Профилактическое мероприятие Законопослушный гражданин

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Законопослушный гражданин»



Цель: профилактика правонарушений, формирование ответственности несовершеннолетних за правонарушение.

Задачи:

  • воспитание законопослушной, юридически грамотной личности;

  • воспитание уважения к закону, его соблюдению;

  • уважение к правам других людей;

  • формирование представления об административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности;

  • мотивация к правильному правовому поведению в различных жизненных и правовых ситуациях;

  • создание условий для самостоятельных суждений школьника;

  • частично - поисковые задания как стимул познавательного интереса детей.

Методы и формы:

  • практические, частично - поисковые, наглядные, вербальные;

  • лекция с элементами беседы;

  • презентация;

  • использование учебного пособия;

  • введение в ход мероприятия поэзии.

Оборудование: ПК, мультимедиа.

Демонстрационный материал: слайды, плакаты

Дидактический материал: раздаточный материал (кодекс РФ).

На классной доске вывешены плакаты с высказываниями известных писателей (Ф.Вольтера, Ф.Шиллера, С.Бранта).

Ход мероприятия

Ведущий:

Добрый день, юноши и девушки! Добрый день, законопослушные граждане России! Сегодня мы с вами собрались, чтобы познакомиться с отраслями права, которые устанавливают ответственность за правонарушение. Ещё сегодняшнее мероприятие по граждановедению в какой-то мере предупредит вас об опасностях пренебрежения законом. И, наконец, поможет вам лучше понять общество, в котором вы живёте и которое вам предстоит улучшать.

«От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Это суровое предупреждение пришло в наш быт из прошлого, оно напоминает и предостерегает от самых неблагоприятных поворотов судьбы. «За решётку» никто не стремится. Однако тысячи подростков обоего пола ежегодно оказываются в следственных изоляторах, воспитательных колониях, приёмниках - распределителях, наркологических диспансерах.

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Не успев ещё почувствовать радость жизни, человек уже оказывается в кабинете следователя и бормочет: «Не хотел! Не знал! Больше не буду!» Он и здесь с трудом осознаёт, что наступает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Не папина, не мамина, а его ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Но и потом молодой человек ищет себе оправдание или винит всех вокруг, но не себя: «Все так делают». А ведь есть мудрая пословица: «Не ругай землю, если споткнешься: не земля виновата».

Сейчас мы с вами рассмотрим некоторые ситуации, когда необдуманный, совершённый поступок можем превратиться в проступок и даже в правонарушение. Но сначала…

Скажите, что такое мораль? (ответы детей, уточнять и расширять формулировку).

Мораль - это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. Но эти нормы нигде не записаны. За их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения тех, кто с ними согласен.

Широко известны такие понятия, как аморальное поведение, аморальная личность. Как вы думаете, что мы имеем в виду, когда говорим - «аморальный поступок»? (Ответы детей).

Аморальный поступок - это деяние, нарушающее общепринятые моральные нормы (моральная ответственность в виде осуждения).

Задания для закрепления понятий (слайды).

Приведите свои примеры аморальных и высокоморальных поступков (выступление детей).

Ведущий:

Сейчас предлагаю вам объяснить, а что же считается правонарушением.(Ответы детей). Ведущий уточняет формулировку:

Правонарушение - это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону. Правонарушение совершается тогда, когда человек нарушает какую-то особую норму. Это и есть та норма, за нарушение которой наступает особая, юридическая ответственность. Это норма обязательно должна быть закреплена в законе или в ином нормативном акте. Её нарушение обязательно должно преследоваться государством.

Что же такое ЗАКОН? Это обязательный для всех акт (документ), принятый законодательным органом государственной власти в установленном конституцией порядке.

Вопросы для закрепления:

  • Чем отличается аморальный поступок и правонарушение? (моральная ответственность в виде осуждения, юридическая ответственность).

  • Какой нормативный акт (документ) применяется при наказании за совершение правонарушения? (кодек РФ об административных правонарушениях).

Виды ответственности за правонарушение

(статьи, применяемые при наказании за правонарушение).

Например:

  1. Статья 20.1 «Мелкое хулиганство»

Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан - влечёт наложение административного штрафа в размере 15 минимальных размеров оплаты труда или административный арест сроком на 15 суток.



  1. Статья 20.21 «Появление в общественных местах в состояние опьянения»

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состояние опьянения, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда или административный арест сроком до 15 суток.

Это все административные правонарушения.

А теперь рассмотрим ситуацию, где вы самостоятельно определите степень вины участвующих.

Ситуация: Кинотеатр.

Группа молодых людей с шумными репликами, вызывающим поведением входит в помещение во время киносеанса. В ответ на замечания присутствующих молодые люди отвечали грубостью, распивали спиртные напитки и громко смеялись, ножом испортили несколько стульев. Администрации кинотеатра пришлось вызвать милицию. Во время разбирательства, молодые люди нагрубили представителям правоохранительных органов, после чего пришлось их задержать и сопроводить в милицейский участок.

- Как вы думаете, правильно ли их задержала милиция?

- Это аморальный поступок или что - то другое? (Правонарушение).

- Какие правонарушения они совершили?

- Какой вид юридической ответственности будет вменяться молодым людям?

(Административный или гражданско-правовой).

Ответы детей.

Ведущий:

А теперь представим, что во время задержания один из парней оказал активное сопротивление работнику милиции, затеял драку. Какой вид ответственности ожидал бы парня? Правильно - это уже уголовная ответственность.

Ведущий:

Сейчас я вам предлагаю еще одну ситуацию, а вы решите под какие виды ответственности попадают главные герои стихотворения Э. Асадова «Трус и «воробьиная душа»». Наслаждайтесь поэзией и анализируйте, оценивайте поведение героев с юридической точки зрения.

Звучит стихотворение Э.Асадова «Трус и воробьиная душа».

Проводиться беседа по произведению, анализируются поступки главных героев, дети высказывают свое мнение к их поведению как «юристы» и с нравственной точки зрения.

НАКАЗАНИЕ

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания, предусмотренные ст.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

  • предупреждение;

  • административный штраф;

  • исправительные работы;

  • административный арест (на срок до 15 суток и т.д.)

  • лишение специального права (например, на управление автомобилем, снегоходом, права охоты и т.д.)

Основной целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителям, так и другим лицом.

Ведущий:

Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Я юрист». Я буду вам предлагать ситуацию, а вы будете мне давать консультацию по Кодексу, как юристы, называя номер статьи и её название (4-5 участников).

БЕЗНАКАЗАННОСТЬ

Конечно же, все законы знать невозможно, но: незнание закона не освобождает от ответственности.

Чувство безответственности порождается чувством безнаказанности.

Как же появляется чувство безнаказанности?

Во-первых, оно начинает формироваться, если многие аморальные проступки (нецензурная брань, курение, хамство, унижение слабых, вымогательство и т.д.) остаются незамеченными.

Во-вторых, чувство безнаказанности формируется потому, что взрослые не любят «выносить сор из избы». Но что-то надо делать. Выход все-таки в том, чтобы администрация без внимания милиции не оставляла ни единого серьёзного нарушения школьного порядка, общественного и закона.

Величайшее поощрение преступления - безнаказанность (Цицерон).

А чувство безответственности порождает чувство безнаказанности. И главное, не думайте, что несовершеннолетие освобождает от наказаний, и не верьте, если вас кто-то будет убеждать, пытаясь толкнуть на путь преступления. Даже шаля, совершая необдуманные, казалось, невинные поступки, руководствуйтесь чувством меры, потому что «последняя капля может переполнить чашу терпения».

Итог: сегодня мы с вами на мероприятии, не только закрепили знания, полученные ранее на уроках граждановедения, но и узнали кое-что новое.

Какой же вывод вы сделали? (Подвести к ответу).

  • Нужно быть законопослушными гражданами, подчиняться законам, уважать закон.

  • Уважать других людей, общество в целом.

  • Что ждет людей, нарушающих закон? (Наказание).

  • Какие виды наказаний вы знаете? (Административное наказание, гражданско-правовое, уголовная ответственность).

Древние говорили: «Предупрежден - значит, подготовлен (вооружен)». Теперь и вы вооружены знаниями, юридическими знаниями, и мы ждём от вас поддержки и помощи, ждём, что вы воспользуетесь этими знаниями, чтобы спасти, оградить своих друзей, знакомых, родственников от необдуманных поступков и действий, от правонарушений.

Потому - что, как вы заметили, от аморального поступка, до правонарушения расстояние не очень большое. Также не очень далеко от правонарушения до преступления. Ваша судьба зависит от вас. Выбор за вами.


© 2010-2022