- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Статья ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Страхова С.В. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков - один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Это связано с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения.
Девиантные формы нарушения поведения или отклонения от общепринятых норм в подростковой среде обнаруживают за последние десятилетия тенденцию стремительного увеличения и представляют собой проекцию всех тех проблем, которые накопились в обществе, требуют своего безотлагательного решения. При этом характер нарушений поведения у подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они проявляются в противоположных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве и алкоголизме, сексуальной распущенности, бродяжничестве, употреблении наркотических и токсических веществ, суицидальных тенденциях.
Программа воспитательно-профилактических мероприятий в школе направлена на создание благоприятного микроклимата для учащихся, всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности, воспитание духовно-нравственных ценностей, психолого-педагогическую работу по предупреждению правонарушений, коррекционную работу с детьми девиантного поведения.
С этой целью в школе создаётся Совет профилактики (приказом по школе), утверждается план работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних учащихся на учебный год по направлениям:
- профилактическая работа,
- организация досуговой деятельности,
- работа с родителями,
- правовой всеобуч,
- работа с детьми из семей, находящихся в социально-опасном положении и стоящими на внутришкольном контроле;
Создаётся план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, разрабатывается комплекс мероприятий по социально-педагогическому сопровождению семьи, утверждается план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся, разрабатывается план совместной работы школы с инспектором по делам несовершеннолетних.
Приказом директора школы утверждается состав совета профилактики.
На первом заседании Совета профилактики анализируется сбор информации по классам по проблемам с трудными детьми, неблагополучными семьями, оценивается работа совета профилактики за прошедший год. Утверждается список детей «группы риска», «неблагополучных» семей, план работы на новый учебный год, план работы с инспектором ПДН , день профилактики.
В течение всего учебного года ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики, на которых поднимаются такие вопросы, как нарушение дисциплины, посещаемость занятий, разрешение конфликтных ситуаций. Заслушиваются классные руководители, руководители кружков по работе с детьми из « группы риска».
Разрабатываются и проводятся месячники «По профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних» (апрель), «о профилактике борьбы с наркотиками» (ноябрь, май), «По предупреждению правонарушений и профилактике безнадзорности среди учащихся». Проводятся по графику встречи с инспектором по делам несовершеннолетних, рейды в семьи «трудных» детей, в неблагополучные семьи.
Проводится комплексная операция «Подросток» - посещение дискотеки, массовых мероприятий, с целью выявления времяпровождения школьниками в вечернее время (совместно с инспектором ПДН).
Регулярно организуются встречи со специалистами, врачами на родительских собраниях, а также беседы местного фельдшера с подростками по вопросам личной гигиены.
В течение учебного года организуется работа «круглого стола», где проводится обучение классных руководителей современным методам по предупреждению правонарушений среди подростков.
Совет профилактики тесно сотрудничает с Советом общественности села: совместные заседания, рейды по «неблагополучным» семьям.
В течение учебного года ведётся тесная работа Совета профилактики с администрацией школы: поднимаются вопросы на совещаниях при директоре, при завуче по УВР, на педсоветах.
По рекомендации совета профилактики проводится работа по охвату организованным отдыхом и трудом учащихся из «группы риска» и опекаемых в каникулярное время (оздоровительная площадка при школе, путевки в летние оздоровительные и трудовые лагеря, санатории, трудовая практика при школе).
Большую работу проводит психолог школы: индивидуальная работа с учащимися, родителями, анкетирование, сбор банка данных об учащихся, составление социального паспорта школы.
К психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим повышение эффективности предупреждения девиантного поведения подростков относим:
-
информационно-просветительскую работу с родителями в основе которой лежит профилактика возможных нарушений семейного воспитания, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками;
-
информационно-просветительскую работу с педагогами в основе которой лежит информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка и повышение уровня эффективности приемов педагогического воздействия;
-
развитие у подростка навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других путем включения его в психологический тренинг.
По отношению к неблагополучным семьям применяются меры общественного воздействия: вызовы на заседания совета профилактики, на педсоветы; приглашение на заседания Совета общественности села.
Целью посещений неблагополучных семей является:
-
изучение условий воспитания и проживания детей; изучение материально-бытовых условий жизни уч-ся;
-
оказание педагогической помощи семьям;
-
систематический контроль за этими семьями.
Все ребята из «группы риска» вовлекаются в работу кружков. В связи с пропусками уроков или плохой успеваемостью учителя - предметники обязательно проводят с ними дополнительные занятия.
В течение всего учебного года организовано льготное питание, которым пользовались дети из « неблагополучных» семей.
В результате систематической работы профилактической направленности в нашей школе не зарегистрировано ни одного случая правонарушений среди учащихся, не зарегистрирован случай употребления или увлечения учащимися наркотических веществ, нет учащихся, систематически пропускающих занятия без уважительных причин.