Программа развития познавательных способностей Развивай-ка

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю»

Директор

ГКУСО ВО «Муромский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних»

___________________И.Н.Рассадина


Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области


ГКУСО ВО «Муромский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»




Программа

«Развивай- кА»


(по развитию интеллектуальных способностей несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации)








Рассмотрено

на заседании

методического совета

от « »______________20 года









Содержание

Паспорт программы 3

Информационная карта 4

I. Постановка проблемы (актуальность); 6

II. Этапы реализации программы; 8

  1. Условия реализации программы ...9

  2. Кадровое обеспечение 10

V. Оценка эффективности реализации программы 11

VI. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации 12

VII. Контроль за ходом ее реализации 13

Приложения:

Список используемой литературы: ., 16

Тематический план программы 17

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

«Развивай - кА»»

Наименование

программы

Социальная программа «Развивай - кА» по развитию интеллектуальных способностей несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Приоритетное направление, по которому заявлена программа:

Психолого - педагогическая реабилитация несовершеннолетних проходящих курс в «Отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних», а также в социальном приюте.

Наименование заявителя:

Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области

Областное государственное учреждение социального обслуживания ГКУСО ВО «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Разработчик программы:

Денисюк О.О. - педагог - психолог отделения социального приюта, Ставицкая М.Д.- педагог - психолог отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних областного государственного учреждения социального обслуживания ГКУСО ВО «Муромский социально реабилитационный центр несовершеннолетних».

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на три года: 01.01.2013- 31.12.2015 г.

Подготовительный этап (организационный): с января 2013 года (подготовка нормативно-правовой базы, формирование методического сопровождения).

Практический этап (деятельностный): 2013 г. - 2015 г. (координация действий, осуществление запланированных мероприятий).

Итоговый этап:

2015 г. (анализ мониторинга, выпуск буклета, обобщение опыта, планирование на следующий этап реализации программы с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа).

Руководитель:

Рассадина Ирина Николаевна- директор ГКУСО ВО «Муромский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних», тел/факс (49234)2 53 41




ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

по оказанию реабилитационной помощи группам дневного пребывания для несовершеннолетних

«Развивай -кА»

Цель программы:

Создание комфортных психологических условий для развития интеллектуальных способностей несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи программы:

  • Активно психологически воздействовать обеспечение преодоления или ослабления отклонений в интеллектуальном плане;

  • Развивать познавательные процессы у воспитанников;

  • Способствовать формированию у несовершеннолетнего потребности в психологических занятиях и желании их использовать для работы над собой и своими проблемами;

  • Создать условия для полноценного психического развития личности, своевременному предупреждению возможных нарушений в становлении и развитии личности.

Целевая группа:

  • Несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации:

  • Дети из малообеспеченных семей

  • Дети из неблагополучных семей

  • Дети из асоциальных семей

Ожидаемые результаты:

Позитивная динамика развития когнитивной и познавательной сферы; формирование информационно - коммуникативных навыков

Система программных мероприятий

Организация мероприятий по реализации программы следующих направлений:

1 - «Умница»

Развитие психомоторики и сенсорных процессов.

  • Коррекционные занятия

  • Коррекционные упражнения

  • Коррекционные игры

  • Информационное занятие

2 - «Супер детки»

Использование информационных технологий, компьютерного класса

  • Тренинг

  • Коррекционные упражнения

  • Коррекционные занятия

  • Компьютерные развивающие игры: память, внимание, мышление, логика, воображение.

3 - «ВЕСЁЛЫЙ КАРАНДАШИК»

Развитие творческой активности с помощью арт - терапевтических техник.

  • Использование программы «Paint».

  • Использование компьютерных программ

Сведения об исполнителе:

Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области

ГКУСО ВО «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Наши реквизиты:

Адрес: 602254 Владимирская обл.

г. Муром. ул. Дзержинского ,2А тел./факс (49234)2 5341

Электронный адрес:

murom [email protected]

ОГРН 1023302152830

08.10.2002г.

Руководитель:

Рассадина Ирина Николаевна


















ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

(по оказанию социально-психологической помощи несовершеннолетним, нуждающимся в социальной реабилитации)

I. Постановка проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках программы (актуальность).

В последнее время большую тревогу вызывает непрерывный рост количества социально дезадаптированных несовершеннолетних и появление у них различных форм деструктивного поведения. Данная проблема обусловлена социально экономическими и политическими преобразованиями общественных отношений, которые в наибольшей степени отразились на положении детей в Российской Федерации. Недостаточное внимание к детям со стороны государства привело к значительному росту безнадзорности, беспризорности, жестокому обращению с ними, вовлечению их в антиобщественную деятельность.

Экономическое положение населения, отдельных его групп играет роль социального катализатора, который может усиливать или замедлять рост безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Кризисные явления в обществе сопровождаются ростом эмоциональной напряженности и риском социальной и психической дезадаптации большинства семей, что не могло не привести к изменению коренной «ситуации развития детства».

Основываясь на современных теоретико-психологиче­ских представлениях о когнитивных репрезентативных структурах как носителях умственного развития, ко­нечную цель можно представить следующим образом: формирование несовершеннолетних как высо­коразвитой открытой когнитивно-личностной систе­мы, способной к саморазвитию, самоорганизации и са­моопределению. Средством же ее развития выступает ус­воение знаний об обобщенных способах и формах ин­теллектуальной деятельности, являющихся, таким об­разом, залогом дальнейшего развития и самостоятель­ного приобретения в будущем новых знаний.

В связи с этим комплексная психологиче­ская задача состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкрет­ных знаний, но и сформи­ровать у несовершеннолетних представления об обобщенных при­емах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного разви­тия, а с другой стороны - это путь формирования пси­хологической основы обучения, обладающей внутрен­ним потенциалом развития, который позволит в буду­щем осуществляться не только саморазвитию и саморе­гуляции личности, но и эффективному самостоятель­ному приобретению знаний. Обобщенные знания о вы­полнении интеллектуальных операций формируются в работе с реальным конкретным содержанием, актуальным потребностям самих несовершеннолетних.

Целью развивающей ра­боты является формирование у несовершеннолетних психологиче­ских когнитивно-личностных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирова­ния приобретаемых знаний. Складывающиеся в результате целенаправленного раз­вития системы процессов анализа и синтеза на основе принципа системной дифференциации когнитивно-личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как:

1)имеют разноуровневую и иерар­хическую организацию, что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных до обобщенно-абстрактных;

2) формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стиму­лирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний. Полу­ченные же конкретные сведения активизируют процесс их обобщения, который в свою очередь порождает по­требность в новых конкретных впечатлениях.

Эффективная реабилитация ребенка требует создания особых условий. Большинство детей, в особенности дети из неблагополучных семей, не способны к полноценному абстрактному мышлению и рассуждению. У ребенка часто нахватает когнитивных, вербальных средств, для выражения того, что он чувствует. Большинство детей сталкиваются с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так. как ему хочется, ребенок может научиться постепенно, справляться с ними. Если ребенок имеет возможность выразить в игре, а так же с помощью техник сказкотерапии и арт-терапии, свои переживания, и это не превращается в психическую травму.

У детей данной категории нет инертности психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки в другие ситуации. С помощью взрослых эти дети могут выполнять предлагаемые инструкции и интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

У таких детей надо не только развивать умственные способности, но и их социальную адаптацию, активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей.

Этапы реализации программы

Содержание деятельности

Сроки реализации

Ответственный

1 этап - организационно - аналитический

1

Подготовка нормативно - правовой базы.

2013 г.

Ставицкая М.Д.

Денисюк О.О.

2

Изучение методической литературы.

2013 г.

Ставицкая М.Д.

Денисюк О.О.

2 этап - организационно-методический

1

Создание методической копилки.

Постоянно

Ставицкая М.Д.

Денисюк О.О.

2

Подготовка информационно-наглядного сопровождения по направления деятельности программы.

Постоянно

Ставицкая М.Д.

Денисюк О.О.

3 этап - организационно - практический

1

Организация целевых прогулок

По плану

Ставицкая М.Д.

Денисюк О.О.

2

Организация социально - значимых мероприятий.

По плану

Ставицкая М.Д.

Денисюк О.О.

4 этап - итоговый

1

Подготовка анализа проведенной работы по программе «Развивай - ка»

В конце отчётного периода

Ставицкая М.Д.

Денисюк О.О.

2

Обобщение и подведение итогов деятельности по реализации программы.

В конце отчетного периода

Ставицкая М.Д.

Денисюк О.О.



















Условия реализации программы


1.Материально - техническое обеспечение


Приоритетные

направления

деятельности

Имеющееся материально - техническое обеспечение

Необходимое оборудование

(перспективы развития)

1.

1 блок «Я - концепция»

2 блок - «Я - реальное»

3 блок - «Я - идеальное»

Комната психологической разгрузки, дидактическое оборудование, DVD - библиотека, телевизор, компьютерный класс

Компьютерные программы на развитие познавательных процессов































2. Кадровое обеспечение программы


Кадровое обеспечение

по реализации

программы

Функциональные обязанности по реализации программы

1.

Директор учреждения

  • Контролирует выполнение требований программы в соответствии с требованиями национальных стандартов, нормативно - правовой документации.

  • Оказывает помощь в создании и пополнении материально - технической базы по реабилитации несовершеннолетних

2.

Заместитель директора по воспитательно - реабилитационной работе

  • Осуществляет общий контроль и руководство за ходом и реализацией программы

3.

Заведующая отделением

  • Осуществляет методическую деятельность в виде формирования необходимой документации по данной программе

  • Определяет характер и объём необходимой социальной помощи

4.

Педагог - психолог

  • Реализует индивидуальные социальные программы реабилитации

  • Участвует в работе по организации досуга, культурно-массовых, спортивно - оздоровительных мероприятий в период реабилитации

  • Организует работу по защите прав несовершеннолетних, соблюдению трудового законодательства и техники безопасности

  • Создаёт условия для благоприятного развития личности




Оценка эффективности реализации программы



Критерии

Количественная оценка

Методы достижения результата

Средства достижения результата

Способ отслеживания результатов

Прогнозируемый результат

Показатели социального развития личности

Охват по программе н/л, попавших в трудную жизненную ситуацию

240

чел

Методы организации

Деятельности

Поручения

Упражнения


Психолого - педагогические технологии

Анкетирование

Тестирование

Позитивная динамика развития когнитивной и познавательной сферы; формирование информационно - коммуникативных навыков

Повышение познавательной активности

На 30 %

Методы стимулирования

(мотивации)

Психолого - педагогические технологии

Тестирование

Анкетирование

Наблюдение

Повысился уровень познавательной активности

Развитие познавательной сферы

Объем кратковременной и долговременной памяти

на 20 %













Методы организации деятельности, упражнения




Практические занятия.

Коррекционно-развивающие занятия.

Игровые упражнения.

Развивающие занятия.














Тестирование.

Анкетирование

Наблюдение.


Доведение уровня когнитивной сферы до возрастной нормы

Развитие произвольного и непроизвольного внимания

на 25 %

Развитие наглядного и образного мышления

на 20 %

Развитие воображения

на 25 %

Развитие зрительного восприятия

на 20 %



Организация управления программой и контроль за ходом её реализации:

А) Схема организации управления программой.


Программа развития познавательных способностей Развивай-каПрограмма развития познавательных способностей Развивай-ка

Программа развития познавательных способностей Развивай-ка




Программа развития познавательных способностей Развивай-ка



Программа развития познавательных способностей Развивай-ка






Программа развития познавательных способностей Развивай-ка


Программа развития познавательных способностей Развивай-ка







Программа развития познавательных способностей Развивай-ка


Программа развития познавательных способностей Развивай-ка










Программа развития познавательных способностей Развивай-каПрограмма развития познавательных способностей Развивай-каПрограмма развития познавательных способностей Развивай-ка











Б) Контроль за ходом реализации программы

Форма контроля

Объект контроля

Метод контроля

Личностно -

Профессиональный

Программные мероприятия

1.Анализ работы по реализации программы, с учетом инноваций по выбранному направлению

2.Анализ качества оказания социальных услуг в рамках реализации мероприятий программы.

Тематический

Работа специалистов по каждому направлению

Анализ мероприятий по каждому направлению

Комплексный

Контроль за реализацией всех этапов программы, методического обеспечения

1.Изучение документации:

- план мероприятий по направлениям программы

2. Наблюдение за проведением мероприятий по реализации направлений программы

3. Опрос

4.Беседа

Предварительный

План мероприятий по реализации направлений программы, методический ресурс, кадровое обеспечение

1.Изучение и утверждение плана реализации направлений программы

2.Состояние методического обеспечения

Текущий

Отдельные этапы реализации программы, степень реализации конкретных задач

1.Контроль за оформлением личных дел воспитанников

2.Мониторинг

3.Изучение документации

Итоговый

Результаты проведенной работы

Мониторинг

Самоконроль

Личные дела воспитанников, этапы реализации мероприятий программы

Самоанализ

Административный

Все этапы реализации программы

1.Изучение документации

2.Беседа

Анализ и хронометраж

Участие клиентов в оценке качества

Анкеты. Опросники. Книга отзывов

Анализ анкет, отзывов клиентов.

Мониторинг

Системный учет и анализ информации по организации и результатам программы






































Список используемой литературы:

1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития когнитивной сферы учащихся. Часть 1. Книга для учителя. - 3-е изд., переарб. И доп. - М.: «Ось - 89», 2006.

2. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей - М.: ТЦ Сфера, 2001.

3.С.В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Практикум для психологов и логопедов. - М.: «Издательство Гном и Д», 2000.

4. Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М: Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2004г.

5. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. - СПб.: Речь, 2008г.

6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М». 2001г.

7. Глуханюк Н.С. Практикум пообщей психологии: Учеб.пособие /- 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Московского психолого - социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. (Серия «Библиотека психолога»)

Тематический план занятий по программе «Развивай-ка»

№ занятия

Цели занятия

Наименование форм работы, упражнения

Сроки

Занятие 1

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие мышления

- развитие фонетико - фонематического восприятия

- развитие памяти

Вводная часть

«Найди ошибку»

«Определи фигуру»

«назови одним словом»

«Кто точнее нарисует»

1 неделя

Занятие 2

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие познавательной сферы

Вводная часть

Дыхательные упражнения

Упражнение на развитие слуховой памяти

Упражнения на развитие координации движений и графических навыков

1 неделя

Занятие 3

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие произвольного внимания

- развитие зрительной памяти

- развитие логического мышления

Вводная часть

«Телеграфисты»

«Подбери картинки»

«Найди одинаковые»

«Перепутанные линии»

2 неделя

Занятие 4

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие пространственных представлений

- развитие механической и зрительной памяти

Вводная часть

«Цветная сказка»

«Запомни точно»

«Нарисуй по памяти»

2 неделя

Занятие 5

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие познавательной сферы

Вводная часть

Дыхательные упражнения

Упражнения на развитие ассоциативной памяти

Упражнения на развитие сенсомоторики

Профилактика нарушений зрения

3 неделя

Занятие 6

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие понятийного мышления

Вводная часть

«Найди одинаковые»

«Назвать одним словом»

«Конкретизация понятий»

«Вордбол»

3 неделя

Занятие 7

- создание веселого жизнерадостного настроения

- формирование элементов самоконтроля

- развитие объема памяти

Вводная часть

«Поставь значки»

«Отгадай слова»

«Подбери слова»

4 неделя

Занятие 8

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие словесно - логического мышления

Вводная часть

«Составление предложений»

«Найди девятый»

«Все ли ты увидел»

«Составь фигуру»

4 неделя

Занятие 9

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие понятийного мышления

- развитие процессов саморегуляции

Вводная часть

«Сравни предметы»

«Образец и правило»

«Загадочные контуры»

«Нарисуй так же»

«Делаем вместе»

5 неделя

Занятие 10

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие произвольного внимания

Вводная часть

5 неделя

Занятие 11

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие мышления (абстрагирование, сравнение, установление закономерностей)

Вводная часть

«Найди фигуры»

«Слова, начинающиеся с одной буквы»

«Объедини фигуры»

«Сделаем бусы»

6 неделя

Занятие 12

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие произвольности внимание

- развитие пространственных представлений

- развитие зрительной памяти

Вводная часть

«Выполняй правильно»

«Запомни и нарисуй»

6 неделя

Занятие 13

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие познавательной деятельности

- развитие сенсомоторики

Упражнение на обобщение и исключение, осложненное заданием на запоминание

Дыхательное упражнение

Упражнение на развитие сенсомоторики

7 неделя

Занятие 14

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие мышления

Упражнение на развитие мышления, осложненное заданием на запоминание

Дыхательные упражнения

Упражнения на развитие сенсомоторики

«Полянки»

«Что здесь изображено?»

7 неделя

Занятие 15

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие объема внимания и памяти

Вводная часть

8 неделя

Занятие 16

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие мышления (абстрагирование, сравнение, синтез)

- развитие зрительной памяти

Вводная часть

«Отгадай слова»

«Поиск общего»

Нарисуй по памяти

8 неделя

Занятие 17

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие саморегуляции

- зрительно - двигательной координации

- развитие мышления

Вводная часть

Найди отличия и дорисуй недостающие детали

Сравни предметы

Образец и правило

Загадочные контуры

9 неделя

Занятие 18

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие познавательной сферы

- развитие сенсомоторики

- развитие слухового восприятия

Дыхательные упражнения

Упражнение на развитие мышления, осложненное заданием на запоминание

Упражнение на развитие сенсомоторики

Упражнение на развитие слухового восприятия

9 неделя

Занятие 19

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие познавательной деятельности

Упражнение на расслабление и концентрацию

Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления

Упражнение на развитие сенсомоторики

Профилактика нарушения зрения

10 неделя

Занятие 20

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие познавательной деятельности

Дыхательные упражнения

Упражнение на развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания

Игра «Собираем букет»

Упражнение на развитие логического мышления, усложненное заданием на запоминание

Упражнение на развитие сенсомоторики

10 неделя

Занятие 21

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие познавательной деятельности

Упражнение на расслабление и концентрацию

Упражнение на развитие логического мышления, усложненное заданием на запоминание

Упражнение на развитие координации и тонкой моторики

Профилактика нарушений зрения

Упражнение на развитие логического мышления

11 неделя

Занятие 22

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие познавательной деятельности

Дыхательное упражнение

Упражнение «Соберем урожай овощей»

Упражнение на развитие сенсомоторики

Упражнение на развитие логического мышления

11 неделя

Занятие 23

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие познавательной деятельности

Дыхательные упражнения

Упражнения на развитие координации и тонкой моторики

Упражнение на развитие произвольного зрительного внимания

Упражнение на развитие пространственной ориентации, координации движений и графических навыков

12 неделя

Занятие 24

- создание веселого жизнерадостного настроения

- развитие познавательной деятельности

Упражнение на расслабление и концентрацию

Упражнение на развитие мышления, усложненное заданием на запоминание

Упражнение на развитие долгосрочной памяти и логического мышления

Упражнение на развитие координации и тонкой моторики

12 неделя


© 2010-2022