Условия формирования социально-психологической компетентности в процессе обучения у учащихся СОШ

Современный рынок труда предъявляет требования те только к  конкретным знаниям, но и к компетенциям будущих специалистов. В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» (от лат. competens - соответствующий, способный)[6,С,122] получило широкое распространение сравнительно недавно. Согласно педагогической энциклопедии понятие «компетентности» включает в себя, помимо сугубо профессиональных знаний, умений и навыков, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работа...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Условия формирования
социально-психологической компетентности в процессе обучения у учащихся в СОШ


Современный рынок труда предъявляет требования те только к конкретным знаниям, но и к компетенциям будущих специалистов.

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» (от лат. competens - соответствующий, способный)[6,С,122] получило широкое распространение сравнительно недавно. Согласно педагогической энциклопедии понятие «компетентности» включает в себя, помимо сугубо профессиональных знаний, умений и навыков, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [2, с.237].

На международном уровне проблема компетентности находит свое отражение в материалах ЮНЕСКО, где очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования

А в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. - в отечественной науке зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании.

Таким образом, общество заинтересовано в формировании личности специалиста, обладающего высоким уровнем социально-психологической компетентности, которая бы обеспечивала психологическую зрелость, профессиональную эффективность и социальную востребованность во всех сферах жизнедеятельности [9,с.38], что условиях модернизации отечественного образования, современной науки и производства приобретает особую актуальность.

В работах психологов [Ю.И. Емельянова, М.А. Холодной [2, с.8]рассматривается понятие социально- психологической компетентности как части социальной компетенции.

Можно определить социальную компетенцию как социально обусловленное обобщенное качественное новообразование личности, способствующее успешному выполнению ею социальных ролей, характерных для эффективной жизнедеятельности в условиях данного общества, социума.

Социально-психологическая компетентность, проявляющаяся в умении строить перспективные и организаторские планы самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской, экспериментальной и т.д.); разрабатывать технологию; выбирать оптимальные методы и средства их реализации. Организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля, обратной связи субъектами образования.

Социально-психологическая компетентность формирует профессионально важные качества студента колледжа.

По мнению В.Е.Овчаровой [6,с.108], социально-психологическая компетенция является ключевой.

Общая социально-психологическая компетентность студента колледжа - готовность и стремление эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. В составе социально-психологического блока рассматриваются компетентности социальные), психологические, персональные (готовность и стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию, рефлексия, креативность и т.п.), информационные (владение новыми технологиями, их критическое использование, знание иностранных языков и т.п.), экологические (экологическая ответственность, основанная на знании общих законов развития общества и природы), валеологические (готовность и стремление к ведению здорового образа жизни) и др.

Специальная социально-психологическая компетентность - готовность и способность мобилизовать профессионально важные качества, обеспечивающие продуктивность непосредственной трудовой деятельности специалиста.

Для описания социально-психологической компетентности студента колледжа той или иной специальности можно использовать классификацию профессий.

Социально-психологическая компетентность -способность студента как индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

Роль психологической компетентности в становлении профессионализма студента колледжа как будущего специалиста неоспорима.

Психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия.

Психологическая компетентность студентов колледжей
представляет собой интегральное психическое образование, включающее ряд сформированных компетенций как сочетания знаний, умений, качеств и свойств личности.

Психологические компетенции различаются по основанию видов
профессиональной деятельности будущих специалистов среднего звена
(коммуникативная, диагностическая, проективная) и по основанию
профессионально важных качеств и психических процессов, востребуемых в труде специалистов среднего звена (когнитивная, перцептивная, эмотивная, рефлексивная).

Указанные компетенции дифференцируются по обращенности на будущую профессию (профессиональные психологические компетенции) и по обращенности на себя (психологические самокомпетенции).При полноценном освоении всего спектра психологических компетенций , экстраполированных на условия среды, формируется социальная компетентность студента колледжа.

В качестве психолого-ориентированных структурных компонентов компетентности студентов колледжа можно выделить; знания и умения (когнитивный компонент), характеристики мышления (интеллектуальный компонент), опыт поведения, деятельности, общения (деятельностно-поведенческий компонент) [8, 13].

Построение психологический компетентности- это достаточно сложный процесс, который определяется взаимодействием двух факторов: объективного (ситуационного) и субъективного (личностного). Умение проектировать психологические воздействия является одним из профессионально важных качеств студента колледжа как будущего специалиста.

Таким образом,теоретическое осмысление проблемы исследования подтверждает мысль о том, что при формировании социально-психологической компетентности студентов колледжа главная задача состоит в том, чтобы, используя в единстве и целостности разнообразные социально-психологические условия [3, с.81].

Решение сложной актуальной проблемы формирования социально-психологической компетентности в процессе обучения у студентов колледжа, включает рассмотрение ее содержания, структурной организации, компонентного состава и т.д., что может выступить в качестве необходимой исходной основы самого процесса формирования.

Система психолого-педагогических условий формирования социально-психологической компетентности студентов колледжа в процессе обучения может состоять из следующих блоков:

1.Научно-педагогическое обоснование содержания и структуры социально-психологических компетенций студентов колледжа, как компонента готовности специалиста к профессиональной деятельности, направленного на активизацию профессионально значимых характеристик: качеств, знаний, прикладных умений по обеспечению профессиональной деятельности, профессиональной культуры, мотивации к исполнению профессиональной деятельности.

2.Методическая система формирования социально-психологических компетенций, которая включает педагогически обоснованные компоненты: цели формирования профессиональных компетенций, соответственно организованные педагогические условия их формирования, педагогические принципы, критерии сформированности профессиональных компетенций, методы, приемы, средства обучения и формы на основе интегрированного методического комплекса организации учебного процесса, обеспечивающая значительное повышение качества профессиональной подготовки специалиста среднего звена.

3.Совокупность принципов обучения, отражающих педагогически обоснованные ключевые требования к профессиональной подготовке студентов колледжа и регулирующих процесс формирования профессиональных компетенций будущих специалистов (принцип социальной и психологической совместимости; принцип профессиональной направленности обучения, принцип научности, принцип целостности и комплексности, принцип преемственности, принцип этапности и последовательности, принцип индивидуализации обучения).

Исходя из вышесказанного, формирование социально-психологической компетентности студентов колледжа будет эффективна, если: социально-психологическая компетентность студентов колледжа будет рассматриваться как одна из необходимых целей профессиональной подготовки студентов колледжа с учетом структурных компонентов (мотивационно-потребностный, когнитивный и деятельностно-практический) и отражается в рабочих программах и учебно-методических рекомендациях; в процессе организации профессиональной подготовки в колледже максимально учитывается потенциал аудиторной самостоятельной работы студентов с учетом особенностей саморазвития личности; разработана модель процесса формирования социально-психологической компетентности студентов колледжа на основе синергетического подхода и определены ее составляющие; в процессе формирования социально-психологической компетентности студентов колледжа будут использоваться тренинги различного уровня сложности; применяется модерации, которая рассматривается как один из видов воспитания студентов на основе использования внутренних ресурсов; обеспечивается преемственность этапов формирования социально-психологической компетентности студентов колледжа.

Процесс формирования социальной компетентности студентов будет эффективным при реализации следующего комплекса педагогических условий: -надлежащем отборе и структурировании содержания тем учебного материала, способствующих формированию социальной компетентности; использовании инновационных технологий преподавания в формировании социальной компетентности; организации внеаудиторной работы со студентами, способствующей формированию социальной компетентности.

В развитии психологической компетентности главная роль должна быть отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций.

Развитие психологической компетентности в условиях целенаправленного обучения идет значительно интенсивнее, чем спонтанно [11, С.19]. Однако можно отметить недостаток специальных программ, целью которых было бы развитие компонентов социально-психологической компетентности, что становится особенно актуальным в связи с необходимостью формирования профессионализма студентов колледжа как будущих специалистов среднего звена.



Список литературы

1.Будрина Е.Г. Динамика интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения // Психологический журнал. -2009.-С.16-18

2.Емельянов Ю.И. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М., тип.Дашкова-из-е 4-е перер. и доп.-2006 -144с.

3.Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение- СПб.-СПБ ГУ.-из-е 6-е доп.-2008-278с.

4.Зеер Э., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации професионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.

5.Мосягина Г.П. Система оценки сформированности социальной компетенции будущих педагогов в условиях колледжа // Актуальные проблемы инновационной деятельности в средней и высшей школе. Межвуз. сб. науч. ст. - Ставрополь: Литера, 2008. - Вып. 3. - С. 53-61.

6.Овчарова В.Е. Социально-психологическая компетентность будущих социальных психологов и технологии ее формирования в вузе: Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2008.

7.Полякова С.А. Профессиональная подготовка в юридических колледжах // Профессиональное образование, 2009, №10, С.16.

8.Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во Томск, ун-та; М.: Изд-во «Барс», из-е 4-е доп.-2009. - 392 с

9.Холодная М.А., Алексапольский А.А. Интеллектуальные способности и стратегии совладающего поведения // Психологический журнал. -2010.- № 4.-С.15

10.Психологическая энциклопедия/ сост.Корсини Р., Ауэрбах А.-М.-из-во Вебинар-2009-602с.


7


© 2010-2022