Программа внеурочной деятельности для детей ЗПР, начальная школа

Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАПРАВЛЕНИЕ: Коррекционно-развивающее

«Психологическая азбука для младших школьников»

Возраст детей - 7 - 11 лет (0 - 4 класс)

Срок реализации программы - 5 год

Автор программы: Козлова Юлия Валерьевна

Город Ульяновск

Педагог-психолог



















Пояснительная записка

к рабочей программе внеурочной деятельности

«Психологическая азбука для младших школьников»

1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Рост нервно - психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения.

По данным психолого - педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20 - 30 % обучающихся, а приблизительно 70 - 80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Необходимость совершенствования школьного образования с особой остротой ставит задачу изучения причин отставания в учебе и недостатков поведения отдельных учеников, выбор наиболее эффективных путей устранения этих явлений. Особенно это важно для начальной школы, в которой не только создается база для формирования познавательных возможностей ребенка, но и закладывается фундамент всего последующего образования.

Специальные исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились психологами (В.И.Зыкова, З.И.Калмыкова, И.А.Коробейников, Н.А.Менчинская, Н.И.Мурачковский, А.М.Орлова, Н.П.Слободяник), педагогами (Ю.К.Бабанский, А.А.Бударный, Б.П.Есипов, Л.В.Занков), дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (Т.А.Власова, Т.В.Егорова, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина, С.Г.Шевченко). Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию - детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической, а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью» (У.В.Ульенкова), «отстающие в учении» (Н.А.Менчинская), «нервные дети» (А.И.Захаров). Однако критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития. В соответствии с еще одним социально - педагогическим подходом таких детей называют «дети группы риска» (Г. Ф. Кумарина).

Диагноз ЗПР может быть установлен ребенку только медико - педагогической комиссией (МПК) или психолого - медико - педагогической консультацией (ПМПК), после чего его направляют в школу - интернат (школа с продленным днем) или в специальный класс коррекционно - развивающего обучения общеобразовательной школы.

Цель организации таких классов - создание для детей с ЗПР адекватных их особенностям условий обучения и воспитания. По статистическим данным к началу 2000 года в России около 600 000 школьников обучалось в классах коррекционно - развивающего обучения.

Острейшая необходимость разработки вопросов развития младших школьников с ЗПР в сравнении с детьми с другими нарушениями развития, а также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики. Переход школы на новые усложненные программы усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих школьников.

По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы младшие школьники с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Актуальность программы определена тем, что дети данной категории обладают потенциальными возможностями дальнейшего развития, то есть будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить только с помощью педагога. Это отличает детей с ЗПР от умственно отсталых. В результате обучения по программе «Психологическая азбука» самооценка младшего школьника претерпевает изменения, она становится осознанной, обоснованной, дифференцированной, носит отраженный характер оценки взрослого. Наблюдается изменение идеального автопортрета в сторону уменьшения требований к себе по степени выраженности качеств, т.е. оценка идеального «Я» стала более продуманной и реалистичной.

Практическая значимость обусловлена формированием познавательной деятельности младших школьников с ЗПР как процесса коррекционно - развивающего обучения, включающего коррекцию поведения и эмоционально - личностной сферы детей с ЗПР, а также преодоление недостатков учебной деятельности при изучении различных дисциплин.

Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной активности (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно - личностной сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).

Связь с уже существующими программами. Программа по курсу «Психологическая азбука для младших школьников» составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова и «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» автор Языканова Е. В. Данные программы входят в число рекомендуемых в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Программа адаптации детей по проблеме школьной тревожности и страхов для учащихся первых классов, авторы А. Микляева, П. Румянцева.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся. Нормативно-правовой и документальной основой программы «Психологическая азбука для младших школьников» являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Вид программы - авторская.

Новизной данной программы является ориентация на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

2.Цель и задачи программы

Цель программы -

познавательно-личностное развитие школьников;

формирование умения осуществлять различные умственные действия;

развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению, самоконтроля, стремления отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения; формирование таких психологические качества и умения, которые помогут школьникам не только усваивать учебный программный материал на предметных уроках, но и осознавать себя членом социума.

Задачи:

Обучающие:

  • Формирование умения решать творческие задачи;

  • Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

  • Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе;

  • Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД.

Воспитывающие:

  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

  • Воспитание ответственности, усидчивости, целеустремлённости, способности к взаимопомощи и сотрудничеству;

  • Воспитание умения анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях;

  • Формирование способности к организации деятельности и управлению ею;

  • Воспитание целеустремленности и настойчивости;

  • Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

  • Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

  • Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

Развивающие:

  • Развитие познавательных способностей;

  • Развитие кругозора учащихся;

  • Развитие общеучебных умений и навыков.

Одним из основных препятствий для успешного обучения детей с ЗПР является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.

Именно поэтому в программе внеурочной деятельности «Психологическая азбука для младших школьников» последовательно и планомерно формируется у учащихся психологическая основа обучения, повышается уровень их общего психологического, и, в частности, умственного развития.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа предусматривает формирование в ходе занятий у младших школьников с ЗПР следующих способностей:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Дополнительная образовательная программа «Психологическая азбука для младших школьников» рассчитана на пять лет обучения.

4. Особенности учащихся с задержкой психического развития

Обучающиеся с задержкой психического развития - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий .

Категория обучающихся с задержкой психического развития - наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука для младших школьников» рассчитана на 5 учебных лет - 171 учебных часа.

Режим занятий:

0класс,1класс: 33 учебных часа (1 час в неделю).

2класс, 3 класс, 4класс: 35 учебных часов (1 час в неделю).

Возраст: 7 - 11 лет.

Длительность занятий: 35 - 40 минут. 35 минут в 0 классе, в 1-4 классах - 40 минут.

Прогнозируемые результаты

После окончания курса «Психологическая азбука для младших школьников» учащиеся должны уметь:

  • Самостоятельно выполнять данное учителем задание;

  • Проявлять собственную активность в получение знаний;

  • Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные

  • внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);

  • самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);

  • смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).

Коммуникативные

  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;

  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;

  • умение слушать собеседника;

  • потребность в общение со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные

  • целеполагание;

  • контроль;

  • коррекция;

  • оценка;

  • саморегуляция.

Познавательные

  • рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

  • анализ объектов с целью выделения признаков;

  • синтез;

  • установление причинно-следственных связей.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,

  • тестирования,

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.

Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):

  • снижение уровня школьной тревожности;

  • мотивация на саморазвитие;

  • повышение коммуникативной компетентности;

  • активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем);

5.Уровень результатов работы по программе:

Уровни сформированности УУД по годам обучения

На момент окончания 0 класса

На момент окончания 1 класса

На момент окончания 2 класса

На момент окончания 3 класса

У выпускников начальной школы

Личностные УУД

Проявляет самостоятельность в игровой деятельности. Пытается оценивать себя и свои поступки

Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстников.

Проявляет самостоятельность в некоторых видах учебной деятельности. Оценивает деятельность литературных персонажей пытается обосновывать свои мысли


Проявляет самостоятельность в учебной деятельности, оценивает поступки детей и взрослых, аргументирует свой ответ

Понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения.

Открыто относиться ко внешнему миру, не всегда чувствует уверенность в своих силах

Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности

Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует свою уверенность не только в игровой деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям

Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах в учебной деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям в учебной деятельности


Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх. В игре способен вести переговоры. Пытается сдерживать свои эмоции

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции

Взаимодействует со взрослыми и сверстниками на основе любой совместной деятельности умеет договариваться о совместных действиях и плане совместной деятельности

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми даже не имея совместной деятельности, имея целью достигнуть какой-либо личной цели (Н-Р, получить нужную информацию, совершить покупку)


Ориентируется в социальных ролях умеет выстраивать межличностные взаимоотношения.

В рамках игры обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему

Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему

Обсуждает проблемы возникающие в интересующей его сфер, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых

Обсуждает проблемы , избегает конфликты, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых о том. Что для него важно

Умеет находить выход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п.

Положительно относиться к себе и окружающим. Отзывчив к переживаниям другого человека

Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам

Способен сочувствовать и сопереживать, принимает оценку своим поступкам от сверстников

Доброжелательно реагирует на замечания способен исправиться в ответ на предложение взрослого

Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки

Регулятивные УУД

Проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности

Принимает и сохраняет учебную задачу

С помощью педагога ставит учебную задачу

Способен сам поставить задачу в творческой деятельности связанной с учебной

Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Умеет выбирать себе род занятий и выстраивать внутренний план действий в игровой деятельности

Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную

Совместно с учителем учитывает выделенные педагогом ориентиры для построения внутреннего плана действия в учебном материале

Способен самостоятельно выстроить внутренний план действий в некоторых видах учебной деятельности

Самостоятельно определяет ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности

Проявляет умения произвольности предметных действий

Овладевает способами самооценки выполнения действий

Адекватно принимают оценку своей деятельности со стороны

Планирует свои действия совместно с учителем, анализирует проблемы и результат

Умеет планировать поледовательно-сть промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом результата предыдущего действия

Коммуникативные УУД

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми на основе общей деятельности


Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

Формируются навыки совместной учебной деятельности над проектом: выполнение роли, заданной учителем, помощь товарищам по проекту

Планирует учебное сотрудничество совместно с учителем, принимает участие в контроле чужой деятельности, осуществляет рефлексию

Планирует учебное сотрудничество со сверстниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов. рефлексии

Проявляет любопытство ко всему новому и необычному

Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность

Умеет задавать вопросы, чем проявляет свою любознательность, умеет слушать

Умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми в поисках интересующей информации

Способен поставить задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации

Способен договариваться, учитывать интересы других в игровой деятельности

Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою

Частично владеет навыками преодоления конфликта

Чувствуя приближения конфликта способен его избежать или быстро нивелировать

Владеет способами разрешения конфликта, может стать посредником в разрешении

Тематическое планирование занятий

О класс - 1 год обучения - 33 часа

Профилактика дезадаптаци и формирование произвольных психических процессов.

Темы занятий

Количество часов

1 часть: «Здравствуй школа - это Я! »

1.

Давайте познакомимся. Я и моё имя.

1

2.

Ура! Я- школьник.

1

3.

Экскурсия по школе.

1

4.

Правила школьной жизни, волшебные слова.

1

5.

Зачем ходить в школу.

1

6.

Мой друг - школьный портфель.

1

7.

Ученье свет, а не ученье тьма.

1

8.

Узнай меня поближе.

1

9.

Учимся работать вместе.

1

10.

Наш класс- это все мы.

1

11.

Настроение в школе, когда всем весело, а одному грустно.

1

12.

Первоклассник-это здорово!

1

2 часть: Развитие познавательных процессов

1.

Развитие произвольности внимания.

7

2.

Развитие произвольной памяти.

7

3

Развитие мелкой моторики.

Итого:

7

33



1 класс - 2 год обучения 33 часа.

Коррекция и развитие познавательной сферы.

Темы занятий

Количество часов

1.

Развитие внимания

-развитие произвольного внимания - развитие распределения внимания

- развитие объёма внимания

8

2.

Развитие восприятия

4

3.

Развитие памяти

- развитие зрительной памяти

- развитие слуховой памяти

- развитие логической памяти

8

4.

Развития мышления

Итого:

13

33

2 класс- 3 год обучения - 35 часов.

Коррекция и развитие познавательных процессов.

Темы занятий

Количество часов

1.

Развитие внимания

-развитие произвольного внимания - развитие распределения внимания

- развитие объёма внимания

8

2.

Развитие восприятия

4

3.

Развитие памяти

- развитие зрительной памяти

- развитие слуховой памяти

- развитие логической памяти

10

4.

Развития мышления

Итого:

13

35

3 класс - 4 год обучения - 35 часов.

Формирования коммуникативных умений.

Темы занятий

Количество часов

1.

Выявления уровня развития коммуникативных способностей у детей ( социометрическое обследование детей)

1

2.

« Язык общения» формирование навыков общения с внешним миром

10

3.

«Тайны моего «Я» Позицивация «образа «Я»

12

3.

Формирования коммуникативной компетентности

Итого:

12

35

4 класс - 5 год обучения - 35 часов.

Готовность и подготовка к переходу в среднее звено.

Темы занятий

Количество часов

1.

«Я и школа»

4

2.

« Я и общество»

4

3.

Характер

7

3.

«Что для меня важно» Развитие внутреннего плана действий и развитие понятийного

13

4.

Эмоции

Итого:

7

35



Список литературы

1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения.-М., 2005..

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М.:Просвещение,1973.

3. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников.-М.,1993.

4.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2011. - С.224

5. Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников.-М.,2004.

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. // Практикум для психологов и логопедов. М.: Гном - Пресс, Новая школа, 1998. 56 с.

7. Локалова Н.П. « 120 уроков психологического развития младших школьников»

8. Микляева А. В., Румянцева П. В. М59 Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2004. - 104 с.

9. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2003г. - 128с.

10.Павлий Т. Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития: Автореф.дис. канд. псих.наук. М., 1997.

11. Рабочая программа «Учись учиться» (развитие познавательных процессов комплект«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения для младших школьников (по авторскому учебно-методическому УМК Языканова Е.В.)

12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.-М.,2001

13.Ульбенкова У.В Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994

14.Чистякова М.И. Психогимнастика.-М.,1995

15.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты.-М.,1999

16. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: Коррекционные занятия в общеобразовательной школе.-М.,2005

Интернет - ресурсы

Президент России - гражданам школьного возраста - uznay-prezidenta.ru/

Российский общеобразовательный портал т- school.edu.ru/

Сайт Министерства образования и науки РФ - mon.gov.ru/

Уполномоченный по правам человека в РФ: официальный сайт - ombudsman.gov.ru/



© 2010-2022