Статья ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков - один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.

Это связано с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения.

Девиантные формы нарушения поведения или отклонения от общепринятых норм в подростковой среде обнаруживают за последние десятилетия тенденцию стремительного увеличения и представляют собой проекцию всех тех проблем, которые накопились в обществе, требуют своего безотлагательного решения. При этом характер нарушений поведения у подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они проявляются в противоположных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве и алкоголизме, сексуальной распущенности, бродяжничестве, употреблении наркотических и токсических веществ, суицидальных тенденциях.

Программа воспитательно-профилактических мероприятий в школе направлена на создание благоприятного микроклимата для учащихся, всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности, воспитание духовно-нравственных ценностей, психолого-педагогическую работу по предупреждению правонарушений, коррекционную работу с детьми девиантного поведения.

С этой целью в школе создаётся Совет профилактики (приказом по школе), утверждается план работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних учащихся на учебный год по направлениям:

- профилактическая работа,

- организация досуговой деятельности,

- работа с родителями,

- правовой всеобуч,

- работа с детьми из семей, находящихся в социально-опасном положении и стоящими на внутришкольном контроле;

Создаётся план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, разрабатывается комплекс мероприятий по социально-педагогическому сопровождению семьи, утверждается план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся, разрабатывается план совместной работы школы с инспектором по делам несовершеннолетних.

Приказом директора школы утверждается состав совета профилактики.

На первом заседании Совета профилактики анализируется сбор информации по классам по проблемам с трудными детьми, неблагополучными семьями, оценивается работа совета профилактики за прошедший год. Утверждается список детей «группы риска», «неблагополучных» семей, план работы на новый учебный год, план работы с инспектором ПДН , день профилактики.

В течение всего учебного года ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики, на которых поднимаются такие вопросы, как нарушение дисциплины, посещаемость занятий, разрешение конфликтных ситуаций. Заслушиваются классные руководители, руководители кружков по работе с детьми из « группы риска».

Разрабатываются и проводятся месячники «По профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних» (апрель), «о профилактике борьбы с наркотиками» (ноябрь, май), «По предупреждению правонарушений и профилактике безнадзорности среди учащихся». Проводятся по графику встречи с инспектором по делам несовершеннолетних, рейды в семьи «трудных» детей, в неблагополучные семьи.

Проводится комплексная операция «Подросток» - посещение дискотеки, массовых мероприятий, с целью выявления времяпровождения школьниками в вечернее время (совместно с инспектором ПДН).

Регулярно организуются встречи со специалистами, врачами на родительских собраниях, а также беседы местного фельдшера с подростками по вопросам личной гигиены.

В течение учебного года организуется работа «круглого стола», где проводится обучение классных руководителей современным методам по предупреждению правонарушений среди подростков.

Совет профилактики тесно сотрудничает с Советом общественности села: совместные заседания, рейды по «неблагополучным» семьям.

В течение учебного года ведётся тесная работа Совета профилактики с администрацией школы: поднимаются вопросы на совещаниях при директоре, при завуче по УВР, на педсоветах.

По рекомендации совета профилактики проводится работа по охвату организованным отдыхом и трудом учащихся из «группы риска» и опекаемых в каникулярное время (оздоровительная площадка при школе, путевки в летние оздоровительные и трудовые лагеря, санатории, трудовая практика при школе).

Большую работу проводит психолог школы: индивидуальная работа с учащимися, родителями, анкетирование, сбор банка данных об учащихся, составление социального паспорта школы.

К психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим повышение эффективности предупреждения девиантного поведения подростков относим:

  • информационно-просветительскую работу с родителями в основе которой лежит профилактика возможных нарушений семейного воспитания, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками;

  • информационно-просветительскую работу с педагогами в основе которой лежит информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка и повышение уровня эффективности приемов педагогического воздействия;

  • развитие у подростка навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других путем включения его в психологический тренинг.

По отношению к неблагополучным семьям применяются меры общественного воздействия: вызовы на заседания совета профилактики, на педсоветы; приглашение на заседания Совета общественности села.

Целью посещений неблагополучных семей является:

  • изучение условий воспитания и проживания детей; изучение материально-бытовых условий жизни уч-ся;

  • оказание педагогической помощи семьям;

  • систематический контроль за этими семьями.

Все ребята из «группы риска» вовлекаются в работу кружков. В связи с пропусками уроков или плохой успеваемостью учителя - предметники обязательно проводят с ними дополнительные занятия.

В течение всего учебного года организовано льготное питание, которым пользовались дети из « неблагополучных» семей.

В результате систематической работы профилактической направленности в нашей школе не зарегистрировано ни одного случая правонарушений среди учащихся, не зарегистрирован случай употребления или увлечения учащимися наркотических веществ, нет учащихся, систематически пропускающих занятия без уважительных причин.


© 2010-2022