- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа внеурочной деятельности по психологии Первый раз в 5 класс
Программа внеурочной деятельности по психологии Первый раз в 5 класс
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Капустина О.А. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 с.Хушенга
Хилокского района Забайкальского края
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Первый раз в пятый класс»
5 класс
Педагог-психолог:
Капустина Оксана Александровна
МБОУ СОШ №17 с.Хушенга
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы по психологии Е. Г Коблик, О.В Хухлаевой, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» ориентирована на учащихся 5-ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторских программ по психологии Е. Г Коблик, О.В Хухлаевой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: «Генезис», 2005).
Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.
Цели и содержание программы:
Цель - способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы (создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями).
В соответствии с целью сформулированы задачи:
• формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
• формирование устойчивой учебной мотивации детей;
• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
• повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
• освоение детьми школьных правил;
• выработка норм и правил жизни класса;
• формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Характеристика основных этапов работы
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы.
На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов.
На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях.
На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.
Нижеуказанные пособия позволяют организовать методическое обеспечение внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» в 5 классе:
-
Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003),
-
Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: «Генезис», 2005
Предполагаемый результат: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
Методы и техники, используемые в программе:
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.
Принципы работы тренинговой группы:
Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.
Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.
Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности.
Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях.
Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей.
Структура занятия:
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденное го материала.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Начинаются занятия с пятиклассниками со второй недели сентября.
Программа тренинга рассчитана на 35 занятий по 1 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз в неделю, работа по программе занимает первое полугодие.
Календарно- тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Решаемая проблема
Планируемые результаты
метапредметные результаты
личностные результаты
1
Создание группы
1
- сформировать группу участников;
- способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе;
- выяснить ожидания детей;
- развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- работать в группе,
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
2
Здравствуй, пятый класс!
1
- дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности;
- помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.
-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- формирование ответственного отношения к учению,
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
3
Находим друзей
1
- способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;
- помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;
- повысить самооценку детей.
- работать с метафорами,
- понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
4
Узнай свою школу
1
- помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- основам коммуникативной рефлексии;
- устанавливать целевые приоритеты;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- формирование ответственного отношения к учению,
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
5
Что поможет мне учиться?
1
- помочь участникам группы осознать правила работы на уроке;
- способствовать формированию учебных навыков;
- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- планировать пути достижения целей;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
6
Легко ли быть учеником?
1
- помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;
- способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
К: - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
7
Чего я боюсь?
1
- научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления;
- снизить школьную тревожность.
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- основам коммуникативной рефлексии;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8-9
Трудно ли быть настоящим учителем?
2
- расширение и обогащение навыков общения с учителями;
- формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки;
- коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые сообщества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10-
11
Конфликт или взаимодействие?
2
-общение в конфликте конструктивное разрешения конфликтов;
умение свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
12
Работа с негативными переживаниями
1
- повышение эмоциональной устойчивости детей;
- формирование навыков принятия собственных негативных эмоций;
- формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания.
- работать с метафорами,
- понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- развитие эстетического сознания через творческую деятельности эстетического характера.
13
Кто Я, какой Я?
1
- способствовать осознанию своих качеств, повышение самооценки
- работать с метафорами
- понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
К: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- основам коммуникативной рефлексии;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических ценностей российского общества;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
14
Я могу!
1
осознание своих качеств и повышение самооценки.
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
15
Я нужен!
1
- формирование позитивной Я-концепции
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- планировать пути достижения целей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
16
Я мечтаю
1
- научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
17
Я - это мои цели!
1
- повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
18
Я - это мое детство
1
- формирование позитивной Я-концепции
- работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
19
Я - это мое настоящее. Я - это мое будущее
1
- развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
20
Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. Чувства бывают разные.
1
-
способствовать рефлексии эмоциональных состояний;
-
способствовать адекватному самовыражению.
- работать с метафорами,
- понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
21
Стыдно ли бояться?
1
- развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем,
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
22
Имею ли я право сердиться и обижаться?
1
- формирование навыков принятия собственных негативных эмоций
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
23
Я и мой внутренний мир. Каждый видит мир и чувствует по - своему.
1
- подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира
каждого человека
- работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
24
Любой внутренний мир ценен и уникален
1
- подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- работать в группе
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
25
Кто в ответе за мой внутренний мир. Чему меня могут научить трудные ситуации?
1
- подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
26
В трудной ситуации я ищу силу внутри себя и она обязательно найдется.
1
- научить находить и использовать психологические ресурсы
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
27
Я и ТЫ. Я и мои друзья
1
- обсудить проблемы подростковой дружбы.
- работать с метафорами
- понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах
28
Я и мои «колючки».
1
- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
29
Что такое одиночество?
1
- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
30
Я не одинок в этом мире.
1
- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
31
Мы начинаем меняться. Нужно ли человеку меняться?
1
помочь подросткам осознать свои изменения;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
32
Самое важное - захотеть меняться
1
мотивировать подростков к позитивному самоизменению.
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
33
Агрессия и ее роль в жизни человека. У меня появилась агрессия.
1
помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью,
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
34
Агрессия со стороны. Как на нее реагировать?
1
научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- основам коммуникативной рефлексии;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми
35
Учимся договариваться
1
научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- включающее установление причинно-следственных связей;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми
Материально-техническое обеспечение курса
Для изучения курса «Психология», в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, CD и DVD);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, ксерокс, сканер.
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
-дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Психология» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования психологии;
- специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания ему информационной и методической помощи (учебники по психологии, книги для учителя по психологии и дополнительному образованию, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса «Тропинка к своему «Я»;
- энциклопедическая и справочная литература (философские и психологические словари, справочники по теории и истории психологии, биографии отечественных и зарубежных психологов и значимых персоналий и др.);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.
Литература, электронные ресурсы.
Литература для обучающихся
-
Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я». - Д.: «Сталкер», 1998 г.
-
Гуревич П.С. Человек. - М.: Дрофа, 1995г.
-
Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе.- М. «Просвещение» 1991 г. .
-
Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М. «Просвещение», 1986 г.
-
Леви В.Л. Вагон удачи. - М.: Метафора, 2003.
Литература для учителя:
-
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.:изд.-во «Ось-89», 2001г.
-
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. - Новосибирск, 1997 г.
-
Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.-Екатеринбург,1997 г.
-
Конфликтология в школе. Учебно - методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений/ Под редакцией С.В. Баныкиной, М., 2002
-
Микляева А.В. Я - подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. - СПб.: Речь, 2003 г.
-
Микляева А.В. Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. - СПб.: Речь, 2003г.
-
Микляева А.В. Я - подросток.Я среди других людей. Программа уроков психологии. - СПб.: Речь, 2003 г.
-
Плахотникова И.В. Развитие личностной саморегуляции: методическое пособие/ И. В. Плахотникова, В.И. Моросанова.- М.: Вербуи - М, 2004
-
Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г.
-
Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.
-
Смирнова Е.Е. на пути к выбору профессии. - СПб.: КАРО, 2003.
-
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/Пер. с нем. - М.: Генезис, 2003.
-
Фопель К. Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005.
-
Черникова Т.В., Сукачева Г.А. старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно - тренировачных и клубных занятий: метод. Пособие.-2-е изд.стереотипное - М.: Глобус, 2007.
Электронные ресурсы
-
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: elibrary.rsl.ru/
-
Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет - университета, режим доступа: i-u.ru/biblio/default.aspx
-
«Психея», режим доступа: psycheya.ru
-
Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке» , режим доступа: psychology.ru/Library
-
Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: scitylibrary.h11.ru/Library.htm
-
«Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //psycatalog. ru
-
«Популярная психология», режим доступа: karponarod.ru/
-
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: Сайт для психологов и тех, кто интересуется психологией» , режим доступа: explorateur.narod.ru/library.htm
-
«Антистресс», режим доступа: marks.on.ufanet.ru
-
PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» , режим доступа: psylib.kiev.ua.
Брестское городское общественное объединение профессиональных психологов, режим доступа: psybrest.iatp.by/bratus.htm
-
hpsy.ru, режим доступа: hpsy.ru/about.htm
-
«Флогистон: Психология из первых рук», режим доступа: flogiston.ru/library
-
ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал, режим доступа: proshkolu.ru
-
Журнал «Психология», режим доступа: psychology.su/