Коммуникативный тренинг для подростков Кораблекрушение

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммуникативный тренинг-игра «Кораблекрушение».


Цель данного тренинга: развитие навыков успешной межличностной коммуникации.

Задача: обучение в тренинговом взаимодействии наиболее эффективным методам разрешения сложных, конфликтных эмоциональных ситуаций; освоение умения эффективного слушания собеседника; создание безопасной атмосферы на тренинге; развитие творческих способностей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление

Ведущий представляется, в нескольких словах рассказывает о себе, о предстоящем тренинге, регламенте, целях и задачах тренинга.

2. Знакомство

Цели: знакомство со всеми участниками игры, включение всех участников в работу группы, установ­ления контакта, создание работоспособности.

Упражнения: 1. «Назови свое имя и прилагательное, которым можно тебя охарактеризовать»;

2. «Пересядьте те, кто…»

«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в цент­ре круга (для начала им буду я) предлагает поме­няться местами (пересесть) всем тем, кто об­ладает каким-то общим признаком. Этот при­знак он называет. Например, я скажу: "Пересядь­те все те, у кого есть сестры", - и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, про­должит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

Упражнение позво­ляет снизить напряженность, поднимает настроение, акти­визирует внимание и мышление.

3. Игра «Кораблекрушение».

- «Все мы собрались на одном большом корабле чтобы… (совместное фантазирование). Но вот неожиданно налетел шторм. Наш корабль пошел ко дну. К счастью у нас есть несколько шлюпок».

Для того чтобы распределиться по шлюпкам, ребята вытягивали листок с названием шлюпки («Ветер», «Чайка», «Победа», «Удача»).

«Вы вытянули карточки, на которых написано название вашей шлюпки. Названия повторяются на нескольких карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "машина", знайте, что у кого-то есть карточка, на кото­рой также написано "машина"».

«Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого - найти свою группу. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить. Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою группу, останьтесь ря­дом, но продолжайте молчать, не переговаривай­тесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

Цель: повышение настроения, снижение усталости, дальнейшее раскрепощение участников, развитие вы­разительного поведения; побуждать участников, быть внимательными к действиям других, а также искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

- Задание «Ладони»

«Теперь у нас 4 группы. Каждая группа должна представить себя, свои лучшие качества, для того, чтобы лучше познакомить нас с каждым членом команды. Для этого нарисуйте на листе бумаги свои ладони и запишите качества, которые выгодно отличают вас от других членов команды, те качества, которые могут пригодиться вам в вашем нелегком путешествии».

После выполнения задания один из участников представляет членов своей команды.

Цели: развитие интереса к себе и другим, формирование первичных навыков самоанализа; формирование умения говорить и думать о себе.

- «Через некоторое время команды ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных! Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается пятнадцать минут, чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведете на этих островах ближайшие сутки. Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами».

Через пятнадцать минут представители каждой команды сообщают о результатах обсуждения.

Цели: развитие умения вести дискуссию, слушать собеседника, развитие воображения.

- упражнение «Вавилонская башня»

«Ваши острова находятся не так далеко друг от друга, поэтому у вас есть возможность подавать друг другу сигналы. Для этого вам необходимо построить высокую башню».

Каждой команде выдается пачка старых газет и дается задание построить из этих материалов максимально высокую башню. Разрешается использование любых подручных материалов.

Цели: повышение групповой сплоченности, развитие способности выдвигать и отстаивать свои идеи.

- задание «Передай сигнал».

«Теперь, имея высокие башни, вы можете передавать друзьям с других островов информацию».

Каждой команде выдается листок с текстом, который нужно передать другой команде с помощью жестов («У нас закончилась питьевая вода», «Мы построили плот», «Мы вчера ходили на охоту», «У нас все хорошо»).

Цель: развитие невербального общения, развитие креативности, выразительности.

- упражнение «Переправа».

«Жители двух островов приняли решение перебраться со своих островов на соседние. Для этого они отправились в опасное путешествие. Но на пути их ждут отмели и рифы. Как преодолеть препятствия?»

Членам двух команд дается задание преодолеть все препятствия (стулья, расставленные в беспорядке) и прибыть на соседний остров (при этом у каждого участника завязаны глаза). Жители других двух островов становятся «компасами» и указывают дорогу.

В итоге происходит объединение, и в игре уже участвуют не 4, а две команды.

Цель: повышение работоспособности, снижение напряженности, усталости, активизирует внимание, мышление.

- упражнение «Плот».

«Члены одной из команд построили плот. Они встали на него и поплыли за своими товарищами по несчастью на другой остров. Все вместе они отправятся домой».

Участникам дается несколько газет, которые имитируют плот. Необходимо поместиться всем ребятам с первого острова. Затем нужно поместиться на этом острове с жителями второго острова.

«Но, к сожалению, нередко бывает, что сильный порыв ветра разрушает плоты. Вот так случилось и у нас. Порыв ветра оторвал несколько бревен от нашего плота (убирается несколько газет). Может быть кого-то оставим на острове?»

Задача поместиться всем участником на постепенно уменьшающемся плоту.

Цель: сплочение группы, снижение напряженности.

4. Заключение игры.

«Ну, вот мы все благополучно добрались до суши. Давайте сейчас вспомним, какие мы были, все лучшие качества, которые мы проявили в этом путешествии, и создадим групповой коллаж на тему «Моя команда».

Участники получают листы ватмана, цветную бумагу, клей, старые журналы, свои фотографии. Их задача - выполнение творческой композиции на заданную тему.

Цели: развитие эмпатии, умения координировать совместные действия, навыков невербального общения, развитие креативности, творческого потенциала.

5. Заключение

- Рефлексия игры.

«Что понравилось? Что не понравилось? Что показалось трудным? Какие задания хотелось бы повторить?»

- упражнение «Пожелание группе»

«Закончим нашу работу тем, что каждый по очереди выскажет пожелание группе на сего­дняшний день».


Литература:


  1. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2000. - 256 с.

  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2007. - 271 с.


© 2010-2022