье. Проектирование семейной жизни.

Ученик должен знать:

Понятие семейного счастья, обязанности в семье.


  1. «Психология супружеской измены»

Понятия, виды, причины супружеских измен.

Ученик должен знать:

Понятие супружеской измены, виды, причины супружеских измен.


  1. «Иллюзия любви и развод»

Ученик должен знать:

Причины, культура, последствия развода.


  1. Неполная семья.

Особенности воспитания ребёнка в неполной семье

Ученик должен знать:

Понятие неполной семьи. Воспитание в неполной семье.


  1. Домашняя экономика

Потребности, доходы и расходы.

Ученик должен знать:

Естественные и искусственные потребности, умение подсчитать доходы и расходы.

14 «Гигиена и здоровье девушки»

Образ жизни. Отношение к мужчинам. Привязанности и увлечения. Риск заболеваний. Работоспособность.

Ученик должен знать:

Ухаживание за собой, секреты красоты, поведение в обществе.


  1. Гигиена и здоровье юноши»

Образ жизни, вредные привычки, риск заболеваний


  1. «Здоровье семьи»

Формирование здоровья в семье

Ученик должен знать:

Гигиена женщины, обеспечение безопасности жизни,

совместное увлечение и творчество


  1. Эссе «Что для меня значит семья»

Семья, значение семьи.


  1. Почему изучают супружество и семью.

Год семьи. Увеличение количества разводов. Демографическое развитие.

Ученик должен знать:

Причины изучения супружества и семьи.


  1. «Сквозь призму религий»

Особенности религиозного брака.

Ученик должен знать:

Брак в буддизме, супружеская жизнь в исламе, иудейский брак, христианская семья.

20 Семейные отношения в России.

История развития семейных отношений.

21«Молодость и зрелость»

Дружба, любовь, семья.

Ученик должен знать:

Понятия дружбы, любви, семьи.

22 «Законы совместимости»

Совместимость. Несовместимость.

Ученик должен знать:

Тип темперамента, виды воспитания, гороскопы.

23 «Мотивы выбора партнёра и их влияние на психоэмоциональный фон супружеских отношений».

Ученик должен знать:

Понятие мотив, теория любви, понятие «старость»

24 «Влияние родительских семей на взаимоотношения супругов»

Родительские семьи. Их влияние на семьи своих детей.

Ученик должен знать:

Влияние родителей на молодую семью.

«Жизнь под одной крышей»

25 «Дестабилизирующие элементы супружеских отношений.»

Супружеская гармония и дисгармония.

Ученик должен знать:

Понятие гармонии, дисгармонии, факторы, влияющие на гармонию в семье.

26 «Функциональные и дисфункциональные семьи»

Представления о супружеских отношениях.

Ученик должен знать:

Понятие функциональной семьи, дисфункциональной семьи, их признаки.

27 «Мужчина и женщина».

Девочки ангелы или ведьмы. Родители. Для чего нужна любовь.

Ученик должен знать:

Отношения девочек к мальчикам, родители - женщина и мужчина, отношение к любви.

28»Причины конфликтов в семье».

Конфликтные ситуации. Факторы, порождающие конфликты.

Ученик должен знать:

Понятие конфликт, причины конфликтов.

29 Ролевые конфликты работающей женщины.

Работающая женщина в семье. Домохозяйки.

Ученик должен знать:

Работа и семья, домохозяйка в семье.

30 «Исчезнут ли семья и брак»

Причины разводов, устойчивость семьи.

31» «Размер семьи»

Планирование рождаемости.

Ученик должен знать:

Планирование семьи.

32 «Роли отца и матери в семье»

Маленькие пришельцы Тайны мастерства. Отцовская рука. Семья «Я» - много или мало.

Ученик должен знать:

Роль отца

Роль матери.

33 «Общение в семье»

Общение в семье как отношение членов семьи друг к другу.

Ученик должен знать:

Искусство общения в семье.

Взаимоотношения в семье.

34 Эссе «Семья или карьера».

Что важнее в жизни человека: семья или карьера.

Ученик должен знать:

Весь пройденный материал.

Определиться в отношении к семье.

2.2Календаноно-тематическое планирование

тема

Количество теор.часов

Количество практ. часов

дата

1

Влюблённость. Любовь.

1

2

Влюблённость. Любовь.

1

3

Вступление в брак

1

4

«Ах, эта свадьба…»

1

5

Семья вчера, сегодня, завтра.

1

6

«Весь мир - театр»

1

7

В ожидании «чуда»

1

8

Дела домашние

1

9

Семейное благополучие

1

10

Психология супружеской измены

1

11

Иллюзия любви и развод

1

12

Неполная семья

1

13

Домашняя экономика

1

14

Гигиена и здоровье девушки

1

15

Гигиена и здоровье юноши

1

16

Здоровье семьи

1

17

Эссе «Что значит для меня семья»

1

18

Почему изучают супружество и семью

1

19

Семья сквозь призму религий

1

20

Семейные отношения в России

1

21

Молодость и зрелость

1

22

Законы совместимости

1

23

Мотивы выбора партнёра и их влияние на психоэмоциональный фон супружеских отношений

1

24

Влияние родительских семей на взаимоотношения супругов

1

25

Дестабилизирующие элементы супружеских отношений

1

26

Функциональные и дисфункциональные семьи и их признаки

1

27

Мужчины и женщины

1

28

Причины конфликтов в семье

1

29

Ролевые конфликты работающей женщины

1

30

Исчезнут ли семья и брак

1

31

Размер семьи

1

1

32

Роли отца и матери в семье

1

33

Общение в семье

1

34

Эссе «Семья и карьера»

1

Итого

12

22



2.3 Планируемые результаты освоения образовательной

программы

По окончании элективного курса «Психология семьи» учащиеся должны приобрести навыки осознанной подготовки к будущей семейной жизни, к родительству, личной ответственности за принятие решения о готовности создать семью, за её благополучие и сохранение. Обозначить пути достойного исполнения социальных ролей: мужа, жены, отца, матери. Развитие цельного научного мировоззрения, ориентированного на повышение роли семьи в обществе, обогащение духовно и нравственно.

На уровне личностных результатов - «овладение навыками семейных отношений, «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в семейных отношениях на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т. д.;

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

2.4 Список литературы

Список литературы для учителя:

1 Анзорг Линда «Дети и семейный конфликт»-М:Просвещение,2006

2 Афанасьева Т.М. Семья.-М:Просвещение,2007

3 Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток.-М:Просвещение,2009

4 Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. -М:Просвещение, 2008

5 Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. -М: Просвещение,2007

6 Ковалёв С.В. Психология современной семьи. -М: Просвещение, 2006

7 Целуйко В.М. Психология современной семьи. -М: Просвещение,2006

Литература для учащихся:

1 Афанасьева Т.М. Семья.-М:Просвещение,2007

2 Кон И. С. Психология ранней юности..-М: Просвещение, 2010

3 Найк А.М. Практическая психология для девочек. ..-М: Просвещение,2007

4 Найк А.М. Практическая психология для мальчиков. ..-М: Просвещение,2007

5 Панкова Л.М. У порога семейной жизни. -М: Просвещение, 2009

6 Целуйко В.М. Психология современной семьи. -М: Просвещение,2006

7 Черникова Т.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств. -М: Просвещение,2007

Курс Психология семейной жизни (10-11 классы)

12


© 2010-2022