- Преподавателю
- Школьному психологу
- Профилактическое мероприятие Законопослушный гражданин
Профилактическое мероприятие Законопослушный гражданин
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Широкова М.М. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Законопослушный гражданин»
Цель: профилактика правонарушений, формирование ответственности несовершеннолетних за правонарушение.
Задачи:
-
воспитание законопослушной, юридически грамотной личности;
-
воспитание уважения к закону, его соблюдению;
-
уважение к правам других людей;
-
формирование представления об административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности;
-
мотивация к правильному правовому поведению в различных жизненных и правовых ситуациях;
-
создание условий для самостоятельных суждений школьника;
-
частично - поисковые задания как стимул познавательного интереса детей.
Методы и формы:
-
практические, частично - поисковые, наглядные, вербальные;
-
лекция с элементами беседы;
-
презентация;
-
использование учебного пособия;
-
введение в ход мероприятия поэзии.
Оборудование: ПК, мультимедиа.
Демонстрационный материал: слайды, плакаты
Дидактический материал: раздаточный материал (кодекс РФ).
На классной доске вывешены плакаты с высказываниями известных писателей (Ф.Вольтера, Ф.Шиллера, С.Бранта).
Ход мероприятия
Ведущий:
Добрый день, юноши и девушки! Добрый день, законопослушные граждане России! Сегодня мы с вами собрались, чтобы познакомиться с отраслями права, которые устанавливают ответственность за правонарушение. Ещё сегодняшнее мероприятие по граждановедению в какой-то мере предупредит вас об опасностях пренебрежения законом. И, наконец, поможет вам лучше понять общество, в котором вы живёте и которое вам предстоит улучшать.
«От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Это суровое предупреждение пришло в наш быт из прошлого, оно напоминает и предостерегает от самых неблагоприятных поворотов судьбы. «За решётку» никто не стремится. Однако тысячи подростков обоего пола ежегодно оказываются в следственных изоляторах, воспитательных колониях, приёмниках - распределителях, наркологических диспансерах.
Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Не успев ещё почувствовать радость жизни, человек уже оказывается в кабинете следователя и бормочет: «Не хотел! Не знал! Больше не буду!» Он и здесь с трудом осознаёт, что наступает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Не папина, не мамина, а его ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Но и потом молодой человек ищет себе оправдание или винит всех вокруг, но не себя: «Все так делают». А ведь есть мудрая пословица: «Не ругай землю, если споткнешься: не земля виновата».
Сейчас мы с вами рассмотрим некоторые ситуации, когда необдуманный, совершённый поступок можем превратиться в проступок и даже в правонарушение. Но сначала…
Скажите, что такое мораль? (ответы детей, уточнять и расширять формулировку).
Мораль - это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. Но эти нормы нигде не записаны. За их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения тех, кто с ними согласен.
Широко известны такие понятия, как аморальное поведение, аморальная личность. Как вы думаете, что мы имеем в виду, когда говорим - «аморальный поступок»? (Ответы детей).
Аморальный поступок - это деяние, нарушающее общепринятые моральные нормы (моральная ответственность в виде осуждения).
Задания для закрепления понятий (слайды).
Приведите свои примеры аморальных и высокоморальных поступков (выступление детей).
Ведущий:
Сейчас предлагаю вам объяснить, а что же считается правонарушением.(Ответы детей). Ведущий уточняет формулировку:
Правонарушение - это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону. Правонарушение совершается тогда, когда человек нарушает какую-то особую норму. Это и есть та норма, за нарушение которой наступает особая, юридическая ответственность. Это норма обязательно должна быть закреплена в законе или в ином нормативном акте. Её нарушение обязательно должно преследоваться государством.
Что же такое ЗАКОН? Это обязательный для всех акт (документ), принятый законодательным органом государственной власти в установленном конституцией порядке.
Вопросы для закрепления:
-
Чем отличается аморальный поступок и правонарушение? (моральная ответственность в виде осуждения, юридическая ответственность).
-
Какой нормативный акт (документ) применяется при наказании за совершение правонарушения? (кодек РФ об административных правонарушениях).
Виды ответственности за правонарушение
(статьи, применяемые при наказании за правонарушение).
Например:
-
Статья 20.1 «Мелкое хулиганство»
Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан - влечёт наложение административного штрафа в размере 15 минимальных размеров оплаты труда или административный арест сроком на 15 суток.
-
Статья 20.21 «Появление в общественных местах в состояние опьянения»
Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состояние опьянения, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда или административный арест сроком до 15 суток.
Это все административные правонарушения.
А теперь рассмотрим ситуацию, где вы самостоятельно определите степень вины участвующих.
Ситуация: Кинотеатр.
Группа молодых людей с шумными репликами, вызывающим поведением входит в помещение во время киносеанса. В ответ на замечания присутствующих молодые люди отвечали грубостью, распивали спиртные напитки и громко смеялись, ножом испортили несколько стульев. Администрации кинотеатра пришлось вызвать милицию. Во время разбирательства, молодые люди нагрубили представителям правоохранительных органов, после чего пришлось их задержать и сопроводить в милицейский участок.
- Как вы думаете, правильно ли их задержала милиция?
- Это аморальный поступок или что - то другое? (Правонарушение).
- Какие правонарушения они совершили?
- Какой вид юридической ответственности будет вменяться молодым людям?
(Административный или гражданско-правовой).
Ответы детей.
Ведущий:
А теперь представим, что во время задержания один из парней оказал активное сопротивление работнику милиции, затеял драку. Какой вид ответственности ожидал бы парня? Правильно - это уже уголовная ответственность.
Ведущий:
Сейчас я вам предлагаю еще одну ситуацию, а вы решите под какие виды ответственности попадают главные герои стихотворения Э. Асадова «Трус и «воробьиная душа»». Наслаждайтесь поэзией и анализируйте, оценивайте поведение героев с юридической точки зрения.
Звучит стихотворение Э.Асадова «Трус и воробьиная душа».
Проводиться беседа по произведению, анализируются поступки главных героев, дети высказывают свое мнение к их поведению как «юристы» и с нравственной точки зрения.
НАКАЗАНИЕ
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания, предусмотренные ст.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
-
предупреждение;
-
административный штраф;
-
исправительные работы;
-
административный арест (на срок до 15 суток и т.д.)
-
лишение специального права (например, на управление автомобилем, снегоходом, права охоты и т.д.)
Основной целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителям, так и другим лицом.
Ведущий:
Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Я юрист». Я буду вам предлагать ситуацию, а вы будете мне давать консультацию по Кодексу, как юристы, называя номер статьи и её название (4-5 участников).
БЕЗНАКАЗАННОСТЬ
Конечно же, все законы знать невозможно, но: незнание закона не освобождает от ответственности.
Чувство безответственности порождается чувством безнаказанности.
Как же появляется чувство безнаказанности?
Во-первых, оно начинает формироваться, если многие аморальные проступки (нецензурная брань, курение, хамство, унижение слабых, вымогательство и т.д.) остаются незамеченными.
Во-вторых, чувство безнаказанности формируется потому, что взрослые не любят «выносить сор из избы». Но что-то надо делать. Выход все-таки в том, чтобы администрация без внимания милиции не оставляла ни единого серьёзного нарушения школьного порядка, общественного и закона.
Величайшее поощрение преступления - безнаказанность (Цицерон).
А чувство безответственности порождает чувство безнаказанности. И главное, не думайте, что несовершеннолетие освобождает от наказаний, и не верьте, если вас кто-то будет убеждать, пытаясь толкнуть на путь преступления. Даже шаля, совершая необдуманные, казалось, невинные поступки, руководствуйтесь чувством меры, потому что «последняя капля может переполнить чашу терпения».
Итог: сегодня мы с вами на мероприятии, не только закрепили знания, полученные ранее на уроках граждановедения, но и узнали кое-что новое.
Какой же вывод вы сделали? (Подвести к ответу).
-
Нужно быть законопослушными гражданами, подчиняться законам, уважать закон.
-
Уважать других людей, общество в целом.
-
Что ждет людей, нарушающих закон? (Наказание).
-
Какие виды наказаний вы знаете? (Административное наказание, гражданско-правовое, уголовная ответственность).
Древние говорили: «Предупрежден - значит, подготовлен (вооружен)». Теперь и вы вооружены знаниями, юридическими знаниями, и мы ждём от вас поддержки и помощи, ждём, что вы воспользуетесь этими знаниями, чтобы спасти, оградить своих друзей, знакомых, родственников от необдуманных поступков и действий, от правонарушений.
Потому - что, как вы заметили, от аморального поступка, до правонарушения расстояние не очень большое. Также не очень далеко от правонарушения до преступления. Ваша судьба зависит от вас. Выбор за вами.