- Преподавателю
- Школьному психологу
- Курс Психология семейной жизни (10-11 классы)
Курс Психология семейной жизни (10-11 классы)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Путилова О.В. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Общеобразовательная организация
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Новогромово
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Директор
ООМКОУ СОШ с.Новогромово ООМКОУ СОШ с.Новогромово
_________/____________/ ____________/М.Г.Липин/
Ф.И.О.
Протокол №1 от 30.08.2013 г. Приказ от _________№ ____
Рабочая программа педагога
Путиловой О.В
1
квалификационная категория
по «Психологии семьи», 10- 11 класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от _________ №_____
с. Новогромово
2013-2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
-
Целевой раздел
-
Пояснительная записка………………………………………… 3
-
-
Содержательный раздел………………………………………. 4
-
Содержание программы
-
Календарно-тематическое планирование…………………… 8
-
Планируемые результаты освоения учащимися
-
образовательной программы ………………………………… 9
-
Список литературы……………………………………………..10
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Семья играет очень важную роль в жизни человека. Основные знания о мире и способе существования в нём человек получает в семье. Семья оказывает на ребёнка двоякое влияние: в нём часто берут начало сложности и проблемы человека. В дальнейшем этот опыт переносится и на собственную семью. С другой стороны благополучная семья даёт необходимые чувства поддержки и защищённости. В связи с этим важно ещё в подростковом возрасте понять, какое влияние оказывает на человека семья. Оптимизировать положительную часть такого влияния и сгладить отрицательную.
Так как подростковый возраст связан с постепенным отдалением от родительской семьи, то в этот момент важно минимизировать влияние родителей на принятие важных жизненных решений, показать подростку необходимость ответственного отношения к своей дальнейшей жизни.
Подготовка молодёжи к жизни в современных социально-экономических условиях занимает особое место среди актуализировавшихся в последнее время духовно-нравственных проблем. К их числу относятся определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни - профессиональной, гражданской, семейной. Курс «Психология семейной жизни» способен возродить духовно-нравственное начало в подрастающем поколении, сформировать правильные жизненные ориентиры.
Цель курса:
Подготовка молодого поколения к будущей семейной жизни, формирование у неё активной жизненной позиции.
Задачи:
-повысить в сознании юношей и девушек статус семейной жизни;
-помочь познать себя, свои особенности, способности и возможности;
-побудить школьников к самосовершенствованию;
-способствовать признанию школьниками общечеловеческих ценностей: дружбы, любви, понимания, терпения, смирения и др..
- обучить основам знаний о сущности семьи, её планирование, путях сохранения семейного лада;
-воспитывать почитание к старшему поколению в семье, укреплять семейные традиции.
Формы и методы работы: комплексные занятия, беседы, элементы тренинга, анкетирование, сочинения-размышления в форме эссе.
Форма организации занятия: курс (17 часов -10 класс, 17 часов 11 класс.)
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание программы
1 «Влюблённость. Любовь»
Влюблённость. Первая любовь. Фазы и типология любви.
Ученик должен знать:
Определение влюблённости, определение любви, типология любви и её фазы.
2 «Влюблённость. Любовь»
Любовные переживания и поступки влюблённых. Как управлять собой в состоянии влюблённости.
Ученик должен знать:
Определение влюблённости, определение любви, типология любви и её фазы.
3 «Вступление в брак»
Мотивы создания семьи.
Ученик должен знать:
Понятие мотива, мотивы для создания семьи.
4 «Ах, эта свадьба, пела и плясала…»
Особенности свадебных традиций.
Ученик должен знать:
Понятие традиции, подготовка к будущей семейной жизни.
5 «Семья вчера, сегодня и завтра»
Ученик должен знать:
Понятие семьи, цели семьи, ценности семьи.
6 «Весь мир - театр»
Ученик должен знать:
Особенности ролевого поведения мужа и жены. Межличностная адаптация супругов.
Ролевое поведение мужа и жены.
7 «В ожидании чуда»
Время заводить детей. Ребёнок в жизни взрослых
Ученик должен знать:
Беременность, появление ребёнка в семье.
-
«Дела домашние»
Кто в семье хозяин.
Ученик должен знать:
Семейная позиция.
-
«Семейное благополучие»
Семейное счастье. Распределение обязанностей в семье. Проектирование семейной жизни.
Ученик должен знать:
Понятие семейного счастья, обязанности в семье.
-
«Психология супружеской измены»
Понятия, виды, причины супружеских измен.
Ученик должен знать:
Понятие супружеской измены, виды, причины супружеских измен.
-
«Иллюзия любви и развод»
Ученик должен знать:
Причины, культура, последствия развода.
-
Неполная семья.
Особенности воспитания ребёнка в неполной семье
Ученик должен знать:
Понятие неполной семьи. Воспитание в неполной семье.
-
Домашняя экономика
Потребности, доходы и расходы.
Ученик должен знать:
Естественные и искусственные потребности, умение подсчитать доходы и расходы.
14 «Гигиена и здоровье девушки»
Образ жизни. Отношение к мужчинам. Привязанности и увлечения. Риск заболеваний. Работоспособность.
Ученик должен знать:
Ухаживание за собой, секреты красоты, поведение в обществе.
-
Гигиена и здоровье юноши»
Образ жизни, вредные привычки, риск заболеваний
-
«Здоровье семьи»
Формирование здоровья в семье
Ученик должен знать:
Гигиена женщины, обеспечение безопасности жизни,
совместное увлечение и творчество
-
Эссе «Что для меня значит семья»
Семья, значение семьи.
-
Почему изучают супружество и семью.
Год семьи. Увеличение количества разводов. Демографическое развитие.
Ученик должен знать:
Причины изучения супружества и семьи.
-
«Сквозь призму религий»
Особенности религиозного брака.
Ученик должен знать:
Брак в буддизме, супружеская жизнь в исламе, иудейский брак, христианская семья.
20 Семейные отношения в России.
История развития семейных отношений.
21«Молодость и зрелость»
Дружба, любовь, семья.
Ученик должен знать:
Понятия дружбы, любви, семьи.
22 «Законы совместимости»
Совместимость. Несовместимость.
Ученик должен знать:
Тип темперамента, виды воспитания, гороскопы.
23 «Мотивы выбора партнёра и их влияние на психоэмоциональный фон супружеских отношений».
Ученик должен знать:
Понятие мотив, теория любви, понятие «старость»
24 «Влияние родительских семей на взаимоотношения супругов»
Родительские семьи. Их влияние на семьи своих детей.
Ученик должен знать:
Влияние родителей на молодую семью.
«Жизнь под одной крышей»
25 «Дестабилизирующие элементы супружеских отношений.»
Супружеская гармония и дисгармония.
Ученик должен знать:
Понятие гармонии, дисгармонии, факторы, влияющие на гармонию в семье.
26 «Функциональные и дисфункциональные семьи»
Представления о супружеских отношениях.
Ученик должен знать:
Понятие функциональной семьи, дисфункциональной семьи, их признаки.
27 «Мужчина и женщина».
Девочки ангелы или ведьмы. Родители. Для чего нужна любовь.
Ученик должен знать:
Отношения девочек к мальчикам, родители - женщина и мужчина, отношение к любви.
28»Причины конфликтов в семье».
Конфликтные ситуации. Факторы, порождающие конфликты.
Ученик должен знать:
Понятие конфликт, причины конфликтов.
29 Ролевые конфликты работающей женщины.
Работающая женщина в семье. Домохозяйки.
Ученик должен знать:
Работа и семья, домохозяйка в семье.
30 «Исчезнут ли семья и брак»
Причины разводов, устойчивость семьи.
31» «Размер семьи»
Планирование рождаемости.
Ученик должен знать:
Планирование семьи.
32 «Роли отца и матери в семье»
Маленькие пришельцы Тайны мастерства. Отцовская рука. Семья «Я» - много или мало.
Ученик должен знать:
Роль отца
Роль матери.
33 «Общение в семье»
Общение в семье как отношение членов семьи друг к другу.
Ученик должен знать:
Искусство общения в семье.
Взаимоотношения в семье.
34 Эссе «Семья или карьера».
Что важнее в жизни человека: семья или карьера.
Ученик должен знать:
Весь пройденный материал.
Определиться в отношении к семье.
2.2Календаноно-тематическое планирование
№
тема
Количество теор.часов
Количество практ. часов
дата
1
Влюблённость. Любовь.
1
2
Влюблённость. Любовь.
1
3
Вступление в брак
1
4
«Ах, эта свадьба…»
1
5
Семья вчера, сегодня, завтра.
1
6
«Весь мир - театр»
1
7
В ожидании «чуда»
1
8
Дела домашние
1
9
Семейное благополучие
1
10
Психология супружеской измены
1
11
Иллюзия любви и развод
1
12
Неполная семья
1
13
Домашняя экономика
1
14
Гигиена и здоровье девушки
1
15
Гигиена и здоровье юноши
1
16
Здоровье семьи
1
17
Эссе «Что значит для меня семья»
1
18
Почему изучают супружество и семью
1
19
Семья сквозь призму религий
1
20
Семейные отношения в России
1
21
Молодость и зрелость
1
22
Законы совместимости
1
23
Мотивы выбора партнёра и их влияние на психоэмоциональный фон супружеских отношений
1
24
Влияние родительских семей на взаимоотношения супругов
1
25
Дестабилизирующие элементы супружеских отношений
1
26
Функциональные и дисфункциональные семьи и их признаки
1
27
Мужчины и женщины
1
28
Причины конфликтов в семье
1
29
Ролевые конфликты работающей женщины
1
30
Исчезнут ли семья и брак
1
31
Размер семьи
1
1
32
Роли отца и матери в семье
1
33
Общение в семье
1
34
Эссе «Семья и карьера»
1
Итого
12
22
2.3 Планируемые результаты освоения образовательной
программы
По окончании элективного курса «Психология семьи» учащиеся должны приобрести навыки осознанной подготовки к будущей семейной жизни, к родительству, личной ответственности за принятие решения о готовности создать семью, за её благополучие и сохранение. Обозначить пути достойного исполнения социальных ролей: мужа, жены, отца, матери. Развитие цельного научного мировоззрения, ориентированного на повышение роли семьи в обществе, обогащение духовно и нравственно.
На уровне личностных результатов - «овладение навыками семейных отношений, «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в семейных отношениях на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т. д.;
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
2.4 Список литературы
Список литературы для учителя:
1 Анзорг Линда «Дети и семейный конфликт»-М:Просвещение,2006
2 Афанасьева Т.М. Семья.-М:Просвещение,2007
3 Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток.-М:Просвещение,2009
4 Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. -М:Просвещение, 2008
5 Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. -М: Просвещение,2007
6 Ковалёв С.В. Психология современной семьи. -М: Просвещение, 2006
7 Целуйко В.М. Психология современной семьи. -М: Просвещение,2006
Литература для учащихся:
1 Афанасьева Т.М. Семья.-М:Просвещение,2007
2 Кон И. С. Психология ранней юности..-М: Просвещение, 2010
3 Найк А.М. Практическая психология для девочек. ..-М: Просвещение,2007
4 Найк А.М. Практическая психология для мальчиков. ..-М: Просвещение,2007
5 Панкова Л.М. У порога семейной жизни. -М: Просвещение, 2009
6 Целуйко В.М. Психология современной семьи. -М: Просвещение,2006
7 Черникова Т.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств. -М: Просвещение,2007
12